Семинар № 10. Материалистическое понимание общества и истории в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».
Вопросы:
1. Критика идеалистического понимания истории.
2. Предпосылки материалистического понимания истории.
3. Сущность материалистического понимания истории:
а) развитие общества как естественноисторический процесс;
б) диалектика общественного бытия и общественного сознания.
Литература
1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-8.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. Т. 1. Гл. 1. С. 4-38.
3. Энгельс Ф. Письмо Йозифу Блоху 21 сентября 1890 г. //Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. Т. 3.С. 537-540.
Семинар 11. Антропологическая проблематика в «Философии жизни»
1. Неклассическая философия А. Шопенгауэра
– Идеи И. Канта в творчестве А. Шопенгауэра.
– Мира как представление.
– Мир как воля.
– Этика пессимизма. Проблема смысла жизни, судьбы, смерти, любви.
2. Иррационализм Ф. Ницше
– Понятие «жизни» и «воли-к-власти».
– Релятивистское учение об истине и идея переоценки всех ценностей.
– Концепция Сверхчеловека.
– Наследие античности в философии Ницше. Теория культуры.
Литература
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Соч.: В 5-ти т. Т. 1. М., 1992. http://philosophy.ru/library/catalog.html
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1990.
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. http://philosophy.ru/library/catalog.html
Семинар № 11а. Философия Ф. Ницше в работе «Антихритианин».
|
|
Вопросы:
1. Критика Ницше христианской морали.
2. Обоснование жизни как проявления воли к власти.
Литература
1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. С. 187-195.
2. Ницше Ф. Антихристианин //Сумерки богов. М., 1989. С. 18-56 (абзацы 1-39).
3. Ницше Ф. Антихрист //Соч. в 2-х т. М., 1990. Т.2. С. 633-663 (абзацы 1-39).
Семинар – 12. Русская философия
1. Западничество и славянофильство в русской философии (истоки формирования, сущность философских и социально-политических разногласий, их влияние на современную Россию).
2. Проблема человека в русской философии:
А). В. Соловьёв о предназначении человека (человечества).
Б). Космизм Н. Бердяева. Экзистенциальные мотивы в творчестве Н. Бердяева
Обязательная литература:
1. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо 1, 2. // Чаадаев. Сочинения. Приложение к журналу «вопросы философии». М. «Правда». 1989.
2. Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме // Хомяков А.С. Сочинения. Т.1., Соч. в 2-х тт. М. , «медиум». 1994. Приложение к ж. «Вопросы философии».
3. Соловьёв В. Чтение о богочеловечестве. (чтение восьмое) // Соловьёв В. Сочинения. М., Правда, 1989, Т.2.
4. Бердяев Н. Смысл творчества. М., Правда 1989. Здесь: гл.П. Человек. Микрокосм и макрокосм.
|
|
Дополнительная литература:
1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х веков. Л., 1989.
2. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. С-Птб. 1998.
3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.
4. Лосев А.Ф. Русская философия. Основные особенности русской философии // Философия, мифология, культура. М., 1991. С. 209-238.
Семинар – 13. Философия всеединства в работе В. Соловьева «Философские начала цельного знания».
Вопросы:
1. Проблема метода (теория развития).
2. Основные формы общечеловеческого организма и их анализ через метод развития.
Литература
1. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 111-175.
2. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания //Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 2. Гл. 1 (С. 140-178).
Семинар – 14. Проблема бытия в работе Ж.П. Сартра «Бытие и ничто».
Вопросы:
1. Бытие-для-себя.
2. Бытие-для-другого.
3. Бытие-в-себе.
Литература
1. Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра //Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 172-190.
2. Сартр Ж.П. Бытие и ничто //Философские науки, 1989. № 3.
Семинар – 14. а. Проблема бытия в философии экзистенциализма.
Вопросы:
1. Ж.- П. Сартр о сущности и существовании человека с позиции атеистического экзистенциализма (эссе «Экзистенциализм – это гуманизм»). Субъективность как исходный пункт экзистенциального философствования, понятие «проекта бытия». Свобода выбирать себя и ответственность перед человечеством. Основные экзистенциалы: свобода, заброшенность, ответственность. Представление о человеке как совокупности поступков и его этические следствия. Коммуникативные проблемы экзистенции («я мыслю» перед лицом другого): мир интерсубъективности. Сартр о гуманизме с позиций экзистенциальной философии.
|
|
2. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и ее антропологическая перспектива в работе «Письмо о гуманизме»: человек в «просвете бытия». Бытие и мысль; бытие и язык. Понятие «эк-зистенции» в аспекте вопроса о сущности человека. «забота» как . Бытие человека как бытие-в-мире и его аналитика. Ничто и «Dasein». Аспекты подлинного и неподлинного человеческого бытия («Dasein» и «Man»).
Литература:
1. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1990. с. 319-343.
2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. с. 192-218.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!