В цитате из работы Леонтьева мною выделены несколько положений, обратимся к ним.

Тема 4: Понятие деятельности. Сознание и деятельность. Индивидуальное познание человека (рабочие материалы). Литература для изучения психологической теории деятельности. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию … М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – Раздел II. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии … - Стр. 62-85. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. Леонтьев А.Н.. Общее понятие о деятельности. - http://psylist.net/hrestomati/readerage020.htm. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. … (любое издание) М.: Просвещение. - (гл. Общая характеристика деятельности личности). Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся; Т.1. Соколова Е.Е. Введение в психологию …- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – раздел 1, глава 1; раздел 3, глава 6, 7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности … М.: Просвещение, 1991. – с. 33-104 Рубинштейн С.Л. Общая психология … т.1.  

Фрагмент 1.

Обращение к содержанию предыдущих лекционных занятий позволяет конкретизировать предмет моего «любопытства». Меня интересует индивидуальное познание как оно совершается в сознании индивида – процесс, в котором порождается психическое отражение мира. Проблема детерминации психики человека, сознания.

Ответ на этот вопрос в современной психологии можно строить, имея в виду два подхода, сложившиеся в науке.

Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на рецепирующие[1] системы человека. Подход этот, - как пишет о нем Е.Е. Соколова, - с классической, так сказать, ясностью нашел свое выражение в психофизике и физиологии органов чувств прошлого столетия [6]. « … считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. Например, если я захотела поднять руку и подняла ее, то причина действия мне непосредственно известна: она присутствует в сознании в форме решения поднять руку. В более сложном случае. Если человек вызывает во мне сострадание и я стремлюсь ему всячески помочь, для меня очевидно, что мои действия имеют своей причиной чувство сострадания. Я не только переживаю это чувство, но знаю его связь с моими действиями.

Отсюда положение психологии считалось намного легче, чем положение других наук, которые должны еще доискиваться до причинных связей …» [1; 37].

Кроме того, для психолога ощущения человека есть именно та действительность, которая его интересует. «Любое чувство, которое испытывает человек, независимо от его объективной обоснованности или причины, есть истинный психологический факт. Между содержаниями сознания и внутренним взором нет искажающей призмы» [там же].

Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от физических параметров раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель – субъективное переживание» [6].

 

Второй подход сложился как ответ на так называемый постулат непосредственности, он объединяет в себе различные идеи, неравнозначные способы решения проблемы детерминации сознания. В отечественной психологии он представлен теорией деятельности.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х годов 20 века. К этому времени находились в расцвете, - как написано у Ю.Б. Гиппенрейтер, - зарубежные теории, - бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Это означало, что в психологической науке уже имелся опыт разработки проблемы детерминации психики человека, сознания и он мог быть интересен и полезен авторам психологической теории деятельности (об этом ниже).

 

Категория деятельности используется в междисциплинарном контексте, в частности, в физиологии высшей нервной деятельности, в философии диалектического материализма. Обосновывая возможность/необходимость категории деятельности, Леонтьев пишет в одной из своих работ: … деятельность не может быть изъята из научного психологического изучения и … перед психологией она выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека … как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

Философия диалектического материализма (теория К. Маркса), согласно которой - не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание, стала основанием психологической теории деятельности.

Наиболее полно теория деятельности изложена в работах Алексея Николаевича Леонтьева. Одна из его книг так и называется «Деятельность. Сознание. Личность».

Пересказывать то, что написано Леонтьевым не просто, поскольку формат наших занятий предполагает общее знакомство с основными положениями психологической теории деятельности. Вместе с тем в Профессиональном стандарте педагога (2013) в качестве требования к компетентности учителя заявлено не просто наличие осведомленности в этом вопросе («Я имею представление о …»[2]), но знание[3] основных принципов деятельностного подхода.

Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Что значит освоить теоретическое знание? И каковы наши возможности в этом вопросе?

У каждого из вас за плечами опыт обучения в средней школе и других структурах. Обучение – активность, которая во многих своих проявлениях стала привычной. Если так, то можно надеяться на позитивный результат в достижении цели освоения знания, которое оформилось примерно к середине прошлого столетия как теория деятельности. Однако опыт нашего сотрудничества и противостояния (J) показывает, что ожидания могут не оправдаться. Вспомним материалы одного из предыдущих занятий. Вот этот фрагмент.

«Создается впечатление, что познание, которое должно было происходить в контексте учебного занятия, не привело обучающихся к построению непротиворечивого ответа. При этом качество познавательных процессов, с помощью которых они осуществляли работу ума, не нарушено по причинам указанным выше (). Значит, должна быть другая причина или причины, не позволившие им использовать имеющиеся у них возможности для продуктивного познания. Могу предположить, что ответ на этот вопрос у вас уже есть …

Какой должна быть версия ответа педагога, который … не получил ожидаемого результата? Можно ли добиться изменения (сложившегося положения дел) …? И тогда, что надо менять?»

Фрагмент 2.

Из того массива знаний о деятельности, который в настоящее время нам доступен, для сегодняшнего занятия я выберу следующее.

1. Как уже говорилось ранее (прошлый семестр), формы отражения мира, свойственные системам живой и неживой природы, различны. В деятельностном подходе принято различать уровни действий, которым соответствуют формы отражения мира:

Уровень физических действий; след контакта физического объекта с миром никак им не используется далее;

Уровень физиологических действий; отражение среды организмом активно;

Уровень действий субъекта – психическое отражение, представляющее собой особую форму отражения мира на смысловом уровне;

уровень действий личности.

 

2. Деятельность рассматривается как молярная единица индивидуального бытия. В ней осуществляется то или иное жизненное отношение человека, целостная неаддитивная система (невозможно понять, рассматривая по частям, например, как сумму каких-то характеристик). «Любое психическое явление представляет собой отражение не физических свойств мира, а их смысла, который открывается самим субъектом в его деятельности (смысл – это всегда «след» деятельности, по определению Е.Ю. Артемьевой)» [6; 194].

Деятельность объединяет в единое целое два полюса взаимодействия в системе отношений «субъекта – объект». Субъект отражает мир посредством деятельности – системы различных форм реализации отношений к миру объектов.

 

3. О структуре деятельности.

Рассмотрим самый простой процесс – процесс восприятия упругости предмета. Этот процесс внешнедвигательный, с помощью которого я вступаю в практический контакт, в практическую связь с внешним предметом и который может быть даже непосредственно направлен на осуществление практического действия, например, на его деформацию. Возникающий при этом образ – это, конечно, психический образ, и соответственно он является бесспорным предметом психологического изучения. Но беда заключается в том, что, для того чтобы понять природу образа, я должен изучить процесс, его порождающий, а это в данном случае есть процесс внешний и практический.

В цитате из работы Леонтьева мною выделены несколько положений, обратимся к ним.

Я вступаю в практическую связь с внешним предметом, может быть даже непосредственно, - как пишет об этом Леонтьев, - осуществляю его изменение (в примере Леонтьева - деформацию) … . Произвожу ли я это изменение намеренно? Или моими действиями управляет кто-то другой?

В самом широком смысле, - как пишет об этом Давыдов, - любое преобразование действительности в соответствии с какой-то целью можно называть деятельностью. Деятельность есть предметное преобразование по реализации специально построенного замысла. Намеренное преобразование указывает на то, что человек что-то делает (или не делает), пытаясь получить определенный результат. Но намеренность его действий при этом может ему не принадлежать. Активность в такого рода ситуациях приобретает характер реактивности (см. Бихевиоризм).

Если человек что-то делает, - пишет Давыдов, - то надо спросить, а замышлял ли он это делать? И почему он это замышлял? Может оказаться, что он делает что-то, не имея предварительного замысла. Такое часто бывает, это поведение, а не деятельность.

Предварительный замысел - продукт внутренней деятельности, деятельности сознания. Признаком того, что замысел сложился, становится появление у человека цели.

Итак, деятельность – особый тип поведения человека, в котором собственно преобразование, изменение объекта происходит после проведения человеком предварительной работы (названной выше замыслом), приводящей человека к целеполаганию.

Получается, что в деятельности нужно выделить две части (их называют динамическими составляющими), необходимые для ее полноценного осуществления – ориентировочную и исполнительную. Первая – собственно психическая активность, вторая – физические действия субъекта.

Деятельность имеет многоуровневую организацию.

Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве. Ориентировка в мире инициирована мотивом, но ее главными образующими являются цели (порождаясь потребностью, активность управляется сознаваемой целью) и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения (операции) и, наконец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения, часто перестраиваются в ней и даже ею порождаются.

 

4. И еще одно важное положение, принципиальное для контекста нашего диалога: внутренняя деятельность, деятельность сознания, как и любая вообще предметная человеческая деятельность, не может быть выключена из общественного процесса. Достаточно сказать, что только в обществе человек находит и предмет потребности, которой эта его деятельность отвечает, и цели, которые он преследует, и средства, необходимые для достижения этих целей....

Вот как пишет об этом В.В. Давыдов. Приведу несколько важных положений из текста его лекций.

Первое. Характер потребностей – первое, что отличает человеческую психику от психики животных. Человек удовлетворяет собственные потребности непрямым способом – так, как это происходит у животных: «при помощи лап, зубов, прямого контакта и действий тела с предметом своей потребности» [2; с. 63]. Натуральная вещь, потребление которой осуществляется в ненатуральной форме.

Способ удовлетворения входит в состав потребности. «Всегда в потребности человека включен момент изменения натурального состояния предмета потребности и обязательное употребление вещи определенным способом» [там же, с.64]. Определенные средства для реализации способа, о котором идет речь выше, складываются в процессе труда.

Второе. Если нет цели – объекта удовлетворения потребности – человек, в отличие от животного, прекращает видимую деятельность и начинает размышлять. Прежде, чем ставить цель, человек в отличие от животного проводит громадную работу по выбору области цели: а где бы она могла быть? А затем уже он не просто достигает цели, а развернутым образом (я подчеркиваю - развернутым) в отличие от животного планирует, как ее достигнуть [там же, с.64].

Человек может ставить цель, когда ее в поле восприятия нет, человек должен предусмотреть, в какой области она может быть. Человек планирует достижение цели, предусматривая средства, оценивая их. Человек иначе ставит задачи и иначе планирует их решение, потому что он выделил это в отдельную работу, отчленил от всего другого.

Способы удовлетворения потребностей, постановки целей и задач, способ планирования и, как потом окажется, коррекции и взаимосвязи действий – все это индивид носит не в себе как таковом.

5. Употребляя человеческие средства и способы их использования, человек (ребенок) приобретает свое сознание. Мы по возможности люди, в проекте люди. Но чтобы иметь сознание как форму человеческой психики, его надо приобрести [там же, с.69]. Деятельность - субстанция сознания.

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, открывающегося человеку. Эта картина является исходным пунктом любой деятельности (деятельность направляется сознательным образом ожидаемого результата) и изменяется после каждого акта деятельности, впитав в себя его результат.

Природа человеческого сознания - в отношении к вещам через отношение к другим людям и выражается в возможности использования их опыта. 

У животных этого нет. Нет фиксации своего опыта в каких-то образцах, способах употребления вещей. А что есть? Вспомним первое занятие. Речь шла об активности животного в отличие от активности человека.

Животное активно в своем поведении, благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но и запечатлевает в них объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы «лесоповала» (бобры грызут ту сторону дерева, которая удалена от воды, таким образом, дерево подточенное зубами бобра, падает именно в воду) и т.д. Как стимул активности в потребности животного представлена природная вещь

Можно ли полагать, что животное не обретает опыт? Что у него нет намерений, ожиданий. Знаний? Ответить на этот вопрос быстро трудно. В современной психологии знание об этом сосредоточено в такой отрасли как зоопсихология. Впервые категория поведения стала самостоятельным предметом психологического исследования в начале прошлого века. Научное течение, объявившее поведение основным понятием, так и называлось – бихевиоризм. В начале 30-х годов появились работы Э. Толмена, который ввел в учение о поведении понятие «промежуточных переменных». В качестве таковых предложил рассматривать намерения, ожидания, знания – прошлый опыт, зафиксированный в системе сложившихся реакций. Таким образом, поведение толковалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных, наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы, можно описать поведение живого существа, - полагал ученый. Э.Толмен ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира.

Итак, если у животных есть возможность использовать опыт в организации своей жизни …

Люди для использования чужого опыта должны этот опыт «увидеть», обнаружить, а точнее, понять, т.е. сделать средством для решения задач индивидуальной жизни.

В таком случае, эти чужие, другие должны уметь фиксировать опыт в форме доступной для передачи. Это начало культуры. Слова «культура», «сознание», «человек» - синонимы. Отсутствие культуры, отсутствие сознания – это животный способ жизни.

Суть сознания человека состоит в ориентации на культуру. Что такое ориентироваться на культуру? …опираясь на опыт других людей, на их способность изображать результаты своих действий, мы не начинаем с азов, а всегда приходим к вещам с сознанием [там же, с.69]..

Почему мы говорим «сознание»? А потому что я отношусь к вещам, зная вещи. Но что такое знание вещи? Использование опыта другого человека, со-знание. У меня есть знание, но не мое, оно «со-знание», всегда в моем знании есть отношение к другому человеку.

Мы постоянно используем опыт других людей, следовательно, другие люди должны свой опыт фиксировать в форме, доступной для передачи.

… люди пошли по пути буквальной эталонизации своих знаний в такой же вещественной форме, как когда-то люди каменного века эталонизировали свои представления о шкале твердости в реальных камнях.

Они изобрели письменность, знаки. В знаках зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности – значения. Посредством системы значений сознаниюсубъекта предстает образ мира, других людей, самого себя.

… переход к письменности в определенном смысле этап развития средств выражения сознания, т.е. связи одного человека с опытом других людей.

Что такое знак? Это вещь. Обращение со знаками – обращение с вещами.

Как устная речь является фиксатором человеческого опыта, но не универсальным, так и письменная речь является средством изображения опыта.

 

ПОТРЕБНОСТЬ                                                      ЗАДАЧА

 

  МОТИВ                                               ЦЕЛЬ                       УСЛОВИЯ

 

  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                           ДЕЙСТВИЕ               ОПЕРАЦИЯ

 

 

6. Сознание конкретного реального индивида – это единство переживания и знания [ 8; с.17]. В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т.е. абстрактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных, действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.

Сознание конкретной живой личности – сознание в психологическом … смысле слова – всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда однако не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, - так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний, резонируется в сознании.


[1] Органы, участвующие в восприятии и преобразовании раздражителей в нервные сигналы.

[2] Источник: Большой психологический словарь. – Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. – М., 2009.

Представление – чувственный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (на основе данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении …

Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены; в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. … различают единичные и общие П.; единичные П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представление отличается от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях (с. 494).

 

[3] Знание – 1. текущий результат открытого для обсуждения и критики … изучения проблем, явлений … по некоторым формальным и неформальным процедурам. Существенный момент в понятии «З.» - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину.

Знание обычно противопоставляется незнанию … и псевдознанию.

2. В более широком смысле З. отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!