Итак, поговорим о тех семи атрибутах, которые признают последователи калама.



1. Могущество (аль-кудра). Они признают, что Аллах — Могущественный, и обладает таким Качеством, как Могущество. Всевышний говорит в Своей Книге:   «Поистине, Аллах – Всемогущий». Сура 2 «Корова», аят 20. Мы твердо убеждены в том, что могущество Всевышнего таково, что соответствует Его совершенству и величию.

Между тем, некоторые Свои творения, Всевышний также характеризует могуществом и силой. (На русский язык мы переводим слово «аль-кудра» по-разному: могущество, сила, способность. Употребляя в отношении Аллаха слово «Могущество», а в отношении творений, чаще всего, слово «сила» или «способность»). Он сказал:  «Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы обрели могущество над ними». Сура 5 «Трапеза», аят 34. Как видим, в этом аяте качество «могущество» отнесено к творениям.

Мы твердо знаем, что все сказанное в Коране — истина, и что Всевышний Аллах обладает Могуществом, которое соответствует Его совершенству и Его величию, а творения – могуществом и силой, соответствующими их несовершенству, слабости и тленности. И между Могуществом Творца и могуществом творений такая же разница, как между Сущностью Творца и сущностью творений, то есть, они ни в чем не подобны друг другу.

2, 3) Слух, Зрение (ас-сам’, аль-басар). Всевышний говорит о том, что Он — Слышащий, Видящий, во многих аятах Корана. Например, Он сказал:  «Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий». Сура 58 «Препирающаяся», аят 1. Он также сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура 42 «Совет», аят 11.

И в то же время Он указывает на то, что творения тоже слышат и видят. Он сказал:   «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим». Сура 76 «Человек», аят 2. Кроме того, Он сказал:

 

   «Как же ясно они будут слышать и видеть в тот день, когда они явятся к Нам!». Сура 19 «Мария», аят 38.

Мы не сомневаемся в том, что все, что сказано в Коране — истина. У Аллаха есть Слух и Зрение, настоящие, соответствующие Его совершенству и Его величию. И у творений тоже есть зрение и слух, однако их зрение и слух соответствуют их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Слухом и Зрением Творца и слухом и зрением творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.

 

4) Жизнь (аль-хайа). Аллах упоминает в Коране о том, что Он — Живой.

Он сказал: «Аллах — нет истинного божества, кроме Него — Живого, Поддерживающего жизнь». Сура 2 «Корова», аят 255.

Он также сказал:  «Он — Живой, нет истинного божества, кроме Него». Сура 40 «Прощающий», аят 65.

Он также сказал:  «И уповай на Живого, Который не умирает». Сура 25 «Различение», аят 58.

 

Кроме того, Он говорит, что некоторые из Его творений тоже живые: «…и сотворили все живое из воды». Сура 21 «Пророки», аят 30. Он также сказал:  «Мир ему (То есть Исе, мир ему.) в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда будет воскрешен к жизни!». Сура 19 «Мария», аят 15. Он также сказал: «Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого». Сура 30 «Римляне», аят 19.

Из этих аятов мы делаем вывод, что у Аллаха есть такой Атрибут как Жизнь, настоящая, соответствующая Его совершенству и Его величию. Многие творения тоже живые, однако, их жизнь соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Жизнью Творца и жизнью творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.

 

5) Воля (аль-ирада). Всевышний также сказал о Себе, что у Него есть Воля: «Он вершит, что пожелает (Глаголы «желать» и «хотеть» являются вариантами перевода арабского глагола «арада» («изъявлять волю»)).»; Сура 85 «Созвездия зодиака», аят 16.

 «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается». Сура 36 «Йа Син», аят 82.

Он упомянул также о том, что у некоторых творений тоже есть воля: «Вы желаете мирских благ»; Сура 8 «Трофеи», аят 67.

 «Они просто хотели сбежать»; Сура 33 «Союзники», аят 13.

 «Они хотят погасить свет Аллаха». Сура 61 «Ряды», аят 8.

Мы не сомневаемся в том, что у Аллаха есть Воля, настоящая, соответствующая Его совершенству и величию. У творений тоже есть воля, однако их воля соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Волей Творца и волей творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.

6) Знание (аль-ильм). Всевышний сказал о Себе, что у Него есть Знание: «…и Аллах знает о всякой вещи»; Сура 24 «Свет», аят 35.

 «Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию»; Сура 4 «Женщины», аят 166. «Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания». Сура 7 «Ограды», аят 7.

 

Он также сказал, что и у творений есть знание:

 «Они обрадовали его вестью о знающем мальчике»; Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 28. «Воистину, он обладал знанием, поскольку Мы научили его». Сура 12 «Иосиф», аят 68.

 

Мы не сомневаемся в том, что у Аллаха есть Знание, настоящее, соответствующее Его совершенству и Его величию. У творений тоже есть знание, однако их знание соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Знанием Творца и знанием творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.

 

7) Речь (аль-калям). Всевышний также сообщил нам о том, что Он говорит. В Коране сказано:

«Аллах говорил с Мусой». Сура 4 «Женщины», аят 164. А также сказано:

 «Предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». Сура 9 «Покаяние», аят 6.

 

Всевышний также указал, что и Его творения могут говорить: «Побеседовав с ним, он сказал: “Сегодня при нас ты обрел положение и доверие”»; Сура 12 «Иосиф», аят 54.  «И с Нами будут говорить их руки». Сура 36 «Йа Син», аят 65.

Мы не сомневаемся в том, что Аллах действительно говорит, обладает атрибутом речи в буквальном смысле этого понятия, и Его речь соответствует Его совершенству и величию. Творения тоже говорят, однако так, что это соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между тем, как говорит Творец, и тем, как говорят творения, такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.

А теперь поговорим об атрибутах, указывающих на отрицание.

 

Атрибуты, указывающие на отрицание (ас-сыфат ас-сальбиййа) – это, согласно определению последователей калама, качество, указывающее на полное отсутствие чего-либо. То есть они указывают на отсутствие у Аллаха чего-либо, не подобающего Ему, и не указывают на какие-то существующие смыслы, неотъемлемые от Его сущности.

По мнению последователей калама, таких Качеств пять:

1. Изначальность (аль-кидам). Это означает, что у существования Аллаха нет начала.

2. Вечность (аль-бака). Это означает, что Аллах вечен, у Его существования нет конца.

3. Отличие от творений (мухаляфатун ли-ль-хавадис). Это означает, что Всевышний не подобен творениям.

4. Единственность (аль-вахданиййа). Это означает отсутствие множественности или многочисленности.

5. Самодостаточность (аль-гина аль-мутлак). (Для обозначения этого атрибута последователи калама используют также выражение «аль-кыйам би нафсихи».) Это означает, что Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, и существует Сам по Себе. Что касается последователей калама, то они, давая определение самодостаточности, говорят: Аллах, не нуждается в создателе (мухассис) и не является качеством, нуждающимся для своего воплощения в какой-либо сущности (махалль).

Изначальность (аль-кидам) – термин калама, указывающий на существование, которому не предшествовало небытие, точнее на отсутствие небытия перед существованием. Это понятие имеет более конкретизированное значение, чем понятие «аль-азалиййа» («извечность»), которое означает, что нечто не имеет начала, но при этом может быть как существующим (Сущность Аллаха и Его Атрибуты), так и несуществующим. Например, существованию нашего мира предшествовало извечное небытие, не имеющее начала. Изначальность же в терминологии последователей калама указывает на что-то, не имеющее начала, но обязательно существующее (Сущность Аллаха с присущими ей Атрибутами, указывающими на совершенство и величие).

 Качества «аль-кидам» и «аль-бака», которыми последователи калама характеризуют Аллаха и на которые, как они говорят, указывают Его слова «Он — Первый и Последний», Сура 57 «Железо», аят 3. используются в Коране применительно к некоторым творениям. Например, Всевышний говорит: «Они сказали: “Клянемся Аллахом, ты пребываешь в своем изначальном (давнем) заблуждении”»; Сура 12 «Иосиф», аят 95.  «…подобна старой (В арабском тексте здесь употреблено слово «кадим», которое является однокоренным со словом «кыдам», — «изначальность» и образовано от того же глагола.) пальмовой ветви»; Сура 36 «Йа Син», аят 39. «…вы и ваши давние предки (Здесь также употребляется слово, которое является однокоренным со словом «кыдам» — «изначальность» и образовано от того же глагола. Это слово «акдам»).». Сура 26 «Поэты», аят 76.

Он также сказал: «…и сделали оставшимися (То есть Аллах сделал так, чтобы потомство Нуха, мир ему, выжило и осталось. Здесь употреблено слово «бакын», которое является однокоренным для слова «бака’» — «вечность». Образованы они от одного глагола — «бакыйа», который имеет значение «быть вечным, оставаться».) только его потомство»; Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 77.

  «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, (То есть награда Аллаха.) – вечно». Сура 16 «Пчелы», аят 96. Естественно, что атрибуты «аль-кидам» и «аль-бака», которыми описали Всевышнего последователи калама, не похожи на одноименные качества Его творений.

Необходимо отметить, что Всевышний Аллах в Коране не использует для указания на свою изначальность слово «аль-кидам». (Изначальность и вечность Аллаха выражена в Коране эпитетом «Первый и Последний». В хадисе говорится: «О Аллах, Ты – Первый, и нет ничего до Тебя, и Ты – Последний, и нет ничего после Тебя» – примечание редактора.) Некоторые предшественники считали нежелательным приписывать Ему этот Атрибут, поскольку слово «аль-кидам» и его производные (кадим, акдам и др.) в арабском языке могут употребляться также для обозначения чего-то старого, но когда-то не существовавшего (например: «…подобна старой (кадим) пальмовой ветви»; Сура 36 «Йа Син», аят 39. «Ты пребываешь в своем изначальном (кадим) заблуждении”»; Сура 12 «Иосиф», аят 95. «…вы и ваши давние (акдамун) предки». Сура 26 «Поэты», аят 76.

Есть хадис, в котором указывается на это описание, однако ученые расходятся во мнении относительно его достоверности. Аль-Хаким приводит в книге «Аль-мустадрак» некоторые сообщения, в которых «аль-Кадим» упоминается в числе имен Аллаха. (Аль-Албани назвал хадис слабым, в «Аль-джами’ ас-сагир» (4756) В хадисе о том, какие слова следует произносить при входе в мечеть, говорится: «Прошу защиты у Великого Аллаха, Его благородного Лика и древней (кадим) власти от Шайтана побиваемого». Абу Дауд (466). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд»  

Всевышний указал в Коране на то, что Он – Первый и Последний, сказав: «Он — Первый и Последний, Явный и Скрытый». Сура 57 «Железо», аят 3. Однако, те же описания Он применяет и к Своим творениям: «Разве мы не погубили первых (первые поколения)? Вслед за ними Мы отправили последних (последующие поколения)». Сура 77 «Посылаемые», аяты 16-17. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.

 

Если говорить о Единственности и Самодостаточности Аллаха, то Аллах сказал о Себе, что Он — Единственный (Вахид): «Ваш Бог — Бог Единственный». Сура 2 «Корова», аят 163. Это же описание Он применяет и к Своим творениям: «Их орошают одной (вахид) водой». Сура 13 «Гром», аят 4.

Он также сказал о Себе, что Он — Самодостаточный, Богатый (аль-Ганий), не нуждается ни в чем и ни в ком, и ни от кого, и ни от чего не зависит:  «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый (Самодостаточный), Достойный хвалы»; Сура 14 «Авраам», аят 8.

 «Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах — Богатый (Самодостаточный), Достойный хвалы». Сура 64 «Взаимное обделение», аят 6. То же слово Он употребляет, когда речь идет о некоторых из Его творений:

 «Кто богат (гани), пусть воздержится»; Сура 4 «Женщины», аят 6. «Если они бедны, то Аллах сделает их богатыми из Своей милости». Сура 24 «Свет», аят 32.

Все эти качества Аллах применил в Коране к Самому Себе и к Своим творениям. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.

А теперь перейдём к другой группе Атрибутов – смысловым или качественным (Ас-сыфат аль-ма‘навиййа). Ас-сыфат аль-ма‘навиййа объясняют, каким образом относятся к Аллаху упомянутые нами выше семь Атрибутов смыслов (Сыфат аль-ма‘ани).

Последователи калама выделяют семь таких атрибутов (по числу атрибутов смыслов): Могущий (Кадир), Соизволяющий (Мурид), Знающий (‘Алим), Живой (Хайй), Слышащий (Сами’), Видящий (Басыр), Говорящий (Мутакаллим). Таким образом, каждому из семи атрибутов смыслов, по их утверждению, соответствует отдельный смысловой (качественный) атрибут. На самом деле нет никаких оснований выделять эти атрибуты в отдельный вид, потому что это те же атрибуты смыслов, только выраженные в форме качественных прилагательных или причастий. Однако последователи калама настаивают на необходимости упоминания этих атрибутов, (Они говорят: «Могущество (аль-кудра) и то, что Аллах является Могущим (Кадир) – разные атрибуты, хотя между ними есть неразрывная взаимосвязь: если есть могущество, то есть и качественный атрибут «Могущий». Последний именуется состоянием (аль-халь). Это состояние, которое нельзя определить ни как существующее, никак отсутствующее, неразрывно связано с Сущностью Аллаха».) основываясь на том, что каждый из них представляет собой особое состояние - аль-халь аль-ма’навиййа, которое является промежуточным положением между существованием и небытием.

Очевидно, что это — глупость и выдумка, и разум никогда не согласится с существованием промежуточного положения между двумя несовместностями – бытием и небытием. Все, что не является существующим, непременно является отсутствующим, а все, что не является отсутствующим, обязательно является существующим, и это понимает любой разумный человек. Из этого вытекает, что примеры, приведенные при рассмотрении атрибутов смыслов, подходят и при рассмотрении смысловых атрибутов. Мы уже привели примеры из Корана, в которых Создатель описывается как Могущий, Живой, Соизволяющий, Слышащий, Видящий, Говорящий. Мы также привели примеры, где одноименными качествами описываются творения. Это не означает, что мы должны отрицать Атрибуты Всевышнего во избежание их уподобления качествам творений. Нет, мы верим во все описания, которые дал Себе Всевышний Аллах, будучи убеждёнными в том, что между Атрибутами Аллаха и одноимёнными качествами творений нет никакого сходства и подобия, и что Атрибуты Всевышнего совершенны, тогда как качества творений соответствуют их несовершенству и отсутствию у них самодостаточности. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Атрибутом Творца и качеством творения такая же разница, как и между Сущностью Творца и сущностью творения, то есть, у них нет ничего общего.

Перейдём к следующей категории Атрибутов Всевышнего. Это Атрибуты, указывающие на действия (Ас-сыфат аль-фи‘лиййа).

Их в Коране упоминается достаточно много — как в отношении Творца, так и в отношении творений. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. Вот некоторые из этих Атрибутов.

1 — Предоставление удела (ар-ризк): Всевышний Аллах говорит о Себе, что Он дарует удел (ризк) Своим творениям:

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий могуществом, Крепкий»; Сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 57-58.

«Скажи: Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел»; Сура 34 «Сава», аят 39.

 «Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”». Сура 62 «Собрание», аят 11.

Это же описание Всевышний применил и к некоторым из Своих творений:

 

«Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то даруйте им удел из него»; Сура 4 «Женщины», аят 8.

«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Предоставляйте им удел из него и одевайте их»; Сура 4 «Женщины», аят 5. «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать матери ее удел (питание и одежду)». Сура 2 «Корова», аят 233.

Несомненно, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

2 — Совершение чего-либо (аль-‘амаль): Аллах говорит о Себе, что Он выполняет некоторые действия, то есть делает или совершает нечто:

 «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют?». Сура 36 «Йа Син», аят 71.

О Своих творениях Он также сказал, что они совершают нечто:  «Вам воздается только за то, что вы совершали». Сура 52 «Гора», аят 16. И, конечно же, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

3 — Обучение (ат-та’лим): Всевышний Аллах сказал о Себе, что Он учит Свои творения:

 «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться»; Сура 55 «Милостивый», аяты 1-4.  «Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал»; Сура 96 «Сгусток крови», аяты 3-5.

«…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!». Сура 4 «Женщины», аят 113.

 

О некоторых из Своих творений Он говорит, что они тоже обучают:  

«Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости». Сура 62 «Собрание», аят 2. А вот сразу два вида примеров в одном аяте:   «…которых вы обучаете части того, чему обучил вас Аллах». Сура 5 «Трапеза», аят 4.

 

4 — Оповещение (аль-инба): Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Он оповещает, и Его творения тоже оповещают:  

«Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”». Сура 66 «Запрещение», аят 3. Несомненно, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

5 — Дарование (аль-‘ита): Аллах сказал о Себе, что Он дарует. Например, Он сказал: «Он дарует мудрость, кому пожелает»; Сура 2 «Корова», аят 269. «…и чтобы одарил Своей милостью каждого милостивого». Сура 11 «Худ», аят 3.

Всевышний говорит о Своих творениях, что они также дарят: «…и если одной из них вы подарили кантар…»; Сура 4 «Женщины», аят 20.   «Даруйте женщинам их приданое полностью». Сура 4 «Женщины», аят 4. Хотя, конечно же, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

 

У нас осталась ещё одна категория Атрибутов Всевышнего. Это объемлющие Атрибуты (Ас-сыфат аль-джами‘а). К ним относятся такие атрибуты, как: Возвышенность, Величие, Власть, Гордость, Величественность, Мощь, Сила и так далее.

1, 2 — Возвышенность и Величие. Всевышний сообщил нам о наличии у Него этих Качеств: «…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий». Сура 2 «Корова», аят 255. Он также сказал: «Воистину, Аллах — Возвышенный, Великий»; Сура 4 «Женщины», аят 34.  «Он — Знающий сокровенное и явное, Великий, Высочайший». Сура 13 «Гром», аят 9.

 

Он также сказал, что величие является качеством и некоторых Его творений:   «Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна великой горе»; Сура 26 «Поэты», аят 63.  «Воистину, вы говорите слова великие по своей чудовищности»; Сура 17 «Ночной перенос», аят 40.  «…и у нее есть великий трон». Сура 27 «Муравьи», аят 23. Он также применяет такое качество, как возвышенность к Своим творениям:  

«Мы вознесли его на место возвышенное». Сура 19 «Мария», аят 57. Он также сказал о некоторых Своих творениях, что они велики:

 «И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда»; Сура 11 «Худ», аят 11. «Нет! Это содеял самый возвеличиваемый из них, вот этот». Сура 21 «Пророки», аят 63.

Естественно, эти Атрибуты Всевышнего — Возвышенность, Величие и так далее — отличаются от одноименных качеств Его творений точно так же, как отличается Сущность Всевышнего от сущности любого творения. Между ними нет и не может быть никакого сходства.

3 — Власть: Всевышний сказал о Себе, что Он — Властелин:

 «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Лишенного недостатков»; Сура 62 «Собрание», аят 1. «…на седалище истины у Всемогущего Властелина». Сура 54 «Месяц», аят 55.

 

Однако Он также сказал, что и среди Его творений есть обладающие властью: «Властитель сказал: “Я видел как семь тучных коров…”»; Сура 21 «Пророки», аят 43.

 «Властитель сказал: “Приведите его ко мне!”»; Сура 21 «Пророки», аят 50. «Впереди был царь (властитель), который силой отнимал и присваивал все корабли, на которых нет повреждений»; Сура 18 «Пещера», аят 79.

 « О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь ». Сура 3 «Семейство Имрана», аят 26.

При этом — вне всякого сомнения — у Аллаха есть Власть, соответствующая Его совершенству и величию, а у творений — власть, соответствующая их слабости, несовершенству, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.

4, 5 — Аллах сказал о Себе, что Он — Могучий, Гордый:

 «…Могущественного, Могучего, Гордого». Сура 59 «Сбор», аят 23. Такое же описания Он дал и некоторым из Своих творений: «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана»; Сура 40 «Прощающий», аят 35. «…и хватать людей, подобно деспотичным могучим тиранам»; Сура 26 «Поэты», аят 130.

«Разве не в Геенне обитель возгордившихся?»; Сура 39 «Толпы», аят 60. «Они молили о победе, и каждый упорный могучий притеснитель оказывался в убытке». Сура 14 «Авраам», аят 15.

Но, конечно же, эти Атрибуты Аллаха отличаются от одноименных качеств Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

6 — Мощь, Могущество. Всевышний сказал о Себе, что обладает этим Качеством: «Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый»; Сура 2 «Корова», аят 220.

 «Или же у них сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?». Сура 38 «Сад», аят 9.

 

При этом Он говорит о наличии одноименного качества и у Его творений: «Жена могущественного мужа сказала»; Сура 12 «Иосиф», аят 51. «…и оказался мощнее меня в речи». Сура 38 «Сад», аят 23. А вот сразу два вида примеров в одном аяте:

 «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим». Сура 63 «Лицемеры», аят 8.

Но, конечно же, эти Качества Аллаха отличаются от одноименных качеств Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.

 

7 — Сила. Всевышний Аллах сказал о Себе:

 «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий»; Сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 57-58. «Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный». Сура 22 «Паломничество», аят 40.

Всевышний сказал о некоторых из Своих творений, что они тоже обладают силой: «…и приумножит вашу силу»; Сура 11 «Худ», аят 52.

«Аллах — Тот, Кто создает вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой ». Сура 30 «Римляне», аят 54.

 

А вот сразу два вида примеров в одном аяте:

«Что касается адитов, то они возгордились на земле безо всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?” Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения». Сура 41 «Разъяснены», аят 51.

 

Перейдём к Атрибутам Всевышнего, относительно которых философы-последователи калама разошлись во мнениях: относятся ли они к Качествам Сущности Аллаха (то есть атрибутам сущностных смыслов) или же к Атрибутам действий? На самом деле эти Качества относятся к первой группе. Вот некоторые из них:

1, 2 — Сострадание и Милосердие. Всевышний сказал о Себе, что Он — Сострадательный, Милосердный:

 «Воистину, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный». Сура 16 «Пчелы», аят 7. Он также упомянул о том, что эти качества присущи и Его творениям. Так, описывая нашего Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), Всевышний сказал:

 «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим». Сура 9 «Покаяние», аят 128.

 

3 — Сдержанность (Терпеливость, Кротость). Всевышний сказал о Себе, что Он — Сдержанный:  «Он непременно введет их через вход, которым они останутся довольны. Воистину, Аллах — Знающий, Сдержанный»; Сура 22 «Паломничество», аят 59.

 

«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Сдержанный»; Сура 2 «Корова», аят 235.  

«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах — Богатый (Самодостаточный), Сдержанный». Сура 2 «Корова», аят 263.

 

О некоторых Своих творениях Он также сказал, что они — сдержанные и кроткие: «Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком мальчике»; Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 101.

 «Воистину, Ибрахим был смиренным, сдержанным». Сура 9 «Покаяние», аят 114.

 

4 — Прощение. Всевышний сообщил нам о том, что Ему присуще это Качество:  «Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный»; Сура 2 «Корова», аят 173.   «Он прощает, кого пожелает, и подвергает наказанию, кого пожелает». Сура 2 «Корова», аят 284.

 

Он также сказал, что Его творениям это качество тоже присуще:  «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»; Сура 42 «Совет», аят 43.  «Доброе слово и прощение лучше»; Сура 2 «Корова», аят 263.   «Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни (то есть воздаяние) Аллаха». Сура 45 «Коленопреклоненные», аят 14.

Вне всякого сомнения, все упомянутые Качества Творца небес и земли таковы, как это подобает Его совершенству и величию, и их ни в коем случае нельзя отрицать ради того, чтобы избежать уподобления Всевышнего Его творениям. Одноименные качества Его творений таковы, что соответствуют их несовершенству, слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то...

В любом случае человек не имеет права отрицать описание, которое Всевышний дал Себе, и проявлять дерзость по отношению к Господу небес и земли, утверждая, что это описание, посредством которого Он Сам восхваляет Себя, якобы Ему не подходит и не приличествует, и придумывая для Него «совершенные» (по его мнению) Атрибуты. Это — явное безумие, и решиться на подобное может лишь тот, чей разум ослепил Всевышний.

А теперь приведём один пример для разъяснения всего выше сказанного. Одного примера хватит, потому что все Атрибуты схожие, ибо все они принадлежат Одному Всевышнему, указывают на Его совершенство и не имеют никакого сходства с качествами творений. В качестве примера мы выбрали возвышение над Троном — этот великий Атрибут Всевышнего. Разглагольствований на тему этого атрибута всегда было больше, чем на тему других, и многие отвергли его, опираясь на логическую философию и диалектические доводы, в результате чего объявили истину ложью, а ложь — истиной. Тысячи тех, кто называет себя мусульманами, посмели отвергнуть этот Атрибут Господа небес и земли, используя, так называемые, «логические» аргументы.

Например, они говорят: если бы Он возвысился над Троном, это означало бы, что Он подобен Своим творениям, а поскольку Он им не подобен, значит, Он не возвысился над Троном. Это, конечно же, ложный вывод, поскольку он противоречит ясным аятам Корана.

1. Знайте, что этот Атрибут указывает на совершенство и величие, и Господь небес и земли восхваляет Себя, упоминая этот Атрибут. А лучшим доказательством этого является тот факт, что Всевышний, упоминая о Своем возвышении над Троном в Коране, тут же упоминает другие Свои Атрибуты, указывающие на совершенство и величие. Первая сура, в которой упоминается это Качество, согласно порядку расположения сур в Коране, это сура «Преграды». Всевышний сказал:  

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!». Сура 7 «Ограды», аят 54. Разве кто-нибудь имеет право отвергнуть что-то из этих Качеств, указывающих на величие и совершенство?

 

2) Далее, этот Атрибут упоминается в суре «Йунус». Всевышний сказал:  

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом возвысился над Троном. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помянете назидание? Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и творили праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали. Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих. Воистину, в смене ночи и дня, а также в том, что Аллах сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных». Сура 10 «Иона», аяты 3-6. Может ли кто-нибудь отвергнуть что-то из этих Атрибутов, указывающих на величие и совершенство?

3) Третье упоминание этого Атрибута встречается в суре «Гром». Всевышний сказал:  

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы видите, а затем возвысился над Троном. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом. Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих. На земле есть сопредельные участки, виноградные сады, посевы, пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их орошают одной водой, но одни из них Мы создаем более вкусными, чем другие. Воистину, в этом — знамения для людей разумеющих». Сура 13 «Гром», аяты 2-4. Может ли кто-нибудь отвергнуть что-то из этих Атрибутов, указывающих на величие и совершенство?

4) Четвертый раз этот Атрибут упоминается в суре «Та ха»:  

«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастным, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это — Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый возвысился над Троном. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах — Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена». Сура 20 «Та Ха», аяты 1-8. Может ли кто-нибудь отвергнуть что-то из этих Атрибутов, указывающих на величие и совершенство?

5) Пятое упоминание этого Атрибута содержится в суре «Различение». Всевышний сказал:

 

«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом возвысился над Троном. Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего». Сура 25 «Различение», аяты 58-59. Может ли кто-нибудь отвергнуть что-то из этих Атрибутов, указывающих на величие и совершенство?

6) Шестой раз этот Атрибут упоминается в суре «Земной поклон». Всевышний сказал:  

«Или же они скажут: “Он измыслил его”? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерег людей, к которым до тебя не приходил предостерегающий увещеватель, — быть может, они последуют прямым путем. Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помянете назидание? Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете. Таков Ведающий сокровенное и явное, Могущественный, Милосердный, Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!». Сура 32 «Земной поклон», аяты 3-9. Может ли кто-нибудь отвергнуть что-то из этих Атрибутов, указывающих на величие и совершенство?

7) Седьмое упоминание этого качества содержится в суре «Железо». Всевышний сказал:  

«Он — Первый и Последний, Явный и Скрытый. Он знает о всякой вещи. Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном. Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете». Сура 57 «Железо», аяты 3-4.

Невежды считают, что подобные Атрибуты являются недостатком, и осмеливаются на утверждение, что Господь небес и земли приписал Себе недостатки. Следовательно, по их мнению, нужно отрицать эти атрибуты и дать им какую-либо трактовку (та’виль). И это несмотря на то, что Всевышний Аллах восхваляет Себя, упоминая о наличии у Себя этих Качеств. Он относит их к Качествам, указывающим на величие и совершенство, и упоминает их вместе с другими Своими Качествами, бесспорно указывающими на совершенство и величие. Это является свидетельством того, что люди, отрицающие некоторые Качества Всевышнего, подвергая их разным трактовкам, невежественны и неразумны.

 

Трактовка атрибутов, путем искажения их смысла, называется ими словом «та’виль». Тысячи мусульман сбились с пути, поддавшись этому искушению. Необходимо знать, что слово «та’виль» имеет три правильных значений:

1) Используется для обозначения конечного итога и исхода какого-либо события или явления, конечного проявления и исполнения его сути. Именно это значение оно несет в Коране. Так, Всевышний говорит:  «Это благо, и лучше по исходу»; Сура 4 «Женщины», аят 59 «Так нет же, они объявляют ложью то, что не охватывает их знание, и конечное проявление чего еще не пришло к ним»; Сура 10 «Иона», аят 39. « Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества? В тот день, когда наступит его исполнение, те, которые предали его забвению прежде, скажут…». Сура 7 «Ограды», аят 53.

 

2) Используется в значении «толкование, разъяснение». Это значение широко известно и встречается, например, у Ибн Джарира. В своей книге он часто говорит: «Толкование (та’виль) этих слов Всевышнего заключается в следующем…».

3) В науке, именуемой основами фикха, та’виль — это отведение той или иной фразы от ее очевидного первоначального значения в сторону другого, которое допустимо, но не очевидно, на основании определенного доказательства. Такой та’виль бывает трех видов:

1 — Когда доказательство, на котором основывается это толкование, заменяющее собой очевидное значение фразы, приходящее на ум первым, правильно и взято из Корана и Сунны. В этом случае толкование считается правильным и приемлемым, и относительно него нет разногласий. Например, касаясь преимущественного права на покупку недвижимости при ее продаже, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сосед имеет больше прав на хорошее отношение». Первое, что приходит в голову при прочтении этого хадиса — утверждение и признание права, именуемого шуф‘а, (То есть человек имеет преимущественное право на покупку имущества соседа, если тот решит его продать.) за любым соседом. То, что речь здесь идет не о любом соседе, а только о том, который является совладельцем недвижимости (участка земли, дома), не приходит в голову сразу. Это возможное, но не очевидное значение. Однако существует достоверный хадис, переданный от Джабира, где говорится: «Если проведены границы и проложены дороги, то право шуф‘а аннулируется». Он указывает на то, что преимущественное право на покупку недвижимости соседа, имеет право только тот сосед, который является владельцем части этой недвижимости.

Такой вид замены очевидного значения фразы на другое, основанный на доказательстве из Корана и Сунны, является действительным и именуется «правильным» или «близким» («та‘виль кариб»).

2 — Толкование, в результате которого происходит замена очевидного (первым пришедшего в голову) значения фразы на другое, на основании того, что муджтахид принимает за доказательство, хотя на самом деле это не является доказательством. Это толкование называется «неправильным» или «далеким» («та’виль ба’ид»). Примером такого толкования, как говорят ученые, является толкование Абу Ханифой слова «женщина», в хадисе: «Брак любой женщины, вступившей в брак без разрешения своего опекуна, недействителен». Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад. Мунтака аль-ахбар. Хадис № 3452. Имам сказал, что здесь имеется в виду женщина-рабыня, договорившаяся с хозяином об освобождении ее за определенный выкуп. Это толкование неприемлемо, потому что оно представляет собой замену очевидного значения фразы на другое без твердого доказательства.

Более того, для передачи слова «любая», в хадисе употреблена форма «аййума», которая лишь подчеркивает обобщенность и отсутствие конкретизации, и четко указывает на то, что речь идет обо всех женщинах. Следовательно, утверждение о том, что имеется в виду именно рабыня, да еще и договорившаяся с хозяином об освобождении за выкуп, необоснованно, потому что такую рабыню подразумевают под словом «женщина» крайне редко.

3 — Толкование, в результате которого происходит замена очевидного, первого пришедшего в голову, значения фразы, другим, без какого-либо доказательства. Это, собственно говоря, и не может быть названо толкованием (та‘виль), а является игрой и попранием Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует). Примером такого «толкования» являются слова крайних шиитов о том, что в аяте: «Поистине, Аллах велит вам зарезать корову» — под коровой подразумевается ‘Аиша, да будет ею доволен Аллах.

К этому же виду толкования относится и искажение значения Атрибутов Всевышнего Аллаха и своевольная замена их значения другими, относительно которых Аллах не ниспосылал никакого веления. Например, возвышение над Троном некоторые истолковали как овладение Троном. Это даже нельзя назвать словом «та‘виль», поскольку подобные подмены значений абсолютно не обоснованы. Знатоки «Основ фикха» называют подобное игрой, потому что это – бессовестная игра с Книгой Аллаха без всяких оснований и доказательств. Этот вид толкования запрещен, потому что является посягательством на Слова Господа миров. К тому же ученые, из числа наших праведных предков, следовали правилу, которое гласит, что нельзя заменять очевидное значение любой фразы в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) другим, кроме как на основании веского доказательства.

Послушайте же искреннего советчика, о братья… Самая большая беда — людские сердца, оскверненные, запятнанные уподоблением Всевышнего творениям. Когда человек с таким сердцем слышит об Атрибуте, который указывает на совершенство и посредством упоминания которого Аллах восхваляет Себя (например, о нисхождении Всевышнего к нижнему небу в последнюю треть ночи, Его возвышении над Троном, Его приходе в Судный День и других Атрибутах, указывающих на величие и совершенство Всевышнего), первое, что приходит ему в голову — это мысль о том, что этот Атрибут подобен одноименному качеству творения. Яд уподобления проник в сердце этого человека, и он не оценивает Всевышнего должным образом, не осознает Его величия. Ему кажется, что Атрибуты Творца схожи с качествами творений. И он, видя в этих Атрибутах Всевышнего, прежде всего, уподобление Его творениям, начинает отрицать их под предлогом того, что они похожи на одноименные качества творения. Такой человек вначале уподобляет Творца творениям (то есть допускает мысль о том, что Атрибуты Творца подобны качествам творений), а потом, как следствие этого, отрицает Его Атрибуты под предлогом того, что они открывают путь для уподобления. То есть начинает он с уподобления, а заканчивает отрицанием, но и то и другое является заблуждением, дерзостью и оскорблением Всевышнего Творца.

Одним из важных правил, известных знатокам «Основ фикха» и признаваемых всеми, чье мнение принимается в расчет, является следующее: Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) не мог откладывать разъяснение, если оно необходимо в данный момент, особенно, когда дело касается ‘акыды. Он был обязан давать необходимые разъяснения сразу же. И если даже мы (только в качестве предположения) согласимся с утверждением этих людей о том, что дословное понимание аятов, в которых упоминаются Атрибуты Аллаха – это неверие (куфр), то значит Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) обязательно должен был разъяснить это. Между тем, он не истолковал возвышение над Троном как овладение Троном, и не дал другим атрибутам каких-либо из ныне распространенных трактовок. Если бы эти толкования были верными, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) был бы обязан поспешить с их разъяснением и донесением до людей — ведь он не имел права задерживать объяснение тогда, когда оно необходимо.

Итак, мусульманин, услышав любое описание, которое дал Себе Творец небес и земли, или то, которое дал Ему Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), должен преисполняться благоговения и осознания величия Всевышнего и Его совершенства. И он должен быть убежден в том, что этот Атрибут — верх совершенства и величия, и несовершенным качествам творений никогда не достичь таких высот, и между ними и атрибутами Господа нет, и не может быть никакого сходства или подобия. Мусульманин вообще не должен допускать мысли о возможности какого-либо сходства между Творцом и творениями. Сердце его должно возвеличивать Аллаха, быть свободным от грязи уподобления и быть готовым к вере в любой из Атрибутов, посредством которого Всевышний восхвалил Себя в Коране или Сунне Своего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), на основании принципа: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура 42 «Совет», аят 11. Поистине, это величайшее зло — забывать о величии Аллаха, ставить его в один ряд с Его творениями и допускать мысль о возможности сходства между Атрибутами Творца и качествами творений, а потом отрицать Атрибуты Всевышнего под этим безумным, кощунственным предлогом!

 

Искателю знания необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Он должен понимать, что поскольку все атрибуты являются описанием Одного Единственного Бога, между ними нет никакой разницы с той точки зрения, что все они никак не подобны качествам творений. И как мы верим в то, что Аллах обладает зрением и слухом, не похожим на слух и зрение творений. Так же мы должны верить и в Вознесение, Нисхождение, Пришествие и другие Атрибуты Всевышнего, которые указывают на Его совершенство, и о которых Он сообщил нам, восхваляя Себя.

Знайте, что разум признаёт невозможность того, чтобы Всевышний Аллах дал Себе неприличествующее Ему, невозможное или указывающее на несовершенство и наличие изъянов описание (Атрибут). Всевышний Аллах даёт Себе только такие описания, которые указывают на совершенство, достоинство, возвышенность и отсутствие недостатков, отвергая любое подобие между Ним и творениями. В отношении всех Его атрибутов действует принцип, изложенный в словах: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».

2. Говорить об атрибутах Аллаха – все равно, что говорить о Его Сущности. Мы верим в Сущность Всевышнего, но не придаем ей образ. (То есть мы признаём, что наш разум не способен познать её, и то же относится к Атрибутам.) Точно так же мы обязаны поступать в отношении атрибутов, принадлежащих Его Святой и Благородной Сущности – признавать их, верить в их существование, но не пытаться придать им какой-то образ и не ограничивать их какими-либо представлениями. Многие люди относят аяты, в которых упоминаются Атрибуты Всевышнего, к категории неясных (муташабих). Это неправильно, потому что значение их для тех, кто знает арабский язык, понятно. Их можно назвать неясными лишь с позиции неясности образа упоминаемых в них атрибутов. Это то, на что указал имам Малик ибн Анас в своих словах: «Вознесение не является чем-то неизвестным, как оно происходит – непостижимо для разума, а спрашивать об этом — нововведение».

То же самое можно сказать о нисхождении к нижнему небу: нисхождение не является чем-то неизвестным, как оно происходит — невозможно постичь разумом, а вопрос об этом — нововведение. Это же касается всех остальных атрибутов. Их смысл известен арабам, однако, когда Аллах описывает ими Себя, мы должны понимать, что они выше и совершенней того, чтобы быть подобными качествам творений. Точно так же, как сущность: она есть и у Аллаха, и у творений, однако Сущность Аллаха совершенна, и нельзя даже предполагать, что она имеет что-то общее с сущностью творений.

Итак, уподобление Творца творениям — величайшее зло. Когда мусульманин с правильными убеждениями слышит о каком-то Атрибуте Всевышнего, первое, что приходит ему на ум — что этот Атрибут указывает на предельное совершенство, присущее Всевышнему, и что никакого подобия между этим Атрибутом совершенного Господа и качествами несовершенных творений нет и быть не может: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».

В терминологии науки «Основы фикха» фраза, допускающая только одно значение, называется «насс» (утверждение, однозначный текст). Примером являются слова Всевышнего  «Если же он (паломник) не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней». Сура 2 «Корова», аят 196. Фраза «…всего десять дней» является абсолютно однозначной (насс). Если же фраза имеет несколько значений и ее можно понять по-разному, то она бывает двух видов: либо одно из значений перевешивает, либо все они равны между собой. Когда они равны, фраза называется «муджмаль» (общий, обобщенный текст). Примером могут служить слова: «Вчера разбойники, напав, лишили Зейда глаза (‘айн)». В арабском языке слово «‘айн» («глаз») имеет несколько значений, одно из которых – «родник», а другое – «материальное имущество». Так что эта же фраза при подстановке других значений может быть понята, как указание на то, что вчера разбойники засыпали источник Зейда, или на то, что они украли его золото или серебро. То есть эта фраза многозначна, причем все значения одинаково вероятны. Это и есть муджмаль. В данном случае мы должны воздержаться от самостоятельного выбора одного из значений и предпочтения его остальным до тех пор, пока у нас не будет доказательства на то, что имеется в виду именно оно. А если текст однозначен и его смысл ясен, то мы должны действовать в соответствии с ним, если только нет доказательств на то, что имела место его отмена (насх).

Если же текст допускает два и более значений, однако одно из них явно перевешивает другие (то есть является первым, что приходит на ум при прочтении данной фразы), то перевешивающее значение называется «захир» (явный, очевидный) смысл), а другое, менее вероятное – «мухтамаль марджух» (слабая вероятность). Например, слыша фразу «Я видел льва», человек первым делом думает о том, что в ней речь идет о настоящем льве, хищнике, хотя существует вероятность того, что подразумевается отважный, храбрый человек.

Разве очевидный смысл аятов об атрибутах, первым приходящий в голову при их прочтении (например, очевидный смысл аята «Рука Аллаха — над их руками») — это уподобление Аллаха творениям, побуждающее нас к истолкованию данных аятов и их отведению от первоначального и очевидного смысла? Или все же первое, что приходит в голову — это непричастность Великого и Совершенного Аллаха и Его атрибутов к подобию творениям и их атрибутам, что подразумевает необходимость безоговорочного принятия этих аятов в их очевидном значении, указывающем на совершенство Господа? Ответ ясен: первое, что приходит в голову мусульманину, когда он слышит о любом Атрибуте Всевышнего, упомянутом в Коране или Сунне, — то, что Аллах не похож ни на кого и ни на что, и Его Атрибуты не похожи на качества Его творений. Значит необходимо считать очевидный смысл аятов непреложной истиной, не допускающей уподобления Господа небес и земли творениям ни в одном из Его атрибутов.

Итак, мы должны принимать именно это, наиболее очевидное, явно перевешивающее значение (захир) и действовать согласно ему, то есть верить в то, что Качества Господа небес и земли не похожи на одноименные качества Его творений. И разве разумный человек откажется признать, что отсутствие какого-либо подобия между Творцом и творениями — первое, что приходит в голову? Поистине, спорить и не соглашаться с этим может лишь упрямый гордец!

А теперь поговорим о тех, кто, начитавшись книг по логике и каламу, стал отрицать некоторые Атрибуты Всевышнего на основании философских доводов. Например, они говорят: если бы Аллах вознесся над Троном, Он был бы подобен творениям, а Он не подобен творениям, значит Он не над Троном. Это ложное утверждение, противоречащее семи ясным аятам. Если рассматривать мнение тех, кто выдвинул это утверждение, получается, что они безосновательно отбрасывают сильное доказательство (аяты) и принимают слабое (собственные умозаключения).

Для того, чтобы можно было говорить об обоснованности этих заключений, в них должна существовать правильная условная связь. Однако в рассматриваемом нами случае эти рассуждения неверны, потому что само утверждение «если бы…, то…» в корне неверно и необоснованно и, соответственно, из него сделан неправильный вывод. Поэтому-то умозаключение сторонников этого мнения и противоречит семи ясным аятам Корана.

Разберём этот вопрос подробнее.

Во-первых, утверждение о том, что Вознесение Аллаха над Троном предполагает уподобление Его творениям, неверно. Всевышний Аллах действительно обладает таким Атрибутом, как Вознесение над Троном, ибо Он Сам сказал о Себе это. Однако этот Атрибут соответствует совершенству Всевышнего и не имеет никакого сходства и подобия с качествами творений, как и все остальные Атрибуты, и как Сущность Аллаха, которая ни в чем не подобна сущностям творений. Мы уже говорили, что у Аллаха есть такие Атрибуты, как слух и зрение, однако это не предполагает уподобления Всевышнего Его творениям, поскольку Его слух и зрение не имеют ничего общего с одноимёнными качествами творений. То же самое относится ко всем Атрибутам Всевышнего, включая и Вознесение над Троном. А поскольку утверждение, из которого сделан вывод (то есть вывод об отсутствии у Всевышнего такого Атрибута как Вознесение над Троном) неверно, то и сам вывод неправилен.

В заключение наказываем вам и себе бояться Всевышнего Аллаха и неуклонно следовать трём аятам из Книги Всевышнего.

1. «Нет ничего, подобного Ему». Будьте убеждены в том, что между Аллахом и Его творениями не существует никакого подобия.

2. «И Он — Слышащий, Видящий». Верьте в Атрибуты Всевышнего, упомянутые в Коране и Сунне, помня о том, что между ними и качествами творений нет подобия. Ведь Всевышний Аллах сначала сказал: «Нет ничего подобного Ему», а потом добавил: «И Он — Слышащий, Видящий».

3. Оставьте попытки постичь разумом образ Атрибутов Всевышнего, ибо это невозможно. Сам Всевышний Аллах сказал в суре «Та ха»:  «Он знает их будущее и прошлое, но они не объемлют Его своим знанием». Сура 20 «Та Ха», аят 110.

Обратите внимание на то, что в аяте глагол «объемлют» (йухитуна) стоит в настоящем времени. Согласно мнению знатоков арабской риторики, такой глагол заключает в себе указание на отглагольное существительное (масдар) и на время. Как сказал Ибн Малик:

Масдар — имя существительное,

Являющееся одним из двух указаний глагола,

Но не указывающее на время,

Как, например, «амн» от глагола «амина».

Глагол «йухитуна» (объемлет, охватывает) заключает в себе отглагольное существительное «ихата» («охват») в неопределенном состоянии (накира). Согласно правилам арабской риторики, если в предложении присутствует отглагольное существительное в неопределенном состоянии и в контексте отрицания, то отрицание приобретает абсолютный характер. Это значит, что охват человеческим разумом Господа миров абсолютно невозможен. Человеку, никак и ни при каких обстоятельствах, не дано охватить своим разумом и познанием образ Божественных атрибутов. Если мы усвоили это, то все вопросы об образе Атрибутов Всевышнего можно считать снятыми. Мы не можем — никак и никогда — познать сущность Господа миров и сущность Его Атрибутов. Это относится ко всем Атрибутам — Вознесению, Пришествию, Руке, Пальцам, Удивлению, Смеху и так далее. Если Господь миров дал Себе какое-то описание, это означает, что оно — истина - соответствует Его совершенству и не имеет никакого сходства с качествами творений. И если Всевышний Аллах дал творениям какое-либо описание, оно также является истиной, соответствует их слабости и несовершенству, и не имеет ничего общего с Атрибутами Всевышнего.

Всевышний Аллах разъяснил нам эту истину в коротком аяте: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». «Нет ничего подобного Ему» — то есть мы должны верить в совершенство Аллаха и в то, что между Ним и творениями нет, и не может быть никакого подобия, не отрицая при этом Его Атрибуты. «И Он — Слышащий, Видящий» — то есть мы должны верить в Атрибуты Всевышнего, но, помня о том, что мы не способны познать их сущность. Кто поступает согласно этому аяту и не старается проникнуть в сущность Атрибутов Всевышнего, помня Слова Всевышнего: «Но они не объемлют Его своим знанием», тот обладает правильными убеждениями.

Итак, правильное отношение к Именам и Атрибутам Всевышнего Аллаха заключается в следующих трёх основах:

1. Убеждённость в том, что Всевышний Аллах не подобен творениям,

2. Вера в Атрибуты, упомянутые в Коране и Сунне, и отказ от отрицания любых из них, поскольку Сам Всевышний Аллах сказал о том, что Он обладает ими.

3. Отказ от попыток познать сущность Атрибутов Всевышнего. Вам достаточно верить в них и в то, что между Атрибутами Всевышнего и качествами творений нет никакого сходства и подобия.

Дорогие браться, если вы умрете с такими убеждениями, то на вас не будет упрека.

Неужели вы думаете, что Всевышний Аллах упрекнёт вас за то, что вы верили в Его совершенство и отсутствие какого-либо подобия между Ним и Его творениями, и спросит вас, почему вы это сделали? Конечно же, нет!

Или вы думаете что Всевышний Аллах упрекнёт вас за то, что вы верили в Его Атрибуты, о Которых Он Сам сообщил нам и о которых сообщил нам Посланник Аллаха , и спросит вас, зачем вы это сделали? Конечно же, нет! Всевышний Аллах не упрекнёт вас за это и это не станет для вас причиной скверного исхода.

И Всевышний Аллах не спросит вас, почему вы не пытались проникнуть в сущность Его Атрибутов.

Итак, мы не способны познать образ нисхождения Всевышнего, непохожего на нисхождение творений. И мы не способны познать образ Руки Всевышнего, непохожей на руки творений. И мы не способны познать образ вознесения Всевышнего, непохожего на вознесение творений. А если найдётся человек, который будет настаивать на том, чтобы ему объяснили образ этих Атрибутов, в таком виде, в котором наш разум способен познать его, мы должны сказать ему, что задавать такого рода вопросы является нововведением, как указал имам Малик. Мы также должны сказать ему: «О заблудший упрямец, задающий такие вопросы! Способен ли ты познать разумом образ Сущности Всевышнего, обладающего этими Атрибутами? Разумеется, нет. А поскольку ты не способен постичь образ Сущности Всевышнего, то, значит, не можешь познать и образ Его Атрибутов, поскольку один и тот же атрибут бывает совершенно разным в зависимости от того, кому он принадлежит.

Для понимания этого приведем пример, упомянутый Ибн аль-Каййимом, да помилует его Аллах. В арабском языке словом «рас» обозначается голова. Но, применяя его к разным понятиям, мы получаем совершенно разные значения. Так, если присоединить его к слову «аль-маль» («деньги») и сказать «рас аль-маль», то оно будет означать «капитал», «изначальную стоимость», если присоединить его к слову «аль-вади» («долина»), то речь будет идти о начале долины, а если присоединить его к слову «аль-джабаль» («гора») и сказать «рас аль-джабаль», то это уже будет «вершина горы». И то, и другое, и третье обозначается словом «рас», однако смысл его изменяется в зависимости от того, к какому слову оно присоединяется. Между этими значениями – очень большая разница, хотя во всех трёх случаях речь идёт всего лишь о творениях. А что же тогда говорить о том, когда одно и то же слово используется для обозначения атрибута Творца и атрибута творений? Очевидно, что между этими атрибутами будет невообразимая дистанция и сравнивать их друг с другом никак нельзя.

Братья! Мы наказываем вам и самим себе бояться Аллаха и соблюдать три правила, касающиеся Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха:

1. Необходимо верить в то, что между Всевышним Аллахом и творениями нет никакого подобия.

2. Необходимо верить во все Атрибуты Всевышнего, упомянутые в Коране и Сунне, в соответствии с аятом: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».

3. Необходимо отказаться от попыток познать сущность Атрибутов Всевышнего, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Но они не объемлют Его знанием».

Это разъяснение мы хотели бы завершить двумя важными замечаниями.

Замечание первое: тем, кто занимается истолкованием Атрибутов Всевышнего, уводя их от первоначального смысла (та’виль), следовало бы вспомнить Слова Всевышнего об иудеях, которым было сказано:  

«Поселитесь в этом городе и ешьте там, где пожелаете. Скажите: “Прости нас” (хитта), — и войдите во врата, поклонившись. Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро», Сура 2 «Корова», аят 58. – а они взяли и добавили к этому слову букву «н» и получилось «хинта» — «пшеница». Всевышний Аллах назвал это заменой, сказав в суре «Корова»:  

«Несправедливые из них заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на них наказание с небес за то, что они поступали нечестиво ». Сура 2 «Корова», аят 59. А в суре «Преграды» Всевышний Аллах сказал:  

«Несправедливые из них заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на них наказание с небес за то, что они поступали несправедливо». Сура 7 «Ограды», аят 162. Тем, кто истолковывает Атрибуты Всевышнего, было сказано «истава» («возвысился, вознёсся (над Троном)»), а они добавили букву «л» и сказали «иставля» («овладел (Троном)»). Как это похоже то, что сделали они, на описанный поступок иудеев! Как похожа добавленная ими «л» на ту букву «н», которую добавили беззаконники! (Это сравнение двух замен упомянуто Ибн аль-Каййимом.)

Замечание второе: тем, кто истолковывает Атрибуты Всевышнего, уводя их от первоначального смысла, следовало бы поразмышлять над аятом из суры «Различение»: «А потом возвысился над Троном. Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего». Сура 25 «Различение», аяты 58-59. А также над аятом в суре «Ангелы»: «Никто не поведает тебе так, как Ведающий». Сура 35 «Творец», аят 14. Из первого аята можно понять, что Всевышний Аллах, Который сказал о Себе, что Он возвысился над Троном, лучше всех знает об описании, которое даёт Себе. Следовательно, тот, кто отрицает этот и другие Атрибуты, напротив, невежественный.

И да благословит Аллах и приветствует Его раба и Посланника Мухаммада.

 

«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!