Идеальное искусство и реальное.
Шеллинг, Философия искусства (1 и 2 разделы).
Шеллинг (1775-1854) – немецкий философ.
Основные эстетические проблемы Шеллинг разрабатывает в своих трудах: "Система трансцендентального идеализма" и "Философия искусства"
В своих исследованиях Шеллинг отталкивается от Фихте. Но вместо «абсолютного Я» лежащего в основе мира у Фихте (по Фихте – «Абсолютное Я» - бесконечная деятельность, которая лежит в основе мира), Шеллинг использует понятие Абсолюта. (!!! это на всякий случай: Он, создает две части философской системы: философию природы, в которой ставилась задача показать, как философия приходит к субъекту, разуму, и трансцендентальный идеализм (т.е.философию разума ) - единство этих противоположных моментов и составляет Абсолют.)Абсолют — единство противоположностей, тождество сознательного и бессознательного, природы и сознания, субъекта и объекта.
Встроенность абсолюта (тождества) в природу – есть универсум. Универсум как мир в целом есть неразличимость субъекта (сознания, идеального) и объекта (реального, природы), он представляет собой непрекращающуюся деятельность их различения и отождествления. Универсум, бесконечность - есть ВСЁ, что есть в мире.
Прежде чем говорить об искусстве, необходимо сказать о философии природы Шеллинга.
Исходя из первоначального параллелизма субъективного (Я/сознательное) и объективного (природа/ бессознательное) он рассматривает, каким образом достигается единство и развитие природы и духа. Он последовательно раскрывает этапы развития природы в направлении к осознанию ею самой себя как целесообразного целого. Таким образом бессознательное (природа) порождает сознание (человека – высшего организма) как будущую форму познания бессознательного. Природа (объект) приходит к сознанию, а человек (субъект), в своей деятельности приходит к природе: он познает мир и осуществляет в нем свои замыслы.
|
|
говоря проще: Природа бессознательна, но в своем развитии она порождает духовное (субъект), а субъект, дух, в соей деятельности приходит к природе: он познает мир и осуществляет в нем свои цели
Учение о гении.
Окончательное завершение деятельность духа находит в искусстве. Искусство – это высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, единство теоретической и практической деятельности. Но в полной мере достигнуть этого единства может только гений. С одной стороны, гений действует сознательно. Он ставит перед собой определенные цели и владеет соответствующей техникой. Но в процессе создания его творение перерастает этот сознательный замысел. В нем всегда есть нечто большее, дополнительный элемент, который проистекает из бессознательной деятельности. Именно эта деятельность позволяет ему вкладывать в конечные чувственные образы бесконечные смыслы. Таким образом, гений вносит бесконечное в конечное. Именно гений является истинным художником, а те кто лишены этого гения, остаются художниками лишь по названию.
|
|
Таким образом, если завершение природы – организм, а завершение художественного процесса – произведение искусства, то организм есть произведение искусства природы.
Итог сознательного процесса – бессознательное. Рукой творца движет не рациональность, а некое природное начало – гений. Таким образом, произведение искусства хоть и создается художником – является бессознательным, следовательно оно никем не создано. (было в конспекте, но я в этом не уверенна на 100%)
Философия (всё делаю в мысли) и искусство (гений – делает, что можно увидеть глазами)
Философия искусства Шеллинга.
Философия искусства - наука об искусстве которая выявляет в своем предмете абсолютное.
Чтобы стать предметом философии, искусство должно быть способно воспроизводить в себе бесконечное.
|
|
Философия и искусство. Философия воспроизводит абсолютное, данное в первообразе, а искусство воспроизводит абсолютное, данное в отображении, то есть в чувственно воспринимаемой форме.
Искусство - воплощение всеобщего абсолюта в реальном, конечном, а философия искусства – её воспроизведение, её идея.
Философия – понятия, идеи
Искусство – реальное, образы для чувственного восприятия
Цель искусства заключается в выявлении прекрасного, через особенные, прекрасные предметы, как бы ограничения.
Конструирование
Шеллинг руководствуется в своих эстетических исследованиях методом «конструирования». С помощью нескольких категорий (идеальное и реальное, субъективное и объективное, бесконечное и конечное, свобода и необходимость и др.) он конструирует идеальную модель мира искусства.
Итак философия искусства, по Шеллингу, есть конструирование искусства, что означает изображение реального в идеальном, или определение места искусства в универсуме.
«Конструирование (вообще), есть представление вещей в абсолютном, конструирование искусства, есть представление его форм как форм вещей каковы они в абсолютном, философия искусства, есть конструирование и самого универсума как абсолютного произведения искусства.» Этим тезисом заключается конструирование искусства в целом! но это не обязательно, на лекции он этого не давал.
|
|
Потенции
По Шеллингу в действительности пребывает одна сущность, единая и неделимая, и её многообразие возможно только в том случае, если она будет полагаться под различными определениями. Такие определения Шеллинг называет потенциями. Переход от универсума, от всеобщего, к чему то определенному – этот переход называется потенцированием. Пр.: Организм – это целое, орган – это всеобщее. Каждая часть существует только благодаря организму и наоборот.
Т.о. философия предстает в своем истинном виде только в совокупности всех содержащихся в ней потенций. Т.к. она должна быть верным отображением универсума, раскрытого в полноте своих определений. Универсум заключает в себе все потенции, он представляет собой абсолютную точку тождества, или неразличимости.
Всякая потенция составляет звено целого, поскольку она есть совершенное отображение общего и целиком вмещает его в себе.
Универсум в образе искусства, некое мировое целое. Искусство в целом – можно дробить на виды, и каждая часть так же будет бесконечна и тождественна целому.
В каждом виде искусства содержатся все виды искусства!
Потенции, как бы восходящая система ступеней. От первой простейшей потенции - до высшей.
Потенции природы – материя(облечение идеального в реальное, бесконечности в конечное), свет(растворяющий в себе реальность), разум(утверждает в равной мере материю и свет и тем самым уравнивает их между собой)
Философия пользуется идеями. Идеи направлены на бесконечное, абсолютное. Каждая идея – это потенция абсолюта. Идея = потенция, абсолют = всеобщее; мы мыслим всеобщее в идеях, в особенном.
Мифология является условием и первичным материалом для всякого искусства. Воплощение идеального в реальное. Пр.: Зевс – грамовержец, мощный бог, идея его силы у нас в уме. А увидев статую воочию, идея подтверждается, так как статуя наглядно символизирует. Идея воплощенная в теле (красота (Афродита), мудрость (Афина), сила (Зевс)) Мифология – мир и, так сказать почва, на которой могут произрастать и процветать произведения искусства.
.
Два ряда реальный и идеальный.
Идеальное – бесконечное, всеобщее, реальное – конкретное, единичное. Идеальное, воспроизводится в реальном.
В идеальном тоже есть реальное, и наоборот в реальном есть идеальное. Тождеством реального и идеального является символ.
Что в чем воплощается?
Шеллинг разграничил символ, аллегорию и схему как три разных способа изображения.
Когда идеальное(всеобщее) воплощается в реальном(конкретном) - схема
Когда реальное(конкретное) воплощается в идеальном (всеобщем) - аллегория
Синтез идеального и реального - символ
Конструирование искусства в идеальном. Материал искусства – идеи, представленные в чувственной форме. Воспроизведение идеи (вещей и т.п.) в реальном.
Идеальное искусство и реальное.
Реальное (изобразительное искусство) выражает себя через телесные предметы. К нему Шеллинг относит музыку, живопись и пластику. Вместе с тем Шеллинг подчеркивает, что каждое искусство из этого ряда включает в себя потенции всех других, образуя тем самым замкнутый круг мира искусств! – это важно!!
Идеальное - опираются на чувственный, телесный материал, это поэтические искусства, материю которых образует слово.
Рассмотрим сначала реальное искусство:
Музыка
Учение о звуке.Музыка (искусство звуков, которые развиваются во времени) - последовательность звуков,
которые должен собрать воедино слушатель.
Музыка состоит из трех потенций: ритм, тональность(модуляция), мелодия
Ритм – основа музыки, внесение многообразия в звук (периодическое членение однородного, благодаря которому единообразие связывается с многоразличием)
Музыка – аллигорическое искусство (конечное преобладает над бесконечным)
Тональность (модуляция) – собрание единства (границы в которых развивается ритм) – схема
Мелодия - составляется из единства ритма и модуляции.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 3214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!