Почему цитата из Захарии названа цитатой из Иеремии?



 

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля (Матф.27:9)

Отвечает А. П. Лопухин:

 

…пророчество Захарии в главных его частях есть повторение пророчества Иер XVIII (Иер.18:1–4) и XIX (Иер.19:1–3), и потому Матфей, называя Иеремию, указывает на первоначального автора пророчества; … мысль евангелиста сосредоточивается на покупке земли у горшечника. Так как об этой земле говорится только у пророка Иеремии, то евангелист и поставил его имя в заглавии своей цитаты, а из слов Захарии взял только «тридцать сребренников», изменив остальные выражения Захарии так, что они в цитате евангелиста сделались совершенно неузнаваемы

 

Отвечает Луис Барбиери:

 

Возможно, ответ в том, что евангелист имел в виду обоих пророков, но по имени назвал лишь «большего» из них. (С подобной ситуацией сталкиваемся и в Map. 1:2–3, где Марк упоминает о пророке Исайи, но цитирует при этом как из Исайи, так и из Малахии.) Существует и другое объяснение. Оно в том, что в Вавилонском Талмуде Иеремия поставлен среди пророков на первое место, и его книга как бы «представляет» книги всех других пророков.

 

 

Где в Писании говорится о том, что Христос воскреснет через три дня?

 

 

и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1Кор.15:4)

 

Отвечает А. П. Лопухин:

 

О воскресении Христа в третий день можно находить предуказание в судьбе пр. Ионы, а равно у пр. Осии (VI:2)

 

Отвечает Иоанн Златоуст:

 

Где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? В прообразе Ионы, на который указывает сам (Христос), когда говорит: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40); в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда (Исх. 3); в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся, так и ад, приняв тело (Христово), распался, потому что тело расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: Он отторгнут от земли живых (Ис. 53:8); и еще: Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис. 53:10, 11); также – Давида, который еще прежде сказал: Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление (Пс. 15:10). Потому и Павел отсылает тебя к Писаниям, чтобы ты знал, что это совершилось не просто и не напрасно. Да и могло ли быть так, если столь многие пророки преднаписали и предвозвестили это, и если Писание, упоминая о Владычной смерти, нигде не говорит о смерти греховной, но везде о телесной, и таком же погребении и воскресении?

 

Очень интересно, что для Павла, написавшего 1 Кор, устные слова Христа, которые станут позже Евангелиями от Матфея и от Иоанна (Иоан.2:19) являются Писанием. Равно, как и слова Божьи, сказанные фараону (Рим.9:17 Ибо Писание говорит фараону) или Аврааму (Гал.3:8 И Писание …предвозвестило Аврааму).

 

Где сказано: до ревности любит Дух, живущий в вас?

 

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? (Иак.4:5)

 

Ладно уж, сам отвечу…

 

В Ветхом Завете такой прямой цитаты нет. Но разве нужно искать прямое цитирование, да еще применять к древнему документы требования о точности цитирования, сложившиеся в академической среде в 20 веке? Конечно, нет.

 

Да и все может быть гораздо проще, ведь в оригинальном тексте Писания нет знаков препинания. Скорее всего, здесь не одно предложение, а два: «Полагаете, что впустую Писание говорит? До ненависти любит Дух, Который Он поселил в нас!»

 

А общий смысл Писания действительно повествует о таком качестве характера Божьего, как ревность:

 

• Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что‑либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. (Втор.4:23,24)

 

• Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли. (Втор.6:14,15)

 

• Иисус сказал народу: не возможете служить Господу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. (Иис. Нав.24:19)

 

• Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. (Наум.1:2)

 

***

Недостает нам ни времени, ни желания, ни сил объяснять числовые несоответствия в книгах Царств и Паралипоменон (меньшее из чисел включается в большее), ни топографических особенностей места произнесения нагорной проповеди (гора или ровное место – какая разница, разве на горе не может быть ровного плато?).

 

Скучно, девушки…

 

Повторюсь. Я не считаю вышеприведенные объяснения истиной в последней инстанции. Но они вполне имеют право на существование. И придерживаться их несравненно морально честнее, чем трусливо предавать веру в истинность Слова Божьего.

 

Думаю, что сказанного достаточно. Теперь, когда вы столкнетесь с кажущимися противоречиями, проявите усердие и включите мозги… Не спешите уличать Писание в ошибочности, расписываясь тем самым в собственной недогадливости.

 

Истина не обязана быть простой и состоять из простых ответов.

 

Но тем, кто не верит в это, бесполезно цитировать Библию. Не берёт их Слово Божье.

 

Может быть, хоть детская сказка поможет? Помните, у Льюиса:

 

Колдунья покачала головой:

– Кажется, ваш «лев», как вы его называете, нечто вроде «солнца». Вам доводилось видеть лампы, так что вы вообразили себе лампу побольше размером и поярче и назвали ее «солнцем». Вы видели котов, вам представился кот покрупнее и покрасивее, и вы назвали его «львом». Что ж, неплохая фантазия, хотя, по чести говоря, она больше подходит тем, кто помоложе. Посмотрите: вы же ничего не можете выдумать такого, что не походило бы на вещи из настоящего мира, моего мира, единственно существующего.

Вдруг Хмур, в отчаянии собрав всю свою решимость, шагнул к камину и… босиком ступил на пылающие уголья, кроша их в пепел…

…Против иных видов волшебства нет средства лучше, чем сильная боль.

– Минуточку, – произнес он, ковыляя прочь от камина. – Минуточку.

Может, и правда все, что вы тут говорили. Не удивлюсь. Лично я из тех, кто всегда готов к худшему. Так что не стану с вами спорить. Но все‑таки одну вещь я должен сказать. Допустим, мы и впрямь увидели во сне или придумали деревья, траву, солнце, луну, и звезды и даже самого Аслана. Допустим. В таком случае вынужден заявить, что наши придуманные вещи куда важнее настоящих. Предположим, что эта мрачная дыра – ваше королевство – и есть единственный мир. В таком случае он поразительно жалкий! Смешно. И если подумать, выходит очень забавно. Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии. Так что спасибо за ужин, но если эти двое джентльменов и юная леди готовы, то мы немедленно покидаем ваш двор и побредем через тьму в поисках Надземья. Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир – такое скучное место, каким вы его описали.

 

Так что, если уж недостает силы верить, как верят добрые христиане, может быть квакль‑бродякль заставит ощутить укор совести?

 

Вопрос, впрочем, риторический…

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!