Сатирическая публицистика. И.И. Новиков «Письма к Фалалею»

Nbsp; П онятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма. Проблема классицизма остаётся дискуссионной. Существует несколько положений, принятых всеми учёными. Положения: 1. Классицизм – реально существующий художественный метод. Метод – исторически обусловленный способ эстетических отношений и моделирования действительности через вторичные моделирующие системы. Его обусловливает картина мира и концепция личности данной исторической эпохи; 2. Классицизм формируется в любой историко-национальной культуре в условиях формирования государства и нации, абсолютной монархии или тоталитаризма; 3. Классицизм – культурное явление общемирового масштаба.          Хронологические рамки классицизма в Европе – вторая половина XVIII – первая треть XIX веков. Французский классицизм считался эталонным и подарил миру известных писателей (Вольтер, Корнель, Расин, Лафонтен, Буало). Теория классицизма была изложена в трактате «О природе поэзии» Буало. Французский классицизм стал первой самосознающей теорией метода. Историческая предпосылка классицизма – абсолютизм – связана с конфликтом личности и общества. Во второй половине XVII века в философии определяющими течениями были рационализм и метафизика. Основой философии было картезианство (основоположник учения – французский математик и философ Рене Декарт). Метафизика – область идеального, духовного, не имеющего физического существования. Впоследствии было приближено к понятию «статика». Картина мира была дуальна: существовали эмпирический и идеологический миры. Внешний мир состоял из материальных предметов и являлся хаосом из отдельных частных сущностей. Идеальный мир являлся стройным и гармоничным целым. Поскольку замысел предшествовал творению, идеальная реальность являлась первопричинной. Мир людей – мир отдельных сущностей, а государство соединяет этот мир в упорядоченную систему.        Человек как биологическое существо отражало материальную сторону. Единственным стимулом жизни являлась борьба за личное существование, а движущим элементом – страсть. Идеальная сторона была выражена в человеке как в члене общества, сознающего наличие других людей и руководствующегося не страстями, а разумом. В борьбе между собой находились не разум и страсть, а разные страсти. Типологический конфликт классицизма психологичен по своей природе. Его источником является характер человека. Страсть определяет характер, являясь его доминантой. Все страсти равноправны, но не равноценны. Их ценность определяет разум.        Русский классицизм начался в тридцатых годах XVII века, когда завоевания петровской эпохи были поставлены под удар. Начался он с сатиры. Выбор между личностью и государством был решён в пользу государства, поэтому психологический конфликт классицизма не был существенен в России. Но был идеологический конфликт между властью как страстью и как благом подданных. Определяющим жанром классицизма стала трагедия. Для Европы трагедией было наступление на личное в пользу государственного, для России – служить недостойному монарху. Эстетика классицизма в Европе выросла из художественной практики. Инструментом художественного творчества считался разум. Вдохновению и поэтическому восторгу отводилось немного места. Классицисты считали искусство подражанием природе, точнее, её определённому образцу. Природа понималась как высшая умопостигаемая сущность мира. Классицизм не умел ценить естественность форм, предпочитая строгие и геометрические. Абсолютно преобладавшей формой изящной словесности были стихи, как символ приукрашенной прозы и «побеждённой трудности».        Несмотря на идеальную реальность, существовали высокие жанры (ода, трагедия, эпопея) и низкие (сатира, комедия, басня). Низкие жанры заведовали материальной реальностью, изображая обычного человека. Высокие жанры заведовали идеальной реальностью, изображая условного, общественного человека. В низких жанрах человек представлен в низменных страстях, в высоких – в духовных страстях. Промежуточною страстью считалась любовь.        Если бытовые страсти полностью были неразумны, то бытийные страсти были неразумны, если являлись личными. Этическая характеристика героя обусловливалась его выбором. Рациональная теория метода не позволяла смешивать высокое и низкое. Модель каждого жанра была установлена в своде правил. Эталоном считалось античное искусство. Для трагедии была канонизирована стихотворная форма триметра, аналогом которой во французской литературе был двенадцатистопный силлабический стих (александрийский стих с парной рифмой). Все классические трагедии имеют пятиактное построение. Существовала «теория трёх единств»: места, времени и действия.  

Эстетика классицизма

       Картина мира делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Внешний, видимый мир состоит из множества отдельных материальных предметов и явлений, между собой никак не связанных – это хаос отдельных частных сущностей. Но над этим беспорядочным множеством отдельных предметов существует всеобщая идея мироздания, включающая в себя идеальный образ любого материального объекта в его высшем виде.

       Мир людей – это мир отдельных частных человеческих сущностей, государство – всеобъемлющая гармоничная идея, творящая из хаоса гармоничный идеальный миропорядок. Именно эта философская картина мира 17-18вв. обусловила также содержательные аспекты эстетики классицизма, как концепция личности и типология конфликта.

В области отношений человека с внешним миром классицизм видит два типа связей и положений.            Первый уровень – это так называемый «естественный человек», биологическое существо. Это частная сущность, одержимая эгоистическими страстями, ничем не ограниченная в своем стремлении обеспечить свое личностное существовании.

         Второй уровень концепции личности – это «Общественный человек», гармонично включенный в социум в своем высшем, идеальном образе, сознающий, что его благо является неотъемлемой составляющего блага. Естественный и общественный человек – это один и тот же характер, раздираемый внутренними противоречиями и находящийся в ситуации выбора. Поэтому источник конфликтной ситуации – характер человека.

         Характер – она из центральных эстетических категорий классицизма, и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение. В понимании эстетики классицизма характер – это некий вид человеческой природы и психологии.

Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д.

           Однако эти страсти неравноценны между собой, хотя по философским понятиям 17-18вв все страсти равноправны, поскольку все они – от природы человека. При том, что все страсти в равной мере являются категориями эмоциональной духовной жизни, некоторые из них меньше и труднее согласуются с велениями разума и больше связаны с понятием эгоистического блага. Другие же ( мужество, чувство долга, честь, патриотизм) в большей мере подвержены рациональному контролю и не противоречат идее общего блага.

          В конфликте сталкиваются страсти разумные и неразумные, личные и общественные. Разум – это высшая духовная способность человека, логический и аналитический инструмент, позволяющий контролировать страсти и отличать добро от зла, истину ото лжи. Наиболее распространенная разновидность классического конфликта – это конфликтная ситуация между личной склонностью и чувством долга перед обществом и государством. Конфликт – психологический, необходимым условием его существования является ситуация, в которой сталкиваются интереса человека и общества.

       Природа понималась не как наглядная картина мира физического и нравственного, а именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека: общечеловеческая конфликтная ситуация, идея гармоничного сочетания природных реалий в единстве. Такое идеальное единство классицизм нашел в античной литературе. Тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству.

         К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня; к высоким – ода, трагедия, эпопея. В низких жанрах изображается бытовая реальность, и частный человек предстает в социальных связях. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное. Герой низких жанров – среднесословный человек, герой высоких жанров – историческое лицо.

         В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями. В высоких жанрах страсти приобретают духовный характер. Бытийные страсти подразумеваются на общественные и личные, причем эстетический статус героя зависит от его выбора.

Античные жанры – наивысшие образцы. Источником правил стали Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристотель и т.д. Для трагедии были канонизированы стихотворная форма, обязательное пятиактовое построение, три единства, высокий стиль, сюжет и конфликт. Для русского классицизма общетеоретические положения были обусловлены историческими и национальными особенностями становления новой русской культуры 18в.

Сатирическая публицистика. И.И. Новиков «Письма к Фалалею»

       В 1762 – 1772 гг. произошла частичная либерализация общества в России: опыт первого парламента, первой Конституции, мощной дворянской оппозиции. Время абсолютного беззакония было эпохой наибольшего свободомыслия в XVIII веке. Русская действительность раскололась на две реальности: либеральное слово и деспотическое дело. Екатерина II не только царствовала, но и управляла. Это было самое длинное непрерывное правление за всю историю XVIII века (34 года). Это была эпоха национального самосознания.

Литература до эпохи гласности была, по сути, публицистической. Эпоха Екатерины позволила развиться сатирической публицистике. Русская профессиональная литература всегда пыталась изменить русскую власть. Это относилось к высоким жанрам. Низкие жанры традиционно держались в стороне от власти. С 1769 г. импульс русской сатирической публицистике дала сама Екатерина, начав писать публицистические произведения. Она спровоцировала контакт власти с подданными. Екатерина выбрала сатирическую публицистику и комедию.

Основными темами полемики Екатерины и сатирических изданий стали спор о сатире и крестьянский вопрос.

       «Письма к Фалалееву» – открывает духовную природу помещика. Крепостничество калечило и помещика, и крестьянина. Намеченные черты огрубляют зверство, зоологизируют человеческие образы. В «Письмах…» раскрывается социальный и нравственный облик дворян,

ополчившихся на путевые записки господина . Форму для своей публикации Новиков выбрал очень удачную. Молодой дворянский сынок Фалалей приехал из деревни в Петербург на военную службу. Ему посылают письма отец, отставной драгунский ротмистр Трифон Панкратьевич, мать — Акулина Сидоровна и дядя —Ермолай Терентьевич.

       В первом же письме, автором которого является отец Фалалея, с негодованиемупоминается «Отрывок путешествия». Трифон Панкратьевич выражает недовольство и политикой правительства. В конце письма сделан комплимент недавнему фавориту Екатерины II графу Г. Г. Орлову, который, в отличие от Трифона Панкратьевича, якобы не обременяет своих крестьян тяжелым оброком. Крепостнические взгляды Трифона Панкратьевича автор как бы объясняет дремучим невежеством помещика, его примитивной, грубо утилитарной религиозностью. Тем самым жестокость к крестьянам оказывается одним из проявлений «непросвещенности» дворянина. Он просит сына беречь святцы, которые еще прадед Фалалея привез когда-то из Киева.

       Второе письмо Трифона Панкратьевича начинается гневными упреками Фалалею, что

первое напечатано. Пригрозив сыну высечь его кнутом, Трифон Панкратьевич сменяет гнев на милость и советует Фалалею подать в отставку и вернуться в родительский дом. С каждой строчкой все полнее раскрывается нравственный облик отца Фалалея — стяжателя, домашнего деспота, самодура. Он уже и невесту сыну подыскал, племянницу воеводы, брак с которой сулит большую выгоду. Одновременно вырисовывается в письмах и образ самого Фалалея, который, по

воспоминаниям отца, был смолоду большой «проказник»: любил вешать на сучьях собак, плохо гонявших зайцев, и пороть крепостных крестьян. В конце второго письма Трифон Панкратьевич сообщает о тяжелой болезни матери Фалалея Акулины Сидоровны.

       Следующее письмо пишет Фалалею сама Акулина Сидоровна. Чувствуя близкую кончину, она прощается с сыном и советует ему не перечить отцу и поберечь себя от его гнева иначе «этот старый хрыч когда-нибудь тебя изуродует». Попутно мать сообщает, что тайком от мужа она собрала сто рублей, которые и посылает Фалалею.

       Письма к Фалалею принадлежат к лучшим образцам сатиры XVIII в. В них нет прямолинейного авторского осуждения отрицательных персонажей. Писатель предоставляет возможность каждому из героев высказать в письмах, адресованных близким людям, свои самые заветные чувства и мысли. Но именно эти простосердечные признания и оказываются для них лучшим обвинительным приговором, раскрывающим их нелепые, дикие представления об отношении к крестьянам, о службе, о гражданском долге, о родственных отношениях. Автор великолепно имитирует грубую, но по-своему красочную речь провинциальных дворян, близкую по своим истокам к народному языку, изобилующую пословицами и поговорками типа «богу молись, а сам не плошись», «худая честь, коли нечего будет есть».

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1939; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!