ДОННА И ЕЕ ДОМ: ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОМАШНИМ ХОЗЯЙСТВОМ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (НА ПРИМЕРЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ГОРОЖАНКИ МАРГАРИТЫ ДИ МАРКО ДАТИНИ)



Патриархальные основы итальянских городских семей второй половины XIV – XV веков предусматривали полное подчинение женщин мужчинам. Но такая ситуация в значительной мере являлась идеальной. Так или иначе женщинам приходилось жить самостоятельно в рамках собственного домохозяйства. По данным налоговых списков выяснилось, что список 1352 г. (Libro della Sega), опубликованый Б. Барбадоро в 1931 г., и Кадастр 1427 г. содержат сведения, что в 1352 г. 812, т. е. 8% от общего числа находящихся в списке налогоплательщиков, были женщины, полностью держащие в своих руках домашнее хозяйство. Из них 57% – вдовы, 43 % – незамужние, брошенные, живущие раздельно с мужьями. В 1427 г. женщин, полностью держащих в руках домашнее хозяйство, было 621 (около 14% из всех, внесенных в список от двух картьер Сан Спирито и Санта Кроче). Из них 93% – вдовы, 7% – не вдовы. Итальянский исследователь Фьюми подчеркивал, что в число женщин–налогоплательщиц в списке 1352 г. включались наиболее бедные, часто называемые «постаревшими женщинами»[53]. Однако при этом необходимо учитывать и другой показатель – декларирование женщинами своей роли в домохозяйстве. По списку 1352 г. из 812 женщин, являющихся шефами домохозяйств, 203 (25%) объявляли об этом, тогда как в 1427 г. только 73 женщины (12%) объявляли об этом. От этого зависела ставка налогообложения[54].

Исследования, посвященные женскому труду в сфере городского производства и торговли, начались сравнительно недавно. Традиционно они продолжают опираться на два показателя: первый – труд дома и второй – работа маргинальная, промежуточная. В глазах окружающих женский труд приобретал некоторую респектабельность лишь в том случае, когда исчезновение супруга делало ее работу неизбежной при условии, что она будет производить ее, не компрометируя честь покойного[55]. Однако в отношении к женскому труду и самостоятельности заметна некоторая положительная динамика, касающаяся прежде всего вдов, «женщин – наполовину мужчин»[56], часто вынужденных или желающих ради детей стать хозяйкой в доме и принять ответственность за семью[57]. Некоторые аспекты, которые касаются этой темы, можно рассмотреть на материале писем Маргариты Датини[58] своему мужу богатому купцу Франческо ди Марко Датини (1335–1410)[59].Он часто отсутствовал дома и поэтому обменивался женой письмами[60].

Жена Франческо Датини монна Маргарита, согласно исследованиям, проведенным Ф. Мелисом[61] и И. Ориго[62], сумела стать надежным компаньоном своего мужа в делах, она управляла огромным домом в отсутствие супруга, причем все служащие уважали ее как авторитетную правительницу. Практически в каждой зажиточной семье имелись загородные поместья, где производились натуральные продукты и запасы питания, необходимые для семьи[63]. Поэтому забота о припасах всегда занимала сознание всякого горожанина, в частности, его жены. Ассортимент производимых продуктов был велик: «Мне и Никколо показалось правильным купить кедровых орехов... Еще отправили вам много апельсинов и прекрасной черешни, белого вина, хлеба и салфеток, словом, всего, что вам необходимо»[64]. Очень скрупулезно учитывала монна Маргарита имеющиеся в доме продукты и всегда давала о них мужу самый полный и обстоятельный отчет: «Пошли мне два мешка муки... О сале нечего сказать… ветчина тоже хорошо сделана, и если бы я была на твоём месте, то я бы не приказала солить её по–другому». Еще один продукт, необходимый для заготовки впрок и применяющийся как лекарственное средство, – это уксус: «Не знаю, почему ты спрашиваешь меня об уксусе, а когда я говорю тебе правду…». Монна Маргарита занимается производством необходимых продуктов у себя в хозяйстве, следит за садом и за огородом: «потратили четыре сольди на покупку семян ячменя, бобов и других овощей, чтобы посеять их в нашем огороде»[65]. Маргарита следит и за чистотой и опрятностью всей одежды в доме, так как многие семьи экономили на одежде, считая, что лучше починить и почистить старую, нежели тратиться на новую.

Все ключи обычно должны были находиться в руках хозяйки дома, за исключением тех, которые используются ежедневно – от буфетной и кладовой: «Я сначала не давала ему ключ, потом все же я решила дать ему ключ. Он нашел там те бумаги, которые ты просил»[66]. Отсюда видно, как важна для хозяйки дома прерогатива владения ключами, сколько волнений связано с тем, что по приказу главы дома надо на короткое время передать один из ключей служащему для того, чтобы найти необходимые бумаги. О деньгах, которые были им должны, Маргарита также считает нужным напомнить своему супругу, и это еще один показатель ее бережливости и экономности: «Я посылаю тебе отчет во всем». Маргариту тяготило то обстоятельство, что она, супруга, как бы далеко и долго он не отсутствовал, находится под строгой системой контроля в доме.

Маргарита Датини, заботясь о порядке в торговле, в письмах давала своему супругу очень дельные советы: «все улажено с этими благословенными налогами…»[67]. В одном письме Маргарита проявляет интерес к делам мужа: «Написать это письмо меня побудило желание знать, как ты поступил с делами Паоло да Пистойя». Маргарита часто делает в своих письмах упор на то, что она лучше, чем ее супруг, разбирается в прислуживающих ему людях и располагает большей информацией о них. Это казалось женам купцов нормой в условиях, когда они были полностью «прикреплены» к семейным структурам, должны были служить культу семьи и домашнего очага[68].

Таким образом, одной из самых важных функций женщины была функция управления хозяйством, слугами, домом, загородными поместьями. Женщины идентифицировали себя с домашним очагом. Многообразные функции по управлению домашним хозяйством лежали на их плечах, обеспечивая им возможность самореализации. Часто замужние женщины, подобно Маргарите Датини, стремились быть идеальными хозяйками, всесторонне обеспечить потребности семьи, поэтому многие из них прославились именно благодаря своим качествам умелых хозяек, которые заслуживали почета и уважения со стороны семьи и общества.

А.И. Черкашенина

Ставрополь, Академия народного хозяйства и госслужбы

 при Президенте РФ (Ставропольский филиал)

ЖЕНЩИНА И ПЛАТЬЕ В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!