Можно ли понимать все св. Писание на основании его самого, без другого пособия?



 

Нет, нельзя, потому что даже Апостолы поняли св. Писание Ветхого Завета только тогда, когда Господь «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). И Евнух царицы Кондакии не понимал кн. прор. Исаии, доколе не разъяснил ему ее Ап. Филипп (Деян. 8:27–35).

 

Кто же может объяснить св. Писание?

Церковь Христова Православная, имеющая св. Предание, и объяснять она может чрез мудрых, облагодатствованных мужей.

 

Св. мученик Николай Варжанский (†1918)

 

Места в Библии о необходимости правильного древнецерковного святоотеческого толкования св. Писания. О погибельности толкования Библии разными начальниками сектантов.

 

Хочется обратить ваше внимание на текст из Посланий апостола Петра: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет.3:15-16). Здесь говорится о том, что есть две категории людей, которые «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания», — это «невежды и неутвержденные». Невежды — это люди крещеные, но не наученные вере. Неутвержденные — это не принадлежащие к Церкви, некрещеные и не наученные. Каждая из этих двух групп людей, читая Библию, общается не со Словом Божьим, а со своим собственным субъективным пониманием этой Книги. Писание нуждается в правильном истолковании. О евреях, не уверовавших во Христа Господа Иисуса, сказано: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2 Кор.3:14-15). Евнух царицы Эфиопской, когда читал пророка Исаию, на вопрос апостола Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» — ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян.8:30-31). Писание всегда нуждается в истолковании. В библейской книге Неемии сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8).

 

Говоря о Предании (Священном Предании), мы, прежде всего, имеем в виду не предания старцев и учения, заповеди человеческие, а Предания апостольские и Учение церковное.

 

В Новом Завете об апостольском предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор.11:2). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания.

Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от предания, которое принимается и передается далее. Пример этого — следующие слова апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор.11:23). Св. Викентий Лиринский учил: «Предание это то, что ты принял, а не то, что выдумал»

 

Священник Олег Стеняев

 

 

Апостольские послания и их устные наставления имеют одинаковый авторитет:

 

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15)

Святитель Иоанн Златоуст († 407) говорит: «Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к Фессалоникийцам, 2)

Еп.Климент Александрийский († ок. 215)^

«Тот, кто объясняет Писание без помощи Священного Предания, разрывает на куски значение истины» (Строматы. Кн. 7).

Свмщ.Киприан Карфагенский, (+ 258 г.):

«Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратимся к источнику Божественного Предания, и заблуждение исчезает».

Свт.Василий Великий, (+ 379 г.):

«Аще предпримем отвергать неписанные обычаи, яко не великую имеющие силу, то не приметно повредим и Евангелию в главных предметах.Мню, яки апостольское есть и cиe: да держимся не писанных преданий. У нас соблюдаются обычаи, имеющие силу законов так как постановления их преданы нам от св. мужей».

Свт.Григорий Нисский († после 394):

«Мы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по порядку от апостолов через последующих святых» (Против Евномия. 4: 5);

Свт.Епифаний Кипрский († 403):

«Следует держаться Предания, поскольку не все возможно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые – посредством устного»;

 

Священномученик Ириней Лионский (2 век) учил, что именно то во что верит вся Церковь на протяжении от востока до запада во все времена, то есть истина: "{Принявши это учение} [речь идет о Символе веры] {и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста}" (Против ересей 1.10.2).

С другой стороны Церковь должна быть исторической и вести свое преемство от апостолов. В третьей книге {Против ересей} Ириней приводит целый ряд римских епископов, начиная от ставленника апостолов епископа Лина: "{Но поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая через преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этой церковью, по её преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду. Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею (2 Тим. 4:21). Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент (Флп. 4:3), видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их перед глазами своими; впрочем он не один, но многие ещё оставались тогда, которые получили наставление от апостолов. При этом Клименте произошло немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь Римская написала к коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру, и возвещая недавно принятое от апостолов предание, которое проповедует Единого Бога всемогущего, Творца неба и земли... Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде} (Против ересей 3.3.3).

 

Откуда во втором веке знали то, чему учили Апостолы?

Св.Папий Иерапольский (ок.155-165):

 

«Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос». (Евсевий Кесарийский,+340 (Памфил)Церковная история, Книга 3).

Поэтому очень важно древняя Церковь постановила: Кто может толковать Библию?

Поскольку Библия не упала с Неба, а была составлена Церковью, понимать правильно её можно только в соответствии с тем, как её толкует Церковь.

VI Вселенский собор (787 г.), 19 правило:

«Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!