Коллизионные вопросы интеллектуальной собственности.



В международном гражданском обороте возникают коллизионные вопросы в отношении права интеллектуальной собственности в отношении:

- возникновения (приобретения) права интеллектуальной собственности,

- содержания неимущественных и имущественных прав интеллектуальной собственности,

- сроков действия прав интеллектуальной собственности,

- применение права к договорам, предметом которых является предоставление разрешения или передача прав на объекты права интеллектуальной собственности,

- защиты права интеллектуальной собственности,

- подсудности дел, связанных с приобретением, использованием и защитой прав интеллектуальной собственности и т.д.

11. Относительно коллизионных норм в сфере интеллектуальной собственности с иностранным элементом, существуют два основных подхода:

- применяется право страны, где был создан объект авторского права, впервые осуществлено исполнение, передача (программа) организации вещания, произведенная фонограмма, получен охранный документ на объект промышленной собственности;

- право интеллектуальной собственности связывают с правовой системой страны, где требуется защита прав - есть страны, где имел место акт использования или нарушения прав. Второй принцип преимущественно применяется в международных конвенциях в сфере интеллектуальной собственности. Однако, что касается существования авторского и иных прав интеллектуальной собственности и стороны, которой они принадлежат, суды и доктрина в разных странах подходят к решению этих вопросов по-разному.

Коллизионные вопросы права интеллектуальной собственности лишь частично решены в международных многосторонних конвенциях по охране интеллектуальной собственности. Это касается определения Бернской конвенцией круга лиц, имеющих право на кинематографическое произведение (ст. 14bls (2) (а)); объема прав авторов, определяется законодательством страны, в которой требуется защита прав, и не зависит от существования охраны в стране происхождения произведения (ст. 5 (1), 5 (2)); защиты произведений, которые охраняются как промышленные рисунки и образцы (ст. 2 (7)), срока охраны объектов авторского права (ст. 7 (8)), средств защиты(ст. 5 (3)), а также определение Парижской конвенцией принципов срока действия патентов (ч. 2 ст. 4Ь" Парижской конвенции).

Наиболее существенной современной проблемой является решение коллизионных вопросов в отношении использования и защиты объектов права интеллектуальной собственности в сети Интернет и других информационных сетях. Результаты работы различных международных групп специалистов из Американского института права, США, Института Макс Планка, ФРГ, Кореи и Японии, Международной ассоциации права свидетельствуют о необходимости выработки единых подходов по вопросам юрисдикции в сети Интернет, дополнения международных конвенций и регулирования на региональном уровне, в частности Регламента "Брюссель И".

В доктрине высказывается точка зрения, что любые правоотношения (в том числе и связанные с интеллектуальной собственностью) должны регулироваться правом, наиболее тесно связанным с отношением. При установлении такого права необходимо учитывать связь отношения с территорией определенного государства и с определенным правопорядком, т.е. осуществить как территориальную, так и правовую локализацию отношения. С этой точки зрения коллизионными привязками, наиболее тесно связанными с правом интеллектуальной собственности, можно считать:

1) право места первого обнародования произведения или регистрации объекта промышленной собственности;

2) личный закон правообладателя;

3) личный закон нарушителя;

4) право места причинения ущерба;

5) закон страны суда, если охрана нарушенного права должна иметь место в этом государстве;

6) автономию воли сторон - для договорных отношений в сфере прав интеллектуальной собственности.

По неизвестной причине в российском законодательстве отсутствуют коллизионные нормы права интеллектуальной собственности. В отечественной доктрине отмечается, что среди обширного набора коллизионных норм, вошедших в разд. VI ГК РФ "Международное частное право", нет ни одной коллизионной нормы, которая предусматривала бы в качестве права, подлежащего применению к исключительным правам на интеллектуальную собственность, право иностранного государства.

Российский ГК в принципе исключает действие на территории РФ иностранного права, регламентирующего исключительные права, если только возможность применения иностранного права не вытекает из международного договора РФ. Вступление в силу части четвертой ГК РФ не изменило ситуацию - коллизионное регулирование отношений сферы интеллектуальной собственности, связанных с иностранным правопорядком, по-прежнему отсутствует.

 

42 Особенности международной охраны авторских прав. Зако­нодательство Российской Федерации и международная охрана ав­торских прав.

Конвенция об учреждении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), 1967

Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;

Всемирная Конвенция об авторском праве

Межамериканская Конвенция об авторском праве на литературные, научные, художественные произведения 1946 года, Вашингтон.

Интеллектуальная собственность — совокупность субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на нематериальные объекты) — права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионные передачи; изобретениями во всех областях человечества, научные открытия, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям, защите от недобросовестной конкуренции. Перечень НЕ является исчерпывающим.

Более подробный перечень объектов интеллектуальной собственности закреплен в Соглашении об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1994 года, которое входит в систему соглашений об учреждении Всемирной Торговой Организации.

Право интеллект собственности с иностранным элементом делится на:

1) авторские права — права на литературные, художественные, научные произведения и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, называемые смежными правами;

2) права на промышленную собственность — права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, то есть права на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с материальным производством, торговлей товарами, услугами.

Авторское право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.

Объекты Авторского права:

-Произведения литературы, науки, искусства, программы ЭВМ, Эл базы данных.

-Произведение должно быть результатом творческого труда, продуктом интеллект, духовной деятельности человека, должно нести на себе печать индивидуальности автора, быть оригинальным.

-Первоначальные произведения: Книги, брошюры, скульптуры и т.д.

-Производные произведения: перевод, адаптация, переделка, аранжировка, энциклопедии, сборники и т.д.

Субъекты Авторского права:

 Авторы,

 Правообладатели — предприятия, наниматель, заказчики, наследники.

Субъективные авторские права — право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора, право на опубликование,

Общая особенность прав на произведения литературы, науки и искусства, как и прав на технические достижения, заключается в том, что они, в отличие от других прав, носят строго территориальный характер.

Прямо противоположное явление наблюдается в области авторского и изобретательского права. Если право на литературное произведение возникло на территории государства, где произведение было создано, действие этого права ограничено пределами данного государства. В другом государстве при отсутствии международного соглашения это право не признается.

Чтобы право на литературное произведение, возникшее по законам одного государства, получило действие и в другом государстве, необходимо заключение между этими двумя государствами соглашения о взаимном при­знании и охране соответствующих прав.

В разделе международного частного права, посвященном международной охране авторских и изобретательских прав, рассматривается прежде всего сама возможность охраны прав иностранцев, а не коллизионные вопросы, вопросы выбора между территориальным и личным законами.

Принятие в 1993 году Закона Российской Федерации об авторском праве и смежных правах открыло новые возможности для расширения международного сотрудничества России с другими государствами, прежде всего путем присоединения к Бернской конвенции. Поскольку Бернская конвенция содержит в отличие от Всемирной конвенции значительное число материально-правовых норм, она представляет собой более высокий «международный стандарт» охраны авторских прав. Российский закон 1993 года отвечает этому стандарту. В нем существенно расширен объем авторских прав. В соответствии с конвенцией сокращен по сравнению с предшествующим законодательством перечень случаев возможного использования произведений без согласия автора, срок действия прав автора установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Впервые в России детально регулируется охрана смежных прав, которая касается артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаторов кабельного вещания. Включение раздела о смежных правах делает возможным. участие России в Римской конвенции по смежным правам и в Женевской фонограммной конвенции.

43 Многосторонние международные соглашения в области ав­торского права.

Международно-правовая основа охраны авторских и смежных прав базируется на следующих международных соглашениях:

1. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) (участвуют более 150 гос-в; на ее основе образован специальный союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения; содержит материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах, коллизионное регулирование осуществляется по праву страны, где испрашивается охрана авторских прав, или по закону суда);

2. Всемирной конвенции об авторском праве (действует редакция 1971 г.) (содержит в большей мере, чем Бернская конвенция, коллизионные нормы, отсылающие к национальному законодательству);

3. Договоре ВОИС по авторскому праву (1996 г.) (установил охрану авторских прав в сети интернет);

4. Международной конвенции об охране интересов артистов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.) (основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана);

5. Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.) (предоставляет производителям фонограмм особый режим, охрану в рамках антимонопольного зак-ва и уголовно-правовую защиту);

6. Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.) (целью конвенции является выработка такой международно-правовой системы, которая способствовала бы использованию спутниковой связи и одновременно охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав);

7. Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.) (распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм, предусматривает национальный режим охраны, устанавливает срок охраны – 50 лет);

8. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности для стран, присоединяющихся к ВТО). 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1866; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!