Глава четвертая. ИЗ ИСТОРИИ УТВЕРЖДЕНИЯ
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
Основные этапы развития марксизма-ленинизма
Во всех европейских странах социалистические учения и рабочее движение существовали сначала отдельно друг от друга. Рабочие вели борьбу с буржуазией, а идеологи социализма, находясь в стороне от нее, создавали свои учения, критиковали капитализм и требовали его замены справедливым строем. Отрыв рабочего движения от социалистических учений порождал слабость, неразвитость того и другого. Социалистические учения, не слитые с борьбой пролетариата, были только утопиями, добрыми пожеланиями, не влиявшими на реальную жизнь. Рабочее же движение, лишенное научного знания, оставалось стихийным, раздробленным, мелочным, не имевшим серьезного политического значения. Поворот социалистической мысли к слиянию с рабочим движением – великая заслуга Маркса и Энгельса. Их учение объяснило необходимость такого слияния и поставило перед социалистами задачу организации классовой борьбы пролетариата.
На первом этапе своего существования марксизм являлся идейным знаменем лишь небольшого отряда революционных пролетариев, выступивших как передовая часть рабочего крыла освободительного движения в буржуазно-демократических революциях 1848-1849 гг. В последовавший затем, в 50-х гг. XIX в., период европейской реакции распространение революционно-коммунистических идей велось главным образом в форме литературно-публицистической деятельности Маркса, Энгельса и их соратников на страницах прогрессивной печати. Тогда марксизм имел еще сравнительно узкий круг сторонников. И на более широкие рабочие, революционно-демократические слои влиял не столько он в целом, сколько отдельные его идеи. В 60-е гг. марксизм начал завоевывать себе массовую базу, активно воздействуя на выработку программы, стратегии и тактики международного пролетариата. Значительно расширился круг последователей научного коммунизма. Пошло усвоение не только его отдельных идей, но уже и марксистского учения как мировоззрения. Оно в неодинаковой мере и с неодинаковой глубиной становилось достоянием различных участников революционной борьбы.
|
|
После Парижской коммуны 1871г. открылся новый период всемирной истории и истории рабочего движения. От предыдущих он отличался «спокойным» характером, отсутствием революций: Запад с буржуазными революциями покончил, Восток до них еще не дорос. Тем не менее в различных странах стали создаваться социалистические и рабочие партии, строившие в той или иной степени свою деятельность на марксистской основе. Сделались разнообразнее средства распространения марксистских идей. Пропаганда марксизма увеличилась не только в связи с ростом социалистической печати и выпуском социалистической литературы, но и с формированием научно-литературных сил пролетарских партий, появлением целой плеяды талантливых теоретиков и пропагандистов марксизма.
|
|
Следующий период в утверждении марксизма был связан с наступлением эпохи империализма и пролетарских революций, с деятельностью Ленина и большевиков. Он характеризовался сущностным сдвигом как в развитии революционной теории, так и в соединении ее с рабочим движением. В это время речь уже идет не только о марксистских, а о марксистско-ленинских идеях. Под их воздействием победила Великая Октябрьская социалистическая революция.
Послеоктябрьская эра обусловила качественно новый характер взаимодействия марксистско-ленинской теории и революционной практики. Марксизм-ленинизм теперь претворяется в действительность во всей его полноте, воплощается в практике строительства социализма и создании мировой социалистической системы. В связи с укреплением международного коммунистического движения соединение пролетарской теории с борьбой рабочего класса приобретает несравнимо большие масштабы, глубину и эффективность. Марксистско-ленинские идеи оказывают возрастающее воздействие на весь мировой революционный процесс, на жизнь всего человечества.
|
|
Развитие марксизма-ленинизма, вследствие разносторонности, богатства его теоретического содержания, происходило путем выдвижения на передний план в различные исторические периоды то одной, то другой его стороны. Это диктовалось условиями конкретного времени, потребностями и задачами общественного прогресса. Так, до западноевропейских революций 1848-1849 гг. первоочередным было формирование философии марксизма. В их период актуальными стали политические идеи марксизма, осмысление революционного опыта. В 50-60-е гг. преобладающее значение получили социально-экономические взгляды марксизма. В 70-е и последующие годы интенсивно анализировались проблемы теории коммунистической формации, стратегии и тактики пролетариата. Аналогично обстояло дело и на ленинском этапе развития марксизма. В 90-е гг., в связи с потребностями российского общественного развития, особую остроту приобрели разработка и применение экономического учения марксизма. В период русской революции 1905-1907 гг. первостепенное внимание уделялось марксистской политике. В последующие годы повышенный интерес получили дальнейшая разработка философских основ марксизма, осмысление открытий естествознания, анализ новых явлений и тенденций вобщественном развитии. В годы Первой мировой войны в центре марксистской мысли находились проблемы империализма, теория социалистической революции. В период с февраля по октябрь 1917 г. центральное место заняли вопросы стратегии и тактики борьбы за власть.
|
|
Ленин, указывая на данную особенность становления марксизма, разъяснил, что это не означает, будто позволительно, занимаясь одной его стороной, игнорировать другие. Это означает только, что не от субъективных желаний, а от соответствующих исторических условий зависит преобладание интереса к той или другой стороне коммунистического мировоззрения. Изменение общественной обстановки не может не выдвигать в марксизме, как живом учении, на первый план различные стороны его.
Идейно-политические враги
Марксизма-ленинизма
Развитие и утверждение марксизма-ленинизма в революционном движении происходили в процессе непрерывной борьбы с противостоящими ему идейно-политическими течениями. Главным внешним врагом марксизма-ленинизма изначально выступала и продолжает выступать буржуазная наука, у которой он вызывает величайшую вражду и ненависть. Ленин отметил, что иного отношения нельзя и ждать, поскольку вся буржуазная наука так или иначе защищает наемное рабство, а марксизм объявляет ему беспощадную войну. Он подчеркивал, что своеобразный закон буржуазной эпохи составляет положение: кто наглее и бесстыднее издевается над наукой ради уничтожения Маркса, тому больше чести. И на ученые должности пускаются в первую очередь те, кто продает науку капиталу, кто соглашается против Маркса, социализма говорить самый невероятный вздор, бессовестнейшие нелепости и чепуху. Какое дело буржуазным ученым до научной объективности?! Лишь бы лягнуть Маркса и социализм, а остальное приложится.
Идеологи буржуазии смотрят на марксизм-ленинизм с высокомерным презрением, но в нем много трусливого лицемерия. Они боятся марксизма-ленинизма как революционного учения. Они будут и впредь бешено поносить его, а мерой их озлобленности является мера противоположности взглядов марксизма-ленинизма интересам эксплуататоров. Наиболее полное выражение такое отношение буржуазии к марксизму-ленинизму получило в антикоммунизме– главном идейно-политическом оружии империализма в его борьбе против всех революционных социальных и национально-освобоительных сил с целью защиты капиталистического строя.
Однако и среди учений, распространенных преимущественно в пролетариате, марксизм укрепился далеко не сразу. Первые полвека своего существования, с 40-х гг. XIX столетия, он боролся с теми из них, которые были в корне враждебны ему. К ним относились философский идеализм радикальных младогегельянцев, прудонизм, бакунизм, дюрингианство и другие. В конечном счете победа над ними была в основном достигнута. Рабочие партии, отмечено, начали строить свои программы, стратегию и тактику на марксистской базе. Международная организация рабочего движения во всем существенном стала на почву марксизма. Но, указал Ленин, когда марксизм вытеснил из пролетарского движения все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, те тенденции, которые в них выражались, начали искать себе иных путей. Победа марксизма заставила его врагов переодеваться марксистами. И вторые полвека существования научного коммунизма, с 90-х гг. XIX столетия, ознаменовались борьбой против враждебных марксизму устремлений внутри самого марксизма
Этот внутренний враг марксизма получил уже употреблённое выше название оппортунизма. Оппортунизм (с латинского – удобный) есть идейно-политическое течение в международном пролетарском движении, представляющее собой совокупность теоретических взглядов и практических действий, объективно противоречащих интересам рабочего класса и делающих его поведение удобным, выгодным буржуазии. В марксизме-ленинизме указаны непосредственные причины, вызывавшие и по сей день вызывающие оппортунизм:
1. Наличие у данного явления классовых корней в буржуазном обществе. Состоят они в том, что при капитализме рядом с пролетариатом всегда находятся широкие мелкобуржуазные слои. Стены между первым и вторыми нет и быть не может. Пролетариат с мелкобуржуазными слоями постоянно контактирует и, вследствие разорения представителей этих слоев, во многом за их счет пополняется. Вливаясь в ряды пролетарского движения, они привносят в него свою идеологию, психологию и методы действий. На переваривание и обучение таких «рекрутов» пролетарского движения приходится затрачивать много энергии, внимания, времени.
2. Неодинаковость развития капитализма в различных странах и различных областях народного хозяйства. Марксизм возник как продукт уже довольно зрелых буржуазных отношений. Поэтому он всего легче, быстрее, полнее и прочнее усваивается рабочим классом и его идеологами в условиях наибольшего развития капитализма, крупной промышленности. Отсталые же капиталистические, а тем более докапиталистические отношения порождают таких сторонников пролетарского революционного движения, которые усваивают себе лишь некоторые стороны марксизма-ленинизма, некоторые его выводы, требования и лозунги, оставаясь во многом на позициях буржуазного и мелкобуржуазного миросозерцания.
3. Диалектический характер капиталистического развития, идущего в противоречиях и путем противоречий. Капитализм, с одной стороны, прогрессивен, ибо уничтожает отжившие способы производства и обеспечивает огромный рост производительных сил, но, с другой стороны, он на известной ступени задерживает рост производительных сил. Капитализм, с одной стороны, организует, дисциплинирует, совершенствует рабочих, но, с другой стороны, он подавляет, угнетает и эксплуатирует их. Капитализм, с одной стороны, сам создает себе могильщика, сам творит элементы нового строя, но, с другой стороны, они, без сознательной и самостоятельной деятельности трудящихся, господство его не затрагивают. Эти противоречия живой реальности охватывает и разъясняет марксизм. Но широкие массы учатся не из книг, а из жизни. И потому отдельные их категории постоянно засматриваются то на одну, то на другую сторону капиталистической действительности, абсолютизируют их, возводят в общую теорию, что и порождает однобокие, противоречащие марксизму-ленинизму взгляды и методы действий.
4. Изменения в тактике буржуазии.Будь тактика буржуазии неизменной, пролетариат быстро научился бы адекватно отвечать на нее. Но буржуазия выработала и использует два метода отстаивания своего господства, взаимно заменяя и переплетая их. Первый – метод насилия, отказа от всяческих уступок рабочему движению, поддержки отживших учреждений, непримиримого отрицания реформ. Второй – метод «либерализма», шагов в сторону реформ, уступок, развития демократических прав и свобод. Причем от одного к другому методу буржуазия переходит не по злостному расчету и не по случайности, а в силу коренной противоречивости ее собственного положения. С одной стороны, природа буржуазии изначально предрасполагает к использованию ею против трудящихся любых зверских средств. Но, с другой стороны, сами условия капиталистического производства требуют обеспечения трудящимся известного минимума благосостояния и культуры. И переход от политики насилия к политике уступок обманывает какую-то часть рабочих, вызывает у них колебания в умонастроении и действиях.
Из сказанного следует, что оппортунизм – явление отнюдь не случайное, не результат ошибки или, тем более, сознательного предательства. Он представляет собой своего рода карикатуру на марксизм, вызываемую условиями капиталистической действительности. Суть карикатуры, разъяснял Ленин, – распространение правильных марксистских рассуждений на такие случаи, куда они на самом деле не распространяются, и доведение их тем самым до абсурда. Оппортунисты, по ленинскому выражению, – это «якобы марксисты», это «социал-демократы в стиле модерн»[33]. Искажение коммунистической теории здесь выдается за саму теорию, используют марксистскую терминологию для прикрытия антимарксистского содержания.
Оппортунизм распадается на правую и левую разновидности[34]. Правый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев (включая обуржуазившуюся часть рабочего класса), которые имеют относительно сносные условия существования и не выступают за коренную ломку капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на более-менее спокойные периоды развития капитализма, когда нет кризисов и потрясений, прогрессирует экономика, нормально функционирует буржуазная демократия. В такое время верхним слоям рабочего класса и его мелкобуржуазных попутчиков перепадает некоторая доля от сверхприбылей буржуазии, массы добиваются известных успехов. Указанные процессы и порождают правоопортунистические тенденции в пролетарском движении. Суть правого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:
1. Ограничение классовой борьбы только областью буржуазных отношений, отрицание необходимости доведения ее до уничтожения капитализма и перехода к социализму. Фактически это означает замену теории классовой борьбы теорией социального мира и сотрудничества классов.
2. Отказ от прямых, непосредственных революционных действий и сведение всей деятельности пролетарского движения к достижению возможных в рамках буржуазной законности улучшений положения трудящихся с помощью реформ.
В теории правый оппортунизм обычно связан с ревизионизмом – направлением мысли, пересматривающим коренные устои коммунистического учения, но выступающим под его флагом.
Ленин охарактеризовал правый оппортунизм как проведение буржуазной политики в рабочем движении, проявление буржуазного влияния на пролетариат и буржуазное развращение пролетариев. Правые оппортунисты, указывал он, есть агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики буржуазии, заключившие с нею союз против эксплуатируемых ею масс. Это люди, плененные буржуазным мировоззрением и разучившиеся смотреть на вещи с революционной точки зрения. Они признают марксизм за исключением его революционной стороны и превращают из идеологии наиболее передового класса в идеологию самых неразвитых категорий трудящихся.
Левый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев, которые, наоборот, имеют неблагоприятные условия существования и склонны к коренной ломке капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на периоды, когда под воздействием присущих капитализму противоречий его механизм разлаживается, а переживаемые народом трудности резко усиливаются. Стремление во что бы то ни стало быстрее улучшить жизнь и порождает левооппортунистические тенденции в рабочем движении. В известной мере ещё их питает реакция части рабочего движения на политику правого оппортунизма. Испытывая к нему ненависть за отступничество от революции, эта часть берет на вооружение методы, характерные для левых оппортунистов. Суть левого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:
1. Волюнтаризм, подменяющий трезвый, обстоятельный анализ действительности произвольными, поверхностными решениями.
2. Ультрареволюционаризм, толкающий пролетарское движение на радикальные, но неоправданные и в последнем счете вредные акции.
В теории левый оппортунизм обычно связан с догматизмом – направлением мысли, искажающим коренные устои коммунистического учения вследствие нетворческого, буквоедского использования его.
Ленин назвал левый оппортунизм грозным, надутым, чванливым на словах, но пустышкой раздробленности, распыленности и безголовости на деле. В поведении он, как и правый оппортунизм, тоже отступает от условий и потребностей выдержанной пролетарской классовой борьбы. И, стало быть, выходит, что левым (т.е. революционным) он является лишь по видимости, а не по сути. Поэтому название данной разновидности оппортунизма зачастую обозначают в кавычках (пишут – «левый» оппортунизм), подчеркивая тем самым присутствующий здесь иронический оттенок.
Та и другая разновидности оппортунизма (несмотря на внешние различия) фактически являются близнецами. Они носят одинаковый мелкобуржуазный характер, стоят на одинаковой мелкобуржуазной позиции и объективно представляю собой каналы насаждения в пролетарской среде мелкобуржуазной стихии. Левый оппортунизм есть тень правого оппортунизма. Обе уродливости взаимно дополняются, нанося пролетарскому движению огромный вред. Разница между ними заключается лишь в том, что правые обычно не скрывают свой оппортунизм, а левые всегда камуфлируют его революционной фразеологией, играя на чувствах масс. В активном, неослабевающем противостоянии правому и левому оппортунизму марксизм-ленинизм видит непременное и важнейшее условие успеха революционной борьбы масс.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!