Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые особенности оды «Фелица».



 

На втором уроке по творчеству Державина важно показать новаторство поэта и его влияние на поэзию последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

Вопросы и задания к оде «Фелица»

1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)

2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным творчеством императрицы?

4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?

5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?

6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?

7. Индивидуальное задание. Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы используют поэты для создания центрального образа каждой из од? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?

Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению и обсуждению проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник». Мотивом к их сопоставлению станет выяснение таких вопросов:

Что общего и что особенного в этих стихотворениях?

Какая мысль их объединяет?

Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия анализируются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского, в них учащиеся находят аналогии с лирикой Державина. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».

Уроки 5*—6*. «Быть свободным — это значит быть человеком»[6]

Романтизм в Европе и в Америке.

 

Урок может быть проведен в форме лекции, на которой учитель расскажет об основных представителях романтизма в Западной Европе и в Америке. В лекцию могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших романтиков: Э. Т. А. Гофмана (Германия); поэтов «озерной школы», В. Скотта, Дж. Байрона (Англия); В. Гюго, Жорж Санд (Франция); В. Ирвинга, Дж. Ф. Купера, Э. По (США) и др. (по выбору учителя и учащихся).

Примерный план лекции

1. Происхождение слова и понятия «романтизм». Романтизм как литературное направление и как художественный метод.

2. Иенские и гейдельбергские романтики. Идеальные порывы свободного человеческого духа, художественная переработка фольклора, преданий старины, религиозных поверий. Черты романтизма в произведениях Гофмана.

3. Простые, естественные чувства в лирике поэтов «озерной школы». Исторические романы Вальтера Скотта. Защита свободы личности в творчестве Байрона и Шелли.

4. Страдания героя в пошлой среде в творчестве французских романтиков (Сталь, Шатобриан и др.). Конфликт прекрасной души и ужасной внешности в произведениях В. Гюго. Защита свободного чувства женщины в романах Ж. Санд.

5. Описание нравов и протест против буржуазного стяжательства в новеллах В. Ирвинга. Природа — человек — цивилизация в романах Ф. Купера. Э. По как основоположник психологического детектива.

6. Своеобразие романтизма в литературе Германии, Англии, Франции и США.

 

Итог уроков. Романтизм в каждой стране носил своеобразный национальный характер. В Германии в нем доминировала тяга к сверхъестественному, чудесному. В Англии в произведениях романтиков обострился конфликт личности с внешним миром, появились разочарование и сомнение. В литературе Франции поднимались проблемы нравственности, где приоритет отдавался общечеловеческой этике. У американских романтиков мрачный психологизм сочетался с юмором, экзотикой и приключениями. Русский романтизм испытал на себе влияние литературы Германии и Англии, но опережал в развитии романтиков Франции и Америки.

Урок 7*. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое»[7]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 779; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!