ГЛАВА II ДЕНЕЖНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДА
Для научных библиотек
\\>-
THE THEORY OF THE LEISURE CLASS
An Economic Study of Institution
Т.ВЕБЛЕН
ТЕОРИЯ
ПРАЗДНОГО
КЛАССА
by
THORSTEIN VEBLEN
Перевод с английского
Вступительная статья кандидата экономических наук
С. Г. СОРОКИНОЙ 1
Общая редакция доктора экономических наук В. В. МОТЫЛЕВА
The Modern Library New York
ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРОГРЕСС-МОСКВА 1984
I
не из малоизвестных и более далеких источников. Надо надеяться, что ни у кого из читателей не возникнет ощущения неуместности с литературной или научной точки зрения такого обращения к обыденным фактам или того вольного, как может казаться временами, оперирования примитивными явлениями или явлениями, которые в силу их сокровенного места в жизни людей нередко оказывались недоступными для рассмотрения с ^экономической точки зрения.
Теоретические предпосылки и подкрепленные фактами свидетельства, приводимые из более далеких источников, как и любые теоретические положения или выводы, заимствованные из этнологии, также относятся к наиболее известным и доступным, и достаточно начитанные люди должны легко определять соответствующие источники. В книге поэтому не соблюден обычай ссылаться на документы и авторитетные издания. Таким же образом немногочисленные цитаты обычно узнаются достаточно легко без указания источника цитирования и приводятся большей частью для иллюстрации.
|
|
ГЛАВА I ВВОДНАЯ
Институт праздного класса подучает.„свое, наивысшее
развитие на более поздней стадии существования варвар-
.ской культуры, например, в феодальной Европе или фео
дальной Японии. В таких обществах различия между
Ешассами соблюдаются очень строго и характерной чертой
классовых особенностей, имеющей поразительное эконо
мическое значение, является различие между видами дея
тельности, подобающими"отдё'льньш классам. Верхние
слои общества, по обычаю, освобождаются от занятий в
производстве или остаются от них в стороне, за ними
закрепляются, известные занятия, которые считаются
"«почетными». Главным среди почетных занятий являет
ся военное дело, а второе место после него обычно
занимает священнослужение. Если общество на сту
пени варварства не отличается воинственностью, функ
ция священнослужителя может выдвигаться на пер
вое место, отодвигая на второй план «ратную функцию».
С незначительными исключениями соблюдается правило:
верхние слои общества, будь" то воины или священнослу
жители, не заняты производственной деятельностью, и эта
незанятость есть экономическое -выражение их высокого
положения. Индия браминов представляет собой яркий
.пример общества, где эти два класса не заняты в произ
водстве. В обществах, относящихся к стадии позднего
. варварства, наблюдается значительное расслоение на под
группы той социальной группы, которую можно обобщен
но назвать «праздным классом»; между этими подгруп-
• пами существует также дифференциация по видам дея
тельности. Праздный класс в целом включает в себя
пр_едст.авите.леС^знатй":;й~. священнослужителей вместе с
многочисленным их окружением. Соответственно разно-
. юбразны и занятия среди этого класса, но они имеют об
щую экономическую черту — непроизводительный харак
тер деятельности. Эти непроизводитёльные~вйды~деятель-~"
ности высшего класса_можТ10~грубо"раздё'литъ*'Нй~следую-~
щие сферы: управление, военное дело,_ религия, _cno.pxja~
< развлечения.^""" ' " :
|
|
"""""На относительно ранних, однако не; начальных-хтади-
57
|
определенная деятельность, которую нельзя безоговорочно отнести к производственной, такая, как изготовление-оружия, игрушек и предметов для занятий охотой и спортом. Практически весь ряд производственных видов деятельности развивается на основе того, что в обществе, находящемся на стадии варварства, попадает в разряд женской работы.
|
|
На низших этапах эволюции общества в эпоху варварства работа мужчин не менее необходима для жизни группы, чем работа, выполняемая женщинами. Возможна даже, работа мужчин вносит такой же большой вклад в добывание пищи и других необходимых для группы предметов потребления. В самом деле, «производственный» характер работы мужчин так очевиден, что в традиционных трудах по экономике охота считается типичным образцом первобытной производственной деятельности. Но не так обстоит дело в представлении самого охотника первобытного общества. В его собственных глазах он не работник, и в этом отношении его нельзя ставить в один ряд с женщинами и его труд нельзя приравнивать к нудной работе, выполняемой женщинами, как работу или производственную деятельность в том смысле, что непозволительно путать его усилия с усилиями последних. В эпоху варварства в любом обществе присутствует глубокое понимание неравенства между работой мужчин и работой женщин. И хотя работа мужчины может способствовать поддержанию жизни группы, но она воспринимается как деятельпость, 'связанная с обладанием определенным мастерством и силой, которые нельзя, не умаляя их достоинств, даже сравнивать с унылым усердием женщин.
|
|
При следующем шаге вниз по лестнице эволюции, на стадии диких групп, разделение труда становится еще-менее сложным, а вызывающие зависть различия между классами и видами деятельности — менее последовательными и жесткими. Трудно найти явные примеры первобытной культуры, в настоящее время. Мало в каких группах или общностях, которые причисляют к «диким», не обнаруживается признаков отхода от более высоких ступеней развития. Однако существуют племена, которые с некоторой степенью точности воспроизводят — в ряде случаев явно не в результате регресса — черты первобытного дикарства. Их культура отличается от варварских сообществ отсутствием праздных классов, а также — в значительной степени — и того предубеждения или духов-
60 "
ной позиции, на'которой покоится институт праздного класса. Эти общности первобытных, дикарей,' где нет никакой экономической иерархии слоев, составляют лишь-малую, незаметную часть человеческой расы. Лучший из-имеющихся примеров этого этапа, эволюции — племена-of the Andamans или the Todas of Nilgiri Hills . Для уклада жизни этих племен во времена их ранних контактов с европейцами было, по-видимому, характерно почти полное-отсутствие праздного класса. В качестве дальнейших примеров можно привести племена айну, и с меньшей степенью уверенности некоторые племена бушменов и эскимосов. В тот же класс, но уже без особой уверенности,, следует включить некоторые поселения индейцев. Многие,, если не все, из названных общностей вполне могут оказаться случаями вырождения более развитого варварства, а не носителями такой культуры, которая никогда не поднималась выше своего настоящего уровня. Если это так,. то на это нужно делать скидку, помня о целях нашего исследования, но тем не менее эти народности могут служить свидетельством в пользу того же вывода, как если бы они действительно представляли собой «первобытное»
население.
Эти общности, где нет сложившегося института праздного класса, похожи друг на друга рядом общих черт их' социального устройства и образа жизни. Это — малые-группы с простым (архаичным) устройством; обыкновенно они миролюбивы и оседлы; они бедны; их индивидуальная собственность не является преобладающей чертой в системе экономических отношений. В то же время отсюда не следует ни то, что это самые малые из существующих общностей, ни то, что их социальная структура во всех отношениях менее дифференцированна; не обязательно в этот класс включаются все находящиеся на первобытном уровне общности, у которых нет сложившейся системы индивидуальной собственности. Но нужно заметить, что этот класс включает наиболее миролюбивые — возможно, миролюбие является их характерной чертой—•• первобытные группы людей. В самом деле, из черт, общих для членов таких общностей, наибольшего внимания . заслуживает некая дружелюбная беспомощность при-столкновении с силой или обманом.
Свидетельства, предоставляемые .обычаями и "чертами-' культуры общностей, находящихся на низкой ступени развития, указывают, что институт праздного класса появ-
61
1!
ляется постепенно во время перехода от первобытного дикарства к варварству, или, точнее, во время перехода от миролюбивого к последовательно воинственному укладу жизни. Условиями, очевидно необходимыми для его появления, являются: 1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на крупнтю дичь или .и то и другое), т. е. мужчины, составляющие в этих случаях зарождающийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; 2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях с тем, чтобы можно было освободить, значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку. Институт праздного класса развивается из возникшего ранее разграничения" видов" деятельности, согласно которому одни •виды почетнь1,_а_другие — нет. Лри„.этом древнем разгра-Гничении почетными видами 'занятий являются те, кото-i р'шГ можно отнести к разряду доблестной „деятельности, > непочётными — те необходимые повседневные занятия, Пкоторые никакого ощутимого элемента доблестной дея-'тельности не .содержат..
Это разграничение не имеет большого значения в современном промышленном обществе и вследствие этого лишь слегка затрагивается на страницах трудов по экономике. С точки зрения современного здравого смысла, направлявшего развитие экономической мысли, это разграничение кажется формальным и несущественным. Но даже в наши дни оно продолжает упорно сохраняться в . виде банального предрассудка, о чем свидетельствует, например', наше привычное отвращение к лакейским видам занятий. Это — разграничение личного порядка, разграничение превосходства и подчинения. На ранних ступенях развития- цивилизации, -когда личная сила одного челове-ка_имела_более-,непосре.дственное и очевидное значение-, элемент доблести высоко-.ценился в укладе повседневной жизни. Это обстоятельство в большей степени, чем что-либо другое, являлось средоточием жизненного интереса. В результате любое различие, развивающееся на этой почве, казалось важнее и значительнее, чем оно кажется сегодня. Как факт в ходе эволюции общества это различие, следовательно, является существенным и покоится на достаточно веских и убедительных основаниях.
Основание для привычного различения каких-либо .фактов меняется вместе с изменением привычной точки
62
зрения на эти факты. Характерными и существенными являются те черты рассматриваемых фактов, которые приобретают значимость в свете преобладающих потребностей времени. Для всякого, кто привык смотреть на данные факты с иной точки зрения, любое конкретное основание-для различения этих фактов будет казаться несущественным. Привычка различать и классифицировать цели и направления деятельности везде и во всем преобладает над необходимостью, ибо без этого не обходится выработка рабочей теории общественной жизни, как и самой системы жизни общества. Отдельная точка зрения шит отдельный характерный признак, который выбирается для классификации фактов в качестве отличительного признака, зависит от интересов, из которых исходит человек в-поисках различия между фактами. Следовательно, с развитием культуры постепенно меняются основания и критерии классификации фактов, ибо изменяется аспект обобщения и понимания фактов и в результате также меняется -• точка зрения. Так что те_.признаки деятельности или черты социального слоя, которые воспринимаются^как хдрак-; терние и решающие па одной ступени развития культурьт, *нё сохраняют того же относительного значения на любом?
последующем этапе. .............
Но изменёнже~ж>~рмjk смещение точек зрения происходит постепенно, _редко приводя к ниспровержению или полному отрицанию однажды принятой позиции,. По привычке все "еще проводится различие между производственными и непроизводственными занятиями, и это сегодняшнее различие является преобразованной формой различия периода варварства между доблестным трудом и нудной работой. Такие виды деятельности, как военное, дело, политика, богослужение и спортивные^ состоязания.. воспринимаются обществом как занятия, по своей сути отличные-Ът труда, который связан, с производством .материальных средств существования.) Точная разграничительная линия проходит не там, где она проходила в укладе раннего^ варварства, но общее различие не вышло из употребления.
Сегодня это подразумеваемое различие, диктуемое-здравым смыслом, в сущности означает, что любые усилия следует считать производственными лишь до той поры, пока их конечной целью является пользование вещами, а не людьми. Принудительное использование человеком человека не воспринимается как производственная;
63
функция, но всякие усилия, направленные на улучшение человеческой жизни посредством извлечения выгоды из вещного окружения человека, попадают в разряд производственной деятельности. Те экономисты, которые лучше других сохранили и развили классическую традицию, считают критерием производственной деятельности «власть человека над природой». Эта власть производства над природой понимается как власть человека над жизнью животных и над всеми стихийными силами. Таким образом, проводится граница между человеком и неразумным » миром.
В иные времена и среди людей, полных предрассудков, эта граница пролегала не совсем там, где мы проводим ее сегодня. В укладах жизни первобытного или варварского общества она проводится в другом месте и другим образом. Во всех обществах во времена варварской культуры живет недремлющее чувство контраста между двумя обширными группами явлений, в одну из которых варвар включает самого себя, а во вторую — свой провиант. Между экономическими и неэкономическими явлениями ощущается противоположность, но понимается она не так, как сегодня: противопоставляются не человек и неразумный мир, а одушевленное и инертное.
Может быть, в наши дни излишняя предосторожность
разъяснять, что понятие варварской культуры, которое
мы намереваемся передать словом «одушевленный», не
идентично тому, которое можно передать словом «живой».
Слово «одушевленный» не охватывает все живое, но в то
же самое время включает в себя весьма много других
предметов. Такие удивительные явления природы, как
грозы, болезни, водопады, считались «одушевленными»,
тем не менее плоды и травы, а также не очень, заметные
животные и насекомые, например мухи, личинки, мыши,
овцы, обыкновенно не воспринимались как «одушевлен-
.ные», кроме тех случаев, когда они понимаются собйра-
цельно. .
"~ Под этим термином в том смысле, в каком он здесь употребляется, не обязательно подразумевается наделение душой или духом. Это понятие включало в себя такие вещи, которые, в анимистическом понимании дикаря или варвара грозны по причине действительного или припи-.сываемого им свойства первыми начинать враждебные действия. Эту категорию составляет большое число разнообразных естественных предметов и явлений. Такое раз-
граничение инертного и активного все еще присутствует в образе мышления ограниченных людей и находит глубокое отражение в распространенных представлениях о человеческой жизни и природных процессах, но оно не распространяется на нашу жизнь до той степени и с теми далеко идущими практическими последствиями, которые обнаруживаются на ранних ступенях развития культуры и истории верований.
Уму варвара обработка и использование того, что может дать инертная природа, представляется деятельностью, совершенно другого рода, нежели при столкновении с «одушевленными» вещами и силами. Граница может быть размытой и подвижной, но это общее различие является достаточно реальным и веским, чтобы оказывать влияние на уклад жизни общества в эпоху варварства. Классу вещей, понимаемых как одушевленные, воображе-йие*варвара"приписывает развертывание каких- либо^-целег направленных-действий. Именно эта телеологически понимаемая активность и" делает любой предмет или явление «одушевленным». Всякий раз, когда неразумный дикарь или варвар встречается с действиями, которые являются для него серьезным препятствием, он истолковывает их с точки зрения единственно доступных ему представлений о его собственных поступках. Активность, таким образом, •" связыв а^ется_;_с_ ^ел ов^та ^
предметы в той же мере уподобляются человеку как аген-
ту~действия'ГЯ.вленйя такого характера, особенно те, кото
рые «ведут себй>Г весьма" 'угрожающе .или сбивают, с толку,
прйходится'"встречать" иначе, с умением, отличным от ,
того, что~требуется' в "обращении с инертными вещами. -;
Успешные попытки' совладать ' с такими явлениями, ско- ' ;..
рее, ^героическое _деянйе, чем труд. Здесь утверждается ; // '
' Г '
65 |
- В силу этого наивного разграничения инертного и одушевленного, действия членов первобытной группы »' распадаются на два вида, которые, пользуясь современным языком, можно, дазвать, доблестной деятельностью и производственной деятельностью,, или трудом. TjgfJi — это " даюшяу_щсТодуемые_.на ._соадание~новой__в.ещи,_с новым назначением, которое, придавая _форму пассивному, «гру-_ бому ^материалу», дает ей изготовитель; в то время как доблестная деятельность-до. т.ой..поры, пока ее исход поле- ' зен^генту, есть обращение на свои собственные цели сил, 'ранее направлявшихся на" какую-либо другую цель ;
1614
другим агентом. Мы все еще употребляем выражение «грубый материал», в котором есть что-то от того древнего* "значения, которое варвар вкладывал в слово «грубый».
• ^Различие между подвигом и низкой работой совпадает с .различием между полами. Два пола различаются не-"только телосложением и мускульной силой, но и, возможно даже более решительным образом, темпераментом, а ото, должно быть, рано стало поводом к соответствующему., разделению труда. Общий круг деятельности, где можно совершить.подвиг, приходится на мужской пол, представители которого крепче, крупнее телосложением, способнее к внезапному и сильному напряжению, более склонны к самоутверждению, активному соперничеству и агрессии. Различия в весе, характере физиологии и темпераменте среди членов первобытной группы могут быть слабыми; они действительно оказываются сравнительно слабыми и незначительными в некоторых наиболее арха-ичных из существующих сегодня и знакомых нам общно^ стей — например, в племенах- Андаманских островов. Но коль скоро различение функций начинается в направлениях, задаваемых различием в сложении тела и духа, исходные различия между полами будут усугубляться. Совокупный процесс отбора и адаптации к новому распределению занятий происходит быстрее, если место обитания либо, фауна, с которыми группа людей находится в постоянном взаимодействии, таковы, что требуют значительной выносливости. Привычная погоня за крупной дичыо требует больше мужских качеств, массивного телосложения, ловкости и жестокости, и поэтому она может углубить разделение функций между полами. А как только группа людей вступает во враждебное взаимодействие с другими группами, расхождение в функциях будет принимать зрелую форму различия между доблестной деятельностью и трудом.
В такой хищнической группе охотников сражение и охота становятся функцией здоровых мужчин. Вся какая ни есть другая работа выполняется женщинами, при этом другие члены общности, которые не пригодны для мужской работы, попадают в один разряд с женщинами. Однако и охота и сражения, в которых участвуют мужчины, — занятия одного свойства. По своему характеру и те и другие являются хищническими; и воин и охотник собирают урожай там, где не сеяли. Проявление ими своей силы и
66
сообразительности явно,.отличается от той усердной и лишенной событий работы, которую выполняют желщины, "занимаясь обработкой материалов; занятия мужчин надо считать не производительным трудом, а, скорее, приобре-"тенпём материальных ценностей путем захвата. При та- -" кой деятельности мужчины-варвара, которая в ее развитом виде в корне расходится с женской работой, всякие усилия, не связанные с утверждением доблести, становятся недостойными мужчины. Когда такая традиция обретает устойчивость, общий здравый смысл возводит ее в канон поведения, поэтому для уважающего себя мужчины на этой стадии развития культуры никакое занятие и никакое приобретение невозможно нравственно, если оно не зижднтся на доблести -— силе или обмане. Когда в социальной группе в результате долгого усвоения привычки устанавливается хищнический образ жизни, общепризнанной экономической функцией здорового мужчины становится убийство, уничтожение в борьбе за существование тех соперников, которые пытаются противостоять ему или скрыться, преодоление и обращение в свое подчинение упорно заявляющих о себе враждебных сил внешней среды. Это представление о различии между доблестной деятельностью и унылой работой укореняется так сильно и оказывается таким взыскательным, что во многих охотничьих племенах мужчина не может сам приносить убитую им дичь, а должен посылать жену, чтобы та выполнила эту более низкую функцию.
Как уже указывалось, различие между доблестной деятельностью и тяжелой, нудной работой есть вызывающее зависть различие между видами занятий. Те виды занятий, которые следует относить к разряду доблестной деятельности, —-достойные, благородные занятия, другие видь1~занятйй~нё содержащие элемента доблести, и осо-бенно_т.е.лз„них, ._которые предполагают услужение либр подчинение, — недостойные, неблагородные. Понятие... о достоинстве, достойности или чести в применении к человеку или его поступкам является понятием..„первостепенной важности в развитии классовых различий, и поэтому необходимо кое-что сказать'о "его происхождении и значении. Его психологическую основу можно показать в общих чертах следующим образом.
Будучи объектом неизбежного отбора, человек является агентом деятельности. Он в его собственном понимании есть центр развертывающейся под действием побуждений
5* 67
ни и каноны поведения в группе могут в большей или меньшей мере быть подвержены духу хищничества. Таким образом, понимается, что данная фаза культуры наступает постепенно, через совокупное развитие хищнических склонностей, привычек и традиций; подобное развитие происходит вследствие таких изменений в условиях коллективной жизни, которые позволяют сохранять и развивать те свойства человеческой природы, которые приводят к хищническому, а не к миролюбивому образу жизни.
. Свидетельства в пользу гипотезы существования такой миролюбивой стадии первобытной культуры выводятся по большей части не из этнологии, а из психологии, и здесь мы'не можем останавливаться на них подробно. Мы отчасти вернемся к ним в одной из следующих глав при рассмотрении вопроса о сохранении архаичных черт человеческой природы в условиях современной культуры.
ГЛАВА II ДЕНЕЖНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
В процессе эволюции культуры возникновение праздного класса совпадает с зарождением собственности. Это непременно так, ибо эти два института являются результатом действия одних и тех же экономических сил. Нз этапе зарождения это всего лишь разные аспекты одних и тех же общих фактов о строении общества.
В свете стоящих перед нами целей собственность и праздность представляют интерес именно как элементы социальной структуры, как традиционное явление. Привычное пренебрежение работой не достаточно для выделения праздного класса; одно только механистическое рассмотрение факта наличия в обществе пользования и1 потребления также не позволяет выделить институт собственности. В настоящем исследовании, таким образом,-не рассматривается зарождение праздности, а также начало присвоения полезных предметов в целях индивидуального потребления. Интересующими нас моментами являются происхождение и природа традиционного праздного класса, с одной стороны, и истоки индивидуальной собственности как освященного традицией права или справедливого притязания — с другой.
Ранней дифференциацией, из которой возникло рас
слоение общества на праздный и работающий классы, яв
ляется поддерживающееся на низших ступенях варвар
ства различие между мужской и женской работой. Таким
же образом самой ранней форкой собственности является
собственность на женщин со стороны здоровых мужчин
общины. Этот факт можно выразить в более общих словах
и ближе к пониманию жизни самими варварами, сказав,,
что это — собственность на женщину со стороны муж
чины. ' ,' '
До того как возник обычай присвоения женщин, несомненно, имело место присвоение каких-то полезных предметов. Такая точка зрения оправдывается практикой существующих архаичных общин, в которых нет собствен-
73
Т ЛГШШГ^ЛП»' $**•la* Ш"
IP if
ностп на женщин. Во всяком обществе его члены того и другого пола привычным образом присваивают в личное пользование целый ряд полезных вещей, но эти полезные вещи не мыслятся как собственность человека, который пх присваивает и потребляет. Закрепленное привычкой присвоение и потребление определенного незначительного движимого имущества происходит без возникновения вопроса о собственности, т. е. вопроса, установленного традицией справедливого притязания на посторонние по •отношению к индивиду предметы.
Женщины попадают в собственность на низших ступенях варварской культуры, по-видимому, начиная с захва-"та пленниц. Первоначальной причиной захвата и присвоения женщин была, вероятно, их полезность в качестве трофеев. Практика захвата у врага женщин в качестве трофея привела к возникновению собственности в форме ;брака, приведшему к семье с мужчиной во главе. Вслед за этим рабство распространяется . на других пленников и людей, попадающих в подчинение, кроме женщин, а собственность в форме брака распространяется не только на "тех, что захвачены у врага, а и на других женщин. Продуктом соперничества в .условиях хищничества таким образом явились, с одной стороны, возникновение формы •брака, опирающегося на принуждение, и, с другой — обычай владения собственностью. Эти два института неразлн-"чимы в начальной стадии своего развития, они оба возникают из стремления преуспевающих мужчин представить в доказательство проявленной доблести что-то надежное. Они оба также находятся в подчинении у той склонности "к мастерству, которая пронизывает все хищнические общества. Понятие собственности распространяется от 'женщин как объектов собственности на продукты их тру-*да; таким образом, возникает собственность .как на людей, "так и на вещи. -..,...
Таким, путем, устанавливается стройная имущественная, система. И хотя на поздних ступенях развития общества полезность предметов в потреблении стала наименее явным параметром их ценности, богатство все же ни в чкоей мере не утратило своего сугубо практического значения как престижное свидетельство силы владельца.
" Где.бы ни обнаруживался институт частной собственности, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обла-
74
дание имуществом. В экономической теории, особенно среди тех экономистов, которые привержены современным доктринам классического толка, вошло в обычай понимать эту борьбу за богатство как, по сути дела, борьбу за существование. Несомненно, она носит по большей части именно такой характер на ранних, менее производительных этапах трудовой деятельности. Таковым является ее характер и там, где «скупость природы» так велика, что предоставляет обществу лишь скудное пропитание в обмен на энергичные и непрестанные усилия, направляемые на добывание средств к существованию. Однако во всех развивающихся обществах в настоящее время сделан шаг вперед от той ранней ступени развития технологии. Эффективность производства доведена в настоящее время до такого уровня, когда производство предоставляет занятым в трудовом процессе нечто существенно большее, чем едва достаточные средства к существованию. В экономической, теории стало обычным говорить о продолжающейся нет новой производственной основе борьбе за благосостояние-как о соревновании за увеличение жизненных благ — прежде всего материальных, — предоставляемых системой материального потребления.
Целью приобретения и накопления принято считать-потребление накопленных материальных благ — будь та потребление непосредственно самим владельцем илп его-семьей, которая при таком теоретическом подходе отождествляется с ним. По крайней мере считается, что экономическая теория вправе принимать в расчет одну только эту цель приобретения. Можно, конечно, подразумевать, что такое потребление служит материальным нуждам потребителя — его материальному благу или же его так называемым высшим запросам, духовным, эстетическим, интеллектуальным и всяким прочим, причем последние обслуживаются материальным потреблением косвенно, что должно быть некоторым образом знакомо всемс интересующимся экономикой.
Однако только в том случае, когда термин «материальное потребление» взят в далеком от своего наивного смысла значении, можно сказать, что материальное потребление дает силу стимулу, от которого неизменным, образом происходит накопление.^^отив, лежащий в_ основе собственности, j—...соперничество; этот" "же мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности, остается действенным в дальнейшем развитии этого инсти-
75
4i I
ч
уровень благосостояния становится для него привычным, -этот новый уровень тотчас перестает доставлять сколь-нибудь большее удовлетворение, чем доставлял прежний. Во всяком случае, наблюдается общая тенденция к превращению существующего денежного уровня в отправной момент для нового увеличения богатства, а это в свою очередь выдвигает новый уровень достатка и новую расстановку сил между благосостоянием своих соседей и своим собственным. В том, что касается данного вопроса, цель, преследуемая накоплением, состоит в том, чтобы возвыситься над другими, приобрести большую денежную силу по сравнению с остальными членами общества. Пока для нормального, среднего индивида результат такого сравнения оказывается явно неблагоприятным, он будет жить в постоянной неудовлетворенности своим настоящим уделом; когда же он достигнет уровня, который можно назвать престижной денежной нормой данного общества или данного слоя общества, его постоянная неудовлетворенность уступит место беспокойному, напряженному стремлению вырваться вперед и все более увеличивать разрыв между своим денежным состоянием.и той средней престижной нормой. Индивид никогда не будет настолько удовлетворен результатом своего завистнического сопоставления, чтобы в борьбе за денежную престижность не иметь охоты поставить себя еще выше по отношению к своим соперникам.
Жажду богатства в силу ее природы почти невозможно утолить в каждом отдельном случае, а об удовлетворении общего стремления к богатству большинства, очевидно, не может быть и речи. Как бы всеохватывающе, поровну или «справедливо» ни распределялся общий прирост общественного благосостояния, он нисколько не приблизит насыщение той потребности, почвой для которой является стремление каждого превзойти всякого другого в накоплении материальных ценностей. Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному, уровню потребления невозможно.
80-
Только что сказанное нельзя понимать так, что нет никаких других стимулов приобретения и накопления, кроме этого желания превзойти других в денежном положении и таким образом добиться уважения и зависти своего собрата. Стремление к большему комфорту и обеспеченности выглядит как повод к накоплению на каждой стадии этого процесса в современном промышленном обществе, хотя престижный уровень достатка в этом отношении в свою очередь находится в очень большой зависимости от привычки к денежному соперничеству. Этим соперничеством в значительной мере обусловлено формирование способов потребления и выбор предметов потребления для личных благ и приличных средств к жизни.
81 |
Помимо этого, мотивом к накоплению является власть, даруемая богатством. Склонность к целенаправленной деятельности и отвращение, испытываемое при всякой бесплодности своих усилий, присущи человеку в силу его свойства выступать в качестве агента действия и не покидают его даже тогда, когда он поднимается над уровнем наивной общинной культуры, где доминирующей нотой является не подвергаемое анализу и безраздельное единение индивида и группы, с которой связана его жизнь. Когда перед ним открывается хищнических! путь, где своекорыстие в узком смысле слова становится преобладающим, эта склонность еще остается при нем как всепроникающая черта, формирующая образ его жизни. Скрытым экономическим мотивом остается склонность к достижению успеха и нерасположение к тщетности усилий. Изменяются лишь форма выражения этой склонности и непосредственные объекты, на которые она направляет деятельность человека. При системе индивидуальной собственности наиболее доступными для достижения цели являются те средства, которые предоставляет приобретение и накопление материальных ценностей, и, когда складывающийся на базе уважения к себе антитезис «я — он» становится более осознанным, склонность к достижениям — инстинкт мастерства — все более стремится принять форму напряженных стараний превзойти других в денежном успехе. Денежный успех, поверяемый завистническим сопоставлением себя с другими людьми, становится общепринятой целью всякого действия. Сопоставление себя с другими людьми приобретает благоприятный для человека исход в результате стремления к одной цели — денежному успеху, — являющейся в текущий момент общепри-
6 Заказ № 1614
нятой и законной, и, следовательно, нерасположение к тщетным действиям в значительной степени сращивается со стимулом соперничества. Оно направлено на усиление борьбы за денежную престижность путем наложения резкого неодобрения на всякий промах и всякое свидетельство промаха в деле денежного преуспевания. Целенаправленными начинают считаться главным образом те усилия, которые ведут к более достоверному проявлению накопленного богатства. Среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство л по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежного соперничества.
Возможно, излишне говорить, что при использовании термина «завистнический» у нас нет никакого намерения отнестись к какому-либо из явлений, для характеристики которых употребляется это слово, с пренебрежением или превознести его, счесть его достойным похвалы или предосудительным. Термин используется в специальном значении, описывая сопоставление людей друг с другом в целях оценки и расположения их по рангу достоинств и значимости — в каком-то эстетическом или моральном смыс-•ле, — таким образом закрепляя за ними соответствующие степени самодовольства, которое от них можно ожидать или на которое они вправе рассчитывать сами. Завистни-ческое соперничество есть процесс оценки людей в отношении их достоинства.
и
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!