Реформы Тауке хана и создание «ЖетыЖаргы»



План

1. Введение (обычаи и законы в праве кочевников Центральной Азии)

2. Реформы Тауке ханаи создание «ЖетыЖаргы»

3. Свод законов « ЖетыЖаргы»

4. Договора и займы

Заключение

Список литературы

 

Введение

Империя Чингис-хана и государства, выделявшиеся из нее впоследствии, сочетали государственные и правовые традиции как кочевых народов, так и оседлых цивилизаций, покоренный монголов. После распада таких крупных государственных образований как империя Юань или Золотая Орда развитие их “ осколков” пошло разными путями. Ряд государств ( Казанское( Астраханское, Бухарское, Хивинское ханство) в значительной степени утратил черты, свойственные кочевым обществам и принял мусульманскую государственно-правовую традицию. Другие же (ногайская орда, казахские, узбекские, монгольские, сибирские ханства). По мнению исследователей, сделали в своем развитии шаг назад и из государство трансформировались в “ вождества“, соответственно, развитая система писанного права, существовавшая в Монгольской империи, оказалась в них невостребованной, и они перешли к древнему обычному праву. В своем иследовании я намерен рассмотреть, действительно ли наследники империи Чингиз-хана сделали шаг назад в правовом развитии. Выбор для сравнения права казахов и монголов обусловлен тем, что эти народы и созданные ими государства представляет собой два варианта правопреемства империи Чингизидов. С одной стороны, в их развитии имеется много сходный черт (кочевой образ жизни, сосуществование древних языческий верований и новой религии-однако из мировых, впоследствии-завоевание оседлой империей), с другой присутствуют определенные различия (казахи приняли ислам, монголы-буддизм, Казахстан оказался под русским владычеством, Монголы под китайским).

Соответственно, и права этих народов имеет как сходные черты, так и значительные отличия. Права монголов и казахов изучается с 18 в, причем исследователи до сих пор ведут дискуссии, являлось ли их право преимущественно обычным или же позитивным. Например, среди исследователей монгольского права К.Ф Гостунский, Ц.Ж Жамцарано, В.А Рязановский считаю что право это представляло сборники обычного права; Б.Я Владимирцов, Г.К Гинс, К. Алинге, А.Д. Насилов и ряд современных монгольских исследователей настаивают на его законодательном характере. Что же касается казахского права, то преобладающим большинство исследователей настаивает на его обычном характере. Особенностью изучению казахского права стал его прикладной характер: казахские правовые нормы фиксировались и собирались с целью их дальнейшей кодификации и интернируй в иную правовую систему, соответственно, осуществлялось это изучение русскими военными чиновниками 19 в. Монгоское право представляет больший интерес доя исследователей-историков с целью восстановления исторической реальности, государственного и социального строя кочевников. Отметим, что исследователи изучали содержание правовых норм, общей исторический, политический, социальный контекст, в котором эти нормы существовали и развивались. Но споры относительно обычного или позитивного характера права кочевых народов Центральной Азии носили довольно отвлеченный характер и основывались на субъективный взглядов исследователе, поскольку формально-юридического анализа системы права проведено не было.

Представляется целесообразным рассмотреть известные нам правовые памятники казахов и монголов с помощью своеобразной триады критериев: ‘’законодатель –формы (источник) права-содержание правовых норм‘’. При этом ограничимся рассмотрение периода ‘’ самостоятельного‘’ существования, то есть не будем рассматривать вопросы аккультурации казахского права русской правовой системой и влияния китайской правовой традиции в праве монгольском. Применяя метод ‘’триады ‘’, к казахского праву, мы обнаружим, что помимо многочисленных случаев применения правовых обычаев, существовавших с древнейших времен и зафиксированный российскими чиновниками, имеется ряд законодательный сборников, авторство которых приписывается казахским ханом. Наиболее известные среди них-Касым-ханын каска жолы (Праведный пусть хана Касыма) созданный в начале 16 в, Есимсалганескижолы-( Проторенный пусть Ишима), появившийся в первой пол. 17 в. И ЖетыЖаргы ( Семь установлений или Законы хана Тауке), созданный в конце 17-начало 18 вв тему которой Я хочу осветить с своей проектной работе.

 

 

Реформы Тауке хана и создание «ЖетыЖаргы»

 

Внешнеполитической положение Казахского ханство в 17-начале 18 века было тяжелым.С запада на казахов совершали набели волжские калмыки и яицкие казаки, с севера- сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов.

Тауке хан, полное имя которого Таваккул-Мухаммад-батыр-хан.Тауке хан (годы правления 1680-1718 гг)-одно из самых выдающихся государственный деятелей Казахского ханства, внесшие неоценимые вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально-Азиатском регионе. Особое месте в реформаторской деятельности хана Тауке занимало проблема создание правовой системы Казахстана. ‘’Геродот казахского народа ‘’ А. Левшин высоко оценивал деятельность хана Тауке, сравнивая его со спартанский царем Ликургом, чьи законы стали обычным правом древних греков на протяжении нескольких веков. Левшин писал:…..Это Ликурн, это дракон орд казачьии…Он успокоил их после междоусобий, но остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими. Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирил и дал всеобщие законы…Было время,-говорят благо разумнейшие из киргизов Меньшей Ордой,-когда и наш народ жил в покое; было время,когда и у нас существовал порядок; были законы и правосудие. Сей золотой век, о котором вспонимают о нем со вздохом, есть царствование знаменитого хана их Тявки, которых…был действительно своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго рода и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы ”. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке, безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был “ Золотой век” прекращения губительный феодальных усобиц и мощного отпора неприятелям, век относительного господство законов, развитие экономики и процветания торговли». Прежде всего заботясь, о противостоянии джунгарам, Тауке хан всемирно укреплял дружеские отношения с соседями. Были установлены дипломатические отношения с Бухарой, с единоверцами. Доэто на территории Бухары и Казахстана совершались разбойные нападения на торговые караваны. Специальным указам Тауке хан строго запретил нападать на караваны, идущие в Бухару и из Бухары Вновные в совершении нападений подвергались строгому наказанию. Прекратить нападения на караваны казахский купцов, как ножом отрезал. Однако Тауке хану так и не удалось склонить правителей Бухары к военному союзу против джунгарских захватчиков. Хотя был доволен и теми успехами, которые достиг в отношениях с Бухарой. В период между 1686-1693 годами Тауке хан отправляет послов в Россию, с целью укреплению торговых отношениях между странами. Позже, в 1714 году когда джунгары нанесли Тауке хану довольно ощутимый удар, он принял решение укрепить дружеские отношения с Россией заключить с ней союз. Просил помощи у Петра 1, чтобы освободить захваченные джунгарами земли. Тауке хан заслежено считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы, казахского общества, всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными политическими группировками, Тауке предоставил бийским советам дополнительные властные полномочия в частности:

· Принятие важных государственных и политических решений;

· Исполнениесудебныхфункций;

· Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив.

В основе бийские советы исполняли военные, политические, хозяйственные, правовые и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния Чингизидов.

Однако здесь следует отметить что институт бийства существовал еще задолго до основания казахского государство. Заслуга Тауке состоит, в том что он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянные и регулярным. Более того, он установил место поведения советов. Однако из таких мест впоследствии сыграло решающую роль и переломные период истории казахов. Как правило, Тауке проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам и хозяйства в местечке Култобе под осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. В отличии от обычных консультативных органов, характерные для традиционных обществ решение совета биев имело обязательный характер и подлежало немедленному выполнению.

Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос. Это позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране.

Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался консенсус. Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет определенный бий. Бии же устанавливали отношния между собой с учетом возрастных категорий. Само создание советов биев являлось также попыткой политического балансирования. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации в казахском обществе.

По одной из версии Тауке собрал для совета трех влиятельных биев- из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появления вероятнее всего относится к 70-х годам 17 века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта-с Аштарханидами на присырдаринские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с ждунгарамибыла невозможной к тому же внутри ханство не прекращались распри. Чтобы внутренние укрепить ханство и были приняты эти законоположения, В « ЖетыЖаргы» были закреплены основные принципы и нормы право средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, « Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

 

 

Свод законов « ЖетыЖаргы»

«Законы Тауке-хана» являют собой сборник норм казахского права, сложившихся в конце 17- начале 18 вв. ЖетыЖаргы был разработан при участии известнейших биевв начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жердауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiрдауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

В целом в состав «Законов Тауке-хана» вошли:

1) «Обновленный» при Тауке-хане на основе старых норм и обычаев феодальный кодекс – «Жетыжаргы»

2) Опыт судопроизводства биев: концептуально-судебные решения, постулаты

3) Законы и письменные акты, призванные регулировать развитие дружественных, добрососедских отношений между мелкими ханствами и объединять их в противостоянии внешнему врагу, повышать политико-экономическую роль предводителей родов и племен (биев, батыров), развивать дипломатические и торговые отношения с соседними государствами (Россия, Бухара)

4) Отдельные направления норм обычного права (преступления, семья, бракосочетание), которые претерпели изменения под воздействием норм шариата. В соответствии с «Законами Тауке-хана» было приложено немало усилий и сделана большая работа в таких направлениях государственной политике, как законотворческая деятельность для успешного государственного управления, организация вооруженных сил, сохранение единства казахских ханств, развитие отношений с Россией.

При своем правлении Тауке, опираясь на группу авторитетных биев и батыров, старался ограничить решающую роль мелких ханов и султанов, склонных к феодальной междоусобице. При нем были сформулированы устойчивые государственные органы: ханский совет, совет биев.

При Тауке-хане ежегодно созывался съезд правителей 3-х жузов, биев (Толе, Казыбек, Айтке и др.). Группа биев, принимая участие в управлении ханством в процессах законотворчества и судопроизводства, постепенно обретала властные полномочия на местах. Через законы Тауке были установлены лозунги всех племен, родов и отличительные знаки всего материального богатства, применялись меры для укрепления авторитета ханской власти. Наряду с этим в практику была введена новая система налогов. В судопроизводстве при рассмотрении убийств сохранялся принцип «кровной мести»; «кровь за кровь, увечье за увечье», лишь в особых случаях спор разрешался путем выплаты куна, основываясь на решение биев. Смертельная казнь применялась в форме повешения или забывания камнями на смерть. За убийство простого мужчины, убийца мог откупиться, отдать его родственникам 100 баранов, за мизинец 20 баранов, за воровство стоимость украденного верблюда возвращали верблюда + пленного. Применялись другие наказания: конфискация имущества, за принятие христианства. За убийство мужа беременной публичному позору, за оскорбление родителей. Женщины, дети, слуги и рабы не могли быть свидетелями на суде.

Казахское общество делилось на 2 социальные группы: «аксуйек» и «кара суйек». К белой кости относились только чингизиды и потомки пророка Мухаммеда. К черной кости относились остальные группы кроме баев. Султане не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесных наказаний и не подлежали суду биев.

Попытки Тауке-хана укрепить и развить ханскую власть не увенчались успехом, так как казахские ханства оставались в разрозненном состоянии. Теперь Тауке-хан в своей внешней политике начал устанавливать дипломатические и торговые отношения с Россией. Именно при Тауке-хане они получили развитие, вошли в практику обмен посольствами и заложниками.

В 1716г. Тауке-хан попросил у России военную помощь для выступления против джунгар. Это было вызвано тем, что с 1698г. начались стычки между ойратскими и казахскими феодалами. Во времена правления джунгарского хана Севан Рабтана стычки происходили непрерывно (1711-1712, 1714-1717, 1720-1725 годах). Тауке-хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического объединения против джунгар.

Источники жетыжаргы.

История Казахстана ханствого периода ознаменова созданием законодательного памятника ЖетыЖаргы семь установлений. Его создателем принято считать хана Тауке.

Поэтому этот свод законов также именуют Законы Тауке хана. По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев из старшего жуза Толе бия, из среднего Казбек бия, из младшего Айтебе бия. Обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. Повремени их появление относится, вероятнее всего, к 70 годам 17 века. Это было сложное время в истории Казахского ханжества. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с аштарканидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же не прекращались распри в самом ханстве. Чтобы внутренне укрепить его, и были приняты эти законоположения.

Трудно сказать что0либо определенное об источниках «уложения хана Тауке» некоторые ученые ищут их в Ясе Чингис хана, другие говорят о полной независимости «ЖетыЖаргы» от Ясы. Поскольку Яса представляла собой продукт обычного права, то естественно, что его традиционные нормы, вошедшие в свое время в состав Ясы и не потерявшие своего значения в условиях казахского общества конца 17 века, были учтены составителями «ЖетыЖаргы», но в соответствии с требованиями своего времени. Очевидно, в качестве основного источника. «ЖетыЖаргы» скорее всего, следует признать старое обычное право казахов, а также неписанные законоположения казахских ханов, предшественников Тауке. В законы вошли в основном установление потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества 17 столетия.

Создание «ЖетыЖаргы» преследовало цель приспособить существование нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества, сохранив при этом лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати. В уложение хана Тауке, таким образом, были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества того времени.

«ЖетыЖаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т.е. охватывались все стороны жизни казахского общества.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1573; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!