Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?



Программное содержание. Учить детей определять назначение и функцию предметов, облегчающих труд в быту или делающих жизнь удобной; подвести к пониманию того, что одна функция (назначение) может быть облечена в различные формы.

Материал. Фишки; предметные картинки (гидросамолет, батискаф, складной нож, калькулятор, бинокль, фломастер, будильник и т. п.).

Ход игры

Дети выбирают ведущего. Он берет одну картинку, не показывая ее другим участникам игры, и называет функцию изображенного предмета.

Дети называют предметы, которые выполняют эту функцию. За каждый правильный ответ ведущий дает ребенку фишку. Когда варианты ответов исчерпаны, ведущий считает до пяти и говорит: «Конец игре». Затем называет имя участника, назвавшего задуманный предмет, дает ему две призовые фишки и показывает картинку с изображением предмета, который надо было угадать. Если предмет не угадан, ведущий может делать подсказки, исходя из особенностей предмета (материал, детали, кто и как использует и т. п.). В этом случае при отгадывании дается только одна призовая фишка. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек. Он становится ведущим.

Подбери предметы с одним назначением

Программное содержание. Побуждать детей сравнивать предметы по назначению и функциям; подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковыми назначением и функциями; развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Материал. Наборы парных картинок с изображением предметов с одинаковыми функциями (пылесос, веник; калькулятор, счеты; настольная лампа, свеча и т. п.); большие карточки с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.

Ход игры

Каждый ребенок берет набор парных картинок и одну большую карточку, выкладывает все маленькие картинки перед собой, просматривает их и определяет те, которые подходят друг другу. Затем выкладывает пары: одну – на верхнюю ячейку большой карты, другую – на нижнюю. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно подобрал пары картинок.

Возможен вариант взаимного контроля – участники игры проверяют карточки друг у друга и при желании могут спросить: «Почему ты думаешь, что эти картинки – пара?»

Как можно использовать предмет по-другому

Программное содержание. Учить детей находить как можно больше вариантов использования предметов; развивать творческие способности, воображение.

Материал. Картинки с изображением многофункциональных предметов (например, стакан, деревянная ложка, ножницы, зонт и т. д.).

Ход игры

Воспитатель показывает детям какую-либо картинку. Дети называют изображенный предмет и по очереди рассказывают, как можно его использовать. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать ее как музыкальный инструмент, декоративное украшение и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

Найди пару

Программное содержание. Закреплять умение объединять предметы по назначению.

Материал. Большие карточки с изображением помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня и др.); маленькие картинки с изображением предметов мебели.

Ход игры

Детям раздают большие карточки с изображением помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня и др.). Воспитатель берет из коробки маленькие картинки по одной и показывает их детям, называя изображенный предмет мебели.

Ребенок, которому подходит эта картинка, говорит, для чего нужен этот предмет, а затем закрывает картинкой соответствующую часть (или гостиную, или спальню, или кухню и т. д.) большой карточки. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно заполнит свою большую карточку.

Раздел «Явления общественной жизни»

Зачем нужна почта и почтальоны

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с профессиями. Расширять знания о работниках почты. Познакомить с деловыми и личностными качествами почтальона, с общественной значимостью его труда.

Материал. Письма, открытки, газеты, журналы, посылки.

Ход беседы

Воспитатель показывает ребятам детские журналы и интересуется, кто приносит эти издания в детский сад. (Высказывания детей.) Приходят к общему выводу: почту приносит в детский сад почтальон.

Задает детям вопросы: «Что такое почта? Кто такой почтальон? Где он работает? Как вы думаете, что делает почтальон? (Разбирает газеты и журналы, раскладывает письма, разносит по адресам газеты, журналы, письма, телеграммы.) Кто еще работает на почте? (Оператор, телеграфист, начальник отделения связи, сортировщик.)

Какие услуги предоставляют работники почты?» (Передают электронные сообщения, принимают посылки, заказные письма, денежные переводы, доставляют почту, осуществляют подписку на газеты и журналы.)

Символика страны

Программное содержание. Познакомить детей с флагом, гербом, гимном России.

Ход игры

На доске вывешены фотографии: морской крейсер, вертолет, лыжник, Большой Кремлевский дворец. На каждой фотографии присутствует изображение Российского флага: на борту крейсера и вертолета, в руках у лыжника, на крыше Большого Кремлевского дворца. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на фотографии и найти в них что-то общее. В процессе беседы выясняет, что дети знают об истории возникновения флага, как выглядел флаг раньше, и сообщает дополнительную информацию: «Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А еще по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или к дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже».

Воспитатель просит детей описать Российский флаг и предположить, что означает каждый цвет на флаге.

Затем предлагает назвать известные ребятам символы государства и уточнить, где их можно увидеть.

Дети рассматривают герб России, подробно описывают изображение. Воспитатель обобщает их ответы: «На красном щите изображен двуглавый орел, поднявший распущенные крылья. Орел увенчан коронами, а над ними еще одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьем дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества».

Звучит гимн России. Детям предлагается назвать это музыкальное произведение, рассказать где они его слышали, как себя ведут люди, когда звучит гимн, в каких случаях звучит гимн России.

Воспитатель повторяет, что символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за нее. Очень важно гордиться своей Родиной, любить ее, защищать, быть достойным гражданином страны.

Внимание, ошибка!

Программное содержание. Закреплять знания о профессиях; о предметах-помощниках, которые необходимы в труде представителям разных профессий. Развивать внимание, умение замечать и называть несоответствия.

Материалы. Картинки с изображением предметов-помощников, необходимых в труде (молоток, гвозди, ножницы, веник, пылесос, кастрюля, миксер, утюг, градусник, краски, кисточка, швейная машина, глобус, ноты, скрепка и т. д.), и представителей разных профессий (плотник, врач, музыкант, учитель, швея, художник, рыбак, летчик и др.). Фишки.

Ход игры

Ведущий называет и выставляет картинки с изображением предметов-помощников, необходимых для труда людям разных профессий. Допускает ошибку, назвав профессию неверно. Дети должны захлопать в ладоши, заметив ошибку, перечислить все предметы-помощники и правильно назвать, кому они нужны для работы.

Например, ведущий выставляет картинки и произносит: «Нитки, ножницы, сантиметровая лента, ткани, наперсток – они нужны учителю». Дети, заметив ошибку, хлопают в ладоши и говорят: «Нитки, ножницы, сантиметровая лента, ткани, наперсток нужны швее».

Ребенок, первым заметивший ошибку и правильно назвавший профессию, получает фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

Кто что сделал?

Программное содержание. Закреплять знания детей о людях разных профессий, о том, какую работу они выполняют, что является конечным продуктом их труда.

Материал. Предметные картинки, картинки с изображением представителей разных профессий: плотник, швея, повар, продавец, пекарь, овощевод, водитель, строитель и т. д.

Ход игры

Воспитатель выставляет предметные картинки предлагает детям назвать, кто все это сделал, и найти соответствующую картинку.

Например: стол, стул, диван, книжный шкаф, комод, кресло… Кто смастерил?(Плотник, столяр.) Рубашка, платье, брюки, халат, юбка, шорты, блуза… Кто сшил? (Портниха.) Яичница, каша, блины, борщ, котлеты, голубцы, кекс… Кто приготовил? (Повар.) Хлеб, булка, батон, плюшка, бублик, слойка, пряник… Кто испек? (Пекарь.) Помидоры, огурцы, капуста, свекла, морковь, петрушка, укроп, картофель… Кто вырастил? (Овощевод.) Машина, троллейбус, автобус, трамвай… Кто ими управляет? (Водитель, шофер.) Жилой дом, стадион, дворец, дорога… Кто построит? (Строитель.)

Выигрывает тот, кто назовет больше профессий.

Угадай профессию

Программное содержание. Закреплять знания детей о профессиях, об орудиях труда, необходимых для работы. Воспитывать уважение к человеку-труженику.

Материал. Набор картинок с изображением людей разных профессий (повар, учитель, парикмахер, кондитер, почтальон, доктор); набор картинок с орудиями труда, необходимыми им для работы.

Ход игры

Воспитатель загадывает загадку об орудии труда представителя той или иной профессии, а ребенок показывает картинку-отгадку. (Количество загадок не ограничено.)


Я под мышкой посижу,
И что делать, укажу.
Или разрешить гулять,
Или уложить в кровать.
(Градусник)


Одноуха, однорука
И безжалостно остра.
А мила всем, как подруга,
А близка всем, как сестра.
Это ею белый свет
Весь обут и весь одет.
(Игла)


Два кольца,
Два конца,
Посередине гвоздь
И тот насквозь.
(Ножницы)


Не лежит, не жужжит,
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)


На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)


Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)


Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы;
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…
(Краски и кисть)


Овсом не кормят,
Кнутом не гонят.
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор)


Туда-сюда снует,
Что в зубы возьмет,
На две части разжует.
Все попробует на зуб
И сосну, и вяз, и дуб.
(Пила)


Железный жучок —
На хвостике червячок.
(Булавка)


Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка)


Бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал.
(Сахар)

Приложение 2

Алгоритм описания предмета

Карточка-алгоритм разделена на 10 квадратов. На каждом квадрате изображен символ, обозначающий этап описания предмета.

1. Природный или рукотворный мир. На карточке нарисованы дерево (лягушка или бабочка) и человек.

2. Цвет. На карточке изображены цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» и «форма».

3. Форма. На карточке изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

4. Величина. На карточке нарисованы два предмета контрастной величины.

5. Вес. На карточке изображены два контрастных по весу предмета, соответствующие понятиям «легкий» и «тяжелый».

6. Материал. На карточке наклеены различные материалы в виде квадратов (дерево, ткань, бумага, глина).

7. Части предмета (строение). Они (например, детали игрушки) изображены раздельно.

8–9. Обобщение. На восьмой карточке нарисованы несколько предметов, выполняющих разные функции (стул, часы, нож, шапка и т. д.). На девятой карточке нарисованы разные сюжеты (девочка в ванной комнате, девочка играет, девочка рисует и т. д.), то есть требующие обобщения предметов по назначению (например, удовлетворяющих потребности в игре или труде и т. д.).

10. Действия с предметом. Изображены кисти рук.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!