Грамматические средства как источник выразительности речи

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи /Под ред. проф. П. П. Шубы. Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001. Глава 10  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ   Что включается в понятие "выразительность речи"? Какие условия обеспечивают выразительность речи? Назовите основные средства речевой выразительности. Расскажите о выразительных возможностях лексики и фразеологии. Раскройте содержание понятий "выразительные средства языка" и "изобразительно-выразительные средства языка". Иден­тичны ли они?

Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи. Звукопись в художественной речи

 

Проанализируйте в данном ниже тексте чередования гласных и согласных звуков. Выделите фонетически выразитель­ные слова, и поэтические строки. Охарактеризуйте интонацию, с которой следует читать это стихотворение. Укажите трудные (ес­ли они есть) для произношения сочетания звуков.

                                          

Родной язык

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи ¾ как дым алтарный!

Как вызов яростный ¾ мой крик!

 

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

 

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

 

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей ¾ отзвук твой!

 

Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И все ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством.

 

Нет грани моему упорству

Ты ¾ в вечности, я ¾ в кратких днях.

Но все ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

 

Твои богатства по наследству

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, ¾ ты ответствуй,

Иду, ¾ ты будь готов к борьбе!

 

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты ¾ мститель мой, Ты ¾ мой спаситель,

Твой мир ¾ навек моя обитель,

Твой голос ¾ небо надо мной!

(В. Брюсов)

Проанализируйте звуковую организацию речи. Укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

1. Жестоки у ножных костяшек

Кольца, в кость проникает ржа!

Жизнь: ножи, на которых пляшет

Любящая.

             ¾ Заждалась ножа!

(М. Цветаева)

2. Спит спокойно старый слон ¾

Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, ¾

То-то теплое местечко!

(С. Маршак)

3. ¾ Кра! ¾ кричит ворона, ¾

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано,

Грош украл он

Из кармана,

Карандаш,

Картонку,

Пробку

И красивую

Коробку!

(В. Орлов)

4. Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стёртую перекатами, ¾

Если до крови лоскут истончал, ¾

Залатаю золотыми я заплатами,

Чтобы чаще Господь замечал...

(В. Высоцкий)

5. В нашу прозу с ее безобразьем

С октября забредает зима.

Небеса опускаются наземь,

Точно занавеса бахрома.

 

Еще спутан и свеж первопуток,

Еще чуток и жуток, как весть,

В неземной новизне этих суток,

Революция, вся ты, как есть.

(Б. Пастернак)

6. Что же мы, что же мы,

неужто ж размоложены,

неужто ж нашей юности

конец пришел?

 

Неужто ж мы ¾ седыми ¾

сквозь зубы зацедили,

неужто ж мы не сможем

разогнать прыжок?

 

А ну те-ка, тикайте,

на этом перекате

пускай не остановится

такой разбег.

 

Еще ведь нам не сорок,

Еще зрачок наш зорок,

еще мы не засели

на печи в избе!

 

Давайте перемолвим

безмолвье синих молний,

давайте снова новое

любить начнем.

(Н. Асеев)

7. Любовь! Любовь! И в судорогах и

                         в гробе

Насторожусь ¾ прельщусь ¾

                         смущусь ¾ рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не

                         прощусь.

(М. Цветаева)

Лексика и фразеология как источник выразительности речи

 

Укажите в данных ниже отрывках из произведений А. Блока антонимы и слова, получающие в контексте противопо­ложный смысл. Определите их стилистические функции.

1. Вздымаются светлые мысли В растерзанном серд­це моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем. 2. За море Черное, за море Белое В черные ночи и в белые дни Дико глядится в лицо онемелое, Очи татар­ские мечут огни. 3. Далекие, влажные долы И близкое, бурное счастье! Один я стою и внимаю Тому, что мне скрипки поют. 4. Вновь богатый зол и рад, Вновь уни­жен бедный. 5. Мильоны ¾ вас. Нас ¾ тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! 6. Зла, добра ли? ¾ Ты вся ¾ не отсюда, Мудрено про тебя говорят. Для иных ты ¾ и Муза, и чудо. Для меня ты ¾ мученье и ад. 7. И я любил. И я изведал Безумный хмель любовных мук. И пораженья, и победы, И имя: враг; и слово: друг. 8. Тогда ¾ ограблен ты и наг: Смерть невозможна без томленья. А жизнь, не зная истребленья, Так ¾ только замедляет шаг. 9. То, что было, миновалось, Ваш удел на всё похож: Сердце к правде порывалось, Но его сло­мила ложь. 10. И который раз, смеясь и плача, Вновь живут! День ¾ как день; ведь решена задача: Все умрут! 11. Для вас ¾ века, для нас ¾ единый час. Мы, как по­слушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас: Монголов и Европы. 12. Я помню: днем я был "по­эт", А ночью (призрак жизни вольной!) ¾ Над черной Вислой ¾ черный бред.

Антонимы для усиления выразительности часто исполь­зуются в газетных заголовках. Например: "Черные дыры и белые пятна", "Новые старые времена", "Большая забота о маленьких" и т.п. Подберите по 5¾6 таких примеров. Определите, в чём их вы­разительность.

Из словаря пословиц и поговорок русского языка выпи­шите по 5 примеров, содержащих синонимы и антонимы.

 

Какова стилистическая функция индивидуально-авторских эпитетов в данных ниже отрывках из произведений Ю. Нагибина?

1. Я обонял свежий смуглый аромат ее загорелой ко­жи и ореховых нагретых солнцем волос. 2. И потом я слишком восхищался Вовкой Ковбоем, его лихостью, смуглой разбойной красотой. 3. Он увидел серое, будто пасмурное, на деле же чистое, лишь не набравшее голу­бизны небо, яркую рассветную полосу за лесом, седую от росы осоку и черный мокрый нос челнока, торчащий над береговой кромкой. 4. Синяки под его коричневыми задумчивыми глазами никогда не исчезали, лишь меняли оттенок: от багрового до иссиня-черного и горчичного.

 

Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, синекдо­хи, антономасии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их стилистическая функция в речи? Дайте определение каждого из этих тропов.

1. Скука ¾ это пост души, когда жизненные соки по­мышляют о высоком (А. Вознесенский). 2.Подарили, по­дарили золотое, как пыльца. Сдохли б Вены и Парижи от такого платьица! (А. Вознесенский). 3. И я шепчу бе­зумные желанья, И лепечу безумные слова (А. Фет). 4. Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в не­погоду Радость прошумела (А. Кольцов). 5.Недавно за­веденное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (И. Тургенев). 6.И как ремень с латунной пряжкой на бражном, как античный бог, на нежном ме­рине дремавшем присох осиновый листок (А. Вознесенский). 7. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен... (А. Пушкин). 8. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта... (С. Есе­нин). 9. По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов. В руках ¾ краю­ха хлеба, Уста ¾ вишневый сок. И вызвездило небо Пас­тушеский рожок (С. Есенин). 10. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи. Ведь за кладбищенской оградой Живое сердце не стучит (С. Есенин). 11. Впро­чем, не то еще было! И не одни господа ¾ Сок из народа давила Подлых подьячих орда (Н. Некрасов). 12. Люби­ла плеск Невы твоей В вечерней тишине, И эту площадь перед ней с героем на коне... (Н. Некрасов). 13. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). 14. Ему рукоплескал Париж (Д. Фролов). 15. Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). 16. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). 17. Ниже то­ненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). 18.... но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном... (А. Вознесенский). 19. Они уходят медленно и странно, шагами маленькими по ступеням лет (Е. Ев­тушенко). 20. Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моею, вначале понял я лишь то, как скудно всё, что я имею. Но рощи, реки и моря оно особо осве­тило и в краски мира посвятило непосвященного меня (Е. Евтушенко). 21. Сквер величаво листья осыпал. Све­тало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко).

 

Грамматические средства как источник выразительности речи

 

Приведите по два примера использования анафоры, эпи­форы, параллелизма, инверсии в произведениях современных пи­сателей.

Выберите из сборников пословиц и поговорок 5 пословиц или поговорок, построенных по принципу антитезы.

Расскажите об интонации и порядке слов как источнике выразительности речи.

Подготовьте сообщение на тему: "Функциональные стили в их отношении к выразительности речи".

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!