Соотношение мирных и немирных форм борьбы



 

Кладя в основу деятельности коммунистов принцип классовой борьбы, марксизм-ленинизм, однако, не сводит дело к одним лишь наиболее острым ее проявлениям. Наоборот, Маркс особо отмечал важность создания обстановки, в которой классовая борьба смогла бы проходить через свои различные фазы наиболее рационально и гуманно. Это полнее отвечает идеалам социализма, предусматривающим утверждение для всех людей подлинно человеческих условий жизни. Отсюда в марксизме-ленинизме неоднократно подчеркивается желательность именно наименьшей обостренности классовой борьбы, указывается, что пролетариат будет последним, кто стал бы возражать против уничтожения буржуазной собственности мирным путем, что он предпочел бы мирно взять власть, что мирный путь развития революции есть самый безболезненный и за него надо упорно бороться, что вооруженное восстание является безумием там, где с помощью мирной агитации можно быстрее и вернее прийти к цели. По свидетельству международного опыта, мирная форма революции возможна в том случае, когда эксплуататорские классы настолько ослабевают, что уже не могут сопротивляться и вынуждены отдать власть трудящимся как бы «добровольно».

Но, выступая за предпочтительность мирной формы революции, пролетариат, трудящиеся должны в то же время иметь в виду и ее немирную альтернативу, должны быть готовы к крайнему обострению классовой борьбы. Ибо, что уже отмечалось и чему учит тот же опыт, эксплуататорские классы по своему желанию власть никогда не уступают, всегда сопротивляются до конца. И если никаких шансов для мирного исхода не остается, пролетариат, трудящиеся должны брать власть с помощью оружия. Такая позиция нравственно абсолютно обоснованна и юридически совершенно правомерна. Как заметил Энгельс, пока будут существовать эксплуатирующие и господствующие классы на одной стороне, эксплуатируемые и порабощенные – на другой, до тех пор применение насилия с обеих сторон останется необходимостью, против которой всякая моральная проповедь бесплодна. Средства, пускаемые в ход с целью порабощения, дозволительны также и в целях свержения ига рабства. И гневные обличения против насилия в любой форме и при всех обстоятельствах неприемлемы. Коммунисты не могут уподобляться тем, кто собирается подставлять левую щеку, если их бьют по правой. На насилие следует отвечать насилием же. Отказываться во всех случаях от вооруженной борьбы было бы со стороны пролетариата, трудящихся безрассудством и означало позорную уступку эксплуататорским классам.

Значит, согласно марксизму-ленинизму, для коммунистов должно быть приемлемо всякое средство, которое ведет к цели: как самое мирное, так и самое насильственное. Им надо действовать против своих противников мирно там, где это окажется возможным, оружием – когда это станет необходимым. Причем в ходе борьбы мирные в целом формы могут дополняться немирными действиями, а немирные действия – мирными формами.

 

Соотношение легальных и нелегальных форм борьбы

 

Марксизм-ленинизм исходит из того, что когда у коммунистов есть возможность действовать открыто, легально, на основе существующей законности, они должны извлечь из данной ситуации максимальную для себя выгоду. Принципиальная необходимость использования легальности определяется следующим:

1. Она позволяет наступать на правящий режим, применяя те средства, которые коммунистам предоставляет сам режим – его правовую систему, государственные структуры и так далее.

2. Она позволяет работать среди тех слоев пролетариата, трудящихся, которые пока доверяют буржуазным порядкам и влияние на которые коммунистам исключительно важно.

3. Она позволяет доказать буржуазии, что нет и не может быть такого поприща работы, которое бы не завоевали и не освоили коммунисты.

4. Она позволяет занять позиции везде, где возможно, пусть даже иногда только для того, чтобы ими не завладели другие.

Поэтому пока правительство действует против коммунистов в рамках общего права, нужно обходиться законными средствами борьбы. Глупо нарушать законность, если она работает в их пользу. И бывает, что коммунисты больше преуспевают с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных.

Одновременно марксизм-ленинизм предостерегает при использовании буржуазной легальности от двух опасных ошибок. Во-первых, требуется бдительно следить за тем, чтобы соблюдением законности не ликвидировалось коммунистическое содержание проводимой работы, не укорачивались ее задачи, не искажались перспектива и цель: вести трудящихся к низвержению капитализма и переходу к социализму. По форме проводимая работа может быть легальной, а по существу она непременно должна оставаться революционной. И не допустим никакой мир с теми, кто злоупотребляет легальностью, чтобы сеять скептицизм, равнодушие к революционной работе и тормозить ее. Во-вторых, ни в коем случае нельзя в буржуазную легальность излишне верить. Следует учитывать ее исторические пределы и помнить, что обычно она неизбежно разлетается вдребезги, когда напрямую затрагивается главное – сохранение буржуазной власти и буржуазной собственности. Одно дело – использовать, сколько возможно, легальность. Другое дело – уповать только на нее, раболепствовать перед нею.

Поэтому коммунистам всегда надлежит быть внутренне готовыми к разрыву с буржуазной легальностью. И такой шаг нравственно-юридически тоже полностью обоснован. Если правительство, указывается в марксизме-ленинизме, нарушит правовые нормы, т.е. свои обязательства перед народом, то и коммунисты свободны от своих обязательств перед правительством и могут по отношению к нему поступать по своему усмотрению. Если посредством исключительных законов, несправедливых приговоров и полицейского произвола будет предпринята попытка поставить коммунистов вне общего права, они вынуждены будут вступить на незаконный путь борьбы, как на единственный, который у них остался. Они могут использовать незаконные средства для обретения вновь законных. Причем коммунистам следует помнить, что наилучший для них способ перехода к незаконным средствам борьбы – нарушение законности самой властью, поскольку власти ее собственная законность становится невыгодной, начинает ее «убивать». «Стреляйте первые, господа буржуа!», – писал по этому поводу Энгельс[74]. Коммунистам же выгоднее стрелять вторыми, выждав, пока противник запутается в собственной законности и растопчет ее.

Разрыв с буржуазной законностью неизбежно вынуждает коммунистов перейти к использованию нелегальных форм борьбы. Но это не означает, что отныне использование легальности полностью прекращается. Задача коммунистов – ни часа легальной работы не бросать, а органично соединить ее с нелегальной. И революционеры, не умеющие соединять нелегальные формы борьбы с легальными, являются плохими революционерами. Ленин обозначил оптимальный вариант организационного строительства коммунистов в условиях соединения легальности и нелегальности: нелегальная партия как сумма ячеек, окруженных сетью беспартийных легальных и полулегальных обществ трудящихся. К ним могут относиться те формы объединения масс, о которых уже говорилось, – профессиональные, кооперативные, просветительные, спортивные организации, фабрично-заводские комитеты и так далее. Работу в них следует вести таким образом, чтобы они превратились в опорные пункты партии для укрепления ее связей с массами.

В целом же коммунисты, в условиях соединения легальных и нелегальных форм борьбы, должны неустанно стремиться к тому, чтобы свою нелегальную деятельность реализовывать, насколько возможно, в легальных формах, а легальные формы приспосабливать, насколько возможно, к нелегальной деятельности.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!