ПРОБЛЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ МУЖСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХСОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ



На одной из последних конференций, посвящённых проблематике гендера и семьи, прозвучала угрожающая статистика: мужчины очень часто умирают молодыми, не дожив до старости. Наиболее частыми причинами раннего ухода из жизни считаются экстремальные ситуации: травмы, дорожные происшествия, преждевременные болезни и т.д. Не последнее место занимает суицид. Особенно велики потери в России. Россия – одна из стран, в которой очень высока смертность мужского населения. Мужчины живут меньше женщин и в Беларуси: разница довольно существенна и составляет примерно 12–14 лет. Все это является поводом для поиска ответа на важный вопрос: почему так происходит и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию.

Неожиданным может быть следующий ракурс решения проблемы: мужчинам нужно учиться преодолевать стереотипы прошлого, учиться конструировать новый образ, опираясь на опыт поколений.

Стереотипы – это своего рода «стандарты» норм поведения, отношений, предписаний. Стереотипы – довольно устойчивое явление. Мужчина, согласно стереотипу мужественности, олицетворяет активное начало, силу, мужественность, развитые волевые качества. Мужчина – воин, добытчик, охотник, хозяин, отец и т.д. Женщина, согласно стереотипу женственности, – олицетворение пассивного начала. Она эмоциональная, мягкая, заботливая, спокойная, сердечная и т.д. Её роли также приемлемы для многих людей: хозяйка, воспитательница, советчица, жена, мать. Мужчине предписываются качества, которые позволяют ему изменить мир вокруг себя, творчески «перепахать поле» жизни. Женщине отводится репродуктивная роль, роль дающей, сохраняющей и сберегающей жизнь.

Возможно ли моделирование данных образов? Наверное, можно констатировать, что для многих людей именно такое представление о мужчине и женщине является доминирующим. Во многом это связано с устойчивостью национальных традиций. Обратимся к ценностной сущности обрядов, связанных с рождением ребенка в традиционной белорусской семье. Ещё задолго до рождения малыша матери внушалось, что следует ожидать, прежде всего, рождения мальчика, а не девочки. В народных песнях воспевается это предписание общества. В песне «У нас сягоння навіначка стала» говорится о том, что жена в сложный предродовый момент просит мужа принести ей вишнёвого соку, на что муж отвечает следующее: «Калі на сына мушу пастарацца, калі ж на дочку, – няхай выбачае». Жена отвечает: “Колечка, душка, усе роўныя служкі, сыночкі будуць араць–баранаваці, дачушкі будуць, ой, шыць–вышываці”. Как видим, муж даже в такой трогательный момент явно высказывает пожелание о рождении сына, а не дочери. В другой песне ещё более выразительно показывается желание отца иметь больше сыновей, а не дочек («Нарадзі мне дзевяць сыноў, дзевяць сыноў, дзясятую – дочку–швачку»).

Такое предписание объяснялось экономическими причинами: мальчик вырастет хозяином, добытчиком, женившись, он приведёт в дом невестку, ещё одну работницу, которая поможет семье справиться с множеством трудовых дел. Рождение же девочки обозначало, что её придется отдать в чужую семью, т.е. наоборот, семья не приобретет, а потеряет работника, к тому же её нужно было обеспечить приданым («пасагам»).

Не только в песнях, но и в правилах, нормах повседневной жизни всегда можно найти ясные предписания о моделях поведения и мужчин и женщин. Например, в белорусских песнях звучат мотивы положительного отношения к трудолюбию и умениям, которыми должна обладать девушка, невеста, будущая жена. Сын спрашивает у матери: “Ці жаніцца на той багатай, што хораша ходзіць? Ці на той сіраціначцы, што ўсё добра робіць? Ці на той багатай, што мае валы, каровы, ці на сіраціначцы, што чорны бровы?”. Мать даёт такой наказ сыну: «У багатай нехарошай валы паздыхаюць, а ў беднай сіраціначкі броўкі не зліняюць». Очевидно, как высоко оценивалась роль невестки в семье как работницы, что ясно выражалось в пожеланиях сыну.

Обратимся к смыслам пожеланий, которые звучали на свадьбе молодожёнов, на крестинах. Мальчикам чаще желали здоровья, силы, смышлености, богатства, реже – красоты («а ў полі дажыначкі, а ў доме радзіначкі, нарадзіла маці сына, беленькага як сыр…»). Для девочек – акцент делали на красоту, послушность мужу, отцу («наша Светачка мае дочачку, мае дочачку ды прыгожую, усю на татачку ды пахожую…»). В пожеланиях звучали и напутствия на долгую жизнь в труде и заботах. «Жызь пражыць  – не поле перайсці», «Жызь – маліна, раскусішь – журавіна», – в этих пословицах ясно выражалась мысль о жизненном пути человека как трудном и сложном, полном всяких забот и невзгод. Такие жизненные сценарии воспринимались и женщинами, и мужчинами как необходимое условие выживания. В этическом коде белорусов сформировался ряд предписаний относительно мужских и женских образов, к примеру,  мальчик ни в чём не должен был напоминать девочку: ни поведением, ни умениями. Например, считалось, что «бабью» работу выполнять мужчине не следует ни в коем случае. Также как и готовить еду, убирать в доме и др.

С детства мальчиков учили, что плакать – это не мужское занятие. «Что ты ревёшь как девчонка!» – наверное, эту фразу помнит каждый мужчина с детства. Опыт конструирования образа жизни мужчины в современном обществе – иной. Прежде всего потому, что мужчины живут, как и большинство населения, в городских условиях. Они лишены привычных для сельской местности мужских занятий, вынуждены искать новые способы приспособления к среде. Многие склонны к пассивным формам поведения (просмотр телевизора, чтение газет, компьютерные игры и др.). Но многие, наоборот, – к активным. Например, возникающие на наших глазах новые формы мужского поведения, представленные в разных видах спортивных или неспортивных занятий. Среди них такие как сёрфинг, дайвинг, альпинизм. Популярностью пользуются скейтеры, агрессивные роллеры, байкеры, сноубордисты и др. Или новые формы мужского поведения, представленные в типаже метросексуала. Метросексуал – мужчина, похожий на женщину стилем одежды, образом жизни, поведенческим манерами. Иногда этот тип называют третьим полом. Он получил распространение в городских условиях. Изменение гендерных стереотипов находит отражение и в формах конструирования брачных отношений: например, известны модели гражданских браков (сожительств), так называемые браки выходного дня и пр.

Есть мнение учёных о том, что поиск нового образа в мужском поведении является попыткой «смягчить» облик борца, воина, добытчика, охотника. Возможно, до сих пор явное его преобладание сказывается и на статистике мужского долголетия. Не обязательно следовать нормам прошлых поколений: опыта боевых сражений у них было достаточно! А ценить и любить в них все проявления человеческого: чувственность, нежность, доброту, участие, заботу, помощь, понимание…

Н.В. Досина

Ярославль, Ярославский гос. университет им. П.Г.Демидова


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!