И фонетико-фонематические процессы.



Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма.

 

У 54. «Чудо-звуки».Прослушайте с Р. аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию.

У 55. «Послушай, как звучит».Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

У 56. «Угадай чей звук».Попросите Р. прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.

У 57. «Шумящие коробочки».Поиграйте с Р. с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и Р. Взрослый берет коробочку, трясет ее, Р. внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой.

Другой вариант игры: П. сотрясает последовательно несколько коробочек, Р. должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

У 58. «Подбери картинку».Узнавание и называние различных звуков, подбор подходящих к ним картинок.

У 59. Начните диалог - чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда Р. сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру - один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока Р. не отработает спонтанную находку.

Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое - совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны выше. Интересно бывает показать детям пульс или попросить их прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.

Второе направление - ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где Вы сами считаете Р. (счет на 8, на 12), можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости Р. к изменяющимся условиям.

У 60. П. задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - Р. видит руки П.). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):

- Р. повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками);

- Р. сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;

-Р. предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар - короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар - длинная вертикальная черта).

У 61. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, «2» левая нога, «2» правая нога, «3» хлопка руками). Здесь же можно предложить Р. «дирижированием различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены - «2» двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская таз, «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно, «2» левая рука и правая нога одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если Р. испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: «2» со-кол, «2» ле-тит, «3» вы-со-ко.

У. 62. Р. считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это вызывает затруднения, то ему сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зрительная опора), например, // // ///, а затем

подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.

Если Р. не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними - пауза.

У 63. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. П. отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок -получает штрафное очко или выбывает из игры».

У 64. Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем - его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу, все вместе или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

У 65. Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь Р. может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда они по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.

У 66. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно(или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

У 67. «Громко-тихо», Попросите Р. произнести гласный звук , слово сначала громко, потом тихо, отрывисто - протяжно, низким голосом - высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

У 68. «Камертон».Предложите Р. проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: слово отстукивается одной рукой, каждый слог - один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.

Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный ладошкой, предлог с гласной - ладошкой, как безударный слог, предлог без гласной - ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!