Интервью с Бертом Хеллингером



«Я-ведомый»

Беседа Вилфрида Неллеса с Бертом Хеллингером. во время Первой рабочей конференции «Практика семейной расстановки» в апреле 1997 года

В. Н.: Господин Хеллингер, Вы ведете себя как терапевт и все же Вы не терапевт. Кем видите себя Вы сами?

Б. X.: С одной стороны, я вижу себя учителем. Но прежде я вижу себя, по сути, ближним, тем, кто на общечеловеческом уровне резонирует с другими и, может быть, что-то приводит в действие. Я — тот, кто ищет гармонии, кто помогает, когда что-то показывается из скрытого. Чему способствуют семейные расстановки, так это тому, что сразу выводят что-то на свет. Но и это на самом деле не то. В принципе я чувствую себя тем, кто взят на службу для чего-то, чего он не понимает.

В. Н.: Но Вы ведь еще и учите. Например, правильно обращаться с экзистенциальными жизненными ситуациями, Вы учите правильной позиции и образу действий для терапевтов и помощников. Откуда Вы это черпаете? Из непонимания?

Б. X.: Да. И для меня тут есть один очень простой ориентир: я чувствую, куда течет поток у меня самого, и в принципе я просто иду с ним туда, куда он течет. И если вдруг это движение прекращается, если я не могу двигаться дальше или замечаю, что я на ложном пути, я просто останавливаюсь. И тогда я могу долго, очень долго, целые месяцы просто ничего не делать и оставаться в этом покое, пока откуда-то извне, часто совершенно неожиданно, ко мне не придет что-то, что даст мне новое направление. Это и есть подлинное. Я совершенно не думаю о том, чтобы кому-то помочь, об экзистенциальных вопросах или чтобы кого-то чему-то научить... Для меня это вообще не вопросы.

В. Н.: В принципе это духовное исполнение Вашей собственной жизни.

Б. X.: Его можно было бы назвать духовным, но я очень сдержан при обращении с такими понятиями. Тут ко мне подошел один человек и заговорил о моем вчерашнем докладе («Психотерапия и религия»). Он спросил меня, является ли для меня чем-то важным самоотдача. Я сказал: «Нет, это опять же представление о том, что «я что-то делаю». А тут просто ведет или несет некое поле». Тогда он

367

сказал: «Но разве это тогда не что-то абсолютно естественное, где за этим совершенно ничего не стоит? Когда просто находишься на одной волне с этим естественным?» Я ответил: «Да, это мне созвучно». То есть это последний отказ, отказ от духовного, божественного. Который более всего сообразен таинственному, тому, что есть. И который есть то, что ведет в пустоту.

В. #.; Долгий же это путь — от священника к этому последнему отказу!

Б. X.: Да, так оно и было... Сан священника совершенно точно стал следствием переплетений и неосознанных поручений моей родительской семьи, которые имели смысл там, но я делал это с полной самоотдачей. А потом я вдруг с чем-то столкнулся, и мне стало совершенно ясно: дальше дороги нет. Благодаря этому я оказался приведен к иному направлению, но снова без всяких планов, со множеством так называемых случайностей, которые, если оглянуться назад, оказываются судьбой или руководством, которому я себя вверяю, но за которое я даже не осмеливаюсь поблагодарить — это опять же было бы слишком много, словно в этом было что-то особенное...

В. Н.: Тут снова было бы некое противопоставление?

Б. X.: Да, как будто я что-то получил. Думаю, на это у меня нет никакого права. Я просто принимаю это как что-то... да, как ведомый, но ведомый очень деликатным образом, который позволяет мне оставаться собой.

В. #.: Который ведет Вас не от себя, но к себе?

Б. X.: Да, это движение всегда как-то связано с неким вызовом. Когда я какое-то время что-то делаю, то вдруг совершенно отчетливо понимаю: продолжать это делать и в то же время оставаться сосредоточенным невозможно. Вдруг приходит вызов, требующий мужества и нового риска, и, если, так сказать, слепо на него пойти, — это путь продолжения. Он всегда сопряжен с риском. Ведь так идет вперед и жизнь вообще. А мышление в категориях безопасности идет с этим совершенно вразрез.

В. Н.: Мне вспоминается при этом изречение Гераклита: «В одну реку нельзя войти дважды».

Б. X.: Именно так, и река тут двойной образ: человек стоит на берегу и видит, как течет река, он входит в воду, и она его несет, а берег он оставляет позади. Но Гераклит оказал на меня сильное влияние еще и своим образом огня, огня как вспышки познания, внезапно появляющейся из того, что скрыто. Это принципы моей работы в расстановках. Эти образы гармонируют друг с другом и в глубине образуют единство.

368

В. Н.: Ваша конкретная работа происходит на терапевтической сцене, Вы называете ее также «системной терапией», но то, что Вы сейчас рассказываете, выходит далеко за рамки терапии.

Б. X.: Да, далеко, далеко. Иногда я провожу нацеленную терапию, когда говорю человеку что-то по поводу симптома. Но в принципе моя работа намного шире. Можно назвать это оздоровлением. Не спасением, а оздоровлением, но не в смысле избавления. Оздоровление означает, что из потерянности или переплетения человек вновь обретает связь с чем-то несущим. Чем бы то ни было. Тут есть порядки, которые нам заданы. Соединяясь с ними, мы чувствуем себя шире, мы чувствуем себя целыми и не всегда счастливыми — об этом речь и «е идет, боль тоже сюда входит, сюда входит забота, сюда входит вызов — это нечто в высшей степени покойное. Это критерий: человек в высшей степени спокоен. И чтобы еще раз вернуться к образу реки. Она ведь тоже иногда бывает бурной, она тащит человека с собой, почти без сознания. Иногда люди испытывают такое на войне, и тем не менее это та же самая река, с которой ты в гармонии, даже если она несет тебя таким образом, а иногда она течет совсем медленно, она совершенно спокойна, и ты совершенно тих. Сюда входит и то, и другое. И то, и другое — та же самая река.

При этом некоторых она понуждает к жестокому, ужасному для нас, и все же это та река, с которой человек в гармонии. Таким было бы следствие. То есть не только что-то мирное, но и воинственное.

В. Н.: Вы не занимаете тут никакой моральной позиции?

Б. X.: Абсолютно нет! Этого вообще делать нельзя. Я с ужасом иногда смотрю на то, что происходит, но без оценки, без возмущения.

В. Н.: Это напоминает мне одну расстановку с моего собственного семинара. Речь шла о женщине — это была мать клиента, которая в конце войны была изнасилована русским солдатом. Когда я это расставил, заместительница упала на пол с криком: «Это был не только он один, это была вся армия!» Тогда я поставил напротив нее всех мужчин, и когда спросил первого, как он себя чувствует, он только пожал плечами и лаконично ответил: «Это война. На войне именно так!» При этих словах тело женщины резко дернулось. Она подняла глаза и произнесла: «Скажи это еще раз!» Когда он повторил эту фразу, она встала, выпрямилась как свеча, посмотрела на него в упор и сказала: «Вот оно!»

Б. X .: Замечательный пример.

В. П.: Она обрела свою силу и свое достоинство, и сама почувствовала себя воином, и это принесло ей избавление. Это то, что так глубоко

24 - 3705

369

трогает меня в этой работе, — возможность видеть, что когда есть эта гармония с тем, что есть, то жертвы превращаются в тех, кто действует, и это рождает силу.

Б. X .: Если человек, как это обычно бывает, остается при своем негодовании, тогда жертва превращается в зло-дея. Вы совершенно замечательно провели это различие: признавая, они становятся теми, кто действует, а это невероятная разница. Но, к сожалению, в нашем негодующем обществе едва ли есть место чему-то подобному. Негодующие самодовольны. Они не знали страдания сами или его вытеснили. Кто познал и признал страдание или вину, тот оставил негодование позади...

В. Н.: ...и человек становится тихим.

Б. X .: Да, тогда он становится тихим и у него есть сила.

В. Н.: То, что Вы здесь говорите, все же очень сильно уходит в область религии, как бы это ни понималось с точки зрения содержания...

Б. X .: Я же только что попытался это блокировать, чтобы этим понятием больше не...

В. К: ...даже в смысле «естественной религии» или «религиозной позиции», как прозвучало вчера в Вашем докладе? Как естественное почтение или благоговение?

Б. X : «Религиозная позиция» лишена содержания, в то время как «смирение» или «благоговение» — слова, которые заставляют звучать что-то, в чем человек сразу может себя запереть. Как и «достоинство» или «уважение».

В. #.; Вы любите использовать эти высокие, несколько старомодно звучащие слова. Но ведь эти понятия, с которыми у многих большие трудности, еще и создают Вам репутацию консерватора.

Б. X .: Да, да. Но тут сразу знаешь, что это такое. Но религиозно ли это, приемлемо ли вообще понятие «религия», это еще вопрос. Ведь существует же определение религии как связи с прошлым или вплетенности в нечто большее, это ведь тоже значит «приходить к гармонии», но является ли это чем-то, что больше природы?.. То, что это больше меня, именно так в любом случае. Но ведь это, так или иначе, опыт того, что вокруг нас есть что-то большее, во что мы вплетены. Можно называть это «большой душой», или «морфогенетическими полями», или как угодно еще, но стоит ли за этим что-то божественное, нам не известно. А для исполнения, для гармонии достаточно самой простой формулировки. Действие которой намного больше, чем если называть это «религиозным» или «духовным». Тут заключен крайний отказ, и именно он делает возможной внутреннюю пустоту.

370

В этот отказ нас вводят через наше переживание, наши будни, что бы там ни было, через прожитое стремление «принять вызов» и «выдержать испытание». Я пришел к этому не через усилия, не путем медитации или чего-то подобного, вовсе нет. Работая с семьями и видя, насколько мал мой вклад, насколько это управляется откуда-то еще, я отступаю назад. Я не отказывался, просто оказалось, что это самое естественное в мире.

В. Н.: Но для этого нужно повернуться лицом к действительности, принять ее такой, как она есть.

Б. X .: Да, без всяких намерений. На этот счет мне вспоминается замечательная история о буддийском монахе. Одна молодая женщина, родив ребенка, сказала, что этот ребенок от него. Он сказал: «Ах так?» — ушел из монастыря и заботился о ребенке. Через пару лет она ему сказала: «Он вовсе не от тебя, я тебя обманула». На что он снова сказал: «Ах так?» — и вернулся в монастырь. Ведь в принципе это ничего не значит. Для того, кто в гармонии, внешние вещи не значат совершенно ничего. Но я не имею в виду, что это тот идеал, к которому нужно стремиться.

В. Н.: Но ведь очень быстро происходит так, что человек приобретает опыт и создает из него потом теорию, идеал или убеждение. Ведь это легко может случиться и с Вашей работой. Альбрехт Map рассказал сегодня на эту тему прекрасную притчу: черт прогуливается со своим ассистентом, и им встречается человек, только что переживший волнующий опыт в семейной расстановке. Ассистент огорченно обращается к черту: «Так для нас пропала еще одна душа, что нам теперь делать?» На что черт отвечает: «Ничего. Подождем до завтра, он успеет превратить это в убеждение».

Б. X .: Именно. Прекрасный образ. Ведь иногда человек сам бывает убежден, когда он что-то обнаружил. Этого нужно остерегаться, чтобы путь оставался открыт для следующего. Хороший образ здесь дорога, по которой человек идет дальше, если оставит позади все предыдущее, без исключения.

В. Н.: В расстановках есть один момент — все стоят, все уже сказали, как они себя на своих местах чувствуют, — и терапевт от восприятия переходит к действию. Ведь он вмешивается таким образом в жизнь клиента, он оказывает влияние. Позволительно ли это вообще? Что в этот момент происходит у Вас?

Б. X : Я вообще ничего не думаю. Я просто вижу: момент настал. Я молча стою, и вдруг появляется шаг, который я делаю. Он вытекает из того, что было непосредственного до этого, он не направлен ни к какой цели. Но бывают исключения, когда я уже по ис-

24*

371

ходной расстановке вижу, где решение. А порой я просто не знаю, что дальше, и тогда откуда-то, иногда и из публики, приходит импульс, который я сразу подхватываю. Случаются и ошибки, они тоже часть процесса. Ошибка ведет к возникновению эхо от расставленных заместителей, которое снова возвращает все в колею. Так что и тут есть нечто целебное, на что я полагаюсь.

В. Н.: Но случаются и такие ошибки, которых сразу не замечаешь, и клиент может уйти домой с мнимым решением.

Б. X .: Да, но и он несом. Некоторые действительно срываются, и кажется, что терапевт причинил им какое-то зло. Но вдруг начинаешь понимать, что за этим стоит определенный образ, представление о необходимости контроля.

В. Н.; То есть Вы совершенно отходите от терапевта, который что-то решает?

Б. X .: Именно. Но это не значит, что я не работаю в направлении решения или делаю вид, будто его не хочу. Ведь поток идет к решению. А коли так, я иду вместе с потоком и радуюсь, если у меня есть решение. Но если движение застопоривается, я отхожу назад. Тогда дальше поток идет у клиента. Тогда вся энергия у него.

В. К: Тогда в этом тоже нет ничего плохого. Но для стороннего наблюдателя или даже клиента часто становится шоком, когда терапевт просто прекращает расстановку.

Б. X .: Что на самом деле такое то, что действует? Уж никак не терапевт! То, что действует, это deucme-ительность! Если судьба клиента берет меня на службу для решения, это хорошо. И если я себя этому противопоставляю и, так сказать, искусственно стремлюсь достичь решения, - ничего не получается. Этот род стремления к решению обречен на провал.

Если я был в гармонии, то каким бы ни был результат, никто не может что-то отнять от качества моей работы. Но если я действительно что-то сделал неправильно, например, потому что чего-то хотел, я беру на себя за это личную ответственность. Это могут быть тяжелые вещи, с которыми я, возможно, столкнусь. Но и здесь я думаю, что ошибки и вина являются вехами в развитии. Только на поверхности трения снова появляется искра нового познания, новый огонь, который тогда загорается. Представление о том, что путь всегда прям, против всей природы. Если кажется, что что-то пошло не так и я об этом не беспокоюсь, то через несколько дней выясняется совершенно иное. Или если кто-то, наоборот, говорит: да тут вообще ничего не было, то это точно так же ни о чем не говорит. Позиция, которую я зани-

372

маю во всех таких случаях, такова: я доверяю клиента его доброй душе.

В. Н.: На меня произвело глубокое впечатление, с каким уважением Вы относитесь к инициативам наблюдающих участников и насколько Вы, кажется, доверяете людям, использующим и распространяющим Ваш метод, которых Вы даже не обучали.

Б. Х:Меня часто очень трогает то, что тут происходит, я рад, что это идет дальше. Мне кажется полным безумием, когда кто-то хочет засунуть действительность, которую видит, себе в карман. Когда меня спрашивают, можно ли использовать что-то, что я сказал или сделал, это причиняет мне настоящую боль. Как будто у меня есть право распоряжаться действительностью или прозрениями. Они были мне подарены, они есть для каждого. Я получил толчок и передаю эти импульсы дальше, и я рад, если другие по-своему тоже передадут их дальше.

ЛИТЕРАТУРА

Achterberg, J. (1990): Gedanken heilen. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Achterberg, J., B. Dossey und L. Kolkmeier (1996a): Rituale der Heilung. München

(Goldmann). Achterberg, J. (1996b): Mündliche Mitteilungen während eines Seminars im ZIST,

Penzberg. Andersen, T. (1989): Das reflektierende Team. In: T. Andersen (Hrsg): Das reflektierende

Team. Dortmund (modernes lernen), S. 19—HO. Anderson H., H. Goolishian, L. Winderman (1986): Problem determined Systems:

towards transformation in family therapy. J. Strategie and Systemic Therapies

5(4) 1—14. Beaumont, H., С Beaumont u. J. ten Herkel-Chaudhri (Hrsg.) (1997): Touching Love —

Bert Hellinger at Work with Families Systems. Dokumentation of a Three-Day

Course for Psychotherapists and their Clients. (Carl-Auer-Systeme Verlag). Beck, U. (1984): Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt/

Main (Suhrkamp).

Beck, U. (1991): Das große Expertensystem.Wie unmodern ist die moderne Gesellschaft? Frankfurter Allgemeine Zeitung, 10.7.91. Beck, U. u. E. Beck-Gernsheim (1990): Das ganz normale Chaos der Liebe. Frankfurt/

Main (Suhrkamp). Beck. U., A. Giddens u. S. Lash (1993): Reflexive Modernisierung. Eine Kontroverse.

Frankfurt/Main (Suhrkamp). Beck-Gernsheim, E. (1994): Auf dem Weg in die postfamiliale Familie — Von der

Notgemeinschaft zur Wahlverwandtschaft. In: U. Beck u. E. Beck-Gerns-

heim(Hrsg.): Riskante Freiheiten. Individualisierung in modernen Gesellschaften.

Frankfurt/Main (Suhrkamp). Bommert, H., T. Henning u. D. Walte (1990): Indikationen zur Familientherapie.

Stuttgart (Kohlhammer).

Boszormenyi-Nagy, I. u. G. Spark (1973): Unsichtbare Bindungen. Die Dynamik-familiärer Systeme. Stuttgart (Klett-Cotta). Boszormenyi-Nagy, I. (1987): Foundations of Contextual Therapy; Collected Papers of

I. Boszormenyi-Nagy. New York (Branner & Mazel). Brandl-Nebehay, A. u. U. Russinger (1995): Systemische Ansätze im Jugendamt —

Pfade zwischen Beratung, Hilfe und Kontrolle. Z. System. Ther. 13 (2) 90—103. Breitenbach, G. u. H. Requardt (1996): Kommentar. Der Ansatz von Bert Hellinger —

Rückfall oder Vorfall? Zeitschrift für Systemische Therapie 14: 47—49. Breuer. H. (1997): Familienaufstellung und Gefühle, Im vorl. Band S. 128 ff. Buber, M. (1992): Das dialogische Prinzip. Gerungen (Lambert Schneider) 6., durchges.

Auflage. Burr, W. (1993): Evaluation lösungsorientierter Kurztherapie. Familieiidynamik 18: 11—21.

374

Buch, V. (1995): Nachbetreuung von Pflegefamilien. In: M. R. Textor u. Р. К. Warndorf

(Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus),

S. 177—190. Ciompi, L. (1997): Die affektiven Grundlagen des Denkens. Göttingen (Vanden-hoek

und Ruprecht).

Cohen D. а. С Eisdorfer (1986): The loss of seif. New York (W.W. Norton). Conen, M.-L. (1996): «Wie können wir Ihnen helfen, uns wieder loszuwerden?»

Aufsuchende Familientherapie mit Multiproblemfamilien. Z. System. Ther. 14 (3):

178—185.

Cousins, N. (1996): Der Arzt in uns selbst. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Crittenden, P. M. (1995): Attachment and psychopathology. In: S. Goldberg, — Die

zeitlosen Weisheiten des Zen. Worte großer Meditationsmeister über Achtsamkeit,

Einsicht und inneren Frieden. Bern/München/Wien (Scherz). Dilts, R. (1993): Die Veränderung von Glaubenssystemen; Paderborn (Junfer-mann). Dramatica Software zur computergestützten Drehbuchentwicklung. (Screenplay

Systems), 1994. Eberspächer, H. E. (1987): Über die Interaktion von Psyche und Soma in der

Funktionellen Entspannung. Vortrag gehalten auf der Tagung des Deutschen

Kollegiums für Psychosomatische Medizin (DKPM) in Schömberg. Eddington, A. S. (1935): New Pathways in Science. Cambridge. Erickson, M. H., E. L. Rossi u. S. L. Rossi (1978): Hypnose. Induktion, Psychotherapeut.

Anwendung, Beispiele München (Pfeiffer).

Erickson, E. H. (1966): Identität und Lebenszyklus. Frankfurt/M. (Suhrkamp). Essen, S. (1990): Vom Problemsystem zum Ressourcensystem. In: E.J. Branner: Von

der Familientherapie zur systemischen Perspektive. Heidelberg/Berlin (Springer). Fehlinger, M. und С Essen (1994): Ich und meine Panikattacke. Systemische Modelle

für Einzeltherapie und Supervision bei Angst- und Panikzuständen. Unveröff.

Arbeitsunterlage, Linz (IFS). Fischer, H. R. (1991): Sprache und Lebensform — Wittgenstein über Fraud und die

Geisteskrankheit. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Franke, U. (1996): Systemische Familienaufstellungen. Eine Studie zu systemischer

Verstrickung und unterbrochener Hinbewegung unter besonderer Berücksichtigung

von Angstpatienten. München (Profil).

Fuchs, M. (1989): Funktionelle Entspannung. Stuttgart (Hippokrates). Fuhrmann I., H. Gutzmann, E.-M. Neumann u. M. Niemann-Mirmehdi (1995): Abschied

vom Ich — Stationen der Alzheimer-Krankheit. Freiburg (Herder). Gauly, B. u. W. Knobbe (1995): Beratung im Spannungsfeld zwischen Herkunftsund

Pflegefamilie. In: M. R. Textoru. Р. К. Warndorf. (Hrsg.): Familienpflege.

Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus), S. 191—201. Gehring, T. M. (1993): Familiensystem-Test. FAST. Weinheim (Beltz). Giddens, A. (1991): Modernity and Self-Identity. Cambridge (Polity Press). Giddens, A. (1993): Wandel der Intimität. Sexualität, Liebe und Erotik in modernen

Gesellschaften. Frankfurt/Main (Fischer).

Giddens, A. (1995): Konsequenzen der Moderne. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Giegerich W. (1988): Psychoanalyse der Atombombe. Bd. 1: Die Atombombe als

seelische Wirklichkeit. Versuch über den Geist des Christlichen Abendlandes.

Zürich (Schweizer Spiegel).

375

Giegerich W. (1989): Psychoanalyse der Atombombe. Bd. 2: Drachenkampf. Initiation

ins Nuklearzeitalter. Zürich (Schweizer Spiegel). Glaser, V. (1994): Eutonie. Das Verhaltensmuster des menschlichen Wohlbefindens.

Heidelberg (Haug Verlag).

Glöckner, A. (1995): Therapeutische Rituale. Unveröffentlichtes Manuskript. Goolishian, H. u. A. Anderson (1988): Menschliche Systeme. Vor welche Probleme sie

uns stellen und wie wir mit ihnen arbeiten. In: Reiter et al. (Hrsg.), S. 189-216. Gray W. G. (1994): Magie — Das Praxisbuch der magischen Rituale. München

(Goldmann).

Greitemeyer, D. (Hrsg.): Die Therapeutenpersönlichkeit. Wildberg, S. 78-85. Greitemeyer, D. (1997): Sich selbst erkennen, sich selbst finden, sich selbst erfinden ...

Zeitschrift für systemischeTherapie 15 (2): 130—134. Grossmann, К. и. К. Grossmann (1995): Frühkindliche Bindung und Entwicklung

individueller Psychodynamik über den Lebenslauf. Familiendynamik 20: 171—192. Gudat, U. (1987): Systemische Sicht von Pflegeverhältnissen — Ersatz- oder

Ergänzungsfamilie? In: Deutsches Jugendinstitut (Hrsg.): Handbuch Beratung im

Pflegekinderbereich. München (Verlag Deutsches Jugendinstitut), S. 38—59. Gurtner, M. (1996): Ineinandergreifende Skriptzirkel: ein Modell transaktionsanalytischer Paartherapie. Journal für tiefenpsychologische Transaktionsanalyse,

57—75. Hahnemann, S. (1983): Chronische Krankheiten, Materia Medica. 4 Bde. Rep. d. letzten

Aufl. v. 1835. Hohenschäftlarn (Barthel & Barthel). Hahnemann, S. (1996): Organon der Heilkunst. Ande sapere. Standardausgabe der 6.

Aufl. Heidelberg (Haug).

Haie, А. Е. (1994): Der soziometrische Kreislauf. Psychodrama. 7 (2): 19. Hargens, J. (1995): Kurztherapie und Lösungen — Kundigkeit und Respektieren.

Familiendynamik 20: 32—43. Heini, P. (1987): Die Technik der visuellen Analyse von Familienstammbäumen.

Familiendynamik 12: 118—138.

Heinze, E. (1995): Eltern spielen «Vater, Mutter, ... (Pflege-) Kind». Ein Vorbereitungsseminar für Pflegeeltern-Bewerber. Humanistische Psychologie 18:

37—62. Hellinger, B. (1995): Finden, was wirkt. Therapeutische Briefe. Erw. Neuaufl. München

(Kösel). Hellinger, B. (1994): Ordnungen der Liebe. Ein Kursbuch. Heidelberg (Carl Auer

Systeme). Hellinger, B. (1995a): Verdichtetes — Sinnsprüche, Kleine Geschichten, Sätze der

Kraft. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Hellinger, B. (1995b): Familien-Stellen mit Kranken. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Hellinger, B. u. G. ten Hövel (1996a): Anerkennen, was ist. Gespräche über Verstrickung

und Lösung. München. (Kösel).

Hellinger, B. (1996b): Die Mitte fühlt sich leicht an. München (Kösel). Hellinger, B. (1997): Schicksalsbindungen bei Krebs. Ein Kurs für Betroffene, ihre

Angehörigen und Therapeuten. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Hermes, M. u. J. Singer (1995): Systemisches Arbeiten mit Pflegefamilien. Systhema

9: 37-46.

Э76

Herrigel E. (1983): Zen in der Kunst des Bogenschießens. 21. Aufl. München (Barth/

Scherz). Höger, С. и. М. Temme (1995): Systemische Therapie mit einem reflektierenden Team.

Eine Annäherung an Wirksamkeit und Wirkungsweise. System Familie 8: 26—33. Imber-Black, E. (1990): Familien und größere Systeme. Im Gestrüpp der InstitutiQnen.

Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Imber-Black, E., J. Roberts und R. A. Whiting (1993): Rituale in Familie und

Familientherapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Ingwersen, F. (Hrsg.) (1997): Der Klinikreader. Rastede (Selbstverlag Kleeblatt Klinik)

Rastede. Jellouschek, H. u. M. Kohaus-Jellouschek (1993): Intensivseminare für Paargruppen.

Eine effektive Form von Paar-Kurztherapie. System Familie 101—109. Jellouschek, H. (1992): Die Kunst, als Paar zu leben. Zürich-Stuttgart (Kreuz). Jena, S. u. F. Wohlert (1990): Bewährung von Pflegeverhältnissen. Eine empirische

Untersuchung erfolgreicher und gescheiterter Pflegeverhältnisse. Archiv für

Wissenschaft und Praxis der sozialen Arbeit 21: 52—68. Kafka, F. (1975): Briefe an den Vater. Frankfurt/Main (Fischer). Kaiser, R, J. Rieforth, H. Winkler u. F. Ebbers (1990): Strukturprobleme von Pflegefamilien —

Möglichkeiten und Grenzen von Selbsthilfe. Familiendynamik 15: 125—140. Kaiser, P. (1995): Strukturelle Besonderheiten und Probleme von Pflegefamilien. In:

M. R. Textor u. Р. К. Warndorf (Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung,

Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus), S. 67—77. Kienast, B. (1994): Einstellungen von Pflegeeltern zu den leiblichen Eltern von

Pflegekindern und erzieherisches Verhalten der Pflegeeltern zum Pflegekind.

Manuskript, Universität Graz, Naturwissenschaftliche Fakultät. Kinder- und Jugendhilfegesetz (KJHG). In: Sozialgesetzbuch (SHG), Buch Vin, Kinder-

und Jugendhilfe. BGB 1.1, S. 637.

Kinzinger, W. (1982): Das Kind zwischen Herkunfts- und Ersatzfamilie. Der familientherapeutische Aspekt im Pflegestellenwesen. Unsere Jugend 34: 443—452. Korzybski, A. (1933): Science and Sanity. Connecticut. Kötter, S. (1994): Besuchskontakte in Pflegefamilien. Das Beziehungsdreieck

«Pflegeeltern — Pflegekind — Herkunftseltern». Regensburg (Roderer). Krüll, M. (1995): Unreflektiertes patriacharliches Denken. Ein Gespräch mit der

Familiensoziologin Marianne Krüll. Psychologie heute: 6: 27. Lair, J. С u. W. H. Lechler (1983): Von mir aus nennt es Wahnsinn. Stuttgart (Kreuz). Lauterbach, M. (1995): Die vergessenen Seiten der Familiendynamik. Zur Ableitung

eines familienorientierten Psychodramas. Psychodrama 8 (1), 95 ff. Lechler, W. H. (1994): Das Bad Herrenalber Modell. Bad Herrenalb (Förderkreis für

Ganzheitsmedizin Bad Herrenalb e.V.). Lenk, W. (1988): Psychotherapeutische Behandlung eines Lipoms im Eigenversuch.

Hypnose und Kognition (April). Lenk, W. (1994): Sexueller Mißbrauch und Rheuma. Hypnose und Kognition, April:

127-137. Lenk, W: (1995): Arbeit mit Teilen. Audiocassette vom Seminar auf dem 2. Europäischen

Kongreß für Hypnose und Psychotherapie nach Milton H. Erickson. Heidelberg

(Carl-Auer-Systeme).

377

Lenk, W. (1999): Arbeit mit Teilen. Jahrestagung der Milton-Erickson-Gesell-schaft

1999 [Videocassette]. Bochum (Video Cooperative Ruhr). LeShan, L. (1993): Psychotherapie gegen Krebs. Stuttgart (Klett-Cotta). LeShan, L. (1995): Diagnose Krebs: Wendepunkt und Neubeginn. Stuttgart (Klett-Cotta). Levold, Т., Е. Wedekind, u. H. Georgi (1993): Gewalt in Familien. Systemdynamik und

therapeutische Perspektiven. Familiendynamik 18: 286-311. Lüssi, P. (1995): Systemische Sozialarbeit. Bern/Stuttgart/Wien (Haupt). Ludewig, K. (1988): Nutzen, Schönheit, Respekt — Drei Grundkategorien für die

Evaluation von Therapie. System Familie 1:103—114. Ludewig, K. (1988): Problem — «Bindeglied» klinischer Probleme. Grundzüge eines

systemischen Verständnisses psychosozialer und klinischer Probleme. In: L. Reiter

et al. (Hrsg.), 231-250.

Ludewig, K. (1992): Systemische Therapie. Stuttgart (Klett-Cotta). Ludewig, K. (1992): Evaluation systemischer Therapie in einer Kinder- und

Jugendpsychiatrie. System Familie 6: 21-35.

Ludewig, K. (1992): Systemische Therapie in Deutschland. Ein Überblick. Familiendynamik 21: 95-115. Mace, N. L. u. P.V. Rabins (1988): Der 36-Stunden Tag. Die Pflege des verwirrten

älteren Menschen, speziell des Alzheimer-Kranken. Bern/Stuttgart (Hans Huber). Madelung, E. (1996): Kurztherapien — Neue Wege zur Lebensgestaltung. München

(Kösel). Matzka, R. u. M. Varga von Kibed (1994): Erklärung der Grundbegriffe von Spencer

Browns «Gesetze der Form». In: D. Baecker (Hrsg.): Kalküle der Form. Frankfurt/

Main (Suhrkamp). Meier, Ch. (1996): Warum verteidigte sich Sokrates so unglücklich? Frankfurter

Allgemeine Zeitung/Magazin Nr. 834 vom 23.2.96 [ausführlich in: Ch. Meier (1995):

Athen. Ein Neubeginn der Weltgeschichte (erweiterte Taschenbuchausgabe.

München (Goldmann).] McGoldrick, M. u. R. Gerson (1990): Genogramme in der Familienberatung. Stuttgard

(Huber).

Merleau-Ponty, M. (1957): Phenomenologie de la Perception, Paris. Miller, A. (1979): Das Drama des begabten Kindes. Frankfurt/M. (Suhrkamp). Moreno, J. L. (1974): Die Grandlagen der Soziometrie. Opladen (Westdeutscher Verlag). Moreno J. L. (1991): Globale Psychotherapie und Aussichten einer therapeutischen

Weltordnung. Jahrbuch für Psychodrama, psychosoziale Praxis und

Gesellschaftspolitik, S. 11 [engl. Orig. 1957]. Muir, R. a. J. Kerr (eds.): Attachment theory: Social, developmental, and clinical

perspectives. Hillsdale, NJ (Analytic Press), 367—406. Nienstedt, M. u. A. Westermann (1989): Pflegekinder. Psychologische Beiträge zur

Sozialisation von Kindern in Ersatzfamilien. Münster (Votum). O'Hanlon, W. (1991): Eckpfeiler. Grundlegende Prinzipien der Therapie und Hypnose

Milton Ericksons. Hamburg (ISKO-Press).

Peirce, С S. (1983): Phänomen und Logik der Zeichen. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Porret, G. A. (1996): Lösung — Erkennen und Handeln. Unveröffentlichtes Manu-

skipt.

378

Ray, J. u. W. С Homer (1990): Correlates of effective therapeutic fester parenting.

Residential Treatmentfor Children and Youth 7: 57-69. G. Resch u. V. Gutmann (1986): Wissenschaftliche Grundlagen der Homöopathie.

Hohenschäftlarn (Barthel & Barthel). Riegas, V. u. Ch. Vetter (1990): Ein Gespräch mit H. Maturana und Beiträge zur

Diskussion seines Werkes. In: Riegas, V. u. Ch. Vetter (Hrsg.): Zur Biologie der

Kognition. Frankfurt/Main, (Suhrkamp), S. 25. Romero, B. (1991): Gruppen für Angehörige dementer alter Menschen. Ziele,

Vorgehensweisen und Erfahrungen. In: G. Haag u. J. С Brengelmann (Hrsg.):

Alte Menschen. Ansätze psychosozialer Hilfen. (Gerhard Röttger Verlag), S. 89-

114.

Romero, B. (1997): Selbst-Erhaltungs-Therapie (SET): Betreungsprinzipien, psychotherapeutische Interventionen und Bewahren des Selbstwissens bei Alz-heimer-

Kranken. In: S. Weis u. G. Weber (Hrsg.): Handbuch Morbus Alz-heimer.

Neurobiologie, Diagnose, Therapie. Weinheim (Beltz Psychologie Verlags Union)

S. 1209-1252.

Rossi, E. L. a. D. B. Cheek (1988): Mind Body Therapy. New York (W.W. Norton). Roth, J. K. (1990): Heimkinder — Kinder mit mehreren Eltern. Familiendynamik 15:

97-112.

Satir, V. u. M. Baldwin (1988): Familientherapie in Aktion. Paderborn (Junfermann). Satir, V. (1996): Kommunikation, Selbstwert, Kongruenz. Konzepte und Perspektiven

familientherapeutischer Praxis. 5. Auflage. Paderborn (Junfermann). Schellenbaum, P. (1992): Nimm deine Couch und geh. München (Kösel). Scheuerer-Englisch, H. (1995): Die Bindungsdynamik im Familiensystem: Impulse

der Bindungstheorie für die familientherapeutische Praxis. In: G. Spangler u. P.

Zimmermann (Hrsg.): Die Bindungstheorie. Grundlagen, Forschung und

Anwendung. Stuttgart (Klett-Cotta), S. 375-395. Schlippe, A. von u. J. Schweitzer (1996): Lehrbuch der systemischen Therapie und

Beratung. Göttingen (Vandenhoeck und Ruprecht). Schmid, B. (1986): Systemische Transaktionsanalyse-Anstöße zu einem erneuten

Durchdenken und zur Diskussion transaktionsanalytischer Konzepte aus

systemischer Sicht. Wiesloch (Eigendruck), S. 99. Schmidt, G. (1985): Systemische Familientherapie als zirkuläre Hypnotherapie.

Familiendynamik 10: 241-264. Schmidt, G. (1993): Modell der «inneren Konferenz». Audiocassette. Heidelberg (Carl-

Auer-Systeme).

Schmidt, G. (1995): Konferenz mit der inneren Familie. Audiocassette. Münsterschwarzach (Vier Türme Verlag). Schmidt, S. u. B. Strauß (1996): Die Bindungstheorie und ihre Relevanz für die

Psychotherapie. Teil 1: Grundlagen und Methoden der Bindungsforschung.

Psychotherapeut 41: 139-150. Schumann, M. (1987): Herkunftseltern und Pflegeeltern: Konfliktfelder und Brükken

zur Verständigung. In: Deutsches Jugendinstitut (Hrsg.): Handbuch Beratung im

Pflegekinderbereich. München (Verlag Deutsches Jugendinstitut), S. 60-99. Schwartz, R. (1997): Systemische Therapie mit der inneren Familie. München

(Pfeiffer).

379

Schweitzer J, u. G. Weber (1982): Beziehung als Methapher: Die Familienskulptur als diagnostische, therapeutische und Ausbildungstechnik. Familiendynamik 7 (1): 113—128.

Schweitzer, J. (1989): Professionelle (Nicht-)Kooperation: Ein Beitrag zur Eskalation dissozialer Karrieren Jugendlicher. Zeitschrift für systemische Therapie 7 (4): 247—254.

Selig, A. L. (1976): The Myth of the Multi-Problem family. Am. J. Orthopsychiatry 46: 526—531.

Shazer, S. de (1989): Der Dreh. Überraschende Wendungen und Lösungen in der Kurzzeittherapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme), 4. Auflage 1995.

Shazer, S. de (1996): Worte waren ursprünglich Zauber. Lösungsorientierte Therapie in Theorie und Praxis. Dortmund (modernes lernen).

Shazer, S. de (1992): Das Spiel mit Unterschieden. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Siefer, T. (1996): «Du kommst später mal in die Firma!» Psychosoziale Dynamik von Familienunternehmen. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Simon, F. B. u. G. Weber (1988): Das Ding an sich. Wie man «Krankheit» erweicht, verflüssigt, entdinglicht ... Familiendynamik 13 (1): 57—61.

Simon, F. B. u. G. Weber (1989): Horch, was kommt von drinnen raus ...?! Über das Umgehen von und mit Gefühlen. Familiendynamik 13 (1): 57-61.

Simon, F. B. (1992): Unterschied, die Unterschiede machen. Berlin (Springer).

Simon, F. B. u. G. Weber (1987): Vom Navigieren beim Driften. Die Bedeutung des Kontextes der Therapie. Familiendynamik 12 (4): 355-362.

Simon, F. В. и. А. Retzer (1995): Das Hellinger-Phänomen. Psychologie heute 6: 28-31.

Simonton, O. C, S. Matthews-Simonton und J. Creighton (1982): Wieder gesund werden. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt).

Sparrer, I. (1 997 a): Modifikation der Grundprinzipien von Familienaufstellungen beim Übergang zu systemischen Strukturaufstellungen. Hypnose und Kognition, April 1997.

Sparrer, I. (1997b). Lösungsaufstellung, Neunfelderaufstellung und Zielannäherungsaufstellung: drei Formen der Verbindung von systemischer Aufstellungsarbeit und de Shazers lösungsorientierter Kurztherapie. Im vorliegenden Band.

Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (1995): Systemische Familientherapie und Strukturaufstellungsarbeit. In: B. Schwerfeger u. K. Koch (Hrsg): Der Therapieführer. München (Wilhelm Heyne).

Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (1996): Theorie und Praxis der systemischen Strukturaufstellungen (zwei Videokassetten). Dortmund (VCR).

Sparrer, I. u. M. Varga v. Kibed (1997): Vom Familien-Stellen zur Systemischen Strukturaufstellungsarbeit. Im vorliegenden Band.

Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (im Druck a): Systemische Strukturaufstellungen. Grammatik und Praxis. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (im Druck b): Körperliche Selbstwahrnehmung in systemischen Strukturaufstellungen. In: H. Milz u. M. Varga von Kibed (Hrsg.): Beseelter Leib, verkörperter Geist. Zürich (Walter).

Spencer Brown, G. (1969): Laws of Form. London (Allen and Unwin).

Staub-Bernasconi, S. (1991): Macht-Quellen. Unveröffentlichtes Arbeitsblatt, Schule der sozialen Arbeit, Zürich.

380

Stierlin, H. (1988): Zur Beziehung von Einzelperson und System: Der Begriff «Individuation» in systemischer Sicht. In: L. Reiter, E. J. Branner u. S. Reiter-Theil (Hrsg.): Von der Familientherapie zur systemischen Perspektive. Berlin/Heidelberg/ New York (Springer).

Stierlin, H. (1994): Ich und die anderen. Psychotherapie in einer sich wandelnden Gesellschaft. Stuttgart (Klett-Cotta).

Stierlin, H. (1995): Bindungsforschung: eine systemische Sicht. Familiendynamik 20: 201—206.

Stosch, Th. von (1988): Personzentrierte Gruppenpsychotherapie in Form von Phantasie-und Rollenspielen mit 4- bis 7jährigen Kindern: Erfahrungen aus dem teilstationären Bereich für Vorschulkinder einer Kinder- und Jugendpsychiatrie. In: U. Esser u. K. Sander (Hrsg.): Personzentrierte Gruppentherapie. Heidelberg (Asanger), S. 162—179.

Stosch, Th. von (1989): Langfristige Auswirkungen der Festhaltetherapie für die Entwicklung von autistischen Kindern — eine Katamnese. XXI. Wissenschaftliche Tagung, Deutsche Gesellschaft für Kinderpsychiatrie, München.

Susen, G. R. (1996): Krebs und Hypnose. München (Pfeiffer).

Textor, M. R. (1995): Zur Vorbereitung auf die Pflegeelternschaft. Unsere Jugend AI: 503—506.

Textor, M. R (1995): Forschungsergebnisse zur Familienpflege. In: M. R. Textor u. К. Р. Warndorf (Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus) S. 43—66.

Tomm, K. (1994): Die Fragen des Beobachters. Von der ersten zur zweiten Kybernetik in der systemischen Therapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Trenkle, B. u. G. Schmidt (1985): Ericksonsche Psychotherapie und Familientherapie. Möglichkeiten der Integration. Hypnose und Kognition 2: 5—26.

Ule, A. (1997): Operationen und Regeln bei Wittgenstein. München (Peter Lang).

Varga v. Kibed, M. (1995): Ganz im Gegenteil... Querdenken als Quelle de Veränderung. München (GC Graphic-Consult).

Varga v. Kibed, M. (1997a): Bemerkungen über philosophische Grundlagen und methodische Voraussetzungen der systemischen Aufstellungsarbeit. Im vorliegenden Band. Heidelberg.

Varga v. Kibed, M. (1997b): Systemisches Kreativitätstraining: Tetralemma-Aufstellungen und Aufstellungsarbeit mit Drehbuchautoren; im vorliegenden Band, Heidelberg.

Wallach, H., (1986): Homöopathie als Basistherapie. Plädoyer für die wissenschaftliche Emsthaftgkeit der Homöopathie. Heidelberg.

Walter, J. L. u. J. E. Peller (1995): Lösungsorientierte Kurztherapie. Dortmund (modernes lernen).

Weber, G. u. H. Stierlin (1989): In Liebe entzweit — Die Heidelberger Familientherapie der Magersucht. Reinbek (Rowohlt).

Weber, G. (1991): Die therapeutische Erweichung psychiatrischer Krankheitskonzepte. Audiocassette. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Weber, G. (Hrsg.) (1993): Zweierlei Glück. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

381

Weber G. (1995): Nachwort für die deutsche Ausgabe. In: E. Dean (1995): Wo ist die

Frau, die mich geboren hat? Eine Adoptierte auf der Suche nach ihrer Herkunft.

München (Kösel), S. 183—207. Welter-Enderlin R. (1995): Systemische Paartherapie: Verstehen und Handeln in der

Begegnung. System Familie 8: 16—30.

Weizsäcker C.F. v. (1997): Die Einheit der Natur. 3. Auflage. München (Hanser). White, M. (1989): Der Vorgang der Befragung: eine literarisch wertvolle Therapie?

Familiendynamik 14: (2) 114—128. White, M. (1992): Therapie als Dekonstruktion. In: J. Schweizer, et al. (Hrsg.):

Systemische Praxis und Postmoderne. Frankfurt (Suhrkamp), Seite 39-63. Wiest, F. u. M. Varga v. Kibed (1997): Homöopathische Systemaufstellungen. Im

vorliegenden Band. Wilber, K. (1985): Zwei Weisen des Erkennens. In: N. Walsh u. F. Vaughan (Hrsg.):

Psychologie in der Wende. München (Scherz). Wilber, K. (1988): Die drei Augen der Erkenntnis. München (Kösel). Wilber, K. (1996): Eros, Kosmos, Logos. Frankfurt/Main (W. Krüger). Jürg, W. (1985): Koevolution. Die Kunst gemeinsamen Wachsens. Reinbek (Rowohlt). Whitaker, С (1988): Dancing with the Family — a symbolic-experiential Approach,

New York (Brunner/Mazel). Wittgenstein, L. (1984): «Tractatus logico-philosophicus» und Philosophische

Untersuchungen. In: Werkausgabe, Band 1. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Wyatt, T. u. J. Woodsmall (1992): Time Line. NLP-Konzepte. Paderborn (Junfer-mann). Ziegenhain, U. (1996): Vernachlässigung aus der Sicht der neueren Bindungstheorie.

In: Kinderschutzzentrum Berlin e.V. (Hrsg.): Risiken und Ressourcen.

Vernachlässigungsfamilien, kindliche Entwicklung und präventive Hilfen. Gieflen

(Psychosozial-Verlag), S. 83—95.

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ

Обучение на базе Института психологии РАН

Первое высшее образование - 5-6 лет (вечерняя форма)

Второе высшее образование - 3 года

Государственный диплом

Проводятся курсы повышения квалификации по различным направлениям психологии и психотерапии, подготовки менеджеров по персоналу и бизнес-тренеров.

Более 90% преподавателей имеют ученые степени и звания, практические спецкурсы проводят практикующие специалисты высшей квалификации.

Тел. 283-59-30

e-mail: vshp@psychol.ras.ru

Наш сайт: www.vshp.ru

Гунтхард Вебер (сост.) ПРАКТИКА СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!