Определите и обоснуйте, к философской традиции какого мыслителя прибегает Ф. Аквинский в работе «Этика»:

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Проанализируйте фрагмент из работы «Монологи» и выявите, что, согласно А. Августину является критерием существования: «Разум. Ты, который желаешь знать себя, знаешь ли ты, что существуешь? Августин. Знаю. Разум. Откуда знаешь? Августин. Не знаю. Разум. Простым ли ты себя чувствуешь, или сложным? Августин. Не знаю. Разум. Знаешь ли ты, что ты движешься? Августин. Не знаю. Разум. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Августин. Знаю. Разум. Итак, то истинно, что ты мыслишь. Августин. Истинно» (10, 595).   2. Исходя из онтологической концепции Августина, обоснуйте истоки истины в работе «Об истинной религии». Является ли предложенная философская идея оригинальной в истории философии?: «Старайтесь дознать, что такое высшее согласие: вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь свою природу изменчивою – стань выше самого себя. Но, становясь выше самого себя, помни, что размышляющая душа выше и тебя. Поэтому стремись туда, откуда возжигается самый свет разума (...)» (10, 599-600).  

Какая философская проблема ставится Августином в данном фрагменте из работы «О Граде Божьем», и какой характер она носит: онтологический, гносеологический, этический, эстетический?

«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к богу, и небесной – любовью к богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний в господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему богу: слава моя, и возносяй главу мою [Пс. III, 4]. Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами, в этом по любви взаимно служат друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему богу: возлюби тя, господи, крепости моя» [Пс. YIII, 2] (10, 602). 

 

4. Определите, какая философская тенденция (деизм, пантеизм, креационизм, атеизм) отражена в следующем размышлении о сотворении мира, развернутом в работе Августина «Исповедь»?:

«Как сотворил ты, всемогущий боже, небо и землю? (…). Не было ли у тебя под руками какой-нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества? Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы всемогущество твое (…). До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и (…) существующее зависит от твоего бытия» (10, 585).

 

Как Вы думаете, почему Августин, идеолог христианской церкви, выступил против пантеизма, несмотря на то, что в начале своего творчества разделял взгляды неоплатонизма?

6. Какая философская проблема ставится Августином в его работе «О порядке»? Попытайтесь обосновать правомерность или некорректность ее решения:

«К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум. Ибо первое предпочитается, когда нужно располагать, а другое наиболее ценится при достижении. Итак, хотя авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, а разум приличнее для ученых, однако так как всякий человек делается образованным из необразованного, а всякий необразованный не может знать того, каким он должен явится пред людьми учащими и посредством какой жизни может сделаться способным к учению, то для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет» (10, 594).

7. Определите и обоснуйте, к чьей философской традиции можно отнести следующий тезис из работы Ф. Аквинского «Сумма теологии»:

«(…) и материя некоторым образом ограничена формой, и форма – материей. Материя ограничена формой постольку, поскольку до приятия формы она потенциально открыта для многих форм, но, как только воспринимает одну из них, через нее становится замкнутой. Форма же ограничена материей постольку, поскольку форма сама по себе обща многим вещам; но после того, как воспринимает ее материя, она определяется как форма данной вещи» (10, 832).

 

8. Попытайтесь логически опровергнуть первое онтологическое доказательство бытия бога, сформулированное Ф. Аквинским в труде «Сумма теологии»:

«Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. … В этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиною своего движения нечто иное (…). (…) посох сообщает движение лишь постольку, поскольку он движим рукою. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ни все разумеют бога» (10, 828).

 

Обоснуйте второе доказательство бытия бога Ф. Аквинским («Сумма теологии») и, опираясь на критику Аристотелем учений античных авторов о началах сущего, попытайтесь опровергнуть это доказательство.

«Второй путь исходит из понятия производящей причины (…). Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин, однако (…) невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность (…), /ибо/ (…) отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае отсутствовали бы и конечное состояние, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить и первичную производящую причину, каковую все именуют богом» (10, 829).

 

Определите и обоснуйте, к философской традиции какого мыслителя прибегает Ф. Аквинский в работе «Этика»:

«(…) нет единого первичного начала зла в том смысле, в котором есть единичное первичное начало блага (…) . (…) единичное первичное начало блага есть благо по своей сущности … . Ничто, однако, не может быть по своей сущности злом (…) . (…) все существующее в той мере, в какой оно есть сущее, есть благо (…), зло существует лишь в благе как в своем субстрате» (10, 848).

 

11. Какой философской тенденции в споре об универсалиях придерживается У. Оккам в своем утверждении?:

«Я утверждаю, что универсалии, не есть нечто реальное, имеющее в душе или вне ее субъективное бытие (…) . (…) образ, созданный в уме на основании того, что мы видели внешнюю вещь, есть образец (…). И сей (образ) можно назвать универсалией (…) . (…) в этом смысле универсалия (…) не первична, а получается через абстрагирование (…)» (10, 898-899).

 

12.  Обоснуйте тезис из «Поучения» В. Мономаха с точки зрения христианской философии и морали Августина:

«Лжи остерегайся и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело» (10, 698).

 

13.  В чем, с точки зрения аристотелевской логики, состоит некорректность следующего вопроса, сформулированного средневековым номиналистом Д. Скотом в работе «Оксфордское сочинение»?:

«Имеется ли в способной к возникновению и уничтожаемой субстанции какая-либо положительная сущность, реально отличная от формы?» (10, 878).

 

14. Исходя из знания основных атрибутов Бога, попытайтесь ответить на поставленный вопрос:

«Может ли Бог создать такой камень, который поднять не сможет?»

 

15. Сформулируйте лаконичные определения средневекового понимания диалектики и софистики на основе фрагмента из работы П. Абеляра «Возражение некоему невежде в области диалектики»:   

«Диалектика и софистика весьма сильно отличаются друг от друга, т. к. первая заключается в истинности доводов, вторая – в подобии их; софистика учит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путем различения истинных доказательств учит опровергать ложные. Однако и то, и другое знание, а именно как диалектика, так и софистика, ведут к умению различать доказательства (…)» (10, 800-801).

 

16. Объясните следующее утверждение И.С. Эриугены из работы «О разделении природы» с точки зрения философского понимания бога»:

«(…) бог объемлет себя лишь в том смысле, что сознает себя необъемлемым; постигает себя (лишь) в том смысле, что сознает свою непостижимость; разумеет себя (лишь) в том смысле, что сознает, что ни в чем уразуметь его невозможно. Ибо он превосходит все, что есть и может быть» (10, 794).

 

17.  Какой философской позиции (креационизм, пантеизм, деизм) в вопросе о связи мира и бога придерживается Давид Динанский в работе «Тетради», и что он имеет в виду под формой?:

«Если, следовательно, мир есть сам бог, вне его самого воспринимаемый ощущением, как говорили Платон, Зенон, Сократ и многие другие, то материя мира есть сам бог, а форма, привходящая в материю, не что иное, как то, чем бог делает самого себя доступным ощущению» (10, 811).

 

18. К чьей философской традиции можно отнести следующее высказывание С. Барабантского, и чьи воззрения оно опровергает?:

«Если разумная душа вечна в будущем, остается предположить, что способность бытия не принимает такого способа, которого бы она не имела бы всегда прежде. Следовательно, она имела способность бытия и, таким образом, вечна в прошлом, если вечна в будущем (…)» (10, 819).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!