Античная мозаика полов, выполнявшаяся техникой Opus tesselatum.



Виннер А.В. Материалы и техника мозаической живописи. М.: Искусство, 1953.

 

Древнейшие мозаики, связанные с архитектурой здания, были впервые открыты в 1928 г. во время археологических раскопок в Иране (Месопотамия), производившихся на территории древнешумерийских городов: Вавилона, Урука и Ура; в последнем были обнаружены руины древнешсумерийского храма, сооруженного за 4000 лет до нашей эры. Стены и полуколонны этого храма, выложенные из кирпича сырца на глиняном растворе, были облицованы мозаикой, набранной из обожженных и раскрашенных в белый, черный и красный цвета глиняных столбиков, цилиндров с отверстием, клиньев и полос. Основное место среди элементов мозаики занимали глиняные столбики с расширенной головкой длиной от 8 до 10 см и с диаметром головки 1,8 см. Элементы мозаики формовались из пластичного глиняного теста, затем обжигались и окрашивались посредством погружения в водную красочную смесь природными земляными красками: мелиной (белая глина), красными землями и черной землей (черный мел). Окрашивался не весь столбик или цилиндр, а лишь одна его верх­няя часть. Полосы и клинья окрашивались сплошь.

Геометрический орнаментальный рисунок мозаики, близкий по своему рисунку к древнесумерийским тканям и коврам, состоял из многочисленных ромбов и треугольников.

Мозаики выполнялись в технике прямого набора, заключавшейся в том, что элементы мозаики (столбики, цилиндры, полосы) укладывались непосредственно в глиняный грунт, нанесенный на поверхность стены. На кладку стены наносился слой свежего пластичного глиняного. теста толщиной в 10—12 см, и в него вдавливались столбики и кубики так, чтобы они отступали от поверхности стены на 1—2 см.

По технике своего выполнения и по некоторым живописным особенностям античная мозаика подразделяется на три отличных друг от друга вида.

Наиболее древней техникой античной мозаики является мозаичная техника Opus barbaricum, применявшаяся в V—II вв. до нашей эры в мозаиках пола. Этой техникой исполнялись несложные по своему рисунку мозаики пола в античных домах Пергама, Олинфа, Приенны, Помпеи, Ольвии и на острове Делосе.

В процессе развития и совершенствования мозаичного искусства, в том числе и его техники, вырабатывалась более совершенная по техническим приемам, материалам и искусству выполнения техника мозаики полов Opus tesselatum, по­лучившая широкое распространение в IV—I вв. до нашей эры в Греции, Италии, Александрии, а затем и в I—III вв. нашей эры в Римской империи и распространившаяся в последующие столетия в странах Западной Европы.

Дальнейшее развитие мозаичного искусства в эллинистическую и римскую эпохи отличается использованием мозаич­ных картин для украшения общественных и государственных зданий, что привело к возникновению более совершенной техники, называвшейся римлянами Opus vermiculatum.

Если два первых вида мозаичной техники служили преимущественно для выполнения сравнительно несложных мо­заик полов, то успешное овладение более совершенной мозаичной техникой, Opus vermiculatum, с одновременным введением новых материалов и совершенствованием техниче­ских приемов выполнения позволило античным художникам-мозаичистам создать не только выдающиеся, высокохудожественные произведения мозаичной живописи полов, но и не менее ценные как в художественном, так и в техническом отношении мозаичные картины и портреты.

Отдельные произведения античных художников-мозаичистов, созданные ими в различных техниках мозаики пола и стенной и станковой мозаичной живописи, сохранились до наших дней и были обнаружены при археологических рас­копках античных городов, в частности Помпеи, Ольвии, Олинфа, Пергама, Приенны и др.

Античная мозаика полов, выполнявшаяся техникой Opus barbaricum

Античная мозаика пола, набранная из разноцветных «голышей» белого, желтого и черного цвета и хорошо обожженных черепков ярко-красного цвета, называлась римлянами Opus barbaricum.

Эта техника мозаики пола, встречающаяся в античных до­мах конца V—II вв. до нашей эры в Пергаме, Делосе, Олинфе, Приенне, Помпее и Ольвии, является одним из древнейших приемов выполнения мозаичной живописи, применяв­шихся при наборе античных мозаичных полов.

Набранные в этой технике мозаичные полы, являющиеся великолепными образцами мозаики, выполненной в технике Opus barbaricum, были открыты в античных домах конца V в. и первой половины IV в. до нашей эры в г. Олинфе, в Македонии; в эллинистическую эпоху в этой технике выпол­нялись полы в античных домах в Приенне (IV—II вв. до н. э.), в Ольвии (II в. до н. э.) и во многих античных домах Пергама, Делоса и Помпеи. В Делосе и Помпее этой техни­кой особенно часто пользовались при наборе полов в проход­ных и непарадных жилых помещениях античных домов IV— II вв. до нашей эры.

Материалы мозаики полов. Античные мозаики пола, вы­полненные в технике Opus barbaricum, набирались из при­родных, натуральных, хорошо обкатанных камней-«голышей» различной формы и размера; какой-либо обработке эти «голыши» не подвергались.

Камни-«голыши» применялись различных оттенков: белого, желтого и черного цвета. Наряду с «голышами» употребля­лись и хорошо обожженные глиняные черепки ярко-красного цвета.

Мозаичный грунт и подготовка под него. В тех случаях, когда мозаичные полы набирались в нижнем этаже античного дома, производились следующие подготовительные работы: земляной грунт утрамбовывался и тщательно выравнивался, затем делалась вымостка из булыжника без применения раствора. На выложенный булыжный слой толщиной от 1 до 10 см наносился слой известкового цемента, состоящий из смеси известкового теста с песком (на две части извести бралось пять частей песку). Этот слой тщательно утрамбовывался и поверх него наносился второй слой известково-цемяночного раствора, состоявший из вмеси одной части известко­вого теста с тремя частями песку и одной частью мелкодробленной черепицы. Толщина обоих слоев обычно не превышала 12—15 см.

Техника мозаичного набора. На последний слой мозаичного грунта, называвшийся nucleus и являвшийся собственно мозаичным грунтом, и укладывались по заранее составленному рисунку разноцветные «голыши» и куски битой черепицы яркокрасного цвета.

При выполнении набора укладка «голышей» и кусков черепицы велась таким образом, чтобы они как можно плотнее прилегали друг к другу. Швы между отдельными «голышами» и черепицей старались делать как можно уже. Когда набор был закончен, то имеющиеся швы затирали специально приготовленной массой, состоявшей из известкового теста, смешанного с мелкодробленной черепицей и оливковым маслом; после того, как эта замазка затвердевала, приступали к шлифовке и полировке поверхности мозаичного пола .

Живописные особенности техники Opus barbaricum . Моза­ичная живопись, выполненная в технике Opus barbaricum, представляла собой античные мозаичные полы с набранными из разноцветных «голышей» и красной черепицы разнообразными геометрическими и растительными орнаментами, а также фигурными изображениями, подражающими аналогичным композиционным построениям и рисункам античных ковров.

В орнаментальных и композиционных фигурных построе­ниях, наблюдаемых в античных мозаиках пола, использовались античными мастерами не только композиционные схемы построения орнаментов, типичные для античных ковров, но зачастую переносился и сам ковровый орнаментальный рисунок. Примерами подобного перенесения коврового орнаментального рисунка в мозаики пола являются мозаичные полы античных домов Пергама и Делоса, набор которых состоит из орнаментов в виде городков и длинных зубцов, типичных для античных ковров. Не менее типичны в этом отношении и другие мозаичные полы в домах Пергама и Делоса, в частности полы в доме Дельфинов на острове Делосе.

Художники-мозаичисты, набиравшие полы в домах в г. Суссы, также использовали принципы построения ковро­вого орнамента для своего набора, в частности мозаичный пол одного из античных домов г. Суссы состоит из набора изображений различных птиц и животных (утки и газели), расположенных среди разбросанных по плоскости пола цве­тов и плодов: гроздьев винограда, граната, вишен, яблок, корзины с фруктами и цветов: роз, тюльпанов, гиацинтов и других, причем при наборе применен типичный орнаментально-ковровый принцип композиционного построения ри­сунка.

Благодаря введению в античную мозаику пола рисунка, типичного для античных ковров, и использованию орнаментально-ковровой схемы построения орнамента становится совершенно очевидной и связь мозаик пола с коврами, которые они в известной мере были призваны заменять.

В эллинистическую эпоху в мозаичную технику Opus barbaricum были внесены художниками-мозаичистами различные нововведения, на основе которых эта техника продолжала совершенствоваться и достигла высокой ступени развития. Этому способствовало применение в мозаичном наборе расколотых надвое «голышей», неправильной формы осколков разноцветных природных камней и крупных черепков античных амфор, употреблявшихся, в частности, в мозаиках полов на острове Делосе. Постепенно эта техника перешла к замене «голышей» и черепицы в наборе маленькими кубиками из разноцветных камней.

Античная мозаика полов, выполнявшаяся техникой Opus tesselatum.

Техника античной мозаики пола, называвшаяся римлянами Opus tesselatum, была основана на том, что мозаичный набор выполнялся из небольших кубиков разноцветных природных камней. Эта техника набора мозаичных полов была широко распространена в IV—I вв. до нашей эры в Александрии, Пергаме, на острове Делосе, в Помпее, Риме и других античных городах в эллинистическую эпоху.

В Александрии, в главном городе атиталлидов — в Пергаме, эта мозаичная техника достигла своего расцвета в эпоху первых пергамских царей — Аталла II (241—197 гг. до н.э.) и Эвмена (197—150 гг. до н. э.). Пергамские художники-мозаичисты, работавшие техникой Opus tesselatum, достигли боль­шого совершенства в ней, и их произведения — мозаичные полы — были хорошо известны за пределами страны. По свидетельству Плиния, самый знаменитый пергамcкий художник-мозаичист Соз с неподражаемым искусством набрал в Пергаме мозаичный пол в доме Ойкос-Асаратос (Невыметенный дом), названный так потому, что на нем были набраны раз­бросанные в беспорядке после пиршества фрукты, овощи, различные яства, переданные художником настолько реали­стично и живо, что создавалась полная иллюзия неубранного после пира пола.

В последующие столетия эта техника, воспринятая и раз­витая античными римскими художниками-мозаичистами, по­лучила широкое распространение в Римской империи, а впо­следствии перешла и в западноевропейские страны.

Материалы мозаики пола. Основными материалами мозаики пола, выполнявшейся техникой Opus tesselatum, были маленькие кубики размером обычно в 1 см3, нарезанные из разноцветных природных камней. Кубики имели хорошо отшлифованные грани, благодаря которым обеспечивалось их прочное прилегание друг к другу в наборе.

Мозаичный грунт и подготовка под него . Подготовка по­верхности пола, предназначавшаяся под мозаику, произво­дилась точно так же, как и при выполнении мозаики техникой Opus barbaricum, т. е. утрамбованная земляная поверхность выкладывалась слоем булыжника, поверх которого наносился слой известкового цемента, полученный смешением двух частей известкового теста с пятью частями песку. По­верх этого слоя, предварительно хорошо утрамбованного, наносился слой мозаичного грунта толщиной в 2—3 см, со­стоявший из смеси одной части известкового теста, двух ча­стей мелкого кварцевого песку, одной или полутора частей мелко дробленной черепицы или кирпича и некоторого количества растительного масла — льняного или орехового. Приготовленный таким образом известково-цемяночный маслянистый грунт обладал исключительной прочностью и очень хорошо удерживал мозаики.

Техника мозаичного набора. В начальные периоды разви­тия мозаичной техники Opus tesselatum посредством малень­ких кубиков натуральных разноцветных горных пород: гранита, мрамора, порфира, известняков и др., с хорошо отшли­фованными гранями выполнялся набор довольно несложных орнаментальных узоров растительного или геометрического рисунка по темному полю пола. В дальнейшем мозаичный набор сделался сплошным, т. е. из кубиков камня набира­лась вся поверхность пола. При этом кубики из белого мра­мора образовывали широкие белые поверхности, являвшиеся полем орнаментальных узоров, набиравшихся по этому полю из разноцветных маленьких каменных кубиков желтого, красного, синего, голубого, фиолетового, зеленого и черного цвета самых различных оттенков. Набираемые по белому полю орнаментальные узоры обычно располагались симметрично. Набор был прямым, т. е. мозаику художник-мозаичист набирал непосредственно на подготовленной поверхности пола, отдельными участками, по заранее составленному рисунку. На участок пола наносился мозаичный грунт, и мастер-мозаичист вдавливал в него каменные кубики сообразно рисунку. При выполнении набора кубики плотно пригонялись друг к другу, благодаря чему швы между ними были очень узкими и почти незаметными. По окончании набора поверхность пола тщательно шлифовалась и полировалась.

Живописные особенности техники Opus tesselatum. Благодаря применению мелких каменных кубиков определенного размера и формы, имеющих хорошо отшлифованные боковые грани, обеспечивающие плотное прилегание отдельных кубиков друг к другу, художник-мозаичист, выполнявший набор в этой технике, имел возможность набирать очень тонкие, сложные по рисунку, как орнаментальные, так и многофигур­ные и в то же время многокрасочные композиции, так как обладал более многокрасочной палитрой мозаичного набора, состоявшей из разноцветных сортов мраморов, добывавшихся в Магнезии и Эфесе, разноцветных натуральных камней: гра­нита, порфира, яшмы и других пород из Рубских, Палленских, Фиденских, Албанских, Тарквинских и Умбрийских место­рождений.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!