Нравственная культура общения



1 Общение как нравственная ценность.

2. Этикет: понятие, сущность, история. Виды современного этикета.

3. Общечеловеческое и национальное в этикете.

4. Основные нормы и правила делового (служебного) этикета.

Основные термины: этикет, вежливость, толерантность, тактичность,

учтивость, деликатность, скромность, любезность галантность, имидж, хорошие меры, комильфо, бонтон, моветон, деловой этикет.

Литература

1. Бгажноков Б. Адыгский этикет. – Нальчик, 1978.

2. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. – М., 1990.

3. Вандербильт Э. Этикет: В 2 кн. – М., 1995.

4. Вольф И. Современный этикет. – М., 1996.

5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизнен-

ных ситуациях – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. – М.,

1982.

7. Деловой этикет. Учеб. пособие / Сост. Т.Р.Биштова. –

Майкоп,1999.

8. Домострой. – М., 1991.

9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.

10.Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1996.

11.Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. – Нальчик, 1993.

12.Панкеев И. Энциклопедия этикета. – М., 1998.

13.Потылико Г.И. Этико-психологические основы общения. - М.,

1988.

14.Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. – М., 1991.

15.Пост Э. Этикет. – М., 1996.

16.Советский этикет. - Л., 1971.

17.Стошкус К. Этикет в развитии общества // Этическая мысль. –

М., 1988.

18.Сафьянов В.И. Этика общения. – М., 1991.

19.Титаренко А.И. Нравственные основы общения. – М., 1979.

20.Формановская Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет

в нашем общении) – М.,1989.

21.Холопова Т.И. Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых

людей. – М.,1995.

22.Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М.,

1997.

23.Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С.Лиха-

чева. – Екатеринбург, 1995.

24.Юности честное зерцало // Семья: Книга для чтения. Кн.1. –

М.,1990. - С. 132-171.

25.Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса.-

М., 1994.

26.Ягодинский В.Н. Наш этикет. - М., 1991.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЭТИКЕ.

Е занятие

1. Чем различаются понятия “этика”, “мораль”, “нравственность”? Выполнима ли такая задача этики, как “учить морали”? Можно ли научить морали?

2. Прокомментируйте слова русского философа Вл.Соловьева.

О каком важном условии воспитания порядочности он говорит: «Нравственная философия есть не более как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов… Но никакое изложение нравственных

норм, то есть условий достижения истинной цели, не может

иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе

не эту, а совсем другую цель»?

3. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? “Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям”.

4. Л.Н.Толстой утверждал, что “ человечеству только кажется, что оно занимается торговлей, войнами, искусствами, политикой и т.п. На самом деле единственное, что оно делает, оно уясняет себе нравственные законы, по которым оно живет”. Приведите примеры, подтверждающие мысль велико-

го писателя.

5. Всякий ли знающий нормы морали человек является образцом нравственности?

6. Мораль необходима обществу, а что она дает человеку?

2-е занятие

1. Князь Шэ сказал Конфуцию: “В моей деревне был один прямодушный человек. Его отец украл барана, и он донес на своего отца. Конфуций ответил: “В моей деревне прямые люди отличаются от ваших….”. Продолжите мысль великого моралиста. В чем состоит, по его мнению, прямота?

2. Сравните высказывания античных философов, назовите

и авторов и этические школы, к которым они относятся:

а) я предпочел бы безумие наслаждению;

б) наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами;

в) никакое удовольствие не есть зло само по себе, но средства,

производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства,

во много раз превышающие удовольствия.

3. Кто из перечисленных философов является автором первого специального труда по этике:

а) Эпикур, б) Сократ, в) Протагор, г) Аристотель, д) Сенека?

4. У эпикурейцев – атараксия, у киников - аскетизм, у стоиков - ?

5. Назовите имя античного философа, о котором пишет

А.С.Пушкин. Как называется этическая школа, к которой он принадлежал? Почему проповедуемый им образ жизни, по мнению поэта, не дает счастья? “Меж тем, на милых грозно лая, / Злой циник, негу презирая, / Один всех радостей лишен, / Дышал, от мира отлучен./ Но с бочкой странствуя пустою, / Вослед за мудростью слепою, / Простой чудак был ослеплен; / И, воду черпая рукою, / Не мог зачерпнуть счастья он”.

6. Кому из мыслителей прошлого принадлежат слова: “Две вещи наполняют душу все новым и все более сильным

удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне?

а) Гегелю, б) Ницше, в) Цицерону; г) Канту, д) Гольбаху.

7. Как Вы понимаете смысл различения Гегелем понятий

“мораль” и “нравственность”?

8. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете

предпочтение и почему?

А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более

того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется

перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как « депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты,

направленные на повышение ценности жизни.

3-е занятие

1. Определите этические учения, представителями которых являются авторы приведенных высказываний. Какому из них Вы отдаете предпочтение?

А. “…если нравы создаются историей развития данного общества,

то совесть, как я постараюсь доказать, имеет свое происхождение

гораздо глубже в сознании равноправия, которое физиологически

развивается в человеке, как и во всех общительных животных”

(П.Кропоткин).

Б. “Совесть, царящая в человеческом духе и над человеческим духом, как некая высшая сила, могла быть завита в его природу только тем, кто создал его и предназначил к выполнению нравствен-

ных задач. Поэтому религиозное сознание человечества справедливо видело и видит в совести выражение воли божьей” (А.Гусев).

В. “У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего –

иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто не привык мыслить. Совесть привилегированных – это ведь и есть привилегированная совесть” (К.Маркс).

2. Как называется строгий запрет, сформировавшийся на самых ранних стадиях развития нравственности:

а) тотем; б) ритуал; в) табу; г) обычай; д) фетиш?

3. Почему известное изречение: “И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, поступайте и вы с

ними”, - получило название “золотого правила” нравственности? Считаете ли Вы возможным применять его в отношениях с окружающими?

4. Проследите эволюцию нормы “уважай старших” от патриархальных нравов до наших дней. Покажите особенности её понимания на каждом историческом этапе. В чем проявляется эта норма сегодня?

5. Как соотносятся понятия “народная нравственность”,

“традиционная мораль”, “патриархальная мораль”?

6. Назовите известные Вам обычаи своего народа. Можно

ли выделить среди них хорошие и плохие? Что являет ся критерием такой оценки?

7. Как Вы относитесь к мысли Конфуция о том, что “если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель”? На Ваш взгляд, является ли она актуальной для современной нравственности?

8. Сравните традиции русского и _____ гостеприимства, попытайтесь выявить общее и особенное в традициях и правилах приема гостей. Какие из отмеченных Вами правил не утратили своего значения в наши дни?

4-е занятие

1. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “обычай - де-

спот меж людей”? Чем отличается обычай от моральной нормы?

2. Сравните приведенные ниже высказывания философов.

В чем различие их взглядов на соотношение морали и права? Чьим мыслям Вы отдаете предпочтение? В чем сила морали?

А. “Сделать людей добродетельными можно только посредством

хороших законов. Все искусство законодателя заключается в том,

чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе самим. Реформу нравов надо начать с реформы законов” (К.Гельвеций).

Б. “…Моральную силу невозможно создать параграфами законов… Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием” (К.Маркс).

3. Прокомментируйте слова И.Канта. Какое различие между правом и моралью отметил философ?

“Юридически кто-то виновен, если совершил действие, направленное

против права другого человека. Но этически он виновен уже тогда,

когда у него возникла мысль о том, чтобы совершить такое действие”.

4. Сравните два взгляда на соотношение нравственных целей и средств. В чем их различие? Какой из них в наибольшей степени отвечает нормам гуманизма? А какой Вы разделяете и применяете на практике?

А. Цель оправдывает средства.

Б. “… говорят: “Средства – это, в конце концов, лишь средства”.

А я бы сказал: “Средства – это, в конце концов, все” Каковы

средства, таков и результат. Нет грани, отделяющей средства от

результата” (М.Ганди).

5. Существует поговорка “Благими намерениями вымо-

щена дорога в ад”. Какое место она отводит мотивации человека. Что больше свидетельствует о нравственном облике личности – её поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов поведения?

6. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности?

· Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.-

· Ж.Руссо).

· Нравственность относится к характеру (И.Кант).

· Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци).

· Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский).

· Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.

· Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль).

· Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский).

7. Поразмышляйте над словами персонажей Д.Лондона и Ф.М.Достоевского. В чем они видят сущность и критерий морали? Как называется в этике такой подход к морали? Приемлем ли он для вас?

1. «Я слушаю, слушаю, говорю, говорю без конца, как, например, сейчас, а убеждений у меня все-таки нет никаких. И нет никакого мерила.- Неправда, мерило есть, - возразил Дик. Старое, вечное мерило: истинно то, что оправдывает себя в жизни… Ты знаешь, я равнодушен к морали и признаю её только тогда, когда она полезна». (Д.Лондон. Маленькая хозяйка большого дома).

2. «Я считаю себя обязанным только тогда, когда это приносит мне

пользу… Люби самого себя – вот одно из правил, которое я признаю.

Жизнь – коммерческая сделка» (Ф.М.Достоевский. Униженные и

оскорбленные).

5-е занятие

1. Попробуйте закончить мысль древнего мудреца, вставив на место пропуска недостающее во фразе слово. «Кто-то спросил Конфуция: “Что, если за зло платить добром?” – Учитель ответил: “А чем же за

добро платить? Плати за зло_______. А за добро плати добром».

2. Сравните два высказывания. Какую из названных позиций Вы разделяете? Аргументируйте свой выбор.

А. « Добро должно быть с кулаками» (С.Куняев).

Б. «Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть верное сред

ство не только спасения, но и победы над теми, кто творит

зло» (В.Булгаков).

3. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», -отмечал Ф.Энгельс. Приведите примеры, подтверждающие эти слова.

4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и след-

ствий»?

5. «Из двух зол выбирают меньшее», - гласит русская пословица. «Из двух зол выбирать не стоит», - советует английская пословица. А как думаете Вы?

6. Определите, о какой “казни” идет речь в четверостишии поэта Н.А.Некрасова, обозначьте её этическим понятием, дайте ему определение. «Что враги? Пусть клевещут язвительней, /Я пощады у них не прошу, / Не

придумать им казни мучительней, / Той, которую в сердце ношу».

7. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт?

Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?

8. Каким термином обозначается в этике принцип строгого, неуклонного следования долгу:

а) скептицизм; б) нигилизм; в) ригоризм; г) гедонизм?

9. “Но мне порукой ваша честь и смело ей себя вверяю,” -

всем известные слова из письма Татьяны к Онегину.

Дайте определение понятию “честь”. Подберите близ-

кие ему по смыслу слова.

10.Как бы Вы объяснили слова А.Шопенгауэра: “честь

есть внешняя совесть, а совесть – внутренняя честь”?

11.Как называется качество личности, которое осуждает писатель? «Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать для того, чтобы люди хвалили тебя» (Л.Н.Толстой).

12.Издавна сложились представления о женской и мужской чести. Какой смысл вкладывался в эти понятия?

Имеют ли эти понятия место в моральном сознании наших современников?

13.Честь – честолюбие – тщеславие - гордость. Дайте определения этим понятиям морального сознания и человеческим качествам. Какие из них, на ваш взгляд, можно расценивать как отрицательные свойства чело-

века?

14.Какой из вариантов определения нравственной свободы, по-вашему, является правильным? Нравственная свобода это:

а) возможность беспрепятственно реализовать свои желания независимо от долга;

б) сознательное выполнение человеком своего долга вопреки желаниям;

в) для отдельного человека свободы вообще не существует, так как

всё зависит от обстоятельств, в которых он оказался;

г) человек свободен тогда, когда с желанием выполняет свои обязанности, испытывая при этом удовлетворение.

15.Поэт Л.Мартынов в одном из стихотворений писал: “Я уяснил, что значит быть свободным. Ведь это значит быть за все в ответе”. Какова, на ваш взгляд, связь свободы и ответственности? Почему ответственность личности возрастает с ростом свободы? Перед кем и за что отвечает человек? Существует ли предел ответственности?

16.Прокомментируйте известное высказывание “Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого”.

17.Можно ли быть нравственным, не будучи свободным?

А свободным – не будучи нравственным? Всегда ли у

человека есть выбор?

18.Почему сторонники этики ненасилия считают, что путь

ненасилия – это путь сильных и мужественных людей?

6-е занятие

1. Каким этическим термином Вы можете обозначить тех,

кто считает, что смысл жизни заключается в достижении счастья:

а) гедонист; б) утилитарист; в) эвдемонист; г) циник; д) стоик?

2. Закончите мысль философа его словами: «Один алчный

сказал так: «Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума». Ему же отвечая, философ сказал: ____________» («Пчела»).

3. Можно ли утверждать, что в приведенном ниже индийском изречении выражен смысл жизни? «Когда ты явился на свет, ты плакал. А все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет,

все плакали, а ты один улыбался».

4. Известно, что счастье каждый понимает по-своему.

Возможно ли общее определение счастья, которое бы

было справедливым для всех?

5. О каких условиях счастья говорят пословицы разных

народов?

· У дурака и счастье глупое (китайская).

· Счастье приходит в дом, где слышен смех (японская).

· Кто за счастье борется, к тому оно и клонится (русская).

· Пока горя не увидал, счастья не поймешь (армянская).

· Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (русская).

· Где нет чести, там нет счастья (адыгейская).

6. Прокомментируйте слова древнего мудреца: «О несча-

стье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем за-

ключено несчастье! Кто знает их границы? Они не име-

ют постоянства» (Лао- Цзы). Согласны ли Вы с ним?

7. Кто из философов античности пытался избавить людей

от страха перед смертью:

а) Платон; б) Эпиктет, в) Антисфен; г) Эпикур; д) Сократ?

8. Разделяете ли Вы мнение о том, что «нельзя целью по-

ставить себе счастье: невозможно на земле личное сча-

стье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто

поставит какую-нибудь цель и достигает её после

большого труда» (М.М.Пришвин).

9. В чем Вы видите смысл Вашей жизни?

10.Прокомментируйте приведенные ниже высказывания,

укажите, чем различаются взгляды их авторов на любовь.

А. “Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от со-

знания самого себя в другом “Я” и, однако, в этом же исчезновении и

забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой”

(Г.В.Гегель).

Б. “ Половая жизнь для создания здорового революционно-классового

потомства, для правильного боевого использования всех энергетических богатств человека, для революционно-целесообразной организации его радостей, его боевого формирования – вот подход пролетариата к половому вопросу…Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно- пролетарской целесообразности…. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая…”( М.Залкинд).

В. “Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится сделать из них культура, недостижимо” (З. Фрейд)

Г. “В любви проявляется не только данное природой, но и внесенное

культурой” (В.И.Ленин).

11.Поразмыслите над приведенными афоризмами, сделайте

выводы для себя.

· Любовь – это цветы нравственности; нет у человека здорового

нравственного корня – нет и благородной любви (В.А.Сухомлинский).

· Если собираетесь кого-либо полюбить, научитесь сначала прощать (А.В.Вампилов).

· Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот

несчастье (А.Камю).

· Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет и любить (немецкая посл.).

· Первый симптом любви у молодого человека – робость, а у девушки смелость (В.Гюго).

· Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого

она любит (В.Белинский).

· Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь ( Ж.Лабрюйер).

7-е занятие

1. Как соотносятся понятия «экоэтика», «биоэтика»,

«биомедицинская этика»?

2. Кто из мыслителей выдвинул этический принцип

«благоговения перед жизнью»:

а) А.Шопенгауэр; б) Э.Спенсер; в) А. Швейцер; г) П.Кропоткин?

3. Объясните смысл известной формулы А.Швейцера

«Я жизнь, которая хочет жить…среди жизни, которая

хочет жить».

4. Что для Вас значит любить природу?

5. Эвтаназия это убийство или акт милосердия по отноше-

нию к безнадежно больному, страдающему человеку?

Аргументируйте свой выбор.

6. Определите свое отношение к «суррогатному мате-

ринству» (Текст «Казус с Бэби М.»). Какие осложне-

ния вызывает практика искусственного оплодотворе-

ния и «суррогатного материнства»? Не несет ли она

угрозу нравственности, семье?

7. Искусственное прерывание беременности вызывает у

населения разных стран прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знаком соблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь?

8. Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций.

9. Клонирование – это благо или зло? Что, по-вашему, несет этот эксперимент для человечества?

8-е занятие

1. Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль?

2. Назовите самые известные кодексы профессиональной морали.

3. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии.

4. Что объединяет категории «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство? В чем их различие?

5. Охарактеризуйте нормы, регламентирующие профессионально-нравственные отношения журналиста: а) с героями публикаций; б) с адресатом информации (аудиторией); в) с коллега-

ми. Приведите примеры нарушения этих норм в профессиональной деятельности журналистов.

6. Вы следователь, ведущий дело о группе «рекетиров». Вы знаете, что в этой группе – Ваш бывший школьный товарищ, с которым Вы были дружны. Варианты Вашего поведения?

7. Как прокурор Вы вынуждены привлечь к ответственности

крупного чиновника. Но Вам звонят из «центра» и просят замять дело, иначе Вы потеряете возможность получения квартиры и т.п. Ваше поведение?

8. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики

бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях?

· Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак.

Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и

раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

· Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты)

· Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что « корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск.

Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»?

9-е занятие

1. Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «культура поведения»,

«этикет»?

2. О каких особенностях этикета идет речь в приведенных высказываниях?

· Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны

иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают (Ф.Бэкон).

· Правдивый человек, не могущий или не желающий быть вежливым, не должен удивляться, если общество не принимает его правды (М.Фриш).

· Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р.Эмерсон)

· Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он

подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем (Конфуций)

3. Объясните суть пословиц. Какая особенность этикета и поведенческой практики отражена в них?

Со своим уставом в чужой монастырь не стучись (русская).

Едешь в чужую страну, оденься в её форму (адыгейская).

4. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику:

а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией;

б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела;

в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями;

г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе;

д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом.

5. Проверьте свои знания этикета, ответив на вопросы.

5.1.Кого кому представляют при знакомстве? (укажите 5 правильных

вариантов)

а) младшего – старшему по возрасту;

б) старшего по возрасту – младшему;

в) начальника – подчиненному;

г) подчиненного – начальнику;

д) мужчину – женщине;

е) женщину – мужчине;

д) знакомого – близкому родственнику;

е) родственника – знакомому;

ж) родителей - друзьям, коллегам;

з) друзей, коллег – родителям.

5.2 Нужно ли при деловом представлении называть свою должность,

звания, фирму?

а) да, обязательно;

б) только, если в этом есть необходимость;

в) не нужно, это может смутить человека, не имеющего громких

званий.

5.3. Можно ли, приветствуя человека, подать руку через стол?

а) можно, не вставая, подать руку через стол;

б) нужно выйти из-за стола;

в) разрешается подать руку через стол, обязательно вставая.

5.4. Как Вы обратитесь с вопросом или с просьбой к незнакомому человеку?

а) лучше всего выбрать строгое и социально определенное обращение «товарищ»;

б) чтобы избежать неловкости лучше обойтись без конкретного

обращения, начав с вежливого изложения сути дела, например:

«Позвольте», «Будьте любезны»;

в) самые верные обращения «девушка», «молодой человек», «мужчина», «женщина».

5.5. Кто первым заканчивает телефонный разговор?

а) инициатор разговора;

б) тот, кому позвонили.

5.6. Как должен вести себя принимающий подарок?

а) развернуть подарок, посмотреть, показать остальным гостям;

б) развернуть, сердечно поблагодарить дарителя;

в) не разворачивая подарка, отложить его в сторону и поблагодарить дарящего.

5.7.В ресторане Вам подают суп в чашке без ручек. Вы должны:

а) поднять чашку и выпить суп;

б) есть суп ложкой;

в) съесть половину супа ложкой и выпить вторую половину.

5.8.Вы приглашены на домашний ужин. Когда надо взять салфетку

со стола и расстелить её на коленях?

а) только после того, как это сделают хозяева;

б) только после того, как это сделает самый старший из присутствующих;

в) только после того, как это сделает самый почетный из гостей;

г) сразу же, как только вы сели за столом.

5.9. Для чего к рыбе подается нож?

а) чтобы разрезать большой кусок на маленькие;

б) чтобы отделять мясо от костей;

в) чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

6. Определите, какие нарушения этикета были допущены в приведенных ситуациях. Какая особенность этикета была не учтена? К чему

могут привести подобные этикетные оплошности?

· Студентка из России, проходящая стажировку в парижском университете, преподнесла своей французской подруге на свадьбу белые хризантемы. Правильно ли она выбрала цветы?

· Немецкий студент, обучающийся в Москве, в знак благодарности подарил своей русской преподавательнице восемь красных роз.

Как, по-Вашему, восприняла этот подарок преподавательница?

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!