Тема 7. Государство и гражданское общество.



 

1. Государство как ядро политической системы общества.

2. Понятие гражданского общества. Структура гражданского общества.

3. Правовое государство и его отличительные признаки.

4. Социальное государство и его эволюция.

 

                                      

                                         Материалы к лекции.

 

Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства,- географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Отсюда можно сделать следующий вывод, что возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.

Формирование государства- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Термин «государство» в политологии употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти: в этом значении говорят, например, о российском, французском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории.

Идеи правового государства появились еще в древности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Все эти идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей еще не имели логической завершенности и поэтому о становлении концепции правового государства еще преждевременно.

В теоретически развернутом виде учение о правовом государстве были оформлены гораздо позже- в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, в значительной степени освободили ее от религиозного мировоззрения.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.      Структуру гражданского общества составляют:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сфера воспитания и негосударственного образования;

- система негосударственных средств массовой информации;

- семья;

- церковь.

Признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!