О справедливости как выгоде сильнейшего



-Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия- демократические законы, тирания- тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, обьясняют их справедливыми для подвластных- это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости.

 

Справедливость и несправедливость

-Значит, мы скажем следующим образом: справедливый человек хочет обладать преимуществом сравнительно не с подобным ему человеком, а с тем, кто на него не похож, между тем

как несправедливый хочет им обладать сравнительно с обоими- и с тем, кто подобен ему, и с тем, кто на него не похож.

Распределение труда в идеальном государстве соответственно потребностям и природным задаткам

-Государство,- сказал я, -возникает , как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Или ты приписываешь начало общества чему - ибо иному?

-Нет, ничему иному.

-Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли?

-Конечно.

-Я еще раньше обратил внимание на твои слова, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу. Разве не таково твое мнение?

-Да, таково.

-Так что же ? Как будут они передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства? Ведь ради того мы и основали государство, чтобы люди вступили в общение.

-Очевидно, они будут продавать и покупать.

-Из этого у нас возникнет и рынок, и монета - знак обмена.

-Конечно.

-Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы. Разве не назовем мы так посредников по купле и продаже, которые засели на рынке? А тех, кто странствует по городам, мы назовем купцам.

- Конечно.

- Чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время. А разве не важно хорошее выполнение всего, что относится к военному делу? Или оно настолько легко, что земледелец, сапожник, любой другой ремесленник может быть вместе с тем и воином? Прилично играть в шашки или в кости никто не научится, если не занимался этим с детства, а играл так, между прочим. Неужели же стоит только взять щит или другое оружие и запастись военным снаряжением- и сразу станешь способен сражаться, будь то в рядах гоплитов или других воинов? Никакое орудие только оттого, что оно очутилось у кого-либо в руках, не сделает его сразу мастером или атлетом и будет бесполезно, если человек не умеет с ним обращаться и не достаточно упражнялся.

-Иначе этим орудиям и цены бы не было.

Правителями государства должны быть философы

-Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино- государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди- а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить,- я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие.

Четыре вида извращенного государственного устройства.

Насколько помню, ты говорил, что имеется четыре вида порочного государственного устройства и что стоило бы в них разобраться, дабы увидеть их порочность воочию; то же самое, сказал ты, касается и соответствующих людей: их всех тоже стоит рассмотреть.

Еще о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного устройства.

-Раз мы начали с рассмотрения государственных нравов, а не отдельных лиц, потому что там они более четки, то и теперь возьмем сперва государственный строй, основывающий на честолюбии ( не могу подобрать другого выражения, все равно назовем ли мы его птимократиейм или "тимархией"), и соответственно рассмотрим подобного же рода человека; затем - олигархию и олигархического человека ; далее бросим взгляд на демократию и понаблюдаем человека демократического; наконец, отправимся в государство, управляемое тиранически, и посмотрим, что там делается, опять-таки обращая внимание на тиранический склад души.

Тимократия

-Ну, так давай попытаемся указать, каким способом из аристократического правления может получиться тимократическое.

Может быть, это совсем просто, и изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той его части, которая обладает властью? Если же в ней царит согласие, то, хотя бы она была и очень мала, строй остается незыблемым. -Да, это так. "Тимократический" человек

-Каким же станет человек в соответствии с этим государственным строем? Как он сложится и каковы будут его черты?

-Он пожестче, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом, с рабами такой человек жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить или что- либо подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому- то он и любит гимнастику и охоту.

-Да, именно такой характер развивается при этом государственном строе.

-В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но чем старше он становится, тем больше он их любит-сказывается его природная наклонность к сребролюбию да и чуждая добродетели примесь, поскольку он покинут своим доблестным стражем.

Олигархия.

-Следующим после этого государственным строем была бы, я так думаю, олигархия.

-Что за устройство ты называешь олигархией?

-Это строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении.

-Понимаю.

-Установление имущественного ценза становится законом и нормой, олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже, заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. Разве это не верно?

-Да, верно.

"Олигархический" человек

-Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым  благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.

-Да ведь при олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми, не захотят ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить свое состояние; напротив, правители будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать еще богаче и могущественнее.

-Это у них- самое главное.

Демократия

-Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

-Да, именно так устанавливается демократия, происходит ли это силой оружия или же потому, что ее противники, устрашившись, постепенно отступят.

-Как же людям при ней живется? -спросил я. И каков этот государственный строй? Ведь ясно, что он отразится и на человеке, который тоже приобретет демократические черты.

-Я думаю, что при таком государственном строе люди будут очень различны.

-Конечно.

-Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словом ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие, подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех.

-Конечно.

-При нем удобно, друг мой, избрать государственное устройство.

-Что ты имеешь в виду?

-Да ведь вследствие возможности делать что хочешь он заключает в себе все роды государственных устройств. Пожалуй, если у кого появится желание, как у нас с тобой, основать государство, ему необходимо будет отправиться туда, где есть демократия, и уже там, словно попав на рынок, где торгуют всевозможными правлениями, выбрать то, которое ему нравится, а сделав выбор, основать свое государство.

-Вероятно, там не будет недостатка в образчиках.

 -В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен;

 

не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?

-Пожалуй, но лишь ненадолго.

-Далее. Разве не великолепно там милосердие в отношении некоторых осужденных? Или ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее остаются и продолжают вращаться в обществе; словно никому до него нет дела и никто его не замечает, разгуливает такой человек прямо как полубог.

-Да, и таких бывает много.

-Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя; напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считали важным, когда основывали наше государство. Если человека, говорили мы, не выдающаяся натура, он никогда не станет добродетельным; то же самое, если с малолетства в играх и в своих занятиях он не соприкасается с прекрасным .Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

-Да, весьма благородная снисходительность!

-Эти и подобные им свойства присущи демократии -строю, не имеющему должного управления, но приятному и разнообразному. При нем существует своеобразное равенство-уравнивающее равных и неравных.

«Демократический» человек.

Когда юноша, выросший, как мы только что говорили, без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает меда трутней и попадает в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому.

-Да, совершенно неизбежно.           

-Как в государстве происходит переворот, когда некоторой части его граждан оказывается помощь извне их единомышленниками, так и юноша меняется, когда некоторой части его вожделений помогает извне тот вид вожделений, который им родствен и подобен.

 -Да, несомненно.

Тирания

Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы, и обвиняют их в мерзком олигархическом уклоне.

Тирания возникает, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

АРИСТОТЕЛЬ. Политика

1.Поскольку,как мы видим, всякое государство представляет сбой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага( ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидное, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

2.Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья.

Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, -селение.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни отсюда следует, что всякое государство- продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое.

Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные.

Так как исследование каждого обьекта должно начинаться прежде всего с состояния мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то и следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть.

Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно так же обстоит дело с рабом и свободным.

Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми- с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

При замещении большей части государственных должностей между людьми властвующими и подчиненными соблюдается очередность : и те и другие совершенно естественно стремятся к равенству и к уничтожению всяких различий. Тем не менее, когда властвуют, а другие находятся в подчинении, все- таки появляется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и в знаках почета.

Н.МАКИАВЕЛЛИ. Государь.

Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными- если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом - таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания- таково Неаполитанское королевство для короля Испании. Новые государства разделяются на те, где поданные привыкли повиноваться государям, и те, где они исконно жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо            доблестью.

 

О наследном единовластии

У государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан, давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

О смешанных государствах.

Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение- так что государство становится как бы смешанным, - трудно удержать над ним власть прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах.

В первом случае удержать завоевание нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства.

Другое отличное средство- учредить в одном- двух местах колонии, связующие новые земли с государством завоевателя. Кроме этой есть лишь одна возможность -разместить в стране значительное количество кавалерии и пехоты.

Поистине страсть к завоеваниям- дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает при этом свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.

Как показал опыт, Церковь и Испания благодаря Франции расширили свои владения в Италии, а Франция благодаря им потеряла там все. Отсюда можно извлечь вывод, многократно подтверждавшийся : горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением или силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество достается.

Т.ГОББС.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!