Билет 25. Пространство и время.



Nbsp; Панентеизм – мир в Боге. Пантеизм – Бог во всем Теизм – Бог создал мир, отделился от него, но принимает участие в управлении. Деизм – Бог создал и не управляет   Панентеизм брахманизм Основы ведического учения:онтология, аксиология   Брахман (или Тримурти:Брахма, Вишну, ива) возн.из закона Риты –бытие(небытие) –Атман дух +материя в кач-ве оболочек. Рита сост.из Дхармы и Кармы.Страстная жизнь –Сансара. Теизм(дуализм) Ортодоксальная   Принимает не только Веды Санкхья. Онтология. Пракрити,пуруша.Гуны Теизм(дуализм) Йога Санкхья +идея бога. Средство достижения познания отличия Я от всего остального мира, как условие освобождения. Аскеза. Йога действия, разума Теизм Ньяя гно и акс (освобождение от страданий путём познания себя и мира:восприятие, вывод, сравнение, док-во.).незнание порождает ошибки и страдание Теизм Вайшешика Вопросы онтологии. Гносеология и аксиология как в школе ньяя Атеизм Принимает только Веды Миманса.гносеология Обоснование, защита и оправдание ведийского ритуализма – освобождение души через обряды. Знание возникает при достаточных усл.и основано на вере. Теизм Веданта Вопросы аксиологии. Бытие как иллюзия (майя). Освобождение души через обряды. Атеизм неортодоксальная   Буддизм Вопросы аксиологии (четыре благородных истины, благородный восьмеричный путь). Атеизм   Джайнизм Вопросы аксиологии – освобождение души Атеизм   Чарвака Материализм. Вопросы аксиологии – гедонизм.             Атеизм Сань Цай -«три ценности», «три основы», «три начала»- три главных вселенских начала: Небо–Земля–Человек. Традиционность, практичность, антропоцентризм,символичность, слабое развитие логики,несистематичность. Инь-ян (инь ян цзя) Вопросы онтологии. Тай-Цзы – Великий предел. Ци – энергия –пневма, состоит из Ин Ян, которые, сталкиваясь, образуют элементов, цикл взаимопорождения или У-Син с отношениями отец-сын, дед-внук. Принцип подчинения старшему конфуцианство  (жу цзя)   Вопросы аксиологии: создание нового типа человека,         способного воспринимать и расширять дао – благородного мужа. Реализация через Дао качеств, данных Небом   Ортодоксальное     Неортодокс   Конфуцианство второго этапа     Нео-к   Пост-к Небо управляет человеком. Человек по природе добр.     Человек управляет Небом, по природе зол и совершенствуется через воспитание и закон.   Человек по природе двойственен. Посредством воспитания его природа становится доброй и завершённой. Правитель воспитывает людей, выполняя волю Неба.   Вбирает в себя идеи даосизма и буддизма.   Сочетает неоконфуцианские идеи с буддийской, европейской и индийской философиями. даосизм (дао дэ цзя, дао цзя)   Вопросы аксиологии: следование дао и поиск эликсира бессмертия Лао-Цзы   Чжуан-Цзы   Ян-Чжу Развитие вращается по кругу. Нужно соблюдать естественный закон и не вмешиваться в жизнь вещей   Нет ни истины, ни лжи. Все вещи меняются и не имеют различий, перетекая одна в другую.   «Всё для себя», так как самое дорогое для человека – это его жизнь. моизм (мо цзя)   Вопросы аксиологии: идея всеобщей любви и взаимной выгоды   легизм (фа цзя)   Вопросы аксиологии: безусловном главенстве юридического закона, устанавливаемого правителем. Ослабление воли народа с помощью наград и наказаний при приоритете наказаний. Система взаимной ответственности. школа имен   Вопросы аксиологии: соотношение «имён и реалий»   Ранний период     пантеизм Вопросы онтологии: первоначало бытия- архэ  милетская Генетическое архэ Фалес – вода Анаксимен – воздух Анаксимандр - апейрон Гераклит Генетическое архэ огонь Номологическое архэ Номос- закон элейская Абсолютное архэ единое пифагорейская Нумерологическое архэ числа элементаристкая элементное архэ Эмпедокл – четыре элемента (воздух, огонь, вода, земля) Анаксагор – много элементов Атомисты -атомы и пустота классический период пантеизм   Создание синтетических систем Софисты Введение субъективного. Неудавшийся синтез. Кризис античной философии. Сократ Вопросы гносеологии: метод античной диалектики.поли-моно-диал.эйдосы vs материя Платон Создание синтетической философии. Онт. мир чувственных веще и эйдосов.ИДЕЯ стула.душа-принцип воплощения идеи в материю. Демиург – мировая уа – элементы-вещи. Акс- идея, выраженная через эрос, красива. Р –питание,рост, размножение (умерен) Ж-эмоция,воля.(самообл)Раз-мышление, речь,планы(мурость).  Гнос. Истина –идея. Вспоминание –процесс познания. понятие. индукция. Аристотель Категории – это высш отр-е и обобщ-е окр.действ-сти, без кот.немыслимо бытие Создание синтетической философии. Онт. Стул, а не идея стула: нет чистых идей. Бытие ч\з категории. материя-потенция, ограни.формой(медь+шар). Акт-ть сущих. Перводвигатель. Гнос.-ч/з чувств. познание. суждение, дедукция. форм.логика. Акс –середина в крайностях эллинистический период пантеизм Поиск «точки опоры» стоики Зенон. Сенека, Марк Аврелий. Акс-«точка опоры» внутри человека. Путь аскезы. По пути Гераклита и Аристотеля. Логосы- семена вещей (прорастат разумом и т.д),огонь как начало активности –мир под контролем закона-рока. Гнос. разум для обобщения ЭМПИРИЧ знаний. эпикурейцы «точка опоры» вближнем мире и человеке. Путь тонких удовольствий.  неоплатоники «точка опоры» в едином создателе бытия. Образ света, кот.дифференцируется при встрече с материальным. философия средневековой Европы теизм деизм Религиозная (христианство).Онт.Отец,Сын,Дух,создал мир из ничего. Цель-слияние с Богом.ГНО.познание Бога.Откровение,Библия, молитва,чз природу.Акс- Бог есть любовь,люцифер,искупление грехов Христом. ОНТО АКСИ Философия-служанка богословия Патр-ка Выработка основных положений хрис-тва Ориген-иерархия ипостасей;апокастасис(сначала равны, потом дифференц);перерождение душ.Тертуллиан- верую,ибо абсурдно. Августин – 2 рождение личности ч/з дух.Человек = тело+душа+дух. Мышление с одобрением. схоластика док-ва бытия бога; универсалии. Реализм,номинолизм,концептуализм Знать,чтобы верить.Толкование библии.Апо-катофатический Бог. Бог сущ-ет:Бытие-одно из совершенств. Максимум сов-в вкл.все сов-ва. Макс.сов-в вкл.бытие ->Бог сущ-т, т.к он максимум совершенств.+теологич (цель). и космологич.(причина) философия эпохи возрождения пантеизм возрождение идей античности: антропоцентризм в искусстве, натурфилософия в науке, религиозные войны. Человек – микрокосм. Правовое гос-во. Н.Кузанский. Онт. Максимумы (Бог –абсолтный максимум) и минимумы. Бог – сумма всех частей бытия,проявление, стяжение. ГНО. Конечное и бесконечное познание. философия Нового времени   пантеизм теизм деизм атеизм   вопросы гносеологии, аксиологии, онтологии методы познания Ф.Бэкон. Знание – сила. эпирический метод – научная индукция. КонтрпримерУчение об идолах познания. Р. Декарт рациональный метод – научная дедукция. Правило очевидности, деления, порядка, полноты. учение о субстанции Спиноза Монистическое. То, что у декарта явл. Разными субстанциями, у Спинозы стало его атрибутами.модусы. психофиз.праллелизм. Декарт дуалистическое Лейбниц Плюралистическое. Монада-единица бытия,в не заложена перцепция (вся инфа).аперцепция-проявленная инфа. Предустановленная гармония.истины разума (непротиворечиво) и факта(для док-ва нужен опыт) английский эмпиризм учение о государстве Гоббс. Гос-во по механике Ньтона: инерция (эгоизм), сила(альтруизм,Левиафан – гос-во); общественного договора. учение о сознании и процессах познания Локк- вненее постигается внутренним, индукция.сознание-чисты лист. Беркли – убирает материальну вещь.Внени опыт напряму поступает от Бога. Юм – убирает и идеальное, поскольку я- это иенящаяся субстанция, кот.не может быть статичной. Внутр.Мир создан опытом. французское просвещение просвещение, создание энциклопедии, борьба с церковью, теории государственного устройства. Среди рационалистов – Блез Пасколь о «флс сердца». Жан-Жак. Культура и образование разделяют изначально равных лдей,явл. Средством борьбы за сущ-е –причина револции. немецкая классическая философия деизм панентеизм   Вопросы гносеологии, создание универсальных синтетических философских систем Кант Учение о разуме: теоретическом – вопросы познания, практическом – вопросы этики, эстетическом- вопросы эстетики Фихте Учение об универсальном законе развития Мирового Разума (диалектика) Шеллинг Создание универсальной философии на основе диалектики Гегель окончательное решение задачи построения диалектической системы философии Фейербах Движение к философской антропологии. Внимание к материи и её формам.                                                 философия 19 -2О веков  панентеизм пантеизм теизм деизм атеизм   марксизм создание социально-экономической философии и обоснование роли социальных революций в истории иррационализм 19 века подчёркивание неразумного (иррационального) начала в структуре бытия, познания и системы ценностей   учение о мировой воле Шопенгауэр – воля страдающая Ницше – воля к власти Бергсон – воля творческая, «жизненный порыв» учение о жизненном мире Дильтей учение о культурах и цивилизациях Шпенглер русская философия западники ориентация на западную культуру. Герцен, Огареев, Белинский, Кавелин славянофилы уникальность русской культуры, Хомяков, Киреевский, Аксаковы всеединство: интегральность, витализм,диалектика,реалистичность Соловьев,Булгаков  И.(самобытность+соотв-е мировым нормам).В (живое сущ-во как связь мира с телом.бытие=жизнь, Д(женатый холостяк,непознаваемы бог).Р (идеи более реалистичны после матер-го воплощения,теофания-богоявление) русский космизм, Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский натурфилософская версия русской философии всеединства, приоритет науки, развитие идей космического бытия человека. Ф-воскрешение наукой.Ц-освоение космоса,В-ноосфера. философия 19 -2О веков  панентеизм пантеизм теизм деизм атеизм   Феноменология Эдмунд Гуссерль учение о чистом сознании, жизненном мире и феноменах.сознание обыденное и чистое(единство субъекта и объекта – феномен:синтетичен, очевиден,интенциален(чувство радости).феноменологическая редукция как способ достичь ЧС. Экзистенциализм Сёрен Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Камю Актуализация проблем человека,раскрытие существа через существование,отсутствие фиксированного места человека в бытии, человеко-бытие как поиск себя в безграничной свободе.Мир как часть человека(не человек боится, а бытие).Ч. ограничивает себя ролями,но может их сбросить пере пороговыми ситуациями и вернуться к свободе. психоанализ Роль индивидуального бессознательного.принцип вытеснения в подсознание всего негативного,ошибочного.СуперЭ-Э-Субэго.Выход энергии ч/з сублимацию,маскировку,вытеснение.комплекс Эипа и Электры. аналитическая психология открытие коллективного бессознательного трансперсональная психология открытие трансперсонального бессознательного позитивизм   парапозитивизм Научное знание – высшая стадия развития знания. Замена философии наукой. неопозитивизм построение строгой модели научного знания.научная демаркация:верификация (выводимость из протокольных сужений, комулятивизм – выводимость более глубоких ответов в уже сущ.теме) Постпоз..Парадигма- фунд-я теория со своим мировоззрением,сист.ценностей и норм социокультурная интерпретация науки,стирание её границ.Фальсифицируемость-опровержение опытом.более глубокие вопросы.Конвенция.Парадигма.этапы науки: 1)допарадиг.диссенсус.2)револция и консенсус. 3)норм.наука 4)аномалии и отказ от парадигмы. структурализм постструктурализм центральная роль структур в познании переход к размытым, неиерархическим структурам модернизм господство знания, разума, рациональности, иерархия ценностей постмодернизм демонтаж субъекта в онтологии, гносеологии, аксиологии интегральный подход Уилбера многомерность и многоуровневость интегрального бытия неовсеединство проект математической интегральной философии                    

Билет 25. Пространство и время.

Пространство – форма существования материи.

Важна совместимость. Пространство –это кол-во характеристик, которые можно совместит с исходным параметром, например цветом. Может быть желтый стул, книга, но не может быть красного желтого. Много народа – одна касса, маленькое пространство.

При достижении первой максимальной совместимости, открывается вторая – в процессе времени. Поэтому время – это ритм роста максимумов совместимостей.

Время реляционное – предполагает относительность времени, т.е. время – характеристика объектов. А вторая - субстанциальная, где время независит от объектов и явл. Абсолютным.

 

Б.26 . Материя и сознание

Материя – это флс категория для определения реальности. Материя – это заполненное внешнее, не пустота, мы можем ее осязать, она занимает какое-то место(пространство) и существует не только в наем сознании в отличие от сна (инвариантность). Материя может иметь и более широкий смысл, охватывая все сущности внешнего мира.

Сознание – это внутренние бытие, которое будет тонко дифференцировано по сложности организации, например, у человека и животного. Причем дифференциация происходит в тот момент, когда мы осознаем бессознательное, т.е. открываем в себе нечто новое.

 

Б.27 . Движение и развитие

В связи с 25 вопросом. Движение - это второе название времени-пространства. У движения есть начало (первое пространство) и конец(последнее пространство), между которыми происходит развитие –изменение предмета. То есть предмет меняется, но мы все же понимаем, что это тот же самой предмет. Это указывает на двухуровневость предмета - наличие измененной и стабильной части. Рост бывает и вненим, и внутренним. При этом идет усложнение и наслоение уровней развития – были одноклеточные автотрофы, и что видим сейчас? Сложность восприятия и т.д – все развитие.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!