МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Политическая система
совокупность государственных и обще
ственных организаций и институтов, участвую
щих в государственной и общественно-
________ политической жизни страны_____
Структура
государство
общественные организации (политические партии и движения, профсоюзы, женские,
молодежные, творческие, религиозные,
_________ спортивные и др.)_________
Принципы взаимодействия
государственных структур
и общественных организаций
сотрудни- | помощь и | поиск и до- | координа- |
чество | содействие | стижение | ция дея- |
друг другу | компромисса | тельности |
Роль государства в политической системе общества
единая политическая организация,
власть которой распространяется
на все население страны в пределах
государственных границ
обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти
координирует
основные
стороны
жизни
общества
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1. Каково соотношение общества и государства?
2. Содержание и структура общественной власти в первобытно
общинном строе.
3. Каковы особенности социальных норм догосударственной ор
ганизации общества?
4. Почему возникло государство? Какие объективные фактори
обусловили его возникновение?
5. Возможно ли в рамках одной научной теории объяснить зако
номерности происхождения государства у различных народов (Египет,
Индия, Китай, Вавилон, Афины, Рим, Германия, Киевская Русь и др.)?
|
|
6. Выскажите свое отношение к различным научным представле
ниям о происхождении государства. Сравните их научные положения и
попытайтесь изложить собственное видение данной проблемы.
7. Что представляет собой политическая система общества в ее
историческом развитии?
8. Почему государство является основным элементом политичес
кой системы общества?
Глава III . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Разнообразие определений государства. § 2. Основные призна ки государства. § 3. Сущность и социальное назначение госу дарства. Определение понятия государства.
§ 1. РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВА
Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
|
|
Государство — исторически развивающееся явление., С поступательным развитием общества изменяется и государство, его Цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с чтим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредо-
53
точением всех умственных и нравственных интересов граждан. В е эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже це олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз дю, дей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, буду. чи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных це. лей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости»1.
|
|
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляю щий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»2. Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории»3. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государстве Шершеневич и Кокошкин4. Хвостов писал, что государство «это союз свободных людей, живущих на определенной территории v подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной влас ти»5.
|
|
Гумплович определяет государство как «естественно во никшую организацию властвования, предназначенную для охран! определенного правопорядка»6.
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассмат ривали государство в основном с социологической точки зрения. Н«> наряду с социологическим определением понятия государства в ученю о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юри диЧеское определение. Так, Еллинек считал, что государство представ Ляет собой особое общественное образование и особое правовое явле ние. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» v «правовое». «Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его
1 Цит. по: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 200.
2 КоркуновН. М. Укач. соч. С. 240.
-' Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 22.
4 Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. М., 1908. С. 4. *' Хвостов В. М, Общая теория права. М. 1914. О. 15. * Гумплович Л. Укач. соч. С. 36. 54
юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве»1. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъек-та, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед д. М- Коркунов2.
Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действи-хельность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает»3.
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса»4. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. «Государство, — пишет Ленин, — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»5.
Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечает, что оно «есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист»6.
Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в последующее время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и «социалистического»7. В послеоктябрьский период совет-
ыинек Г. Общее учение о государстве. СПб.. 1908. С. 117—118. оркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С'. 51. •гель. Философия права. М.. 1990. С. 279. 'арке К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171—172. ?нин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 75. !аркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436. См.: Стучка П. И. Ленинизм и государство. М.. 1924: Стецкий В. В борьбе за ЦЦенинскук) теорию. М.. 1933; Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952.
I ' 55
екая философско-юридическая мысль во взглядах на государство оста валась неизменной. «Государство — политическая организация эконо мически господствующею класса, имеющая своей целью охранять cv шествующий экономический порядок и подавлять сопротивление дру гих классов»' .
В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и суш ность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. «Сущность государства заключается в том, — писали С. А. Голунский и М.С.Строгович, — что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса»7 А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма ленинизма, считал, что «государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть — диктатуру»1.
Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С. ф. Кечекьян, А. С. Федосеев, Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выво ду, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовые противников и защищает материальные условия своего существования otr всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутрь страны, так и за ее пределами»4.
В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авто ры многотомного.издания «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» считают, что государство — «это исторически прехо дящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечи вающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»^ Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нем государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса
1 Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.
2 Голунский С. А., Строгович М. С. Конспект по теории государства и права
М., 1940. С. 53.
3 Денисов А. И. Указ. соч. С. 53.
4 Теория государства и права. М., 1955. С. 50—51.
5 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные инсти
туты и понятиягМ.. 1970. С. 216.
56
трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей сграии»1.
В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: «Государство — это политическая организация классового олбщества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть»2.
Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Так, В. С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность3.
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной nq>HOfl развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще», видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершене-вич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях4 .
еория государства и права. М., 1985. ('. 38.
еория государства и права. М.. 1987. С. 40.
'етровВ. С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 61.
и.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 201..
57
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
В научном плане понятие, отражающее общие основные призна-ки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой госу дарственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.
Представители социологического определения понятия госу дарства выделяют три его признака: 1) совокупность людей — народ 2) господствующую нао ними власть; 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о госу дарсгве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каж дый из характерных признаков государства сам представляет сложное i понятиен поэтому требует самостоятельного исследования1.
Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:
1. Разделение подданных государства по территориальным едини
цам.
2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает
непосредственно с населением.
3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для
содержания аппарата государственной власти.
Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догосударственнои организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.
Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различ-
1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 202-212: Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1912. С. 181—190.
58
цого рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно вь1явить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.
Государство в реальной действительности — это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи. общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?
Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной Tq>pHTopnn. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт — гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты Tq)pHTopmi государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама Tq)pHTopi«i не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.
59
Таким образом, и население, и территория являются необходд мыми материальными предпосылками возникновения и существованк государства. Не может быть государства без территории, как не може быть государства без населения.
Во-вторых, государство — это особая организация полити ческой власти, которая располагает специальным аппаратов (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормально) жизнедеятельности. Механизм государсгва является' материальные выражением государственной власти. Через целую систему своих орга нов и учреждении государство осуществляет непосредственное руковод. ство обществом, закрепляет и реализует определенный режим полита ческой власти, защищает неприкосновенность своих границ.
Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и. судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содер жанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.
В- третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые ффмы организации жизни общества при сущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).
В - четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.
Суверенитет государства — это такое свойство го сударственной власти, которое выражается в верховенстве и независи мости данного государства по отношению к любым другим властям
60
gnyrtipu страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
Суверенитет — собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:
— в универсальности — только решения государственной власти
распространяются на все население и общественные организации дан
ной страны;
— в прерогативе — возможности отмены и признания ничтожным
любого незаконного проявления другой общественной власти;
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не рас
полагает никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководств») обществом.
При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать напр'авле-. ние политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Понятие государственного сув^>енитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя тельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый чтим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение — путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединив-ишхся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является
61
носителем суверенитета не какой-либъ отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих ь его состав.
Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначе нии государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!