Субкультурный стиль как перформанс: панк разрушает знаковую систему маскулинности



Исследование Дика Хебдиджа, посвященное стилю панк в мужской моде, в большей степени касается вопросов взаимоотношения между социальными классами, почти не затрагивает проблемы тендера и анализирует семиотику субкультурного стиля в обществе потребления конца XX века. Рассматривая панк в качестве раздражителя, направленного против демонстративного потребления, Хебдидж назвал этот стиль отражением «напряженности, существующей между доминирующими и подчиненными группами в классовой иерархии» (Hebdidge, 1979: 2). Ученый утверждал, что представленный панками уличный перформанс бросает вызов устоявшимся классовым и тендерным нормам, создавая, по словам исследователя, «шумиху» с помощью нестандартного использования потребительских товаров и «вмешиваясь в установленный порядок «нормальной жизни», чтобы внести хаос в общепринятую модель поведения (Hebdidge, 1979:91).

Подобно другим исследователям, с работами которых мы знакомимся в этой главе, Хебдидж рассматривал стиль панк с точки зрения перфор-манса, считая его театрализованным зрелищем, акцентирующим внимание зрителя на окружающей реальности и заставляющим его взглянуть на нее по-новому:

 

Панки не только реагировали непосредственно на растущую безработицу, разрушение моральных ценностей, увеличивающееся число неимущих, депрессию и другие подобные явления. Они превратили эпоху, которую называют периодом британского упадка, в шоу... Панки в совершенстве овладели риторикой кризиса, которая витала в воздухе и наполняла газетные передовицы того времени, и перевели ее в осязаемую и видимую форму (Hebdidge, 1979: 87).

 

Спектакль, поставленный панками, отчасти был воплощен благодаря объектам из захламленного мира конца XX века, надетым на тело в качестве символа категоричного отказа, нежелания мириться с существующим положением вещей:

 

В гардеробе панков нашли место объекты, позаимствованные из самого отвратительного контекста. Цепи от унитазных бачков, держась на застежках пластиковых банок, свисали элегантными полукружьями, украшая торс. Английские булавки, изъятые из домашнего утилитарного обихода, превратились в жутковатые украшения для щек, ушей или губ. Плохие дешевые ткани, вульгарный дизайн, отвратительные тусклые цвета составили единый ансамбль, который необходимо было рассматривать в качестве осознанного комментария современности и эстетического вкуса панков (Hebdidge, 1979:107).

 

Завершало общую картину перформанса поведение панков в обществе, которое приводило в соответствие визуальную демонстрацию их негодования с явным пренебрежением к общепринятым правилам и нормам приличий:

 

Панки носили одежду, представлявшую собой скроенный по портновским лекалам эквивалент нецензурной брани. Они сквернословили так же, как одевались, — с расчетом на определенный эффект. Облаченные в хаос, панки вносили диссонанс в негромкую симфонию Кризиса, царившую в повседневной жизни конца 1970-х годов (Hebdidge, 1979: 114).

 

Вторжение панков в естественный порядок вещей посредством уличного перформанса, разыгрывавшегося при помощи одежды и поведения, послужило причиной изменений в моде, представлявших результат осмысления социальных процессов и являвшихся реакцией на призыв представителей субкультуры пересмотреть существовавшие нормы.

Максимальное влияние стиля панк на главные направления моды ярко отражает цитата из модной колонки одного из номеров мужского журнала Gentleman's Quarterly 1977 года, в которой автор рекомендует читателям, как следует правильно носить одежду в стиле панк:

 

Панк, если подходить к нему с особым тактом и чувством стиля, может неплохо сочетаться с основными модными направлениями этого сезона. Возьмем, к примеру, порванную футболку. Аккуратно располосованная на ленты, она хорошо комбинируется с шерстяным пуловером и может стать отличным дополнением к новеньким голубым джинсам из последней коллекции. Будучи лишь одним из элементов панк-стиля, эта футболка в то же время говорит окружающим, что у ее владельца — неоднозначный характер (Jones, 1987:133).

 

С появлением этой статьи в модной рубрике Gentleman's Quarterly мужской панк (так же как и женский) стал всего лишь одной из тенденций, поддерживавших общепринятые формы тендерной идентичности. Он больше не бросал вызов главенствующей идее маскулинности, а был призван усилить ее.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!