Система работы по формированию



Моторных функций у детей с дизартрией

 

Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения и вторично связанных с ним отклонений в развитии. В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и оценка неречевых и речевых процессов. В литературных источниках указывается, что многие дети с недоразвитием речи имеют сниженный объем внимания, недостаточный уровень работоспособности.

Система коррекционно-развивающей работы при дизартрии имеет комплексный характер, при котором коррекция неречевых процессов сочетается с коррекцией звукопроизношения и развитием фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Мы согласны с высказыванием Н.М. Трубниковой о важности синтетического подхода, в основе которого лежит принцип взаимосвязи логопедической работы с развитием других, недостаточно сформированных психических функций. Поскольку развитие восприятия стимулирует деятельность всех анализаторов, то коррекционным моторно-кинестетическим упражнениям уделяется внимание не только на логопедических занятиях, но и на занятиях физкультуры.

Для оптимизации мышечного тонуса необходимо умение расслабляться, которое помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Первоначально навыки релаксации следует формировать в двигательной сфере. Например, детям можно предложить игру «Тряпичные куклы и оловянные солдатики». По команде взрослого: « Тряпичные куклы» - дошкольники поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики» - дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным.

Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания. Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченным поверхностными дыхательными движениями. Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:

- формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

- развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Работа по развитию моторики по реализации любого двигательного акта включает в себя следующие этапы выполнения произвольного движения (по Н.А. Бернштеину):

- восприятие и оценка ситуации;

- постановка двигательной задачи, создание образа будущего движения;

- программирование решения определенной задачи (исходя из цели, намечаются содержание движения и средства);

- фактическое выполнение движения, регулирование тонуса и координации движений.

Данные этапы лежат в основе работы по развитию общей, мелкой (ручной, пальцевой), артикуляционной, мимической моторики. Эта работа проводиться в трех направлениях: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти.

Для развития статической координации движений общей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни.

Например, важно использовать такие игры, как «В зоопарке», «В лесу», «На лугу». В их ходе каждый ребенок «застывает» в определенной позе, изображающей какое-либо живое существо, а педагог отгадывает, что воспитанник хотел изобразить. Этому же способствуют игры-соревнования («Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Как мы маме помогали»), в которых одна команда детей предлагает другой угадать, какие действия она совершает. Условиями, усложняющими выполнение заданий, являются включение в занятия упражнений на уменьшение площади опоры, изменение ее высоты, изменение положения тела в пространстве.

Развитие динамической координации крупной моторики осуществляется в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм.

Тренировка двигательных навыков в этом блоке заданий осуществляется сериями по 3-5-8 движений. Игровой материал подбирается в той же последовательности, что и в предыдущих заданиях: пассивное, пассивно-активное, активное выполнение движений. Сначала упражнения предполагают чередование активных движений со статическими позами: «Море волнуется…», «День и ночь», «Магазин игрушек» и т.д. Так, например, в игре «Магазин игрушек» дети принимают определенные позы в присутствии «продавца» и свободно двигаются, когда он отворачивается (игроки, чьи движения будут замечены «продавцом», выходят из игры).

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами. Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику движений.

Для развития двигательной памяти следует подбирать упражнения, состоящие из серий последовательно повторяющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2-3 движений, затем из 5-6 («Роботы», «Регулировщик», «Зеркало», «Умное эхо»). Например, в игре «Умное эхо» дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга, одна шеренга – «туристы», которые показывают серию движений, другая шеренга – «эхо», которое повторяет заданную серию.

Игровой материал, направленный на развитие психомоторных качеств

 движений, сочетается с играми на формирование дыхательной и голосовой функции, развитие чувства ритма. Для формирования навыка противопоставления используется сравнение и осуществление движений, различающихся по силе и скорости (сильно-слабо, высоко-низко, далеко-близко, быстро-медленно, осторожно-порывисто); по типу движения (бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание); по участию разных мышечных групп (всего туловища, нижних и верхних конечностей, шеи и головы).

В дальнейшем приступают к осуществлению перекрестных движений. Например, в положении сидя воспитаннику, предлагается одновременно вращать руку в одну сторону, а ногу – в другую; левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой «гладить утюгом».

Развитие мелкой моторики пальцев рук является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эта работа также проводится по трем разделам: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами.

Развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Волшебные превращения», «Замри», «Кто пришел в гости», суть которых заключается в пассивном, пассивно-активном или активном придании кисти ребенка определенной позы. Важно, что основной задачей этого раздела работы является разработка пальцевого праксиса при максимальном использовании доступных движений.

Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики («Сорока – белобока», «Семья», «Дождик»).

На этом же этапе работы используются игры, направленные на развитие умелости и ловкости рук, быстроты и точности движений: «Воздушный шарик», «Попади в цель», «Чья лошадка быстрее?» и др. Например, игра «Воздушный шарик» проводится как соревнование между 2-5 детьми, каждый из которых держит в руках палочку длиной 20 сантиметров с привязанным к ней на ленточке воздушным шариком. Под задорную музыку дети наматывают ленточку на палочку: чей шарик приблизится первым, тот и победил.

Развитие двигательной памяти осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки («Лиса и журавль», «Репка», «Теремок»), рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений: «плакса» - зажмуривание глаз; «надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием; «мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг; «тигренок» - оскаливание зубов; «упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с условным графическим изображением эмоций, фотографии. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение следует проводить инсценировки песен, игры-драматизации, использовать игры типа «Лото». В последнем случае дети сидят на ковре кружком, в центре которого лежат карточки с  изображением эмоций (рисунком вниз). Играющие по очереди берут карточки, не показывая, их друг другу, затем один ребёнок мимически передаёт изображенную на его карточке эмоцию, а остальные её угадывают. После этого устанавливается соответствие ответа изображению.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например: «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов; «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам; «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки; «Язычок сердится» - упор кончика языка в альвеолы верхних резцов и др.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счёт, можно на акцент в музыке.

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела.

  - Открыть широко рот и развести руки в стороны;

   - Округлить губы и руками показать обруч;

    - Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и потянуться за руками вперёд;

    - Растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки;

Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой логопед и воспитатели формируют в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию (с опорой на графическую модель): «сделай как я», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я». При этом сопряженно-отраженно отрабатываются:

    Ритм повтора: / / /, // // // (карточки одинаковые);

    Ритм чередования: / ////// / //////, / / / /, // // // // (чередуются карточки двух цветов);

    Ритм противопоставления: / // / //; // / // /; // / / / /; / // / // (чередуются карточки двух цветов и размеров).

Так, занимаясь постановкой и автоматизацией правильного звукопроизношения у ребёнка, взрослый упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования:

    Чередовать произнесение пар гласных звуков, например «а-у», «а-и». При этом во время произнесения использовать звуки, противоположные по артикуляционным характеристикам. («А» - губы не напряжены, расстояние между резцами приблизительно равны толщине большого пальца, поставленного ребром, язык лежит на дне ротовой полости без напряжения; руки подняты чуть в стороны вверх. «У» - губы вытянуты вперёд, язык оттянут назад сильнее, чем при «О», кончик языка значительно отдалён от нижних резцов, руки вытянуты вперёд и т.д.);          

    Слогов: «ЛА – ЛА – ЛА! Одинаково сказала. Язычок вверх. ЛА – па – Ла – па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я».

При выполнение этих упражнений формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Для развития способности дифференцировать слоги используется приём повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далёкими и акустически близкими звуками.

Сначала движения даются в замедленном темпе с переходом на средний, а затем – с переходом на быстрый. Например:

             Су-та-си-то

             Па-та-ма-на

             Па-та-ха-ка

             Па-та-ха-ха

             Та-ко-хо-хо

Эти упражнения необходимы для воспитания точности, дифференцированности, чёткости, плавности и устойчивости артикулярных движений. В то же время, при работе над слоговой структурой слова педагог помогает оценить правильность-неправильность произносимого взрослым образца («Там маМА или МАма?», «Ты кушаешь КАшу или каШУ?» и т.д.).

Проговаривание слов и предложений можно сопровождать дирижированием (движение руки относится к произнесению одного или нескольких слов на выдохе). Предложение произносится на одном выдохе, совместно с педагогом. Движения плавные, переходящие одно в другое. Может быть использован приём наращивания слов.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!