Два трактата о правительстве.



Книга вторая Глава II

О естественном состоянии

4. Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это - состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящих для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешение у кого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенство, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого. Нет ничего более очевидного, чем го. что существа одной и той же породы и вида, при своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого-либо подчинения или подавления, если только господь и владыка их всех каким-либо явным проявлением своей воли не поставит одно над другим и не облечет его посредством явного назначения бесспорным правом на господство и верховную власть.

Глава III

О состоянии войны

16.    Состояние войныесть состояние вражды и разрушения. И, следовательно.
сообщая словом или действием не об опрометчивом и поспешно принятом, но о
продуманном и твердом решении лишить жизни другого человека, сделавший это
вовлекает себя в состояние войны с тем, в отношении кого он заявит о подобном
намерении, и, таким образом, подвергает свою собственную жизнь опасности со
стороны другого или всякого, кто будет помогать .тому защищаться и примет его
сторону. Вполне здраво и справедливо, чтобы я обладал правом уничтожить его,
что угрожает мне уничтожением. Ибо по основному закону природы нужно
стремиться оберегать человека насколько возможно; когда нельзя уберечь всех,
то необходимо в первую очередь думать о безопасности невинных. И человек
может уничтожить того, кто с ним воюет или проявляет враждебность по
отношению к нему и является угрозой для его существа, по той же причине, по
которой он может убить волка или льва; ведь люди эти не связать узами общего
закона разума, ими руководят только сила и насилие, и. следовательно, их можно
рассматривать как хищных зверей, как только он окажется в их власти.

17.     Отсюда следует, что тот. кто пытается полностью подчинить другого
человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние войны с ним; это
следует понимать как явление об умысле против его жизни. Ибо у меня имеется
основание заключить, что тот, кто хочет подчинить меня своей власти без моего

согласия, будет поступать со мной, добившись своего, как ему заблагорассудится. и может даже уничтожить меня, если у него будет такая прихоть; ведь никто не может желать иметь меня в своей  неограниченной власти, если только он не собирается принудить меня силой к тому, что противоречить праву моей свободы, т.е. сделать рабом. Быть свободным от подобной силы является единственным залогом и моего сохранения; и разум побуждает меня смотреть на него как на врага моей безопасности, который стремится отнять у меня свободу, обеспечивающую ее; таким образом, тот, кто пытается поработить меня, тем самым ставит себя в состояние войны со мной. Того, кто в естественном состоянии пожелал бы отнять свободу, которой обладает всякий в этом состоянии, по необходимости следует считать умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального. Подобным образом того, кто в общественном состоянии пожелал бы отнять свободу, принадлежащую членам этого общества или государства, следует подозревать в умысле отнять у них и все остальное и, таким образом, считать находящимися в состоянии войны.

Глава VIII

О возникновении политических обществ.

95. Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными,
равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и
подчинен политической власти другого без своего собственного согласия.
Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей
естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества.- это
соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы
удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей
собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся
членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет
ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в
естественном состоянии свободы. Когда какое- либо число людей таким образом
согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже
объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство
имеет право действовать и решать за остальных.

96. Ведь когда какое-либо число людей создало с согласия каждого отдельного
лица сообщество, то они тем самым сделали это сообщество единым организмом,
обладающим правом выступать как единый организм, что может происходить
только по воле и решению большинства. Ведь то, что приводит в действие какое-
либо сообщество, есть лишь согласие составляющих его лиц, а поскольку то, что
является единым целым, должно двигаться в одном направлении, то необходимо,
чтобы это целое двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет
согласие большинства: в противном случае оно не в состоянии выступать как
единое целое или продолжать оставаться единым целым, единым сообществом, как
на то согласились все объединенные в него отдельные лица; и, таким образом,
каждый благодаря этому согласию обязан подчиняться большинству. И вот почему
мы видим, что в законодательных собраниях, облеченных властью силою
положительных законов, в тех случаях, когда в положительном законе, который
облек их властью, не указано число, действие большинства считается действием

целого и, разумеется, определяет силу целого, которой по закону природы и разума оно обладает.

97. И таким образом, каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном же случае этот первоначальный договор, посредством которого он вместе с другими вступил в одно общество, не будет что-либо значить и вообще не будет договором, если этот человек останется свободным и не будет иметь никаких другихуз. кроме тех, которые он имел, находясь в естественном состоянии. Ведь как тогда будет выглядеть любой договор? Какое это будет новое обязательство, если человек будет связан любыми постановлениями общества лишь постольку, поскольку он сам это считает удобным и дал на это свое согласие? Ведь тогда он будет все еще пользоваться такой же свободой, какой он пользовался до этого договора или какой пользуется человек, находящийся в естественном состоянии, который может побудить себя и согласиться на любые действия, если он считает их подходящими для себя.

Глава IX


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!