СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина



«властителям и судиям», «памятник» 

Цели:познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить заслуги Державина перед русской литературой.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям».

Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?

Данное стихотворение – смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь). Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн.

– Подумайте, как видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть это стихотворение одой?

Традиционно ода воспевала великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Державин через отрицание, обличение неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом заслуга поэта. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»), гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической оды.

– Каков пафос этого произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания, категоричность авторских позиций.)

– В чем же видит автор долг «властителей и судей»? (зачитать из стихотворения, с. 63.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

– А в чем видел свой долг Державин?

Как он осмыслил значение своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».

Впервые стихотворение на эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел ломоносов под названием «Из Горация». Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая «Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему памятник поэту?

II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.

Домашнее задание:

1) выучить одно из стихотворений Державина;

2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);

3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.

Уроки 11–12

подвиг а. н. радищева.
«ПУТЕШЕСТВИЕ из петербурга в Москву»

Цели:познакомить с биографией А. Н. Радищева; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».

Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).

2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).

3. Путешествие по страницам «Путешествия…».

Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.

Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:

1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?

Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:

«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).

2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)

В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»

3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?

– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).

– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».

Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).

Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).

4. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.

– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?

Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.

II. Обобщение по уроку.

Слово учителя.

В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».

Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».

Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.

Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.

Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.

Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:

              Нет, ты не будешь забвенно, столетье

                                                             безумно и мудро,

              Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…

              Мудрости смертных столпы разрушив,

                                                 ты их паки создало;

              Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.

              Царства ты зиждешь; они расцветут

                                                 и низринутся паки.

Домашнее задание:

1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?

2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».

3) Прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Урок 13

понятие о СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ.
н. м. карамзин. «Бедная лиза»

Цели:рассмотреть понятие «сентиментализм»; начать работу над повестью «Бедная Лиза».

Ход урока


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!