Источники постклассического периода: нормы общего действия, императорские эдикты и декреты. Кодексы Грегория и Гермогениана. Кодекс Феодосия. Закон о цитировании.



Рецепция римского права: понятие и этапы.

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.Предметом рецепцииявлялось РЧП. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.РРП – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:– глоссаторов:изучение РП первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;– постглоссаторов,для деятельности которых типично приспособление РП к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

С 12 века происходит рец-я РП на большинство стран Западной европы. Развивающаяся экономика требовала развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производственных сил и производственных отношений. По своему содержанию РЧП удовлетвлряло потребностям средневековья в регламентации частной собственности. Немалую роль при этом сыграла абстрактность РП и его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Источники римского права древнейшего периода: заветы предков, царские законы, первая римская кодификация, Законы XII таблиц.

Древнейший период(VI — середина III вв. до н.э.)Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным .характером основных институтов. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. В принятом законе выделялись, как правело три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.

Источники римского права классического периода: право народов, закон Эбуция, эдикты, конституция принцепса, рескрипты императоров, постановления сенатов.

Классический период(середина III в. до н.э. —III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают новые, и совершенно самостоятельные правовые системы:"преторское право"и "право народов". Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательнными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний.Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормыгражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Источники постклассического периода: нормы общего действия, императорские эдикты и декреты. Кодексы Грегория и Гермогениана. Кодекс Феодосия. Закон о цитировании.

Постклассический период(IV—VI вв.). В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде, изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации,лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами. Сокращается число классических юристов, мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками. Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.В 426 году специальными законами Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними — мнение большинства, В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, мог действовать самостоятельно. В конце III века н:э. составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя тексты императорских законов с 196 по 365 г,н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Кодификация Юстиниана.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.
Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана». 16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.
Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в. В связи с тем, что были созданы новые Дигесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана. Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.
В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».

Легисакционный процесс.

Легисакционный процесс (Legis actio- иск из закона) – первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству.Действовать по закону, а не вести процесс. Основной формой легисакционного процесса являлся процесс Legis actio sacramento - процесс-пари с залогом при исках о свободе. Фактически речь идет о пари. В этой форме римского процесса мы видим соединение двух основных признаков римского гражданского процесса. Во-первых, идея самоуправства, пусть и в узаконенном виде, а во вторых, идя добровольного подчинения сторон решению избранного ими третейского судьи, добровольного подчинения решению того, кого стороны назначили рассмотреть их спор. Стороны здесь в торжественных формулах (отсюда и название этой формы легисакционного процесса) заявляют претензии, и при этом в залог своей правоты предоставляют определенную денежную сумму, которая называется Сакраменто, залог денежной суммы. Производство в суде непосредственно назначенными сторонами называлось ин-юдициум. Ин-юре и ин-юдициум это две стадии судопроизводства. Нельзя обжаловать.

Другие формы легисакционного процесса:

Legisactiopersponsionempraeiudicialem.Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento.

legis actio per manus iniectionem – вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга.

legis actio per pignoris capionem – вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата;

legis actio per judicis postulationem– вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью. Применялся при разделе общей собственности


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!