Классификация и свойства эмоций



Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное обоснование.

Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. А. Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее, оттенков эмоционального тона ощущений) значительно больше 50000. Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами, а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога – страх – ужас).

П.В. Симонов (1983) (несмотря на заявление о безнадежности построения полной классификации эмоций) снова воспроизводит свою классификацию (1966), но в укороченном виде. В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие – отвращение; радость – горе; уверенность – страх; торжество – ярость. Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) – радость, страх и вторичные (интеллектуальные) – интерес, волнение (Владиславлев, 1981; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983).

Б.И. Додонов (1978) отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач.

Содержательные характеристики проявления эмоций

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на:

? Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, если ей вовремя не дать выхода, может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности и депрессией.

? Эмоции – более длительные состояния в отличие от аффектов. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции возникают в начале действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

? Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

? Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональное состояние, возникающее в процессе деятельности, может повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первое называется стеническим, второе – астеническим. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системой, регулирующей работу внутренних органов.

? Страсть – еще один вид сложных качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить 3 сферы: органическую жизнь, интересы материального порядка и духовные нравственные потребности. Он обозначил их как:

? эффективно-эмоциональную чувствительность – к ней относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей;

? предметные чувства – связаны с обладанием определенными предметами и занятием отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются восхищениями одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим;

? мировоззренческие чувства – связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Глава 1 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Чувства

Чувства – один из видов эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Следующим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства играют значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого.

Отличительным признаком чувств является их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие или неудовольствие, так и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д.

Главной чертой чувств является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма.

Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

Таким образом, к основным качествам чувств можно отнести: предметность и конкретность; связь с социальной средой; связь с сознанием; наличие внешних проявлений; более длительны, чем эмоции; индивидуальность; полярность; интегральность; связь с жизнедеятельностью организма; наличие исторического характера.

Чувства в структуре личности. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это проявляется в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности деятельности, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Различные чувства занимают в структуре личности разное место. Есть чувства, особенно эпизодические переживания, которые выражаются образно и находятся на периферии внутреннего мира человека. Эпизодические переживания мало затрагивают сущность человека, не вызывают кризис или конфликтное состояние, напряженное самочувствие, не заставляют говорить его совесть, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни: жизненных целей, характера устремлений и побуждений.

Но человек также испытывает чувства глубокие, связанные с существующими устремлениями личности, с кругом идеалов, мечтами о будущем. Это могут быть переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывая нравственные конфликты и укоры совести. Они представляют собой переживания, которые оставляют серьезную память о себе. Если испытываемые человеком чувства глубоко его затронули, то они влияют на его самочувствие и изменяют его поведение.

Чувства человека могут явиться побудительными силами для совершения различных поступков. Есть чувства, которые носят недейственный характер, когда роль чувств ограничивается одним переживанием.

Есть чувства, которые имеют действенный характер. Они ведут к изменению поведения, то есть выполняют определенную функцию в жизни человека. Действенные чувства могут быть плохими, отрицательными, например злость, гнев, презрение, которые ведут к уклонению своего долга или к бегству, грубости, агрессивным действиям. Действенные чувства могут быть хорошими, положительными: жалость, отзывчивость, преданность, нежность и другие, которые выражаются в соответствующих действиях помощи.

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживаний в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Такое закрепление не только становится основой, образующей нравственные привычки – всегда в определенной форме реагировать на поступок или ситуацию, но и приводит к тому, что чувство начинает занимать иное место в самосознании человека: человек знает, какие чувства ему присущи. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное, или амбивалентное, эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств. То есть к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать, противоположную эмоцию (например, радость – грусть, любовь – ненависть, обаяние – отвращение).

Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются одним каким-либо элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.

Высшие чувства. В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.

Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.

Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, природе, искусстве.

Кроме переживания прекрасного (или безобразного), в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастрой психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи. Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный, «принуждающий» характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Альберт Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».

Практические, или праксические («праксис» с древнегреч. ? деяние, деятельность), чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. По мере усложнения деятельности, которую выполняет человек, изменяется его эмоциональный отклик на нее, становится шире круг чувств, связанных с нею. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!