Список рекомендованной литературы по тематическому блоку « Индия »

Nbsp; Дальневосточный регион.   Семинар №5. Культура Индии.  1. Этимология термина "Индия". 2. Природно-климатические и географические условия Индии. 7-е место в мире по площади. Особенности рельефа. Многочисленность рек. 4 климата, в южной части 2 погодных сезона, на остальной части - 3 погодных сезона. Разнообразие флоры и фауны. 3. Социально-политическая и экономическая характеристика Индии. История государственности. Административное устройство. Штаты Индии. Основные партии Индии. Характеристика ресурсов Индии. Развитие промышленности и сельского хозяйства. 5. Население и язык Индии. 6. Периодизация культуры Индии: 1. Культура первобытной Индии 2. Культура Древней Индии 2.1. Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. - XVII в. до н. э.) 2.2. Ведийский период (XIII-VI вв. до н. э.) 2.2.1. Ранневедийский период (XIII-X вв. до н. э.) 2.2.2. Поздневедийский период (IX-VI вв. до н. э.) 2.3. Буддийский период (V-III вв. до н. э.) 2.4. Классическая эпоха (II в. до н. э. - VI в.) 3. Культура Индии средних веков 3.1. Период раздробленности (7-14) 3.2. Период господства мусульман: Делийский султанат (XIII – XIV ст.) и Империя Великих моголов (XVI – XVIII ст.) 3.3. Период господства англичан (1765-1947) 4. Современная культура Индии.   3.3. Первая английская (Лондонская) Ост-Индская компания была создана в 1600 г. Англичане постепенно наращивали свое влияние в Индии, к концу 18 в. они смогли взять под контроль значительную часть Индии и вытеснить конкурентов. В 1947 г. Индия получила полную независимость от Британии.  Англичане в своей колониальной политике следовали принципу «разделяй и властвуй», пользуясь государственной раздробленностью Индии и конфликтами как между различными княжествами, так и между разными социальными и религиозными группами. Ограбление населения привело к голоду 1769-1773 гг., во время которого погибло от 7 до 10 млн. бенгальцев. В 1780-1790-х гг в Бенгалии -снова голод, погибло несколько млн. чел. Голодом были поражены также Бенарес, Джамму, Бомбей и Мадрас. После перехода всего Индостана под власть английских колониальных администраций голод - и на другие территории. Во многом это стало результатом сознательной политики британских властей по разорению местного ремесленного производства, в результате чего рынок освобождался для английских промышленных товаров. По сообщению британского генерал-губернатора от 1834: «Равнины Индии белеют костями ткачей». 1800 - 1825 гг. от голода умер 1 млн. чел., в 1825 -1850 гг. - 400 тыс., в 1850-1875 гг. - 5 млн., в 1875 -1900 гг. - 26 млн. В период «большого голода» (1876-1878 гг.), в первую очередь, Бомбей и Мадрас, погибло по данным английской администрации около 2,5 млн., а по индийским данным около 10 млн. человек. В 1857 г. восстали сипаи (солдаты индийского происхождения в британской колониальной армии), и английские власти лишь путём больших усилий и серьёзного кровопролития смогли навести порядок. После этого вместо Ост-Индской компании Индией стала управлять непосредственно королева, от которой назначался вице-король. Эксплуатация индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии. Вместе с тем положительные шаги английской колониальной власти: судебная реформа, министерская система управления колонией, формирование выборных законодательных советов. Прогресс железнодорожного транспорта, почтовой службы и телеграфа - формирование внутреннего рынка, а открытие Суэцкого канала в 1869 г. обеспечило связь с остальным миром. Стали выпускаться частные периодические издания, которые вскоре после непродолжительного контроля сверху, были освобождены от цензуры. Основывались университеты, индийцы теперь занимали высокие должности в государственном аппарате. Однако недовольство колониальной политикой. Рост национального самосознания и национально-освободительного движения. Индийское национально-освободительное движение Широкий спектр политических организаций, философий, и движений которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной. Первые организованные движения – в Бенгалии, сначала с помощью оружия, но позднее с помощью политической борьбы, главной вехой в развитии которой стало образование Индийского национального конгресса. 1920-е годы - на его вооружение была взята пропагандируемая Махатмой Ганди политика ненасилия последней стадии. Но некоторые лидеры (Субхас Чандра Бос) - более радикальные, военные меры в борьбе с англичанами. Кульминация – 1947 г. - раздел британской Индии и образование доминионов Индии (до 26 января 1950 г., когда была принята конституция Индии, объявившая страну республикой) и Пакистана. Хотя базовой идеологией движения был антиколониализм, его также вдохновляла идея будущего независимого капиталистического развития в совокупности со светской, демократической, республиканской и либеральной политической структурой. В 1930-е годы движение приобрело ярко выраженную социалистическую ориентацию, в основном по причине всё возраставшего влияния левых элементов в Индийском национальном конгрессе и усиления влияния Коммунистической партии Индии. Махатма (Мохандас) Ганди (1869-1948) Духовный лидер нации, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Был убит индийскими радикалами. Джавахарлал Неру (1889-1964) Один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром независимой Индии. 4. Современная культура Индии. Проблемы: 1. Будучи многонациональным и многорелигиозным государством - распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 годы, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав. 2. Одна из основных проблем – терроризм, особенно в Джамму и Кашмире (нападение боевиков на Законодательную ассамблею в г. Сринагаре, 1 октября 2001 г., 49 чел. убито), северо-восточной Индии, а к началу 21 в. - в таких больших городах, как Дели (террористическая атака на Индийский парламент июль 2001 г. - 6 чел. погибли, теракт у здания Верховного суда Индии, 7 сентября 2011 - 11 чел. погибли и 70 ранены) и Мумбаи (Ноябрь 2008 г. Террористы засели в двух гостиницах и взяли заложников в еврейском центре. Был также обстрелян городской вокзал. Операция по уничтожению боевиков продолжалась более двух суток. Погибли 166 человек, сотни получили ранения). 3. Серьезная проблема - из-за споров вокруг границ с соседними государствами. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 г. он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала в 1947, 1965,1971 и 1999 (Каргильская война) годах. 4. Высокий уровень бедности и неграмотности населения Индии. Достижения: Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 г., превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 г. к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занял Манмохан Сингх. По номинальному объёму валового внутреннего продукта Индия занимает 12-е место в мире, а по объёму ВВП, пересчитанному по паритету покупальной способности – 4 –е место. В 1974 г. Индия впервые провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба».  Родина появления "новых" религий. Бурное развитие киноиндустрии.     Семинар №6. Особенности духовной, художественной и повседневной культуры Индии.   1. Специфика духовных оснований индийской культуры. 2. Религиозные верования и обряды индийцев. 3. Развитие науки в Индии.Музыка, театр, танец, кино 3. Письменность и литература народов Индии. 4.Особенности художественной культуры Индии. 5. Живопись, архитектура и скульптура Индии. 6. Музыка, театр, танец и кино Индии.    

Список рекомендованной литературы по тематическому блоку « Индия »

1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. Спб., 1991.
2. Альбедиль М. Ф. Индия. Беспредельная мудрость. Спб., 2003.
3. Альбедиль М. Ф. Индуизм. Спб., 2000.
4. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. Спб., 1994
5. Артхашастра. Пер. с санскр. В. И. Кальянова. М., 1959.
6. Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000.
7. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.
8. Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Боддхисаттвы. М. 2000.
9. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. Пер. К. Бальмонта. М., 1990.
10. Боги, брахманы, люди. М., 1969.
11. Бонград-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.
12. Бонград-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. Спб., 2001
13. Бхагавадгита. Пер. с санскр. В. С. Семенцова. М., 1999.
14. Буддизм. Введение в буддизм. сост. В. И. Рудой. СПб 1999.
15. Буддизм: история и культура. М., 1989
16. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
17. Глушкова И. П. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры. М., 2000.
18. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1974
19. Гусева Н. Р. Раджастханцы. Народ и проблемы. М., 1989.
20. Джатаки. Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979.
21. Дандекар. Р. Н. От Вед к индуизму. М., 2002.
22. Древнеиндийская философия. М., 1972. В 2-х т.
23. Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985.
24. Древо индуизма. М., 1999.
25. Дхаммапада. Пер. с пали В. Н. Топорова. М., 1960.
26. Дюмон Л. Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст. Спб., 2001.
27. Ермакова Т, В., Островская Е. П., Рудой В. И. Введение в буддизм. Спб, 1999
28. Железнова Н. А. Представления о пути освобождения в джайнской традиции. — Древние культуры Восточной и Южной Азии. М., 1999.
29. Железнова Н. А. «Правачана-сара» Кундакунды. Введ., пер. с санскрита, комм. Железновой Н. А. «Вопросы философии» № 9. М. 2000.
30. Железнова Н. А. «Панчастикая-сара» Кундакунды. Введ., пер. с санскрита, комм. Железновой Н. А. «История философии». М., ИФАН, 2000, № 7.
31. Индийская жена. М., 1996.
32. Индийская культура и буддизм. М., 1972.
33. Индия в древности. М., 1964
34. Законы Ману. Пер. с санскр. Энгельгардта. М., 1991.
35. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996.
36. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1996.
37. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
38. История и культура Древней Индии. Тексты. М., 1990.
39. История и культура Древней Индии.. М., 1963.
40. Категории буддийской культуры. Под ред. Рудого В. И. М., 2000
41. Классическая йога. Пер. с санск. Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1992.
42. Косамби Д. Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.
43. Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. М., 1992.
44. Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане (из жизни индийской деревни). М., 1971
45. Культура древней Индии. М., 1975
46. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Санкхья-карика. Гаудапада. Санкхья-карика бхашья. Вачаспати Мишра. Таттва каумуди. Исслед., пер. с санскр., коммен., словарь В. К. Шохина. М., 1995.
47. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986.
48. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
49. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1991-1992.
50. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.
51. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М., 1975.
52. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.
53. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Исслед., комм., словарь, пер. с санскр. В. К. Шохина. М., 2001
54. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.
55. Островская Е. П., Рудой В. И. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.
56. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1990.
57. Пименов А. В. Возвращение к дхарме. М. 1998.
58. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Т.1, 2.
59. Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1985.
60. Ригведа. Мандалы I-IV, IX-X. М., 1999.
61. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.
62. Серебряков И. Д. Древнеиндийская литература. М., 1963
63. Снесарев А. Е. Этнографическая Индия. М., 1981.
64. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СПб., 2000.
65. Тюлина Е. В. Гаруда-пурана. Человек и мир. М., 2003.
66. Тюляев С. Искусство Индии. М., 1968.
67. Упанишады. Пер. с санскр. Сыркина. М., 1991, в 3-х т.
68. Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. Спб., 2000.
69. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.
70. Чаттопадхьяя Д. П. Локаята даршана. История индийского материализма. М. 1961.
71. Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
72. Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997.
73. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
74. Этикет у народов Южной Азии. Спб., 1999.
75. Эрман В. Г. Калидаса. М., 1976.
76. Эрман В. Г. Очерки ведийской литературы. М., 1980.
77. Юрлова Е. С. «Неприкасаемые» в Индии. М., 1989.
78. Юрлова Е. С. Индия от неприкасаемых к далитам. М., 2003.

79. Вайнтруб И. Священные лики цивилизаций. - Київ, 2001.

80. Голоси стародавньої Індії: Антологія староіндійської літератури. – К., 1982.

81. Корнев В. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. - М., 1983.

82. Лидова Н. Драма и ритуал в древней Индии. - М, 1992.

83. Махабхарата. Рамаяна. - М., 1974.

84. Мифы древней Индии. - М., 1976.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!