Психосинтез: положения концепции Ассаджиоли.



 

Концепция психосинтеза разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли и является прикладной, не претендуя на собственную методологию, опирающейся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология).

Эта система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих.

 

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения. О точке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость — это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное (рис. 5.6).

 

Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)

Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)

Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)

 

Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.

Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.

Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.

Ощущения.

Эмоции-чувства.

Импульсы-желания.

Воображение.

Мышление.

Интуиция.

Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги на рис. 5.6 означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

 

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

 

Важным элементом в психосинтезе является понятие субличностей — динамических, энергетических смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием.

 

► Субличность — это совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека.

Каждая из них обладает энергией, т. е. это не только смысловое образование, но и энергетическое. У нее свой стиль жизни, свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает определенные жизненно важные устремления и цели человека.

 

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от таких же образований у других людей. Можно их выделить, проанализировать и дать всем им «свое имя». Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека, становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными, когда контролируют человека.

 

Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Будьте уверены, что оно не станет прогонять или игнорировать их, поскольку те фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность — это часть вас и выполняет важные для вас функции.

 

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую. Так, Обвинитель легко превращается в Жертву, и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», — подчеркивает Ассаджиоли.

 

Чтобы постичь истинное, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии:

 

глубокое познание своей личности;

достижение контроля над различными элементами личности;

постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате подъем от личного к высшему Я;

психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает субличности. Простейшее средство осознать наиболее сильные из них — ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?» Некоторые могут быть более близки к осознанию, другие — более удалены от него, часть находятся в нижней бессознательной области, иные — в области сверхсознания, многие — среднего бессознательного.

 

Не следует осуждать свою субличность (даже если она Лентяй или Трус), ибо этим мы способствуем ее дальнейшему отпадению от истока, ухудшению. Важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Даже у «трудных» есть здоровое ядро, ее главное качество. Например, субличность Лентяй первоначально несет положительное свойство сохранения, защиты здоровья и сил своего хозяина. Выявив такую сущность субличности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями.

 

Каждая субличность обладает энергией, уничтожить которую нельзя, ее можно лишь преобразовать. Отметим следующее:

 

человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает все свои части, не изгоняя их в бессознательное;

учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей;

может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, постепенно приближаясь к выявлению своего истинного Я.

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. Эффективным методом для достижения контроля над различными субличностями служит разотождествление. базирующееся на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Например, когда человек говорит «Я устал» «Я раздражен», «Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, гневом, депрессией (Я = усталость, Я = раздражение) и в этом случае не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей.

 

Но если человек отделит себя от указанных субличностей, например: «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «Мной пытается овладеть вспышка гнева», то в этом случае Я не потерпит их вторжения.

 

Человек должен осознать: он не то же, что эмоции, мысли, тело, ощущения, что он есть центр чистого сознания и чистой воли и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.

 

После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно добиться психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг него. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе исследования человеком себя с использованием ребефинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают древние, филогенетические, расовые и ре-инкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире — о его настоящем, прошлом и будущем.

 

Стадия собственно психосинтеза включает такие этапы:

 

определение своего представления о том, какой личностью хочет стать человек;

использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих качеств или сторон личности методами самовнушения и вызывания, тренировкой неразвитых психических функций;

достижение согласия и взаимодействия между субличностями, достижение целостности личности;

согласование и соподчинение различных психических функций, создание устойчивой структуры личности.

Для неблагоприятных субличностей следует осуществить их «возвышение», ибо они «падшие» проявления архетипов высших качеств (любые содержания психики могут быть низведены на низкую ступень проявления: например, смышленость — в хитрость, и наоборот, любые содержания психики могут возвыситься, вернуться от извращенного проявления к первоначальному позитивному архетипу), потому и надо выявить и усилить позитивное сущностное качество субличностей.

 

Взаимодействия последних можно достичь с помощью ряда методов, среди которых: заключение договора между противодействующими субличностями либо сближение, уподобление их друг другу, в результате чего достигается интеграция, целостность личности.

 

Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (1888-1974) был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ. Однако он справедливо считал, что если есть анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение). Это и есть некоторая попытка примирения Фрейда и Юнга: с одной стороны, Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда, а с другой стороны, дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: сначала аналитическую, а затем синтетическую.

 

Возникает вопрос: внес ли Ассаджиоли что-то новое в идеи Фрейда и Юнга и можно ли психосинтез считать самостоятельным направлением?

 

Практика чрезвычайной популярности психосинтеза ответила положительно на оба эти вопроса.

 

Несмотря на творческое заимствование идей своих знаменитых предшественников, Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (кстати, внеся в нее идею Альфреда Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввел целый ряд новых понятий, а также разработал четкую практику психотерапевтических упражнений.

 

В настоящее время психосинтез широко применяется в различных областях. В психотерапии (как в медицинской, так и в немедицинской) он используется для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, уточнения и преодоления неврозов и других личностных проблем.

 

Психосинтез и его отдельные элементы и упражнения применяются в различных системах педагогики и воспитания.

 

В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосинтеза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семинарах и тренингах, он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности.

 

Мы уже говорили о том, что психосинтез опирается на психоанализ Фрейда. Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

 

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.

 

Структура личности по Ассаджиоли включает:

 

- низшее бессознательное;

 

- среднее бессознательное (предсознание);

 

- высшее бессознательное (супербессознательное);

 

- поле сознания;

 

- сознательное Я;

 

- высшее Я;

 

- коллективное бессознательное.

 

Низшее бессознательное

 

Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно и заключает в себе наиболее простые животные (и одновременно жизненно необходимые) инстинкты. Оно содержит сильные энергетические ресурсы, эмоционально заряжено. Одновременно Ассаджиоли считает, что здесь условно локализуются неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.

 

Среднее бессознательное (предсознание)

 

Это промежуточная зона перехода бессознательного в сознание и наоборот. Здесь наши бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Именно здесь, считает Ассаджиоли, «зреют плоды нашего ума» путем все более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.

 

Высшее бессознательное (супербессознательное)

 

Если два предыдущих раздела личности выходили (влияли) на наше сознательное Я как бы снизу, то высшее бессознательное влияет на него сверху. Это интересное принципиальное добавление к структуре личности по Фрейду, отводившему бессознательному лишь «нижний этаж» примитивных эмоций, с которыми с разной степенью успеха борется сознательное Я с позиции сознательного Сверх-Я(Супер-Эго).

 

То есть можно сказать, что по Ассаджиоли человек изначально выглядит «попривлекательней», чем у Фрейда, так как даже бессознательное имеет у него не только низшую, но и высшую форму, включая такие врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценности, как альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм (вплоть до самопожертвования) и другие высокие чувства и потребности.

 

Разумеется, нельзя говорить о том, что низшее бессознательное хуже высшего, - каждое из них играет свою важную роль. Просто если ту же тягу к творчеству Фрейд объяснял сублимацией низших инстинктов, то Ассаджиоли считал самостоятельным высшим инстинктом.

 

Образно можно представить, что по Фрейду Сверх- Я тяжело вытягивает «за волосы» наше сознательное Я из болота бессознательных инстинктов в цивилизованное состояние. А по Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей. Ясно, что такой вывод позволяет более оптимистично взглянуть на процессы психотерапии, воспитания и даже перевоспитания.

 

Здесь вы можете увидеть некоторую аналогию со взглядами Альфреда Адлера (нашедшими дальнейшее развитие в гуманистической психологии), который считал, что в человеке изначально заложено стремление к самосовершенствованию.

 

Ассаджиоли считал, что в высшем бессознательном локализуются и высшие парапсихические процессы.

 

Поле сознания

 

В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализируемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осознание объективно.

 

Сознательное Я (или собственно Эго)

 

Этот раздел находится в центре сознания. Если поле сознания охватывает различные ощущения и восприятия, то его центр - это рефлексивное Я, то есть целостное Я, «видящее себя со стороны». Ассаджиоли наглядно сравнивает поле сознания с освещенным экраном, а сознательное Я с проецируемым на этот экран изображением.

 

Высшее Я

 

Этот раздел наиболее ярко показывает собственные достижения психосинтеза. Ассаджиоли считает высшее Я - истинной сущностью человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли считает условием психического здоровья.

 

Коллективное бессознательное

 

Ассаджиоли согласен с Юнгом в том, что индивидуальное бессознательное существует не изолированно, а множеством незримых нитей связано с коллективным бессознательным как в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

 

Как уже говорилось, решающим условием обретения психического здоровья Ассаджиоли считает постижение своего высшего (то есть истинного) Я. Именно на базе этого постижения (и только после этого) индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.

 

Технически эта процедура подразделяется на следующие этапы:

 

- глубинное постижение своей личности в целом;

 

- выявление основных элементов личности и контроль над ними;

 

- выделение своего высшего (истинного) Я и его постижение;

 

на этом этапе происходит выявление или формирование объединяющего центра Я - собственно психосинтез (то есть формирование или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я).

 

Рассмотрим коротко каждый из этих этапов.

 

Глубинное постижение личности

 

Эта работа начинается с анализа проявлений низшего бессознательного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.

 

Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные переживания сохраняются в виде фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.

 

На этом же этапе, после анализа низшего бессознательного, терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности, свое истинное призвание.

 

Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоаналитика традиционными фрейдовскими методами.

 

Все различие задач психосинтеза и классического психоанализа на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготавливая клиента к основной терапевтической работе - синтезу.

 

Выявление основных элементов личности и контроль над ними

 

Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания личности, а затем и познания своего истинного Я- бесконечны.

 

Естественно, что для того, чтобы определить элементы личности, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо определить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.

 

На данном этапе применяются два основных метода:

 

а) разотождествление;

 

б) работа над субличностями.

 

Разотождествление

 

Это процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который, по мнению терапевта, является причиной невроза или усугубляет его. По этому поводу Ассаджиоли пишет: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем».

 

Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые под их воздействием начинают считать себя неудачниками и перестают предпринимать даже вполне доступные им усилия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.

 

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

 

Некоторые отождествления себя с элементами личности могут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причиной неврозов.

 

Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отождествлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элементом, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.

 

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считавшаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.

 

В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользовались успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.

 

Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождествлялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще задолго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.

 

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

 

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность личности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицированного руководства.

 

От этих рассуждений всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза - работы с субличностями.

 

Работа с субличностями

 

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы - это определенные качества, то субличности - это более целостные образы самовосприятия.

 

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отношению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

 

Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. А так как еще древние говорили: «Главное - жить в мире с самим собой», то взаимоотношения наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот - формирования и усугубления неврозов.

 

У одного мужчины субличности мужа и любовника не мешают друг другу, а для другого являются причиной полного внутреннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

 

У одной девушки субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбливают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне защищает ее, а пред нею - его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

 

В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрызается: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорившись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в выходные можно погулять, ничего страшного».

 

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с теми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугубляют психологические проблемы клиента.

 

Следует помнить, что в наличии большого количества субличностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового человека, тем духовно богаче сама личность.

 

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непреодолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и только в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

 

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

 

Неправда ли, это аналогично процессу разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшее) Я, которое и окажется объединяющим центром личности.

 

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно признаться, что не каждому клиенту даже под руководством квалифицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

 

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и позволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

 

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

 

Задача психотерапевта на этом этапе - выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

 

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизического самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

 

Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяющего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть идентификация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (патриотизмом, героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко такая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

 

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я называется внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

 

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого идеального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резервов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарования в себе и в методе психосинтеза.

 

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

 

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называется имаготерапией (от англ. image - образ). Зародившись в недрах психосинтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

 

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод перевоплощения во внутренний мир героя через подражание его внешнему образу и манерам поведения широко применял К.С.Станиславский в работе актера над ролью.)

 

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза нередко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых психологических проблем.

 

Обычно процесс формирования или переформирования личности вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

 

Первая ступень

 

Выбор идеальной модели своего желаемого Я

 

Для этого надо, как мы уже говорили, подобрать образ, достижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отношению к потенциальным возможностям данного человека оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность. (Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком и не сумев достичь этой цели, кончали жизнь самоубийством.)

 

Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я -образы на два основных типа:

 

1) характерные для интровертов образы внутреннего, духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;

 

2) характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

 

Важно, чтобы выбранный образ соответствовал (или хотя бы не противоречил) типу личности клиента - ярко выраженного интроверта или экстраверта. При этом не следует стремиться непременно отнести клиента к интровертам или экстравертам. Следует помнить, что у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являются амбавертами, то есть их личности проявляют как интровертированную (внутреннюю) направленность, так и эксравертированную (внешнюю) направленность. Таким людям следует подбирать Я-образы, исходя из других наклонностей, способностей и интересов.

 

Вторая ступень

 

Конструктивное использование всех энергетических ресурсов

 

Ассаджиоли указывает на два основных энергетических источника:

 

1) энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, то есть «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов;

 

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

 

Но энергию бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли, трансмутировать (перевести в иное качество).

 

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд называл сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный защитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью терапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

 

Третья ступень

 

Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности

 

Анализ модельных компонентов идеального Я позволяет обнаружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно развиты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некоторые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации личности на пути к идеальному Я.

 

Для этого одновременно используются внутренний и внешний пути.

 

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые элементы идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужного уровня. Самовнушение может использоваться и для устранения или уменьшения влияния на личность нежелательных элементов.

 

Внешний путь - это действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

 

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тренинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенсибилизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

 

Четвертая ступень

 

Гармонизация структуры личности

 

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закрепление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректированных и вновь сформированных элементов личности в соответствии с выбранной идеальной моделью.

 

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психосинтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармоничного соединения отдельных нот, которые существовали и до этого, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

 

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко распространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

 

ПРАКТИКУМ

 

Предлагаем несколько упражнений, основу которых составляют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

 

Рабочая тетрадь

 

Одним из простых и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был более четким и эффективным. Многие интересные самонаблюдения и идеи без записей забываются.

 

Записи приучают четче формулировать мысли, а значит, и лучше анализировать свои состояния. Анализ записей позволяет выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих реакций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

 

Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помогают отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

 

Ведение и периодический анализ рабочей тетради позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим собой, а значит, и быстрее выявить истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

 

Добавлю, что регулярное ведение аналитических записей уже само по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

 

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его малюют» нам наши эмоции и фантазии).

 

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рационально) естественно комбинируется с бихевиористскими приемами систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контролируемого) рассмотрения со стороны.

 

Ваши возможности

 

Это упражнение строится на контрасте ощущения положительных и отрицательных переживаний.

 

Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь максимально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

 

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, стараясь как можно ярче представлять различные проявления сильных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные страдания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

 

Затем - по контрасту с испытанными переживаниями - постарайтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, разум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

 

Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше воображение переключилось с отрицательных эмоций на положительные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ваших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

 

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

 

Кто я?

 

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза составляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

 

Суть данного упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша начинаете отвечать себе на вопрос «Кто я?»

 

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулировками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ваших противоречивых взглядов на него.

 

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осанку, одежду, движения как бы со стороны.

 

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

 

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истинную сущность человека.

 

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших записей.

 

Мы дополняем это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков самого себя или, вернее, выражения своих определенных черт характера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

 

Для объективизации представления о себе мы добавляем также упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

 

Имея некоторую фантазию, вполне доступно представить себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные и негативные оценки вашего характера и поведения и постараться с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и начать рассматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

 

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам их судите их».

 

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтверждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

 

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с пословицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к людям (а также их отношение к вам).

 

Разотождествление

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!