Аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам



Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», лекция 1, Введение

08.07.2007 | Автор: Бхакти Вигьяна Госвами

Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», Москва, 2007 г. (Диск 91, л. 11)

Я прочитаю сегодня 32 стих из Десятой главы «Бхагавад-гиты», которая называется «Великолепие Абсолюта» или «Вибхути-йога».

сарганам адир анташ ча мадхйам чаивахам арджуна
адхйатма-видйа видйанам вадах правадатам ахам

Я – начало, конец и середина всего сотворенного, о Aрджуна. Из всех видов знания Я – божественное знание о душе, а для логиков Я – довод, приводящий к истине.

КОММЕНТAРИЙ: Первым этапом творения является сотворение совокупности материальных элементов. Как уже говорилось, материальный космос создают и поддерживают Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, а затем его уничтожает Господь Шива. Брахма – это вторичный творец. Все, кто создает, поддерживает и уничтожает мироздание, являются воплощениями материальных гун Верховного Господа. Поэтому Его называют началом, серединой и концом творения.

Есть много разных книг, помогающих людям обрести знание: это четыре Веды, шесть дополнений к ним, «Веданта-сутра», труды по логике, дхарма-шастры и Пураны. Всего существует четырнадцать видов книг, дающих знание. Из них книга, в которой изложено духовное знание (адхйатма-видйа), а именно «Веданта-сутра», представляет Кришну.

Знатоки логики в спорах используют различные виды доводов. Доказательства своей правоты с помощью тех же аргументов, которыми пользуется противник, называют джалпой. Попытки любой ценой опровергнуть доводы противника называются витандой. Однако попытки установить в споре истину называют вадой. Такой спор, ведущий к истине, представляет Кришну.

В Десятой главе Кришна описывает различные вибхути, или различные проявления своей личности. Иногда это странные вещи, но, в сущности, Он объясняет нам, каким образом мы, живя в этом мире, можем не забывать о Нем ни на мгновение. Как мы должны медитировать на Него, встречаясь с различными явлениями этого мира.

Шрила Прабхупада пишет один их самых смешных комментариев к предыдущему стиху. На мой взгляд, это вершина юмористического комментария от Шрилы Прабхупады. В предыдущем стихе Кришна говорит: «Из рыб я – акула». Шрила Прабхупада так объясняет это утверждение: «Среди рыб самой крупной и опасной для человека, безусловно, является акула, поэтому она считается представителем Кришны».

Но, в сущности, Шрила Прабхупада продолжил Десятую главу однажды. Он сказал: «Из комиков я – Чарли Чаплин». Кришна объясняет, каким образом человек может помнить, будучи здесь в этом мире, о Нем. Как мы можем о Нем не забыть. Потому что к этому сводятся все Ведические писания. Все Ведические писания объясняют нам, как помнить о Боге и как о Нем не забыть. «Вишну-пурана» очень четко и ясно объясняет этот принцип:

смартавйах̣ сататам вишн̣ур висмартавйо на джāтучит
сарве видхи-нишедхāх̣ сйур этайор эва кинкарāх̣

(Падма-Пурана 42.103) и (Нарада-Панчаратра 4.2.23)

Что есть только два правила в священных писаниях. Все остальные служат этим правилам: Помнить о Боге и никогда не забывать. Помнить о Вишну и никогда не забывать о Нем.

Я выбрал этот стих, чтобы более конкретно поговорить о срединной строчке этого стиха.

Адхйатма-видйа видйанам (Б.г., 10.32) – из всех видов знания я есть духовное знание или знание о душе. В каком-то смысле мне хотелось сегодня сделать вводную лекцию к курсу лекций, которые я начну в следующую среду. И этот курс лекций будет посвящен практическим аспектам Сознания Кришны.

Начиная со следующей среды я буду рассматривать, каким образом Сознание Кришны нужно прилагать на практике. Потому что мы много слышали о Кришне, много знаем философии, но иногда, когда речь заходит о каких-то элементарных вещах, мы не знаем, каким образом нам нужно действовать, и почему нужно действовать именно так, а не иначе. Но сегодня мне хотелось бы подвести философскую базу под этот курс.

В свое время я давал курс лекций, который меня прославил. До сих пор… Все остальное, что я дал после этого, оно ни в какое сравнение не идет с курсом, который я дал в начале 90-х годов на Беговой с легкой руки Мукунды Махараджа.

Мукунда Махарадж посоветовал мне прочитать книгу Стивена Кави. И так как мне лень было ее читать, я решил: дай-ка я лекции по ней сделаю. Потому что это способ книгу прочитать как следует. Я очень тогда не подозревал, что это будет роковая ошибка в моей жизни. Но если серьезно говорить об этом, то это лекции, в которых я попытался преломить то, что пишет Кави, сквозь призму Ведических писаний, и объяснить, что, в сущности, все эти идеи уже есть в «Бхагавад-гите». Что никто, никакой современный философ, никакой современный гигант в той или иной области, «Бхагавад-гиту» превзойти не может. Все уже в «Бхагавад-гите» есть, просто нужно знать, каким образом эти вещи прилагать на практике. Мы хорошо знаем теорию, еще раз: мы знаем шлоки, учим их, наизусть иногда всю «Гиту» знаем. Но, Шрила Прабхупада хотел от нас не этого. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы жили в соответствии с «Гитой».

Однажды к нему подошел некий индиец и сказал с очень большой гордостью: «Свамиджи, говорят, что Кришна прочитал «Бхагавад-гиту» за одну мухурту, за 45 минут, за 42 минуты, или сколько там? Я могу повторить этот подвиг. Я могу прочитать всю «Гиту» за 45 минут». Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Это хорошо. Можешь ты хотя бы две минуты жить в соответствии с “Гитой”»?

Прочитать «Гиту» за 40 минут или за час, или за два часа, или за три часа, или за всю жизнь мы можем, если очень напряжемся. Но жить в соответствии с «Гитой» – это то, что нужно. Жить каждое мгновение нашей жизни, построить свою жизнь, понимая, что это единственно правильный образ жизни, – это сложно. И в этом загвоздка, потому что много красивых слов, можно много красивых теорий, много красивых представлений. Все они разбиваются о суровую реальность. К сожалению, суровая реальность нашей жизни, так или иначе, строится по другим законам, чем те, о которых говорит «Гита». И человеку нужно обладать очень большой верой, очень большой чистотой, и очень большим разумом или интеллектом, чтобы строить свою жизнь в соответствии с «Гитой» и не бояться. На самом деле все наши попытки построить жизнь в соответствии с духовными принципами разбиваются о то, что у нас нет веры в то, что это приведет нас к конечному благу. Мы очень часто выбираем непосредственное благо, близкое благо, которое лежит прямо перед нами, и забываем об отдаленном благе, о шрейяси. И с точки зрения близкого блага «Бхагавад-гита» не обещает нам каких-то близких благ. И что мне хотелось в этом курсе лекций, вводную лекцию к которому я рассказываю сейчас…

В этом курсе лекций мне хотелось показать, как принципы «Бхагавад-гиты» приносят непосредственное благо и отдаленное благо. Что принципы «Бхагавад-гиты» универсальны во всех отношениях, и что если я буду жить в соответствии с этими принципами, моя жизнь будет обладать самым высшим качеством со всех точек зрения. Даже с материальной точки зрения. Каким образом Сознание Кришны практично. Каким образом Сознание Кришны можно прилагать в нашей ежедневной жизни, и нужно прилагать. И почему, в общем-то, с нами случаются какие-то неудачи на этом пути. То есть смысл этого – в том, что мне хотелось объяснить, как последовательно строить свою жизнь на принципах гуны благости. Есть очень много разных форм знания, видий. Шрила Прабхупада перечисляет некоторые из них. Он говорит, что астрология – это одна из видий. Шесть анг, или шесть аспектов ведического знания, – это одно из практических приложений этого. Аюрведа относится к «Атхарва-веде», и аюрведа тоже содержится в самих Ведах. Много других аспектов знания: йога также относится к разделам ведического знания. Но Кришна говорит здесь, что из всех этих видов знания я есть знание о душе, адхйатма-видья, или духовное знание, знание, которое является фундаментом всего остального.

И смысл того, что я буду рассказывать сегодня предварительно, и того, о чем я буду говорить в течение многих и многих вечеров, начиная со следующей среды, будет сводиться к тому, чтобы показать, как все остальные виды знания коренятся в духовном знании. И как попытка приложить другие формы знания к своей жизни, если она не имеет этого духовного фундамента, в конце концов, приведет к неудаче. Сейчас люди увлекаются аюрведой, астрологией, еще чем-то, но, в конце концов, все эти виды знания будут полезны нам настолько, насколько мы практикуем духовное знание. Все они будут последовательны.

Что мы делаем? Мы пытаемся латать дырки с помощью этих видов знаний, которые возникли у нас в результате неправильного образа жизни, ошибок, которые мы совершили. И, в общем-то, очень часто, что греха таить, мы не верим в духовные принципы. Мы верим и понимаем практичность тонкоматериальных принципов, и с очень большой охотой хватаемся за них, но мы не понимаем, каким образом эти принципы, тонкоматериальные, которые привлекают нас, вытекают из духовных. И, как невозможно противопоставить одно другому. Все, наверняка знают, или, по крайней мере, многие знают знаменитый стих Шрилы Рупы Госвами, где он дает определение уттама-бхакти. Где он говорит:

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!