Тождество Бога и существования.



2. Бог- полнота бытия.

3. Нам только кажется , что мы живем, на самом деле мы то, о чем мыслит Бог.

Частица Бога- существует в каждом человеке.

5.Душа приближается к Богу, по мере того, как она отрекается от мира- полное преображение души в Бога.

 

вопрос 47.(семинары + лекции)

(англ. enclosure; от фр. clore "закрывать") — насильственная ликвидация общинных земель и обычаев в Европе раннего Нового времени. Наибольшего размаха огораживания достигли в Англии XV—XIX вв., известны также в Германии, Нидерландах и Франции. Последним оплотом официальной политики огораживания в ущерб местному автохонному населению сталостров Пасхи, где её проводили европейские миссионеры ХIХ века, а c 1903 годa британская (шотландская) овцеводческая компания Уильямсон-Балфур. В 1953 году правительство республики Чилиотказалось продлевать лицензию, разрешавшую деятельность компании.

Причины и предпосылки [править]

С развитием английской суконной промышленности при Тюдорах XV—XVI веков и ростом цен на шерсть особое значение приобрели пастбища, которые изымались землевладельцами-лордами у крестьян (переводились в домен) и сдавались в наём фермерам. Возможность такого изъятия земли была обусловлена особенностями земельной собственности в Англии, — основная масса пахотной земли находилась в руках дворян, церкви и короны. Большинство английских крестьян не обладало правом собственности на свои земельные наделы. Свободные держатели — фригольдеры платили лордам за земельные участки незначительную ренту и имели право свободно распоряжаться ими. Но фригольдеры составляли меньшую часть английского крестьянства, его большинство состояло из копигольдеров — выкупивших в прошлом свою свободу вилланов. Условия держания копигольда были зафиксированы ещё в XIV—XV вв., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, и стали обычаем манора, копигольдер был лишь наследственным или пожизненным держателем своего участка, он платил за него лорду феодальную ренту, как правило денежную. При передаче этого участка в наследство детям, продаже или обмене он был обязан испрашивать разрешение на это у лорда и вносить определённую плату. Так в условиях повышения стоимости шерсти землевладельцы стали повышать ренты и другие платежи, что приводило к слому традиционных форм наследственного держания. По словам Гаррисона, автора «Описания Британии», опубликованного в 1578 г., «лендлорды удваивали, утраивали, иногда раз в семь увеличивали плату за допуск крестьян к владению при получении наследства, принуждая копигольдеров за всякий пустяк расплачиваться большими штрафами и потерей держания». Экспроприированные земли отгораживались от наделов, оставленных крестьянам — отсюда название. Экспроприации подвергались и пахотные земли. Знаменитая цитата из «Утопии» Томаса Мора (1516) гласит: «Можно сказать, что овцы стали пожирать людей». За год до этого актом 1515 года превращение пахотной земли в пастбище было объявлено правонарушением, однако все эти законодательные попытки не могли остановить огораживаний.

Социально-экономические последствия [править]

Процесс огораживаний продолжался до начала XIX века, с 1760-х годов определяясь в основном актами парламента. Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими — пауперами, это приводило к депопуляции деревни. Дальнейший толчок огораживаниям дала Английская реформация, в ходе которой монастырские крестьяне были согнаны с конфискованных в казну церковных земель. Эксцессы огораживаний неоднократно осуждались правительством и церковью, в том числе законодательно; правительство создавало комиссии по борьбе с огораживаниями. Огораживания вызвали многочисленные крестьянские восстания, начиная с 1549 (восстание Роберта Кета).

 

Вопрос 48.

.ЕЛИЗАВЕ́ТА I Тюдор (Elizabeth I) (7 сентября 1533, Гринвич — 24 марта 1603, Ричмонд), королева Англии с 1558 года, дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. При Елизавете I были укреплены позиции абсолютизма, восстановленаангликанская церковь, разгромлена испанская Непобедимая армада (1588), широко осуществлялась колонизация Ирландии. Сорокапятилетнее правление Елизаветы I считается периодом расцвета английского абсолютизма и «золотым веком» ренессансной культуры в стране.

 

Происхождение

Елизавета родилась во втором браке Генриха VIII. На Анне Болейн он женился после развода с испанской принцессой Екатериной Арагонской, не признанного папой и католиками. После казни Анны Болейн объявил принцессу Елизавету незаконнорожденной, что было закреплено актом парламента. Однако позднее она была включена в число потенциальных наследников престола вслед за ее братом Эдуардом и сестрой Марией. В период правления Марии I Тюдор, восстановившей в Англии католическую церковь, Елизавета, воспитанная в протестантизме, была заключена в Тауэр, и ей пришлось принять католичество. Елизавета унаследовала престол после смерти бездетной Марии в 1558 году; день ее воцарения — 17 ноября — со временем превратился в национальный праздник, отмечавшийся вплоть до 18 века как триумф протестантизма и «день рождения нации». Коронация новой королевы состоялась в Вестминстерском аббатстве 16 января 1559 года.

Взойдя на престол, Елизавета восстановила англиканскую церковь, став ее главой согласно «Акту о супрематии» (1559). При ней был разработан новыйсимвол веры — «39 статей». В начале своего правления она стремилась сохранить мир между католическими и протестантскими подданными, отказываясь продолжать Реформацию в Англии в кальвинистском духе. Однако противостояние с католическими державами (Испанией и Францией) вынудило ее ограничить права католиков. В то же время она решительно пресекала попыткипуритан критиковать официальную англиканскую церковь; гонения на пуритан вызвали открытые протесты в парламенте в 1580-1590 годах.

 

Противоборство с Марией Стюарт

В 1560 году протестантские лорды Шотландии подняли восстание против ярой католички регентши Марии де Гиз (смотри Гизы), вдовы шотландского короля Якова V Стюарта. Ее дочь шотландская королева Мария Стюарт была замужем за французским королем Франциском II Валуа и жила во Франции. Кроме того, Мария Стюарт была прямым потомком Генриха VII Тюдора и формально могла претендовать на английскую корону.

Елизавета не преминула вмешаться во внутренние дела Шотландии на стороне кальвинистов. В это же время на родину, после скоропостижной смерти Франциска II, вернулась Мария Стюарт. Конфликт был улажен заключением выгодного для Англии Эдинбургского договора 1560 года. Но Елизавете не удалось добиться от шотландской королевы отказа от прав на английский престол, что положило начало многолетнему конфликту двух королев. В 1567 году новое восстание кальвинистов вынудило Марию Стюарт искать убежища в Англии, где она провела более двадцати лет: сначала — в качестве нежеланной гостьи, а затем — пленницы, заключенной под стражу. Ее интриги и участие в заговорах против Елизаветы привели к тому, что в 1587 году королева Англии с одобрения парламента подписала ей смертный приговор.

 

Новая владычица морей

В 1560-1570-х годах Елизавета умело пользовалась тем, что ее руки искали многие монархи Европы в надежде получить вместе с ней и английский престол. Она вела брачные переговоры с католиками — испанским королем, австрийским эрцгерцогом, французским королем и принцами из дома Валуа, и даже с русским царем Иваном Грозным. При этом она поддерживала «баланс» между соперничающими Францией и Испанией, с тем чтобы усиление одной из великих держав сопровождалось немедленным сближением Англии с другой.

В целом при Елизавете I Англия перешла к торговой и колониальной экспансии по всему свету. Систематически проводились завоевательные экспедиции в Ирландию. Отношения Англии с Испанией обострились в конце 1560 — начале 1570-х годов из-за попыток английских купцов проникнуть в испанские колонии в Новом Свете. Поощрение Елизаветой ее подданных привело к развитию официально санкционированного пиратства в Атлантике и необъявленной англо- испанской войне на океанских путях. Чувствительные удары были нанесены испанцам Фрэнсисом Дрейком. После его кругосветного рейда в 1577-1580 годах Елизавета лично посетила его корабль и произвела Дрейка в рыцари. Она была пайщицей многих пиратских антииспанских экспедиций, значительно увеличила численность королевского флота.

Елизавета оказывала негласную поддержку протестантам, восставшим против власти Филиппа II Габсбурга в Нидерландах. В конце 1580-х годов Испания начала готовиться к вторжению в Англию, однако контратака Дрейка под Кадисом задержала его. В 1588 испанский флот — Непобедимая Армада — отправился к Британским островам, но был разбит англичанами. Елизавета прославилась тем, что в момент опасности поклялась солдатам пасть «вместе с ними в гуще сражения». Победа над Армадой снискала ей славу новой владычицы морей и лидера всех протестантских сил Европы.

искусство управления

Елизавета широко использовала контакты с народом во время поездок по стране, парламентских сессий, торжественных процессий и праздников для демонстрации своей любви и заботы о подданных. Она многократно повторяла: «У вас может быть более выдающийся государь, но никогда не будет более любящего». Сознательно отказываясь от замужества, Елизавета заявляла, что «обручена с нацией». К концу 1580-х годов сформировался культ государыни: в народном сознании королева-девственница уподоблялась Деве Марии и считалась покровительницей протестантской Англии. В придворной среде ее прославляли как Астрею, богиню вечной молодости, любви и красоты, королеву-солнце, в пасторальной поэзии — как Венеру или Диану-Цинтию; излюбленным же символом самой королевы был пеликан, вырывающий куски мяса из собственной груди, чтобы накормить голодных птенцов.

При Елизавете I была значительно усилена королевская администрация, упорядочено финансовое ведомство. Англиканская церковь, как умеренная форма протестантизма, утвердилась в качестве государственной религии. Она была полностью подчинена государству и стала важной опорой абсолютизма. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров-эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям. При ее поддержке Московская компания утвердилась на русском рынке, Эстляндская — на Балтике, Берберийская — в Африке, Левантийская — на Ближнем Востоке,Ост-Индская— в Индии; были основаны первые английские колонии в Америке: поселение на острове Роанок и Виргиния, названная так в честь королевы-девственницы. Но в аграрной сфере проводимая Елизаветой традиционная для Тюдоров политика запретов на огораживания и поддерживания землепашества шла вразрез с интересами так называемого «нового дворянства». При Елизавете I были приняты новые жестокие законы против бродяг и нищих.

Конфликт с Испанией и расходы на оборону привели в 1580-1590-х годах к росту налогов. Средством пополнения государств военного бюджета Елизавета сделала частные монополии на производство и торговлю, которые, как и налоги, к концу 16 века вызвали недовольство торгово-предпринимательских кругов. Демонстрируя свою готовность советоваться с парламентом и используя его для популяризации официальной политики, Елизавета в то же время запрещала депутатам затрагивать вопросы престолонаследия, церковного устройства и финансовой политики, считала их исключительной прерогативой короны. На этой почве в 1590-х годах зародился конфликт королевской власти и парламента, в котором стали высказываться требования углубления Реформации, отмены монополий и облегчения налогов. К концу правления Елизаветы I английский абсолютизм стал превращаться в тормоз для дальнейшего развития страны. Начавшиеся при Елизавете выступления в защиту парламентских привилегий, против абсолютной власти короны стали прологом для последующей борьбы парламентской оппозиции с абсюлютизмом при первых Стюартах. Политическая мудрость королевы проявилась в удачном выборе министров, фаворитов и государственных деятелей, преданно служивших короне и Англии (У. Берли, Ф. Уолсингем, У. Рэли, Р. Девере, граф Эссекс, У. Сесил). Похоронена в Вестминстерском аббатстве в капелле Генриха VII.

Протекционизм

система мероприятий, направленных к охране национальной промышленности от чужеземного соперничества. Наиболее достигающими цели считаются: 1) обложение таможенными пошлинами иностранных изделий, с целью сократить их привоз, поднять цену, и тем возвысить прибыль владельцев туземных фабрик, производящих такие же изделия, и заработки рабочих, занятых на этих фабриках; 2) наложение пошлин на вывоз сырых материалов; 3) уплата премий за вывоз изделий, чтобы местная промышленность могла понижать на них цены и выдерживать соперничество на международных рынках; 4) стеснение или прямое запрещение вывоза неизвестных за границей, усовершенствованных машин и орудий, с целью лишить иноземцев возможности пользоваться выгодами новых изобретений; 5) запрещение выезда искусных мастеров, дабы они в чужих странах не распространяли усовершенствованных приемов и способов того или иного производства; 6) эксплуатация колоний, в видах получения из них дешевого сырья и для выгодного сбыта изделий метрополий; 7) издание навигационных законов, поощряющих особыми льготами отечественное судостроение и перевозку своих и чужеземных товаров на судах туземной постройки; 8) выдача денежных субсидий и монополий инициаторам того или иного полезного для страны производства.

 

Вопрос 49.

49.Революция в Нидерландах и образование Республики

 

Первые политические события, в которых отразилось предвосхищение государственных и правовых тенденций Нового времени, произошли во второй половине XVI в. в исторических Нидерландах*. В ходе десятилетней военной и политической борьбы страна не только обрела государственное самоопределение. Под лозунгом новых правовых идей, тесно связанных с развернувшейся в Европе религиозной Реформацией, сложились принципы нового государственного порядка. Не порывая с сословным строем, он отражал новую степень общественного согласия в рамках рождавшегося гражданского общества. Государственный поворот в Нидерландах к новому строю нередко обозначают поэтому как раннюю буржуазную революцию.

 

* Исторические Нидерланды охватили территории современных Нидерландов (Голландии) и Бельгии.

 

^

Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.

 

Исторические Нидерланды были владением Бургундского герцогского дома. После падения в конце XV в. Бургундского герцогства (в борьбе с французской короной – см. § 28.3) Нидерланды перешли под власть дома Габсбургов, позднее – их испанской ветви. В первой половине XVI в. в состав единого владения были включены еще несколько земель: Фрисландия, Утрехт, Хелдер и др. Прагматической санкцией 1549 г. императора Карла V всем образовавшимся 17 землям был дарован статус Бургундского округа, наследственно и неразделимо находящегося во владении Габсбургов. Реально и единство страны, и ее связи с Испанской империей были условными; провинции сохраняли свои традиции государственно-административного устройства, сословные представительства духовенства и дворянства, самоуправление городов.

 

В правление Карла V (перв. пол. XVI в.) для усиления влияния на дела провинций была сделана попытка перенести в Нидерланды систему управления в духе абсолютизма. Основные полномочия государя перешли к его наместнику – генеральному стадхаудеру. По реформе 1531 г. при наместнике сложилось несколько административных органов*. Важнейшим был Государственный совет. В нем решались общеполитические и административные дела, вопросы военной безопасности, церковного, центрального и местного управления, а также внешней торговли. Составляли его представители аристократии.

 

* В последующем эта административная организация сохранилась в южной части Нидерландов – Бельгии.

 

 

В 1560-е гг. из совета выделился узкий его состав под названием Консульты во главе с наместницей Маргаритой Пармской и кардиналом. Остальные члены совета играли формальную роль. Собирался совет только по усмотрению самого наместника.

 

^ Тайный совет ведал законодательной работой. Традиционно его составляли правоведы-легисты под руководством одного из вельмож. Кроме разработки проектов внутренних законов и распоряжений наместника, этот совет рассматривал судебные дела, контролировал работу низших судов, давал рекомендации наместнику по замещению вакантных должностей в центральной и местной администрации.

 

Финансовый совет управлял королевским доменом, осуществлял общее руководство финансовой и налоговой политикой. Состоял он из трех вельмож и трех специалистов, а также нескольких чиновников. У этого совета были специальные внутренние ведомства: Счетная и Казначейская палаты (по взиманию налогов) и Монетный двор.

 

Органом высшего суда и судебного надзора был^ Большой Совет, который состоял из профессиональных правоведов. Специализированные судебные ведомства решали наиболее важные – ленные и торговые споры.

 

Местная администрация представляла только наместника и подчинялась ему. Ее составляли разного рода должностные лица (местные стадхаудеры, бальи, маркграфы и т. п.), полномочия которых были одновременно и административными, и судебными. Земли и провинции исторически располагали значительной автономией.

 

Традиционным представительным органам – ^ Генеральным штатам, провинциальным штатам (собраниям) – в реализации государственной власти принадлежало незначительное место, и оно все более сокращалось. Созывались Генеральные штаты только по распоряжению короля, в личном присутствии стадхаудера и только для вотирования налогов. Никаких содержательных обсуждений политических дел там не допускалось. Депутатский состав штатов был традиционным и включал преимущественно представителей дворянства, католического духовенства и городской аристократии; в некоторых провинциях к участию допускались и старосты сельских общин (там, где не было городов).

 

^

Борьба с Испанией и становление новой государственности

 

К середине XVI в. утверждаемая испанской короной система управления и политика испанской монархии вошла в резкое противоречие с социально-политическими стремлениями населения Нидерландов. Страна, и особенно ее города, стала центром мировой морской торговли. Сложился значительный слой богатейших буржуа, связанных с торговлей и ремесленно-мануфактурным производством. Влиятельное, хотя и немногочисленное местное дворянство было недовольно военными авантюрами императора, для которых Нидерланды постоянно служили плацдармом, грабительской налоговой политикой. Общественное недовольство аккумулировалось в массовой поддержке городами и крестьянством распространившегося по Европе реформационного течения кальвинизма. Правительство усилило политическое и идеологическое давление на провинции. Был реорганизован епископат католической церкви, укреплены суды инквизиции. Однако кальвинистская проповедь свободы вероучения и покорности властям лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие со «словом Божиим», стала религиозным оправданием сложившейся оппозиции.

 

С 1562 г. поддержка нового кальвинистского вероучения приобрела характер вооруженного сопротивления властям. Тогда же оформились оппозиционный Союз дворян и близкая к ним Лига господ во главе с голландским принцем Оранским. В апреле 1566 г. дворянская оппозиция предъявила петицию наместнице с требованиями послабления кальвинистам, восстановления «вольностей и свобод», возобновления Генеральных штатов. Это было началом политической борьбы. В августе во Фландрии началось мощное Иконоборческое восстание, направленное против католичества.

 

^ Борьба с Испанией за независимость (1566-1618) и за государственное самоопределение растянулась почти на полвека. Поворотным моментом стало прямое вторжение испанских войск и налоговое давление на страну. Это вызвало широкое восстание городского населения и партизанскую борьбу, включая морскую. Начиная с 1572 г. собравшиеся Генеральные штаты стали формировать самостоятельную администрацию.

 

Вильгельм Оранский был признан Штатами законным единственным стадхаудером. За счет конфискованных церковных земель начато формирование новой армии. В 1574 г. установлено синодальное правление общей кальвинистской церкви. В ходе восстания на севере были ликвидированы прежние административные советы, на их место Генеральные штаты организовали Военный (1576) и Генеральный (1577) советы, которые стали играть роль правительства в формирующемся государстве.

 

В октябре 1576 г. Генеральные штаты, собравшиеся в Генте, объявили о взятии государственной власти в свои руки. По сути, была провозглашена республика. Однако это спровоцировало распад страны и нарастание социальных расхождений. Южные провинции откололись. Голландия и Зеландия объявили о своей автономии. Под их лидерством в январе 1579 г. семь северных провинций заключили Утрехтскую унию, которая оформила федеративное политическое единство их союза и создала основу будущей государственности. Новый подъем городского движения и борьбы с испанской армией завершился провозглашением независимости от Испании в 1581 г. (актом о низложении короля Филиппа).

 

Нарастание социальных противоречий, двойственная политика дворянско-католического блока во главе с принцем Оранским, вмешательство Франции привели в итоге к полному отделению южных провинций от Северной федерации (1585). Одновременно военные неудачи и ряд внешнеполитических обстоятельств, а также возрастание военной мощи морского флота Федерации вынудили Испанию заключить с Нидерландами в 1609 г. перемирие на 12 лет. Условиями перемирия были признание существующих границ, невмешательство в торговлю Нидерландов с колониями в Ост-Индии и в целом согласие с независимостью Провинций. Окончательное государственное самоопределение Соединенных провинций и международное его признание были установлены по Мюнстерскому мирному договору, ставшему частью Вестфальского мира 1648 г. Испания устанавливала мир с Республикой, признавала ее государственные и торговые интересы в колониях. Ликвидировалось номинальное подчинение Провинций Германской империи.

 

Государственное самоопределение провинций было неразрывно с формированием принципов нового конституционного строя.

 

вопрос 50.

Реформация в Германии

Мартин Лютер

Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папской курией, потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни европейских стран. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней, наднациональной политической роли. В то же время, в результате распространения светской образованности и развития научных знаний, католическая церковь теряла монополию на образование и духовное руководство обществом.

Особое недовольство вызывали поборы папской курии и высшего клира, которые, в условиях роста товарно-денежных отношений, постоянно увеличивались. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, мечтая завладеть ими с помощью старого испытанного средства — секуляризации. Они требовали ограничения поборов в папскую курию. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, задумывалась над упразднением католической церкви как феодального института и созданием новой, «простой и дешевой» церкви без поборов и платы за требы. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл — преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.

В политически раздробленной Германии притязания папства не получили такого отпора, как в централизованных европейских государствах. Здесь церковные поборы постоянно возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин Реформации в Германии, которая постепенно приобрела характер общегерманского движения.

В условиях социальных противоречий, связанных с зарождением капиталистических отношений, раздробленностью, с усилением феодальной эксплуатации в деревне, движение Реформации в Германии стало первым серьезным сражением против феодализма в целом.

Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонии, в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет, получил степень магистра, а затем и доктора богословия. В 1517 г. Лютер выступил с первым реформационным актом, направленным против индульгенций, и это выступление сразу же поставило его во главе реформационного движения в Германии. В развернувшейся антипапской борьбе Лютер провозглашает тезис об оправдании верой, который нанес серьезный удар по папству и католическому вероучению. Католическая церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по воле Бога и заступничеству святых, но для этого он должен выполнять обряды, приобщаться к священным таинствам и творить богоугодные дела. Одним из таких дел была покупка индульгенций. Лютер объявил индульгенции и отпущение грехов за

деньги кощунством, отверг культовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем спасения истинную веру в искупительную жертву Христа.

Вместо католического учения о воздаянии по заслугам Лютер утверждал, что спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а благодать как силу, постоянно живущую в праведном человеке и помогающую ему одолевать грехи, достигая спасения. Тезис о том, что спасение даруется человеку непосредственно от Бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить благодать, прийти к Богу можно и без посредничества церкви и духовенства. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри, наставники верующих в слове Божием, которые выделялись из толпы верующих знанием Евангелия. По учению Лютера слово Божье заключено только в Священном Писании, которое он признавал единственным источником веры, отвергая Священное Предание, т.е. все сочинения отцов Церкви, постановления соборов, папские буллы как творения людей. Тем самым низвергался весь внешний католический культ — почитание святых икон и алтарей, осенение крестным знамением, коленопреклонения. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма. Он не допускал свободного толкования Св. Писания самими верующими и оставлял в церкви некоторые католические таинства — крещение, причащение, покаяние. В толковании таинства Евхаристии он недалеко ущел от католического догмата о пресуществлении, утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в Тело и Кровь Христа, но Христос реально присутствует в таинстве причащения.

В своем учении Лютер не допускал никаких социально-политических изменений. Более того, он требовал укрепления существующего порядка, призывая верующих подчиниться светской княжеской власти, т.к. она одна могла, по его мнению, сохранить мир и защищать церковь и верующих. Таким образом, провозглашенная Лютером внутренняя религия не в меньшей степени, чем католицизм, порабощала человека и лишала его духовной свободы. По мнению исследователей, Лютер победил рабство по набожности тем, что заменил его рабством по убеждению. Он уничтожил веру в авторитет Церкви, создав авторитет веры. Он превратил священников в мирян, а мирян в священников. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав его внутренний мир религиозным. Он освободил плоть от оков, наложив оковы на сердце человека.

Начиная свою реформационную деятельность, Лютер не сразу пошел на разрыв с папством и католицизмом. В своем первом теоретическом реформационном акте — «95 тезисов против индульгенций» — он оставался еще правоверным католиком.

Но Реформация в Германии развивалась, и Лютер оказался во главе широкого антикатолического движения. В качестве лидера этого движения Лютер выступает уже не только против индульгенций, но и против догмата о непогрешимости римского епископа. Более того — он приходит к отрицанию папской власти и подвергает критике католическую догматику. Такое отрицание католицизма возникло у Лютера не сразу, а постепенно. И этому способствовало то обстоятельство, что против Лютера резко выступили его католические оппоненты. Они обвинили его в схизме и в ереси, и в 1518 г. папа вызывает Лютера на собор в Рим, подобно тому, как в 1414 г. на собор в Констанц вызывали Яна Гуса.

Судьба Гуса была Лютеру хорошо известна. Кроме того, Лютер имел очень сильного покровителя, Саксонского курфюрста. Получив предписание явиться в Ватикан, Лютер отказался это сделать. Тогда папа направил в Виттенберг, где Лютер преподавал в университете, своего легата, чтобы тот убедил его отречься от заблуждений и явиться в Ватикан. Миссия легата не увенчалась успехом, и тогда папа решил пойти другим путем — путем богословского диспута, в ходе которого предполагалось опорочить Лютера как лидера Реформации. Представителем папы на этом диспуте был известный католический богослов Экком. На диспуте Лютер занял жесткую реформационную позицию, заявив, что он абсолютно согласен с Виклефом и с Гусом и не признает

никакой силы за папским отлучением. Диспут закончился тем, что Лютер еще более яростно и резко стал обрушиваться на папство в своих богословских работах, призывая бороться с папской курией не только богословием, но и с оружием в руках, чтобы разгромить «этих главарей разврата, кардиналов, пап и всю свору римского содома». Так Лютер оценивал центр и мозг католического мира. Пропасть между католицизмом и Лютером становится абсолютно непроходимой.

В 1520 г. была опубликована папская булла, в которой Лютер был отлучен от Церкви. Но к этому времени такая булла для немецких земель не имела никакого значения. Во многих городах эти буллы просто сжигались. Так немецкие реформаторы выразили свое отношение к постановлению папы. Лютер самолично сжег эту буллу в университетском дворе в Виттенберге.

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации

К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «Тезисы» объединяют различные слои Германии — от крестьянско-плебейских масс до дворян и светских князей.

В 1519 г. на императорский престол Священной Римской империи избирается Карл V Габсбург (1519-1558), который занимает откровенно враждебную позицию по отношению к главе немецкой реформации — Лютеру. Священная Римская империя постоянно соперничала с Ватиканом за политическое лидерство в европейском мире, и Карл V надеялся, что, придя к власти, он подчинит себе папу и осуществит свои стремления к мировому господству. Уступая воле немецких князей и, в частности, Саксонского курфюрста, Карл V, раньше чем подвергнуть Лютера опале, соглашается выслушать его в светском институте — на рейхстаге. Лютер должен был выступить там с объяснением своего учения и обосновать реформу Церкви. Также как и Ян Гус, Мартин Лютер получает охранную грамоту и отправляется на Вормский рейхстаг (1521 г.), на котором Лютеру оказали серьезную поддержку немецкие князья. На рейхстаге присутствовал и папский легат. Когда Лютеру задали вопрос, готов ли он отречься от своих заблуждений, он ответил: «Я не желаю от чего-либо отказываться, если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания. Да поможет мне Бог! Аминь». Так ответил Лютер папскому легату и рейхстагу.

В этом же 1521 г. был издан императорский эдикт, объявивший Лютера вне закона как еретика и ослушника не только духовной, но и светской власти. Но Лютер не был ни арестован, ни сожжен. Ко времени появления эдикта он находился в замке своего покровителя — Саксонского курфюрста. Этот замок служил ему надежным убежищем, где Лютер занимался богословскими трудами. В частности, он перевел Библию на немецкий язык. В то время перевод Библии на национальный язык в каждой стране способствовал не только укреплению и сплочению реформаторов, но и развитию национального литературного языка, и, следовательно, национальной культуры.

В 20-е гг. XVI в. уже можно говорить о начале раскола единого реформационного движения в немецких землях. Это движение распадается на разные течения, направления, группировки и т.д. Лютер занимает откровенно прокняжеские позиции, связывая свою судьбу реформатора с интересами немецких князей.

После отъезда Лютера на Вормский рейхстаг в Саксонии развернулось радикальное бюргерское реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Его сторонники начали выбрасывать из католических церквей алтари, иконы, священные предметы. Месса была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достичь спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук».

Сторонники Карлштадта понимали Реформацию не только в узко религиозных, богословских рамках, но и как широкое социальное движение, которое в результате вооруженной борьбы должно было привести к преобразованию социальной жизни в немецких землях. В 1524-1525 гг. в Германии вспыхивает крестьянская война под

руководством Томаса Мюнцера, которая явилась кульминацией народной Реформации.

Широко известным представителем народной Реформации был Михаил Гайсмайер. Будучи богословом и теоретиком Реформации, он, кроме того, участвовал в вооруженной борьбе за претворение в жизнь реформационных идеалов. Он принимал участие в Крестьянской войне Томаса Мюнцера, и методом борьбы его отрядов был террор. Основным театром боевых действий отрядов Гайсмайера стал Тироль.

Среди немецких реформаторов был, пожалуй, единственный выдающийся теоретик-богослов. В отличие от Мюнцера, Гайсмайера и Лютера это был не лидер-боец, а ученый-богослов кабинетного склада, но именно он разработал теоретическую основу немецкой Реформации в сочинении, получившем название «Аугсбургские исповедания». Его имя — Филипп Меланхтон. Он был не только крупным богословом, но и выдающимся педагогом. Меланхтон понимал, что нового человека, способного осуществить Реформу Церкви, нужно еще воспитывать.

Образование в немецком реформационном движении трех основных направлений: княжеского (идеолог Мартин Лютер), бюргерского (идеолог Карлштадт) и крестьянско-плебейского (идеолог Томас Мюнцер) свидетельствовало о том, что Реформация в Германии вступила в период своего раскола.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!