Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».



 

I. Разминка: Придумать вопросы по тексту романа (чтобы на них можно было ответить, не выходя ассоциативными путями за пределы романа. Тип: Викторина. Например: Вспомните пару строк из песенки, которую пели под марш после представления в Варьете? – Его превосходительство… Кто был дирижёром на балу у Воланда; и т.д.).

2 команды: одни придумывают вопросы, другие отвечают.

За каждый правильный ответ – 2 балла;

За каждый вопрос, на который не ответили, автору вопроса – 3 балла (при условии, что вопрос корректен, не слишком детален: например, сколько было алмазов на алмазной подковке, подаренной Маргарите и т.п.).

 

II. Семинар. 1 ведущий, обозначает тему (проблему), каждый, по возможности, говорит свою точку зрения.

Общая тема-проблема: «Мастер и Маргарита»: трактовки, интерпретации, прочтения.

 

Темы: 1. Герои романа.

Имена: Почему Булгаков «присвоил» героям именно такие имена (свита Воланда, «ершалаимские» герои)? «Странные» имена в романе (Алоизий Могарыч, Никанор Иванович Босой, Ворс, Бескудников, Поприхин и т.п.). Почему у Мастера нет имени?

– Внешний вид дьявола. Традиции изображения дьявола в европейской культуре. Бес – чёрт – дьявол – Воланд: сходства и различия.

– Кто главный герой романа?

 

2. Организация времени и пространства в романе.

– Сколько дней длится действие? Почему Воланд появляется именно в этот момент в Москве (варианты ответа), и почему исчезает в субботу вечером?

– Соотнесение двух пространств-времён: Москва – Ершалаим.

– Как связаны окружающий мир и действия героев.

– Тьма и свет.

– Сюжетная функция «клиники Стравинского».

 

3. Повествование. «Роман в романе»

– Повествователь и рассказчик «московских» и «ершалаимских» глав (особенности повествования, языка, облика, осведомлённости в происходящем). Фантастика и реальность.

– «Ершалаимские» главы романа и Евангелие: сходства и различия.

 

4. Интерпретации романа.

 

– «Мастер и Маргарита» – роман-мистерия о гибели культуры, конце света.

– «Мастер и Маргарита» – роман, посвящённый этической проблематике (каждому по вере его).

– «Мастер и Маргарита» – роман о нелёгкой судьбе писателя-творца, о его взаимоотношениях с властью, о том сокровенном, что он должен выразить. То есть – роман о творчестве.

 

Соотнесение понятий: добро – зло; свет – покой; жизнь – смерть (и бессмертие); гений – бездарность; трусость, страх – верность, бесстрашие.

 

Доклады-репортажи (не более 7 минут):

1. Булгаковская Москва (превращение пространства города в миф: прототипы и их художественные превращения).

2. Музыка в «Мастере и Маргарите»: что звучит, связь музыки и ситуаций.

3. «Мастер и Маргарита» на сцене, в кино, в экскурсиях.

4. Сообщества фэнов романа, акции, фанфики.

 

Литература:

1. Б. Мягков. Булгаковская Москва. М., 1993.

2. Соколов. Энциклопедия булгаковская. М., 1997.

3. М. Петровский. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова // Театр. 1991. № 5. С. 14 – 32.

 

 

6 семинар

Роман А. Толстого «Пётр первый»

 

1. Особенности создания жанра «исторического романа». История и современность в романе.

2. Главный герой (Пётр I) и толпа, народная масса.

3. Особенности композиции романа.

4. Экранизация романа.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!