Условные сокращения и обозначения 17 страница



 

 

 

Глава 21

 

Российские масоны в эмиграции. — Кадровые вопросы. — Особенности организации. — География «вольных каменщиков». — Масонская прохиндиада.

 

До сих пор мы не рассказали вам, как плелась паутина внутреннего масонского строительства, как умудренные в политических интригах старейшие масоны восстанавливали организации, порушенные их соперниками в борьбе за власть над русским народом. Развитие российского масонства заграницей — поучительный пример того, как могут развиваться злокачественные клетки социального организма, если их стимулировать извне. Таким стимуляторам стала моральная, организационная и финансовая поддержка зарубежных «братьев». Мы уже сообщали о финансировании французского масонства большевиками. В свою очередь французские масоны взялись помочь российским «братьям» не только денежно, но и предоставляя им помещения для собраний и инструкторов для подготовки кадров. За сравнительно короткий срок российское масонство не только восстановило свои организации, но и значительно расширилось.

Как мы уже неоднократно отмечали, основой для подбора кадров масонских лож были люди, лишенные национального сознания и устойчивых духовно‑нравственных ориентиров. Масоны брали таких людей в свой оборот, вкладывая в них свое отношение к России и миру, и делали их послушным орудием своей воли.

Весьма характерной иллюстрацией этого является прием в масоны Тихановича Г.С., тридцатилетнего торговца бриллиантами и антиквариатом, выпускника Императорского Александровского лицея.

Прием осуществляла ложа «Астрея». Три поручителя из числа старых масонов дали свои рекомендации (на их языке) профану Тихановичу. Приведу две наиболее типичные, отражающие безнравственное, релятивистское и атеистическое мировоззрение «вольных каменщиков». Один из рекомендующих — Иосиф Ашкенази — писал:

 

Досточтимый Мастер! По Вашему приказанию я беседовал с профаном Тихановичем по религиозно‑философским вопросам. К религии профан Тиханович совершенно индифферентен не потому, что, подобно многим, пережил глубокие религиозные сомнения, а по врожденному скептицизму, вследствие которого он не может ни принять, ни опровергнуть религиозного догмата. Церковь он изредка посещает, однако по мотивам, так сказать, «бытового» свойства, а отнюдь не для утоления религиозного чувства, каковое в нем, по его словам, совершенно отсутствует. В то же время он не атеист, и не решается категорически отрицать существование абсолютного начала. Вообще, несмотря на свой скептицизм, профан Тиханович представляется мне скорее человеком идеалистического склада души. По поводу церковных обрядов профан высказал взгляд, который также как будто свидетельствует, что религиозный индифферентизм не является основным его свойством, а скорее наносного, обывательского происхождения. Он приписывает церковным обрядам, т.е. ритуалу, несомненную эстетическую ценность и признает, что обряд воздействует на эмоциональную сторону нашего «я». По его мнению, всякий человек, признающий наличность в мире абсолютного начала — чего не отвергает с уверенностью и профан — должен проявлять свое отношение к этому абсолютному началу в форме обряда, т.е. ритуала. Несколько более определенно воззрение профана по вопросам морали. Профан признает мораль необходимой не только в качестве регулятивного принципа в социальных взаимоотношениях людей, но и в качестве внутренней нормы духовной жизни человека как такового. В то же время он полагает, что незыблемой базой для морали может послужить либо религиозная истина, т.е. догмат, либо стройное философское мировоззрение, в выработке которого он надеется на помощь масонства.

Профан Тиханович производит впечатление человека очень неглупого, самостоятельно развившегося в умственном и нравственном отношении, но испытывающего потребность в общении с людьми, живущими более напряженной интеллектуальной жизнью. Поэтому именно он и стремится вступить в масонский орден. Скептицизм его кажется мне не настолько глубоким, чтобы помешать ему воспринять основы масонского миропонимания, а его духовный облик, насколько я могу судить по нашей краткой беседе, позволяет надеяться, что из этого профана выработается со временем хороший масон. Почему я и буду голосовать за его прием в Братство Вольных Каменщиков.

С братским приветом Иосиф Ашкенази.

 

А вот рекомендация графа Алексея Бобринского:

 

 

Профан Тиханович Георгий Сергеевич родился 22 февраля 1897 года в городе Новочеркасске, сирота, отец его умер в 1910 году. Холост. Образование получил в Императорском Александровском лицее в Петрограде. Окончил его весной 1917 года. Был призван на военную службу и был причислен к французскому авиационному дивизиону на Северо‑Западном фронте, где пробыл до февраля 1918. После занятия Украины немцами жил в имении в Екатеринославской губернии до января 1919; засим ушел на Дон и зачислился в автомобильную часть Добровольческой армии. Был в Крыму при Врангеле до эвакуации. Проехал через Константинополь в Прагу, где поступил в общество земледельческих машин, засим был в Берлине, служа в издательстве Отто Кирхнера. В Париже с декабря 1924 года сперва служил в автомобильной школе, а засим в бриллиантовом деле Гитмана. Прослужив у Гитмана 1 год и 9 месяцев, полюбовно оставил место, занялся сам продажей бриллиантов и антиквариата, чем живет и сейчас.

По политическим убеждениям профан заявляет, что он антибольшевик; он склонен видеть возрождение России в новых формах, определить которые он затрудняется. Россия будущая совсем не сходна с Россией теперешней, — заявляет он. Многие формы социальной жизни в России укоренились так глубоко, что переменить их будет очень трудно. «Да вряд ли кто и будет их искоренять», — говорит профан. Надеясь принципиально на скорый конец большевизма, он совершенно не видит, как это произойдет. «Я не мечтаю о том, что на вид невозможно» и далее «что‑то новое должно создаться, но во что это выкристаллизуется, я вижу лишь очень туманно», — заявляет он.

По своим склонностям профан всегда интересовался философией, не считая себя однако обладающим большой эрудицией в этой области. Когда мог, читал о греческой философии и о литературе.

Профан признает свое «интеллектуальное падение», как он говорит, из‑за отсутствия общения с интересными людьми, и поэтому надеется найти недостающую духовную пищу в масонстве. Будучи православным по религии, однако религиозным себя не считает; чисто религиозными вопросами не интересовался, поскольку это не касалось общефилософских вопросов. Церковь посещает иногда, когда делать «actede presence». Не отрицая существование Бога, религии симпатизирует с бытовой стороны, поскольку православие связано с Россией. Я буду голосовать за принятие профана в нашу среду, сознавая, что он масонству дать абсолютно ничего не может в своем теперешнем состоянии. Это типичный профан. Профан с большой буквы. Все в нем как будто на месте, всему он как будто научился. Однако все в нем выражено бледно, туманно, неуверенно. Он не Муссолини, не Наполеон, не ученый, не активный работник. Про него можно сказать словами онегинскими: «Мы все учились понемногу чему‑нибудь и как‑нибудь». Однако масонство может его переделать, дать ему более определенную окраску, сделать из него полезного человека. Его ответы на мои вопросы были осторожны, он как бы боится сказать что‑нибудь лишнее, как бы проговориться, он идет ощупью. Но самое его желание придти к нам я хочу истолковать как то, что в нем не погасла какая‑то маленькая искра к Свету, и наша задача дать этой искре разгореться в красивое, яркое пламя.

Повторяю, я буду голосовать за его принятие.

Алексей Бобринский. 14° [399]

 

И профан Тиханович был благополучно принят в масонскую ложу, более того, «братья» способствовали ему в получении нужных кредитов для его ювелирной торговли.

Вот из какого материала складывалось и неуклонно развивалось российское масонство.

Уже 15 ноября 1921 года возобновлен русский розенкрейцеровский Капитул «Астрея» в Париже (председатели: 1921…1924 — Л.Д. Кандауров, 1925 — террорист Н.В. Чайковский, 1926 — граф А.П. Беннигсен, 1927 — П.А. Половцев, 1928…1929 — Э. Нагродский, 1930…1931 — граф А.А. Бобринский).[400] Мы недаром перечисляем имена руководителей — все это были опытные теневые политиканы, руки многих из которых запачканы в крови.

14 января 1922 года в Париже в юрисдикции Великой Ложи Франции открыта первая русская символическая ложа «Астрея», учредителями которой были Ф.Ф. Макшеев (позднее, в 1929 году, радиирован и выбыл), А.И. Мамонтов, граф А.П. Беннигсен, В.Н. Скрябин (секретарь, радиирован и выбыл в 1927 году), П.А. Соколов (оратор), А.И. Наумов (казначей), В.Д. Аитов (дародатель), Л.Д. Кандауров (привратник), Д.С. Навашин, князь П.И. Кугушев, граф А.А. Бобринский, А.И. Путилов (позднее перешел в ложу «Юпитер»), Ю.О. Бурнштейн, Н.В. Маринович, Н.В. Чайковский (умер в 1926 году), Г.Б. Слиозберг, М.А. Артамонов, Э. Нагродский (перешел в ложу «Гермес»). Досточтимыми мастерами этой ложи были: Ф.Ф. Макшеев, (1922…1924), В.Д. Аитов (1925…1926), князь В.Л.Вяземский (1927…1930), С.Я.Смирнов (1931). Высокую степень в этой ложе имел террорист Б. Савинков.

На несколько дней позже открытия ложи «Астрея» в Париже, в январе 1922 года в Берлине возникает российская масонская ложа «Великий Свет с Севера», принадлежавшая к системе Великой Национальной Прусской Ложи «Трех Глобусов». «Братья» этой ложи (а их было около 50) находились в тесном контакте с масонами шотландского устава, а некоторые были приобщены сразу к обеим системам. Досточтимыми Мастерами ложи «Великий Свет с Севера» были: А.П. Веретенников (1922…1924), Давыдов (1925), А.Д. Лаврентьев (1926…1927), Элухин (1928…1931).[401]

В 1924 году создаются еще две ложи шотландского устава:

а) «Северное Сияние» (14 января), учредили ее преимущественно бывшие военные (Досточтимые Мастера: А.И. Мамонтов (1924…1925), П.А. Половцев (1926), В.В.Лыщинский, князь Троекуров (1927…1928), граф А.П. Беннигсен (1929…1931);

б) «Гермес» (24 декабря).

Ложа «Гермес» предполагалась как центр, объединяющий на масонской основе известных представителей русской науки, индустрии и служилого класса, которые смогут путем изложения докладов высказать свои взгляды на будущее устройство России, «возбудить крупный интерес в тех же классах иностранной общественности и у Правительств главнейших государств». Однако, как признается Кандауров, ожиданию этому не суждено было оправдаться: «после двух или трех докладов… имевших атмосферу смертельной скуки, ложа эта перестала посещаться даже своими собственными членами, а с весны 1925 года перестала собираться». В результате на непорядки обратила внимание администрация Великой Ложи Франции, которая произвела перевыборы, поставив у власти более активных масонов (Досточтимые Мастера: Ф.Ф. Макшеев (с марта 1925 года), А.И. Мамонтов (1926), Э. Нагродский (сентябрь 1926… 1928), Н.В. Тесленко (1929…1931).

25 января 1925 года возникает ложа «Золотое Руно». Целью этой ложи было внесение «масонского света в среду инородческих жителей Кавказа, дабы дать им возможность учредить впоследствии на Родине у себя собственные масонские ложи». Охвату подлежали грузины, армяне, горцы Северного Кавказа, азербайджанцы.[402]

При основании ложи было установлено между «русскими» и «инородческими» учредителями (последние принадлежали по посвящению к ложе «Астрея»), что «первые будут заниматься вторыми в видах надлежащего их масонского обучения и назидания только два года, после чего „братья“ либо покинут ложу „Золотое Руно“ и образуют свою самостоятельную ложу, либо все останутся в первой, из которой уйдут русские в этом случае». «Масонскими пастырями» этой ложи были в 1925 году Кандауров и в 1926‑м граф Д.А. Шереметев.

Как пишет не вполне вразумительно Кандауров:

 

Когда двухлетний срок истек, то оказалось возможным только первый из предусмотренных случаев, так как члены ложи армяне от русских отделяться не пожелали, но и тут встретились некоторые затруднения, так как братья инородцы (не армяне), в порядке исполнения вышеуказанного условия, предъявляя разнообразные, порой противоречивые требования, и у некоторых из тех братьев, которым пришлось с ними братски беседовать, получилось впечатление, что они сами не знают вполне точно, чего хотят (т.е. разгорелась скандальная склока — О.П.) . Однако после надлежащего братского отеческого воздействия, все эти братья коллективно подали в отставку из ложи «Золотое Руно» (декабрь 1926 года) . Отставка была тотчас принята ложей, которую к тому времени покинули и некоторые из русских братьев. После чего ложа «Золотое Руно» была переименована в «Юпитер».[403] После «подавления бунта» инородцев ложу возглавляли следующие «досточтимые Мастера»: С.Г. Лианозов (1927 год) , А.В. Давыдов (1928…1930) , Д.Н. Вердеревский (1931) .

«Братья» — инородцы, ушедшие из «Золотого Руна» — всего 25 человек, — образовали в юрисдикции Великой Ложи Франции ложу «Прометей», которую возглавил А. Зильберштейн, а позднее, в 1928…1929 годах, Г.К. Хагандоков. Ложа пользовалась материальной поддержкой богача‑масона Чермоева. Однако, несмотря на это, она стала глохнуть, ее перестают посещать, не поступают членские взносы. В результате большую часть «братьев», преимущественно грузин, пришлось либо радиировать, либо просто исключить, а в конце 1929 года Великая Ложа Франции принимает решение — ложу «Прометей» усыпить, что и было осуществлено в 1930 году.

Высшие руководители Великой Ложи Франции были огорчены неуспехом в образовании «самостоятельного инородческого масонства из национальностей Кавказа». По их мнению, неуспех «был вызван ошибочным расчетом учредителей ложи „Золотое Руно“, переоценивших данные тех досточтимых братьев, которыми имели в виду заниматься только два года. Для поставленной цели требовалось, повидимому, гораздо более продолжительное о них попечение.[404]

 

Кроме четырех символических лож и Капитула «Астрея», в юрисдикции шотландского устава в 1925 году была образована ложа усовершенствования — «Друзья Любомудрия», которую в 1925…1928 годах возглавлял граф П.А. Бобринский, в 1929‑м — А.П. Веретенников, в 1930…1931 годах — Н. Голеевский.

Административным органом российского масонства стала с 10 февраля 1927 года так называемая Консистория Россия, возглавляемая Л.Д. Кандауровым.[405] Постановлением Международной Конференции Верховного Совета шотландского устава в Париже, собравшей делегатов 29 стран, Консистория Россия получила определенные привилегии и полномочия, особенно в финансовой области, для чего в 1930 году была создана особая финансово‑хозяйственная комиссия, возглавляемая «братом» А.В. Давыдовым.[406]

В январе 1925 года русские масоны сколачивают ложу «Северная Звезда», в которую входят члены регулярных лож Великого Востока Франции, созданных еще до 1917 года. Ее руководителями стали прожженные политиканы и активные члены террористических организаций: Н.Д. Авксентьев (Досточтимый Мастер 1925…1927, 1931) и П.Н. Переверзев (1929…1930).

Однако в эту ложу не вошло значительное число старых масонов Великого Востока, преимущественно кадетов, считавших, что она действует «недостаточно скрытно» (Д.Н. Григорович‑Барский, князь Л.А. Оболенский, В.М. Зензинов, граф А.А. Орлов‑Давыдов, И.П. Демидов, Теплов).

Тем не менее «Северная Звезда» заняла особое, можно сказать, руководящее положение среди русских масонских лож во Франции. Руководство Великого Востока Франции разрешило ей собираться в помещении штаб‑квартиры Великого Востока на улице Кадэ, 16. Такой же чести позднее удостоилась еще только одна российская ложа «Свободная Россия» (основана 9 ноября 1931 — секретарь А. Шайкевич). Такой высокой чести последняя удостоилась за особо тесную связь с сионизмом. Среди братьев «Свободной России» числился брат Владимир Жаботинский, руководитель мирового сионизма, радикальный русофоб. В архиве Гуверовского института (США) в фонде Б.Н. Николаевского хранится приглашение на доклад В. Жаботинского в этой ложе:

 

 

Досточтимый мастер масонской ложи «Свободная Россия» просит Вас, а также дорогих братьев руководимой Вами Ложи посетить Торжественное собрание достопочтенной ложи «Свободная Россия» 11 ноября 1932 года в 8 часов 30 мин. вечера на улице Кадэ, 16 в Мастерскую N 2.

Досточтимый Брат В. Жаботинский сделает доклад на тему: «Исповедь Убежденного Мещанина».

После доклада — прения.

С совершенным уважением

За секретаря — А. Шайкевич.

 

В январе 1926 года в Париже была образована ложа «Аврора», относящаяся к системе «Человеческого права», другими масонскими системами не признаваемая. Ложа включала одновременно и мужчин, и женщин. Возглавляли ее: Е.А. Нагродская (1926…1928), Сыртланова (1929), Брилль (1930), Нагродский (1931).

В мае 1927 года шестью российскими «братьями», проживавшими в Египте, создается ложа «Астрея» при Востоке города Александрия, которая находилась под юрисдикцией Великой Ложи Египта (шотландского устава). Возглавлял ложу присяжный поверенный Билькен. После его смерти в 1930 году ложа стала хиреть, пополнилась представителями других национальностей и стала работать на французском языке.[407]

В Белграде российские масоны (около 12 человек) участвуют в работе ложи «Максим Ковалевский». Председателем ее является профессор М.П. Чубинский. Российские масоны в Югославии жалуются на трудные условия работы. Как отмечалось:

 

«Русское масонское объединение пополняется новыми кандидатами весьма медленно и с большими затруднениями в связи с настроением и духом русской эмиграции в Югославии. Настроение это черносотенное и по отношению к масонству — очень неблагоприятное».[408]

 

Особо следует отметить кружок русского масонства в Лондоне, созданный в 1924 году, в состав которого входили 15 «братьев», принадлежавших к различным английским ложам. В среде английских масонов кружок пользовался большим уважением. Возглавляли его в разное время «братья» Б. Телепнев, Б. Иванов, князь А.А. Лобанов‑Ростовский.

Число «братьев» в каждой из лож было различно — от нескольких человек до сотни и больше. В наиболее известных ложах насчитывалось не менее полусотни человек. Так, например, в 1929 году в масонской ложе «Астрея» было 104 члена, в «Северном Сиянии» — 49, в «Гермесе» — 53, в «Юпитере» — 59 членов.[409]

Хотя российские масоны находились под полным контролем и в подчинении зарубежных орденов, было бы неправильно думать, что они не мечтали получить самостоятельность и действовать независимо, прежде всего от французского масонства. Постоянно, особенно в тридцатые годы, российские «братья», относящиеся к Великой Ложе Франции, поднимают вопрос о создании Великой Ложи России.[410] Однако французские масонские власти были против этого. В доверительной записке мастеру ложи «Астрея» Г.Я. Смирнову Л. Кандауров (33°) пишет, что «всем хорошо известно, что Великая Ложа Франции по причинам очевидным, отнюдь не склонна официально разрешать какое‑либо объединение русского символического масонства, которое имело бы собственную принудительную власть, вне Великой Ложи Франции».[411]

Российские масоны в эмиграции помогали своим «братьям», оставшимся в СССР, не только морально, но и материально, финансово.

Есть точные данные о помощи московской масонской ложе розенкрейцеров под руководством Казначеева, которой из Франции «тайно в течение многих лет направлялись субсидии и продовольственные посылки…».[412]


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!