Список рекомендуемой литературы



1. Павловская Т. А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: учебник. СПб.: Питер, 2008. 393 с.

2. Кнут Д. Искусство программирования на ЭВМ. Том 1. Основные алгоритмы. М.: Вильямс, 2010. 710 с.

3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные комплексы. М.: Символ-Плюс, 200. 304 с.

4. Голуб А. И. Правила программирования. М.: БИНОМ, 1996. 272 с.


Заключение

Существует мнение, что программированию нельзя научить, можно только научиться. Оно означает, что без детального проникновения в суть решаемой задачи и пропускании её «через себя» невозможно научиться писать качественные и эффективные программы.

Количество разобранных примеров и решенных задач, со временем, переходят в качество программирования.

Рене Декарт писал «Чтобы усовершенствовать ум ,надо больше размышлять, чем разучивать».

Занятие программированием приносит пользу и доставляет удовольствие. Умение выбрать подходящую технологию и соответствующие структуры данных – первый шаг на пути к профессиональному программированию.

Согласно современным профессиональным стандартам в области IT (www.apkit.ru), бакалавр прикладной информатики должен владеть основными приемами проектирования информационных систем, разработки баз данных, что невозможно без умения программировать.

Хочется надеяться, что данное пособие станет хорошим помощником при изучении базовых тем программирования.

Для связи с автором можно использовать электронную почту: diplom _ pi @ mail . ru.


Приложение 1

Тестовые задания

Предисловие

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Приведенные тестовые задания представляют собой выборку из ФОС по дисциплине «Информатика и программирование» для направления 230700.62 «Прикладная информатика».

 


1. Символом обозначается:

Выберите один ответ

a) Начало алгоритма;

b) Конец программы;

c) Условный оператор;

d) Ввод/вывод данных.

2. Характерным признаком линейной программы является…

Выберите один ответ
a) строго последовательное выполнение операторов в порядке их записи;

b) присутствие в ней операторов безусловного перехода;

c) использование в ней исключительно операторов присваивания;

d) наличие в каждой программной строке только одного оператора.

3. Дана блок-схема:

Выберите один ответ

Какие значения примут А и В

a) А = 1, В = 1;

b) А = 0, В = 0;

c) А = 4, В = 3;

d) А = 3, В = 3.

4. Многократное исполнение одного и того же участка программы называется...

Выберите один ответ
a) Ветвлением;

b) Циклом;

c) Зацикливанием;

d) Подпрограммой.

5. Свойство алгоритма оставаться правильным для разных наборов исходных данных – это...

Выберите один ответ
a) Результативность;

b) Определенность;

c) Массовость;

d) Дискретность.

6. Алгоритм — это:

Выберите один ответ

a) правила выполнения определенных действий;

b) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;

c) понятное и точное предписание исполнителю совершить

последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;

d) набор команд для компьютера;

e) протокол вычислительной сети.

7. Программа – это…

Выберите один ответ
a) Протокол взаимодействия компьютеров компьютерной сети;

b) Законченное минимальное смысловое выражение на языке программирования;

c) Алгоритм, записанный на языке программирования;

d) Набор команд операций системы компьютера.

8. В блок-схеме, внутри символа следует написать:

Выберите один ответ

a) Конец программы;

b) X>Y;

c) Вывести X;

d) X:=X+1.

 

9. В программе, вычисляющей сумму положительных чисел, из 20 введенных с клавиатуры,
S := 0
нц для i от 1 до 20
ввод а
если а > 0
то _________
все
кц
вывод S
необходимо вставить оператор ...

Выберите один ответ
a) a:=a+S;

b) S:=a;

c) S:=S*a;

d) S:=S+a.

 

10. Средством записи алгоритма не являются...

Выберите один ответ
a) Языки программирования;

b) Блок-схемы;

c) Трансляторы;

d) Псевдокоды.

 

 

11. Дана блок-схема алгоритма:

После выполнения данного алгоритма значение переменной m равно...

Выберите один ответ
a) 14;
b) 28;
c) 42;
d) 21.

 

12. Языком программирования высокого уровня является ...

Выберите один ответ
a) Искусственный язык, алфавит, словарный запас и синтаксис которого понятны компьютеру;
b) Искусственный язык, алфавит, словарный запас и семантика которого понятны компьютеру;
c) Фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных;
d) Система обозначений, принятая в блок-схемах.
13. Определение «Пригодность алгоритма для решения определенного класса задач» относится к свойству алгоритмов, которое называется...

Выберите один ответ
a) Определенность;
b) Массовость;
c) Выполнимость;
d) Дискретность.

 

14. Компилятор используется при программировании...

Выберите один ответ
a) На языке высокого уровня;
b) На языке машинных команд;
c) На языке сверхуровня;
d) На естественном языке.

15. В результате работы алгоритма
y:=x-5
x:=2*(y+1)
y:=x+y
Вывод y
переменная y приняла значение 5. Укажите число, которое является значением переменной х до начала работы алгоритма.

Выберите один ответ
a) 2;
b) 5;
c) 6;
d) 7.

 

 

16. Комментарий к тексту программы на языке Pascal заключается:

Выберите один ответ

a) в фигурные скобки;

b) в круглые скобки;

c) в квадратные скобки;

d) в апострофы;

e) между служебными словами Begin, End.

17. Переменная в программе, написанной на языке программирования процедурного типа, имеет следующие атрибуты: (1) имя  (2) тип  (3) параметр  (4) значение

Выберите один ответ

a) 1 и 4;
b) 1, 3 и 4;
c) 1, 2 и 4;
d) 4.

 

18. Главная идея структурного программирования состоит в том, что...

Выберите один ответ
a) Структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы – в терминах обмена сообщениями между объектами;
b) Основными для написания программ являются три типа операторов: линейный, ветвление, организация цикла;
c) Используется инкапсуляция и наследование объектов;
d) При написании программ не используются подпрограммы.

19. Содержимое строковой переменной S='ABCDEFG'. Чему будет равно значение выражения S[0]?

Выберите один ответ.

а) 'A';

b) 7;

c) #7;

d)Это выражение записано неверно.

20. Какая из функций возвращает дробную часть вещественного числа?

Выберите один ответ:

a) trunc;

b) frac;

c) round;

d) int.

 

21. Что такое область видимости переменной?

Выберите один ответ:

a) Область экрана, в которой видно объявление переменной;

b) Часть кода программы, в котором можно воспользоваться этой переменной;

c) Участок оперативной памяти, в которой размещается значение переменной;

d) Так называется раздел деклараций, в котором была объявлена переменная.

22. В каких из перечисленных ниже пунктах операции располагаются в порядке возрастания их приоритета?

Выберите один ответ:

a) =, <,>,not, +, *, div;

b) =, +, -, *, /, and, not;

c) <>, *, not, and, or, =;

d) -, +, and, or, * , =, not.

 

23. В чем отличие процедуры открытия файла reset от процедуры rewrite?

Выберите один ответ:

a) Reset используется для открытия файла на чтение, а rewrite – на запись;

b) Reset открывает уже существующий файл, а Rewrite используется для создания нового файла;

c) Reset открывает уже существующий файл, а Rewrite создает файл, если он не существует, и перезаписывает его, если он был создан ранее;

d) Отличий нет.

 

24. Переменная х описана в программе как целое число. Какие из операторов недопустимы в этой программе

Выберите несколько ответов:

a) Х:=5E-10;

b) Х:=-100 div X;

c) Х:=0030;

d) Х:=Х+5;

e) Х:=1.56;

f) X:=X/2.

 

25. Каков результат выполнения следующей программы?

Выберите один ответ:

a) будет напечатано число 256;

b) будет напечатано число 12;

c) будет напечатано число 4;

d) Выполнение этого кода вызовет ошибку: runtime error 201 – Range Check Error.

 

26. Что такое конкатенация?

Выберите один ответ:

a) Вычисление остатка от деления;

b) Объединение строк;

c) Извлечение подстроки из строки;

d) Изменение регистра букв в строке.

 

27. Укажите те переменные, которые объявлены как двумерные массивы

Выберите несколько ответов:

a) A;

b) B;

c) C;

d) D;

e) E;

f) F.

 

28. Предположим, что для решения некоторой задачи необходимо перебирать значения от 0 до 1 с шагом 0.01. Каким методом это лучше всего организовать?

Выберите один ответ:

a) Записать необходимые значения в константный массив (его элементами будут необходимые числа: 0, 0.01, 0.02, 0.03, …. , 0.99, 1), а потом с помощью цикла for организовать перебор элементов этого массива.

b) Организовать цикл for, допустим, по переменной I, в пределах от 0 до 100, тогда необходимые первоначально числа будут равны i/100.

c) Ввести некоторую переменную f вещественного типа, приравнять ее нулю, затем – организовать цикл while c условием (f<=1), а в теле цикла к f прибавлять необходимый шаг 0.01.

d) Все из перечисленных методов одинаково эффективны

 

 

29. Переменная s имеет тип, описанный ниже. Каким образом можно вывести на экран значение каждого поля этой переменной?

Выберите один ответ:

a) WriteLn(s);

b) WriteLn(s(Size), s(Color));

c) WriteLn(s.Size, s.Color);

d) WriteLn(Size, Color).

 

30. Сколько итераций выполнит приведенный ниже код?

 

Выберите один ответ:

a) 1

b) 10

c) 3

d) 7

 


 


Глоссарий

Алгоритм – заданная определенным образом последовательность действий, приводящая за конечное число шагов к достижению поставленной цели (к решению поставленной задачи).

Алфавит - совокупность допустимых в языке символов.

Верификация - аналитическая проверка правильности структуры алгоритма.

Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой на каком-либо шаге последовательное выполнение алгоритма прерывается, и выбор следующего шага определяется входными данными алгоритма.

Дерево - связный граф без циклов.

Запись (Record) − структурированный тип, описывающий набор данных разных типов. Составляющие запись объекты называются ее полями.

Информатика — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценки информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их характеристиках, свойствах, состояниях, которые уменьшают степень неопределенности знаний, имеющихся об этих объектах и явлениях.

Итерация - разовое выполнение тела цикла (один «проход»).

Кибернетика - наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах.

Лексема - минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл. Лексемы аналогичны словам естественного языка.

Линейный алгоритм (следование) - алгоритмическая конструкция, в которой каждый шаг алгоритма выполняется один раз, причем после каждого i-го шага выполняется (i + 1)-й шаг, если i-й шаг — не конец алгоритма. Такой алгоритм или часть алгоритма называют.

Массив –набор однотипных величин, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексу.

Множество (set) – любой неупорядоченный набор объектов одного типа.

Модуль – это подключаемая к программе библиотека ресурсов (описания типов, констант, переменных и подпрограмм. Обычно это связанные между собой ресурсы.)

Очередь — это динамическая структура данных, добавление элементов в которую выполняется в один конец, а выборка — из другого конца.

Параметр цикла - переменная, которая используется при проверке условия цикла и принудительно изменяется на каждой итерации, причем, как правило, на одну и ту же величину.

Подпрограмма - повторяющаяся группа операторов, оформленная в виде самостоятельной программной единицы.

Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов.

Рекурсия — частичное определение объекта через себя, определение объекта с использованием ранее определённых

Семантика языка — правила интерпретации слов формального языка, т.е. установления значения отдельных языковых элементов.

Синтаксис языка —правила получения слов и предложений этого языка.

Список - динамическая структура данных, каждый элемент которой связывается со следующим элементом посредством указателя.

Стек - динамическая структура данных добавление элементов и выборка из которой выполняются из одного конца, называемого вершиной стека.

Строка (string) – структура данных для хранения последовательностей символов. В Паскале длина стандартной строки ограничена 255 символами.

Структурное программирование —способ создания программ, позволяющий путем соблюдения определенных правил уменьшить время разработки и облегчить возможность модификации программы.

Тело цикла - последовательность команд, предназначенная для многократного исполнения.

Транслятор —программа, которая считывает текст программы, написанной на одном языке, и транслирует (переводит) его в эквивалентный текст на другом языке (обычно на машинном языке).

Указатель —переменная, которая в качестве своего значения содержит адрес первого байта памяти, начиная с которого записаны данные.

Цикл - алгоритмическая конструкция, в которой подряд идущая группа шагов алгоритма, выполняется несколько раз.

Язык программирования — искусственный (формальный) язык, предназначенный для записи программ для исполнителя (например, компьютера или станка с числовым управлением).


Библиографический список

1. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. — М.: Наука, 1988. 183 с.

2. Гагарина Л.Г., Колдаев В.Д. Алгоритмы и структуры данных: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. 304 с.

3. Информатика // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М.: ОАО «Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2008. 768 с.

4. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 576 с.

5.  Меньшиков В.Ф. Олимпиадные задачи по программированию / В. Ф. Меньшиков. - СПб : Питер, 2007. - 315с. : ил. + CD.

6. Мишенин Александр Иванович. Сборник задач по программированию: учебно-метод. пособие / Мишенин Александр Иванович. - М. : Финансы и статистика, Инфра - М, 2009. - 224с.

7. Немнюгин С. А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня: / Немнюгин Сергей Андреевич. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544с.

8. Павловская Т. А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: учебник. / Павловская Татьяна Александровна. -  СПб.: Питер, 2008. 393 с.

9. Свердлов Сергей Залманович. Языки программирования и методы трансляции : учеб. пособие / Свердлов Сергей Залманович. - СПб. : Питер, 2007. - 638с. : ил. + CD.

10. Фаронов В. В. TurboPascal 7.0. Учебный курс: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2009. 368 с.


Оглавление

Предисловие. 3

Введение. 4

Глава 1. Основные понятия информатики. 5

1.1. Введение в информатику. 5

1.1.1. Информатика как наука. 5

1.1.2. Основные направления информатики. 6

1.1.3. Термин «информация». 10

1.1.4. Свойства информации. 13

1.2. Кодирование информации. 14

1.2.1. Формы представления информации. 14

1.2.2. Представление информации. Естественные и формальные языки. Двоичное кодирование информации. 15

1.2.3. Двоичное кодирование текстовой информации. 19

1.2.4. Двоичное кодирование графической информации. 22

1.2.5. Двоичное кодирование звуковой информации. 23

1.2.6. Представление целых и вещественных чисел в памяти ЭВМ.. 25

1.3 Информатизация и компьютеризация. 30

1.3.1. Информационные процессы. Хранение передача и обработка информации 31

1.3.2. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. 33

1.3.3. Основные этапы в информационном развитии общества. 37

1.3.4. Структура современного программного обеспечения для персонального компьютера. 43

1.3.5. Условия распространения программ. 45

1.3.6. Правовая охрана информации. 46

Глава 2. Основы алгоритмизации. 53

2.1 Алгоритм: понятие, свойства, формы записи. 53

2.1.1. Понятие алгоритма. 53

2.1.2. Свойства алгоритма. 58

2.1.3. Формы представления алгоритма. 59

2.2. Алгоритмические конструкции. 73

2.2.1. Виды алгоритмических конструкций. 73

2.2.2. Линейные алгоритмы.. 74

2.2.3. Разветвляющиеся алгоритмы.. 75

2.2.4. Циклические алгоритмы.. 77

2.3 Языки программирования. 78

2.3.1. Понятие, описание и уровни языков программирования. 78

2.3.2. Трансляторы языков программирования: виды, особенности. 79

2.3.3. Классификация языков программирования. 80

2.3.4. Структура языка программирования. 87

Глава 3. Основы программирования на языке Паскаль 91

3.1. Основные понятия языка. 91

3.1.1. История возникновения и развития языка Паскаль. 91

3.1.2. Алфавит и лексическая структура языка. 93

3.1.3. Структура программы на Паскале. 97

3.1.4. Оператор присваивания. 101

3.1.5. Операторы ввода-вывода. 104

3.2. Управляющие конструкции языка. 107

3.2.1. Типы данных в Паскале. 107

3.2.2. Линейные программы.. 113

3.2.3. Программирование разветвляющихся вычислительных процессов 114

3.2.4. Программирование циклических процессов. 124

Глава 4. Технологии программирования на Паскале. 141

4.1. Типы данных, определяемые программистом. 141

4.1.1. Простые типы данных, определяемые программистом. 141

4.1.2. Массивы.. 143

4.1.3. Строковый тип данных. 153

4.1.4. Комбинированный тип данных - записи. 157

4.1.5. Множества. 159

4.1.6. Файловый тип данных. 164

4.2. Модульное программирование. 172

4.2.1. Понятие подпрограммы. Механизм вызова. Виды подпрограмм. 172

4.2.2. Подпрограммы - процедуры.. 173

4.2.3. Подпрограммы - функции. 175

4.2.4. Примеры рекурсивного программирования. 177

4.2.5. Модули. 182

4.3. Динамические структуры данных. 187

4.3.1. Основные сведения о ссылочном типе данных (указателях) 187

4.3.2. Виды динамических структур. 188

4.3.3. Линейные списки. 189

4.3.4. Стеки. 193

4.3.5. Очереди. 195

4.3.6. Деревья. 197

4.3.7. Динамические массивы.. 204

Глава 5. Технология структурного программирования 212

5.1. Структурное программирование. 212

5.1.1. Особенности структурной программы.. 212

5.1.2. Критерии качества программы.. 213

5.2. Создание структурных программ. 214

5.2.1. Этапы решения задачи на ЭВМ.. 214

5.2.2. Правила программирования. 221

5.2.3. Документирование программы.. 224

5.2.4. Проверка правильности алгоритмов. 226

Заключение. 238

Приложение 1. 239

Глоссарий. 246

Библиографический список. 249


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!