Занятие 10. Россия в XVII столетии: «бунташный» век.

Тема III. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ.

Занятие 9. Смутное время на Руси: рубеж XVI – XVII веков.

       Взошедший на русский престол после смерти Ивана Грозного его средний сын Фёдор Иоаннович (1584 – 1598 гг.) был, по свидетельствам современников, человеком болезненным, «блаженным», совершенно не способным к государственной деятельности. Более того, его не готовили на царский трон, так как править после Ивана IV должен был его старший сын – тоже Иван. Но в 1581 году Иван Грозный в припадке гнева нанёс царевичу Ивану смертельную рану, и тот вскоре умер, что неожиданно сделало Фёдора следующим наследником царской власти.

       Фактически правителем государства при Фёдоре Иоанновиче стал брат его жены – боярин Борис Годунов.

       В этот период была достигнута определённая экономическая и политическая стабильность. Удачно отражены набеги крымских татар. На юге страны усилена оборонительная система, построен ряд новых засек и крепостей: Воронеж, Курск, Царицын, Белгород и другие. В ходе войны со Швецией Россия вернула себе города Ям, Копорье, Ивангород, Карелу. Продолжалось утверждение русского присутствия в Сибири. Здесь были основаны крепости Тюмень и Тобольск.

       В 1589 году произошло важное событие – в Москве было учреждено патриаршество. И если до этого Русская православная церковь в определённой степени подчинялась константинопольскому патриарху, то теперь она сделалась полностью самостоятельной. Первым русским патриархом стал московский митрополит Иов.

       Были приняты некоторые меры, направленные на улучшение положения дворянства, а также посадских людей. В то же время началось прикрепление крестьян к земле. Юридически оно оформлялось в специальных писцовых книгах, куда при описании земель заносилось всё проживавшее население. Это давало возможность установить, кому из помещиков принадлежал крестьянин. В 1597 году впервые был принят указ об «урочных летах» («уроки» - «размер», «срок»). По нему вводился пятилетний срок сыска, то есть поиска беглых крестьян и возвращения их прежнему владельцу.

       В 1591 году произошло событие, которое серьёзно повлияло на дальнейшее развитие политической ситуации в стране.

       При невыясненных обстоятельствах в городе Угличе (территория современной Ярославской области) погиб третий, младший и последний сын Ивана Грозного – малолетний царевич Дмитрий. Людская молва приписала эту смерть Борису Годунову. Обстоятельства гибели и причастность к этому событию Годунова до сих пор остались невыясненными.

       В 1598 году бездетный Фёдор Иоаннович умер. Прямых наследников царского престола не осталось. Династия Рюриковичей на Руси пресеклась.

       Собравшийся Земский собор избрал новым русским царём Бориса Фёдоровича Годунова (1598 – 1605 гг.).

       Первые годы его правления практически ничем не отличались от времени царствования Фёдора Иоанновича, поскольку Годунов, по сути, и руководил тогда государством.

       Но в 1601 – 1603 годы, то есть на протяжении трёх лет подряд, Русское государство поразил страшный голод, вызванный неурожаем. Огромное число людей погибло голодной смертью, а также от эпидемий. Принимаемые правительством меры положительных результатов не дали.

       В стране начался мощный экономический, политический и социальный кризис, превратившийся, по сути, в гражданскую войну.

       Против Годунова выступила значительная часть боярства, считавшая, что он стал царём не по праву, не по рождению. Оппозицию боярства усиливали слухи о причастности государя к гибели царевича Дмитрия, а также попытки Годунова путём репрессий расправиться с некоторыми неугодными ему боярами. В числе подвергшихся преследованиям были и пять братьев-бояр Романовых. Четырёх из них сослали в дальние места, а старший, Фёдор Никитич Романов-Юрьев, был насильно пострижен в монахи под именем Филарета.

       Духовенство настороженно относилось к расположению, которое питал Годунов к иностранцам: он учредил при дворе специальный наёмный отряд телохранителей, пригласил в Москву из Европы ремесленников и художников, пытался открыть школы для обучения иностранным языкам и так далее. Это, с точки зрения духовенства, могло служить проникновению на Русь католической веры.

       Крестьянство связывало с именем Годунова усиление крепостной зависимости. Принятые царём в связи с голодом указы об отмене запрета крестьян уходить от своих владельцев вызвали массовое бегство населения на окраины страны.

       На юге, в районах Дона, Днепра, Яика, куда бежали многие крестьяне, находилось казачество. Оно стремилось сохранить свою независимость и противостоять государству в его стремлении ограничить казацкую вольность.

       В стране начались, вызванные голодом, массовые бунты крестьян и холопов. В 1603 году недалеко от Москвы произошло крупное сражение царских отрядов с войсками мятежников под предводительством атамана Хлопка. Восставшие были разбиты, а их атаман взят в плен и казнён.

       В это время в Польше появился самозванец, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, который якобы чудом спасся от гибели. Кто был этим самозванцем, сегодня доподлинно неизвестно, но большинство историков считает, что им являлся беглый монах по имени Григорий Отрепьев. Он заручился поддержкой части польских магнатов, в том числе и короля Сигизмунда III, пообещав отдать Польше часть русских земель. Католической церкви самозванец обещал обратить Русь в католическую веру и сам тайно принял католичество. По сути дела, поляки стремились использовать самозванца как прикрытие для начала тайной интервенции на Русь.

       Осенью 1604 года самозванец с трёхтысячным войском перешёл русскую границу. На его сторону стали переходить казаки, служилые люди, воеводы, увидевшие в «истинном царевиче» избавителя от всех бед, «доброго царя».

       Неожиданно, в апреле 1605 года, умер Борис Годунов. Существуют предположения, что он был отравлен. Москва присягнула новому царю – единственному сыну Годунова царевичу Фёдору. Но на сторону самозванца перешло московское войско.

       Подстрекаемая сторонниками Лжедмитрия, часть населения города подняла восстание, в результате которого Фёдор Годунов, его мать и многие их сторонники были убиты. Лжедмитрий торжественно вступил в Москву и был провозглашён царём. В историю он вошёл как Лжедмитрий I (1605 – 1606 гг.). Это был первый и единственный из всех русских самозванцев, достигший царского престола.

       Однако новый царь очень быстро вызвал всеобщее недовольство. Он не прислушивался к советам бояр, не соблюдал русских традиций и правил, опирался, прежде всего, на прибывших с ним поляков, которые вели себя крайне вызывающе в православных храмах, по отношению к населению и так далее. Не были выполнены новым царём многие дававшиеся ранее обещания, не оправдались надежды крестьян, что будет отменён Юрьев день.

       Всё это привело к тому, что спустя одиннадцать месяцев, в результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским, Лжедмитрий I был убит. Вместе с ним погибло большое количество поляков, находившихся в Москве.

       Новым царём стал Василий Иванович Шуйский (1606 – 1610 гг.). Однако положение в стране при нём ещё более ухудшилось. Начали распространяться слухи, что Лжедмитрий спасся от смерти и скоро вернётся в Москву.

       В 1606 году началось мощное восстание под предводительством Ивана Болотникова. Состав его участников был самый разнообразный: казаки, стрельцы, крестьяне, холопы, посадские люди. А также дворяне, недовольные новым царём, такие, например, как Прокопий Петрович Ляпунов. В восстании участвовали и связанные прежде с Лжедмитрием I воеводы Путивля и Чернигова - князья Григорий Петрович Шаховской и Андрей Андреевич Телятевский. Сам Болотников выступал под именем воеводы царевича Дмитрия и призывал всех подняться на борьбу против Шуйского, незаконно захватившего власть.

       Восставшие из районов Юго-Западной Украины подошли к Москве, одерживая победу за победой. Но после двухмесячной осады города потерпели поражение и отступили сначала к Калуге, а затем к Туле. Выдержав четырёхмесячную осаду в Тульском кремле, они были вынуждены сдаться, Болотникова казнили.

       В этот же период появлялось огромное количество новых самозванцев: «сыновей» и «внуков» Ивана Грозного, «детей» Фёдора Иоанновича и так далее. Особое место среди них занимал новый «царь Дмитрий», который вошёл в историю как Лжедмитрий II.

       Он объявился в городе Стародубе на Брянщине. Самозванца поддержала часть польской шляхты (дворянства) и казаков. Лжедмитрий II по призыву Ивана Болотникова двинулся к Туле на помощь осаждённым. Но оказать её он не успел, так как восставшие сдались. После этого Лжедмитрий II направился к Москве, однако захватить её не смог и встал лагерем в семнадцати километрах от Кремля в селе Тушино, за что получил прозвище «Тушинский вор», с которым и вошёл в историю. Там он находился с 1608 по 1610 год, стремясь отрезать столицу от окраин и предпринимая походы на другие русские территории, прежде всего, на север и северо-запад. На сторону самозванца перешли многие бояре, служилые люди. В Тушине действовали своя боярская дума, приказы, сюда насильно был увезён захваченный в плен митрополит Филарет, наречённый здесь патриархом.

       Фактически, в стране сложилось двоевластие. Постепенно самозванец распространил свою власть на северные и северо-западные русские земли, подвергая население грабежам и поборам.

       Бесчинства «тушинцев», особенно чужеземцев – поляков и литовцев, вызвали возмущение народа. Выступления против них произошли в Вологде, Новгороде, Великом Устюге и других местах. Длительную, шестнадцатимесячную, осаду польских войск, сопровождавшуюся жестокими боями и штурмами, выдержал Троице-Сергиев монастырь, так и не сдавшийся врагам.

       Однако в целом положение Шуйского было критическим. В этой ситуации он обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX, который находился в состоянии войны с Польшей. Русское ополчение, сформированное в северных областях, и шведская наёмная армия под командованием родственника царя талантливого воеводы Михаила Васильевича Скопина-Шуйского двинулись в 1609 году из Новгорода на Москву. Войска самозванца, встретившие их под Тверью, были разгромлены, и в марте 1610 года Скопин-Шуйский торжественно вступил в Москву. Однако вскоре он внезапно умер, не исключено, что его отравили.

       Появление в России шведских войск дало повод для теперь уже открытой интервенции поляков, которые в 1609 году осадили Смоленск, а затем двинулись на Москву. Царские войска, пытавшиеся остановить польскую армию, потерпели поражение.

       Спустя некоторое время, в 1610 году, в результате боярского заговора царь Василий Шуйский был отстранён от власти и насильно пострижен в монахи.

       После свержения Василия Шуйского наступило время междуцарствования. В Москве было образовано боярское правительство, которое вошло в историю под названием «семибоярщины». В него вошли семь бояр во главе с князем Фёдором Ивановичем Милославским.

       Боясь, что на престоле воцарится самозванец Лжедмитрий II и в стране усилится смута, бояре решили пригласить на царский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, но с условием, что королевич примет православие. Москва и некоторые другие города присягнули Владиславу. В столицу, в целях предотвращения народных выступлений, с согласия «семибоярщины» были введены польские войска, и там началась, по сути, польская диктатура.

       В это время в «Тушинском лагере» Лжедмитрия II произошёл раскол: часть его сторонников выступила против польских интервентов, другие, в первую очередь окружавшие самозванца поляки, высказались в поддержку королевича Владислава. В результате внутренних разногласий Лжедмитрий II был убит.

       Смерть самозванца дала возможность для сплочения тех сил общества, которые выступали против иноземной интервенции. На повестку дня становился вопрос о созыве Земского собора и выборах законного царя.

       В стране началось формирование народного ополчения для борьбы с захватчиками. Оно вошло в историю как Первое ополчение. Возглавил его один из активных руководителей болотниковского движения рязанский дворянин П.П. Ляпунов.

       Ополчение осадило Москву, где началось народное восстание против поляков. Однако захватить город не удалось, так как в руководстве ополчения начались распри и Ляпунов был убит. Ополчение распалось.

       Между тем поляки после двадцатимесячной героической обороны взяли Смоленск, и Сигизмунд III заявил, что он сам будет русским царём. Новгород и прилегавшие к нему некоторые северо-западные территории захватили шведы. Возникла угроза отторжения от России Новгородской земли. В Пскове появился ещё один «чудом спасшийся» царевич Дмитрий – Лжедмитрий III.

       Опасность дальнейшего раскола страны, иноземного владычества привела к появлению Второго ополчения. Оно начало формироваться в Нижнем Новгороде. Возглавили его земский староста Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принявший военное командование.

       Ополчение начало продвигаться к Москве, и в Ярославле был создан «Совет всея земли» - временное правительство. Возглавили его также Пожарский и Минин.

       Важную роль во всех этих событиях сыграла Русская православная церковь. Именно духовенство и монастыри явились опорою для поддержки единства народа и спасения государства. Однозначную позицию русского патриота занимал патриарх Гермоген, призывавший народ подняться на освобождение страны от поляков.

       В конце августа 1612 года Второе ополчение подступило к Москве и в ходе трёхдневного сражения разгромило польские войска, подошедшие на помощь осаждённым полякам. После двухмесячной осады, 26 октября 1613 года, польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, сдался.

       Однако, по-прежнему нерешённым оставался вопрос о законном правителе государства. В 1613 году в Москве собрался Земский собор, который был самым представительным за всю историю этих соборов. Численность избранных депутатов от всех регионов страны на нём доходила до восьмисот человек.

       21 февраля 1613 года Собор из ряда кандидатов на царский престол избрал законным русским царём Михаила Фёдоровича Романова – сына митрополита Филарета, находившегося в то время в польском плену. Это событие знаменовало собой конец Смутного времени. Началось правление новой царской династии – династии Романовых, правивших после этого в России более 300 лет.

Занятие 10. Россия в XVII столетии: «бунташный» век.

       Перед избранным царём Михаилом Фёдоровичем Романовым (1613 – 1645 гг.) стояли задачи преодоления тяжёлых последствий Смутного времени, примирения общества, расколотого гражданской войной, возвращения захваченных русских земель, борьбы с внешними врагами России, продолжавшими строить планы её завоевания.

       По свидетельствам современников, Михаил Фёдорович был человеком слабым, нерешительным, мягким. Первоначально он правил, опираясь на Боярскую думу, Земские соборы, которые собирались ежегодно вплоть до 1619 года.

       В 1619 году из польского плена вернулся отец Михаила Фёдоровича – митрополит Филарет. В том же году он был избран Патриархом Московским и всея Руси. Как отец царя, Филарет совмещал этот сан с титулом «великого государя» и правил вместе с сыном вплоть до своей смерти в 1633 году. По сути, в стране сложилось двоевластие.

       Твёрдый и решительный человек, Филарет ограничил вмешательство в государственные дела Боярской думы, замерла деятельность Земских соборов. Началось усиление централизации верховной власти, сосредоточение её в руках царя, хотя при этом реальная власть находилась в руках патриарха.

       Была проведена всеобщая перепись населения, которая подтвердила права землевладельцев на крестьян, наведён порядок в уплате налогов и пошлин, осуществлялась борьба с воровскими и разбойничьими шайками, наводнившими страну и терроризировавшими её население.

       Шла большая раздача земель дворянам, казакам, принимавшим участие в борьбе с поляками. При этом земли, которые в своё время раздавались самозванцам, от имени Владислава, Сигизмунда III, изымались у их владельцев.

       Началось восстановление пошатнувшейся в период Смутного времени крепостной зависимости крестьян. Были восстановлены урочные годы. Первоначально они составляли пять лет, а в конце царствования Михаила Фёдоровича – десять лет. Если за этот срок прежний владелец не находил своего крестьянина, то права на него получал новый владелец.

       Сложные процессы проходили в области российской внешней политики. После неудачных попыток освободить завоёванные шведами русские земли, в 1617 году со Швецией был заключён Столбовский (село Столбово) мирный договор. По нему шведы возвращали России Новгород, Ладогу, Старую Руссу и некоторые другие города. Но русские отдавали шведам города Ям, Копорье, Карелу, Ивангород и побережье Финского залива. Таким образом, Россия лишилась выхода к Балтийскому морю.

       В том же году поляки предприняли новую попытку добиться русского престола. Королевич Владислав, продолжавший считать себя русским царём после приглашения «семибоярщиной» в Смутное время, попытался овладеть Москвой, но с большими потерями был отбит. В 1618 году по Деулинскому (по названию села Деулино близ Троице-Сергиевого монастыря) договору было заключено перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет, но Польше отошли черниговские, новгород-северские и смоленские земли, в том числе и Смоленск. Именно после этого договора в Москву вернулся митрополит Филарет.

       Неудачей закончилась ещё одна война с Польшей, которую начала Россия после смерти польского короля Сигизмунда III в 1632 году. Окружившая Смоленск русская армия потерпела поражение. Но развить успех новому польскому королю Владиславу не удалось. В 1634 году был заключён Поляновский (по реке Поляновке, недалеко от Вязьмы) мирный договор, в котором подтверждались статьи Деулинского договора, Польша получала двадцать тысяч рублей. Но Владислав был вынужден отказаться от претензий на русский престол и признал царём Михаила Фёдоровича, что было, в целом, внешнеполитическим успехом России.

       Энергичные меры предпринимались на южных границах государства, где продолжались набеги крымских татар и нагайских ханов. Была укреплена Тульская засечная черта, построена новая – Белгородская. Шло активное строительство новых городов.

       В 1637 году донские казаки штурмом заняли турецкую крепость Азов в устье Дона и отбивали набеги турок на протяжении пяти лет. В историю это событие вошло как знаменитое «Азовское сидение». Понимая, что сами они удержать крепость всё-таки не смогут, казаки обратились к русскому царю за помощью и с предложением взять Азов под свою власть. Собравшийся в 1642 году Земский собор пришёл к выводу, что Россия к войне с Турцией не готова и удержать Азов будет невозможно. Казаки оставили Азовскую крепость.

       После смерти Михаила Фёдоровича русским царём стал его сын Алексей Михайлович, получивший прозвище Тишайший (1645 – 1676 гг.).

       Среди главных внутриполитических событий этого времени можно выделить два.

       Первое – принятие в 1649 году нового Соборного уложения, то есть свода законов. Оно диктовалось необходимостью укрепления царской власти и государства. Поэтому в Уложении впервые этим вопросам уделялось огромное внимание. Преступления против государя словом и делом приравнивались к преступлению против государства. Они принадлежали к категории самых тяжких преступлений – «государево слово и дело» и карались самым беспощадным образом. Покушавшиеся на жизнь царя бунтовщики, изменники, самозванцы на царский престол подлежали смертной казни.

       Суровым наказанием подлежали преступления против церкви. Смертная казнь полагалась богохульникам и еретикам.

       Уложение отменяло урочные лета и переход крестьян от помещика к помещику в Юрьев день. Устанавливался бессрочный сыск беглых, крестьяне навечно закреплялись за помещиками. Дворяне получали право на куплю и продажу крестьян, причём разрешалось разлучать родителей с детьми. Таким образом, Соборное уложение 1649 года завершило юридическое оформление крепостного права.

       Вторым важным событием внутриполитической жизни страны явился церковный раскол, который произошёл вследствие реформы церкви, начатой патриархом Никоном в 1653 году.

       Никон, занявший патриарший престол при Алексее Михайловиче, пользовался огромным доверием царя и влиянием на государственные дела. Подобно патриарху Филарету, он именовал себя «великим государем».

       К середине XVII века выяснилось, что в русских богослужебных книгах и церковных обрядах накопилось много ошибок, искажений, отличий от греческих богослужебных книг, с которых ещё в Древней Руси делали оригиналы.

       Например, на Руси издревле крестились двумя пальцами (перстами), по греческому церковному обряду следовало креститься тремя перстами. По заведённому русскому церковному обычаю крестный ход вокруг церкви осуществлялся по солнцу («посолонь»). Греки проводили его против солнца. Слово «аллилуйя» в греческом варианте молитвы повторялось три раза («трегубо»), а не два раза («сугубо»), как это делалось в русском богослужении. То же касалось и имени Бога: в греческих церковных книгах оно писалось с двумя буквами «и» - «Иисус», в русских с одной «и» - «Иисус», и так далее.

       Возник вопрос об исправлении русских богослужебных книг и обрядов. Одни священнослужители, во главе с протопопом Аввакумом, считали, что надо это делать, учитывая древние старорусские образцы и решения Стоглавого собора 1551 года, который затвердил незыблемость обрядов русской церкви. Другие, во главе с патриархом Никоном, настаивали на исправлении книг и обрядов только по греческим оригиналам, с которых делались в своё время русские переводы.

       В 1654 году церковный собор принял реформы, начатые патриархом Никоном. На следующий год прибывшие на очередной церковный собор греческие епископы предали анафеме (церковному проклятию) приверженцев двоеперстия. А церковный собор 1656 года отлучил их от церкви.

       Всё это привело к церковному расколу. Русское общество разделилось, раскололось на сторонников старой веры – староверов, старообрядцев, или раскольников, и новой веры. На стороне старообрядцев выступило огромное количество всех слоёв общества: бояре, дворяне, священнослужители, горожане, крестьяне, стрельцы и так далее. Возглавил это движение протопоп Аввакум. Началось преследование староверов, которое усилилось после того, как собравшийся в 1666 – 1667 годах церковный собор окончательно предал анафеме тех, кто противился новым книгам и обрядам. Собор подтвердил незыблемость и правильность проведённых церковных реформ.

       Решение собора сделало раскол Русской православной церкви необратимым. Начались массовые преследования староверов. Многие были отправлены в ссылки, сожжены на кострах. Такая же участь постигла и протопопа Аввакума. Раскольники, не желая подчиняться властям и официальной церкви, устраивали массовые самосожжения, в ходе которых погибло около двадцати тысяч человек, а также добровольно уходили из жизни в результате голодовок. Большое количество старообрядцев, скрываясь от преследований, бежало на Урал, в Сибирь, на север.

       Углубило раскол и восстание монахов Соловецкого монастыря, которые отказались подчиняться решениям собора. Восемь лет (1667 – 1676 гг.) они оказывали ожесточённое сопротивление царским войскам, выдерживая осаду. Из полутора тысяч человек, находившихся в осаде, в живых после взятия монастыря осталось не более шестидесяти. Большинство из них было затем повешено.

       Трагичной была судьба и самого реформатора – патриарха Никона. Стремление поставить церковную власть выше светской, государственной, а власть патриарха выше царской привело его к падению. После того как патриарх обвинил царя в пренебрежении к церкви, патриарху и его реформам, церковный собор в 1666 году лишил Никона патриаршего сана, и он был отправлен в ссылку, где и умер.

       Раскол Русской православной церкви явился одной из форм социального протеста общества растущему самодержавию и усилению государственной власти.

       В период правления Алексея Михайловича произошла целая серия и других протестных выступлений против государственной власти.

       Они были вызваны тем, что народ страдал под тяжестью налогов и повинностей, которые всё более и более возрастали. Пытаясь уменьшить государственные расходы, правительство резко сократило жалованье служилым людям. Недоимки, то есть недополученные за прошлые годы налоги с населения, стали взыскивать путём порки батогами. Процветали вседозволенность и злоупотребления чиновников.

       С целью изыскания дополнительных способов пополнения казны был введён повышенный во много раз налог на соль, а другие главные налоги были отменены. Правительство считало, то оно будет вынуждено её покупать, за счёт чего доходы будут стабильными и очень большими. Но в ответ на эту меру население резко сократило потребление соли. Казна начала нести большие убытки, и правительство было вынуждено отменить соляной налог. Но потребовало заплатить за два прошедших после введения соляного налога года прежние, отменённые главные налоги. Это вызвало возмущение населения.

       В июне 1648 года в Москве произошло народное восстание, которое вошло в историю под названием «Соляной бунт». Чтобы сбить накал выступления, царь был вынужден лично встречаться с восставшими и отдать им на расправу наиболее ненавистных бояр. Однако волнения в городе продолжалось до начала 1649 года.

       События в Москве вызвали восстания и в других городах: на юге, севере, в Сибири – Курске, Устюге Великом, Томске и так далее.

       В 1650 году восстания произошло в Новгороде и Пскове. Они были вызваны спекуляциями местных чиновников хлебом и перекинулись на другие города Новгородской и Псковской земли. Подавить эти выступления удалось только с помощью посланных туда царских войск. Причём Псков согласился прекратить восстание только после трёхмесячной осады.

       Городские народные выступления и восстания продолжались и во второй половине XVII века.

       Наиболее известное из них – это «Медный бунт», мощное восстание, произошедшее в Москве в 1662 году. Оно было вызвано тем, что с целью увеличения доходов казны правительство с 1654 года начало вместо серебряных денег чеканить медные деньги, но по той же цене и в огромном количестве. Деньги обесценились, цены резко выросли, что привело к голоду, массовой спекуляции продовольствием, злоупотреблениям чиновников. Царю пришлось лично, как и во время «Соляного бунта», уговаривать народ прекратить выступление. Между тем, пока шли переговоры, к городу были стянуты войска, и началась беспощадная расправа над восставшими, в ходе которой было убито около тысячи и арестовано около двух тысяч человек. Но медные деньги были отменены.

       Обстановка в стране накалялась. В 1666 году с Дона предпринял поход на Москву атаман Василий Ус. Целью похода являлось стремление казаков поступить на царскую службу. Казаки остановились недалеко от Тулы. По ходу движения к ним присоединилось большое количество крепостных крестьян и холопов. Начались погромы помещичьих усадеб и убийства их владельцев. Этими событиями были охвачены многие уезды южного Подмосковья, в первую очередь, Тульского и Воронежского регионов. Мирный вначале поход превратился в антиправительственное выступление. После того как против восставших были направлены царские войска, казаки вместе с примкнувшими к ним, не приняв боя, вернулись на Дон.

       Крупнейшим из народных восстаний этого периода явилось восстание под предводительством донского казака Степана Тимофеевича Разина, переросшее в крестьянскую войну (1670 – 1671 гг.).

       Ей предшествовали удачные походы Разина на Волгу, а затем на Каспий. На Волге казаки захватывали караваны судов, принадлежавшие самому царю, патриарху, богатым купцам. Был захвачен городок Яик, который казаки сделали своим опорным пунктом. Из похода на Каспий, по персидским городам, казаки вернулись с огромной добычей. Попытки царской администрации пресечь деятельность Разина с помощью военной силы, а также путём переговоров успехом не увенчались.

       С весны 1670 года восстание приобрело ярко выраженный антиправительственный характер. Началась крестьянская война, движущими силами которой являлись крестьяне, казаки, холопы, стрельцы, посадские люди. К восставшим примкнули народы Поволжья: татары, марийцы, чуваши. В армию Разина влился и отряд Василия Уса.

       Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Пензу, Саранск, без боя им сдались Саратов и Самара. Началась осада Симбирска. Попытки остановить продвижение разинского войска заканчивались неудачей. Царские отряды терпели поражения. Крестьянская война распространилась на огромные территории страны: южные, юго-восточные и центральные районы, Дон, Поволжье и некоторые другие. По некоторым сведениям, в разгар движения в нём участвовало до двухсот тысяч человек.

       Но под Симбирском в начале октября 1670 года царские войска разгромили восставших. Сам Разин был ранен, бежал на Дон, где его захватили и выдали царю зажиточные казаки. В Москве в июне 1671 года Разин был казнён. Но окончательно подавить восстание удалось только в конце 1671 года, когда царские войска захватили последний оплот повстанцев - Астрахань. Руководители обороны города были казнены.

       Все эти внутренние события происходили на фоне очень сложной международной обстановки. Главными направлениями внешней политики России в тот период были три: 1) северо-западное, 2) западное и 3) южное.

       На северо-западном направлении Россия добивалась возвращения выхода к Балтийскому морю. Однако война со Швецией (1656 – 1658 гг.), шедшая с переменным успехом, в целом положительного результата не дала. По условиям заключённого мира Россия получила несколько городов, в том числе Юрьев, но выйти к балтийскому побережью так и не смогла.

       На западном направлении Россия стремилась вернуть себе земли, захваченные Польшей в период Смутного времени. Эта задача совпала с борьбой украинского и белорусского народов против Польши, за воссоединение с Россией.

       Ещё в 1569 году на Люблинском сейме произошло объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполитую. В соответствии с Люблинской унией в это государство была также включена большая часть Украины и Белоруссия. Их население попало под тройной гнёт: национальный, религиозный и крепостной.

       Началось в определённой степени ополячивание населения, насаждение польских обычаев, обрядов и традиций. В 1596 году в городе Бресте между католической и православной церквами Речи Посполитой было заключено соглашение о том, что церковные православные обряды на Украине и в Белоруссии будут сохранены, но по Брестской унии главой объединённой, униатской церкви становился папа Римский. Началось насильственное распространение католичества. Значительно ухудшилось положение крепостных крестьян, попавших под гнёт и своих, и польских феодалов. Современники писали о крайней бедности, бесправии и невыносимом положении крестьян.

       Всё это вызывало недовольство, сопротивление украинцев и белорусов, стремление соединиться со своими братьями по происхождению, языку, вере – русскими и с Россией. Центром борьбы против польского владычества стала Запорожская Сечь, где в низовьях Днепра (район современного города Запорожье) сложилась своего рода казацкая республика. Запорожские казаки играли важную роль в событиях того времени, неоднократно выступая на стороне России.

       Восстание против поляков возглавил запорожский гетман Зиновий Михайлович Хмельницкий, получивший в народе имя Богдан – «Богом данный» освободитель. Вскоре оно переросло в освободительную войну против польского владычества и за воссоединение с Россией (1648 – 1654 гг.).

       Хмельницкому удалось нанести польским войскам ряд поражений. И уже в 1648 году он обратился к Москве с просьбой о принятии Украины в подданство России. Но Россия была готова к войне с Польшей и тогда отклонила это предложение, оказав восставшим большую помощь деньгами и оружием.

       Борьба шла с переменным успехом, но без России одолеть поляков восставшие не могли. В 1653 году Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией и начале войны с Польшей.

       8 января 1654 года на Украине, в городе Переяславле состоялась знаменитая Переяславская рада (совет), где Богдан Хмельницкий провозгласил акт о воссоединении Украины с Россией. Собравшиеся приняли его единогласно. Все участники рады принесли присягу: «Быти им з землями и з городами под государевою, высокою рукою навеки неотступным». Такая же присяга состоялась позже во всех украинских полках и городах. Украина сохранила автономию: здесь оставалось выборное гетманское управление, свои местные органы власти, суд, войско. Всё управление Украиной подчинялось верховной власти царя.

       Война России с Польшей была кровопролитной, изнурительной и продолжалась тринадцать лет (1654 – 1667 гг.). По условиям заключённого Андрусовского перемирия (деревня Андрусово, недалеко от Смоленска) Речь Посполитая признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины, ей передавался город Киев, расположенный на правом берегу, возвращались черниговские и смоленские земли, в том числе и город Смоленск. Но Россия была вынуждена вернуть Польше освобождённую в ходе войны Белоруссию.

       На южном направлении, начиная с 1672 года, шли боевые действия с Турцией и крымскими татарами. Турция пыталась не дать России утвердиться на Украине. Но официально война ещё не была объявлена.

       Кроме того, продолжалось освоение Сибири. Уже к концу столетия русские земли на севере и востоке подошли к естественным рубежам - Ледовитому и Тихому океанам.

       Взошедший на престол после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор Алексеевич царствовал очень недолго (1676 – 1682 гг.). Он был болезненным и физически немощным человеком. Поэтому обладал только номинальной властью, а всё управление государством находилось в руках его приближенных – враждующих между собой боярских группировок. Не последнюю роль в той борьбе играла и одна из дочерей Алексея Михайловича царевна Софья, сестра Фёдора.

       В период его краткосрочного царствования произошли два важных события.

       В 1677 году огромная двухсоттысячная армия турок и крымских татар вторглась на Украину. Началась открытая война между Турцией и Россией, первая в истории их отношений за последние двести лет.

       Кровопролитные сражения завершились подписанием в 1681 году Бахчисарайского (Бахчисарай – город в Крыму – столица Крымского ханства) мира России с Турцией и Крымским ханством сроком на двадцать лет. По нему Турция и Крым признавали присоединение к России Левобережной Украины и Киева, запорожские казаки признавались подданными русского царя.

       Второе событие было связано с теми преобразованиями, которые начал Фёдор Алексеевич. На Руси издревле существовало местничество – обычай бояр вести счёт, кому и какое место занимать при командовании войсками, за царским столом, при получении различных должностей. Это приводило к многочисленным спорам, тяжбам, вражде и мешало государственному управлению. Дело было не в капризах бояр, а в том, что, уступая высшее место другому лицу, боярин тем самым признавал свой род ниже рода своего соперника. Следовательно, он обрекал своих потомков и родственников на низшие места по сравнению с потомками претендовавших на это место бояр. На заседании духовенства, Боярской думы и выборных придворных чинов в 1682 году местничество было отменено. Это открыло путь незнатным, «худородным» дворянам к высшим государственным должностям.

       Кроме того, были сделаны попытки проведения военной реформы, реформы налогообложения, перестройки государственного аппарата, местного самоуправления, культурных преобразований и некоторые другие. Но они или не были доведены до конца, или не решили поставленных задач полностью.

       Тем не менее, становилось ясно, что необходима модернизация государства и общества. Эта задача была решена в первой четверти XVIII века, в ходе петровских преобразований.

    

           

 

      

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!