Испания в XVI-XVII вв. Основные тенденции развития.



Социально-политическое развитие Франции в конце XV-XVI вв. Религиозные войны. Реформы Генриха IV Бурбона

Во Франции в XVI-XVII вв. не существовало единой национальной экономики. По выражению Ф. Броделя, страна представляла собой пеструю мозаику маленьких областей, живших своими ресурсами. Франция была страной, где сочетались разные типы экономического развития. В конце XV в. население составляло 14-15 млн., к середине XVII в. – 16-18 млн. человек. (иногда приводят другие цифры – в XVI в. – 20 млн., в XVIII в. – 26 млн.). 80 % населения – крестьяне. Франция – прежде всего в это время аграрная страна, с хорошими природными условиями для успешного развития с/х. Аграрная цивилизация Франция была разнотипной. Различия между севером и югом усилились. Север постепенно превращается в район монокультуры зерновых, так как здесь были плодородные почвы. На юге, природные условия способствуют развитию поликультуры, где сочетались зерновые, фруктовые сады, виноградники. Французские крестьяне распоряжаются землей самостоятельно. В XVI-XVIII вв. собственность феодалов на землю была раздвоенной: на свой домен сеньор имел фактическое право частной собственности, ограниченной при отчуждении уплатой продажной пошлины вышестоящему сеньору. На территории своей общины он обладал правом верховной собственности и взимал с ее жителей ценз и феодальные платежи (баналитеты, шампар, денежную ренту, и т.п.), при отчуждении земли жители уплачивали ему продажную пошлину. На Севере все формы феодальной ренты были невыкупаемы; на Юге, обычаи некоторых провинций допускали такой выкуп. В XVI в. вокруг городов стала распространяться срочная аренда за деньги или натуральные платежи, а также испольщина. Постепенно у каждого города стала складываться особая система концентрических зон: ближе к городу – цветы, оранжереи (с XVIII в.), питомники; потом – овощи, фрукты, виноград, интенсивное зерноводство и скотоводство; экстенсивное зерноводство и скотоводство; лесная зона. В Южной зоне – преобладало двухполье, причем, был «мертвый пар», который перепахивали 4 раза в год для аэрации и борьбы с сорняками. Сажали озимые злаки, + винограда, с XVI в. – кукурузу сажают, как пар, с нее десятины не брали как с «нового злака», ее сеяли в июне после уборки ячменя, с которого десятина уплачивалась, так что это был второй злак на том же поле. Во второй половине XIII в. в некоторых местностях Северной Франции появилась новая форма аграрных отношений – краткосрочная аренда более или менее крупных земельных комплексов. Сначала она применялась спорадически, преимущественно в церковном землевладении. С середины XV в. она вновь укрепилась (замедленно ее было развитие в XIV в. (из-за Столетней войны) и проникла также в светские сеньории. С XVI в. в ней стали постепенно накапливаться черты кап. Хозяйства, и повсюду она завоевала прочные позиции. В XVI-XVIII вв. именно в ней воплощался социально-экономический прогресс в с/х – развитие буржуазных отношений. Срочная аренда мелких участков появилась еще раньше, в XII в., но распространение получила в XVI в. Краткосрочная аренда имела 2 формы: 1. с фиксированными платежами, чисто денежными или в соединении с натуральными, или фермерская аренда; 2. с натуральными платежами, той или иной доли реального урожая, или испольщина, в ней также могли иметь место чисто денежные платежи, но они были незначительны. Сроки арендных договоров были короткими – не более 9-10 лет, или меньше. Фермер получал ферму, а испольщик – метерию (мétairie, от métayer – испольщик) лишь для временного хозяйствования на ней; не имел на нее никаких владельческих прав.

Французское крестьянство страдало от малоземелья, задолженности, нестабильности хозяйства, техническая оснащенность оставалась низкой, поэтому сельская экономика развивалась замедленно.

Большинство крестьян в XVI в. лично свободны и владели цензивами на условиях вечнонаследственного держания, что было одной из причин умеренного характера экспроприации крестьянства. На крестьянских хозяйствах сказалось изменение хозяйственной конъюнктуры. Во второй половине XV- первой половине XVI вв. – климат характеризуется потеплением и преобладанием урожайных лет над неурожайными, а война велась вне пределов Франции и сопровождалась умеренным ростом налогов. Во второй половине XVI в. и особенно в конце XVI в. неурожаи следуют за неурожаями, а гражданские войны опустошили страну. После кратковременного мира при Генрихе IV и улучшения погодных условий в начале XVII в. во Франции начинается серия гражданских и внешних войн. Рост налогов совпадает с волной неурожаев, т.е. благоприятные условия сменяются трудностями почти на столетия. В этих условиях усиливается мобильность земли за счет обезземеливания крестьянства. Сеньоры, горожане, сельская верхушка скупают земли и образуют фермы. Но этот процесс идет по-разному. Более интенсивно на севере, чем на юге.

Произошли изменения и во французском дворянстве. Многие дворянские семьи разорились и пресеклись, а их сеньории скупили дворяне буржуазного и крестьянского происхождения. Процесс обновления дворянства шел разными путями. 1. аноблирование по благородной земле (преобладало до XVI в.); 2. по должностям в гос.аппарате; 3. по королевским патентам. Дворянство делилось на «дворянство шпаги» (сельские сеньоры и военные) и «дворянство мантии» (робенов). Особенность французского дворянства – было не столь экономически активно как джентри, но его сословная этика не возбраняла управлять поместьем. Многие еще со времен Столетней войны, восстановив домен, стали организовывать фермы.

Для городской экономики в XVI-XVII вв. характерна определяющая роль торговли. Там, где город втягивался в торговые связи, особенно международные, происходило развитие в нем раннекапиталистического производства. Национальный рынок еще не сложился. С 60-70 г. XV в. Франция втягивается в систему мировой торговли благодаря итальянским банкирам и купцам, которые с домом Медичи переносят в Лион из Женевы свои конторы. Именно Лион превращается в XVI в. в крупнейший заальпийский центр итальянской торговли, своего рода распределитель левантийских пряностей и итальянских шелков во Франции и других странах Европы. Через Лион проходило от 1/3 до ½ всего французского импорта; и Лион стал школой ученичества для французских купцов, так как итальянские купцы были сосредоточены в основном в Лионе, а внутренняя торговля был в руках французских купцов. Затем в Лионе стало развиваться и ремесло – шелкоделие, а затем и книгопечатание. Специфика географического положения Франции – атлантическая и средиземноморская, определила и ее дальнейшую экономическую судьбу. В годы религиозных войн она пережила кризис раннего капитализма «итальянского типа», но сумела выйти из него и включиться в экономический подъем Северо-Запада Европы в XVII в. Франция поздно обзавелась собственными колониями. Но после 1559 г. заключения мира в Като-Камбрези расширяется франко-испанская торговля. Главные пути шли через Бордо и Руан, и в нее втягиваются и южные и северо-восточные провинции королевства. На рынки Нового Света ориентируется французская мануфактура

Формирование абсолютной монархии во Франции началось в середине XV в. Понятие «абсолютизм» восходит (см. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // ВИ. 1989. № 1. С. 42-57) к положению римского права о том, что «государь не связан законами». Под влиянием этой этимологии историки и юристы XIX- начала XX вв. создали модель абсолютизма как неограниченной монархии, в которой государю принадлежит вся полнота публичной и в первую очередь законодательной власти. По мнению историков XIX-XX вв. при абсолютизме государству принадлежит монополия на публичную власть, личность государя отождествляется с государством, а неограниченность власти монарха обосновывается происхождением ее непосредственно от бога. Два элемента были присущи доктрине абсолютизма: 1. право монарха на неограниченную власть; 2. его обязанность охранять права и привилегии подданных. Доктрина французского абсолютизма была сформулирована юристами XVI-XVII вв. Ж.Боденом и К. Лебре. По их мнению, существует суверенитет французских королей, который заключается в том, что у французских королей есть исключительное право издавать законы, объявлять войну и заключать мир, набирать войска, назначать чиновников, взимать налоги, вершит суд, присваивать дворянские звания простолюдинам, легитимизировать незаконнорожденных, назначать на церковные бенефиции, надзирать за дисциплиной клира и т.д., но все это сопровождалось оговорками. Королю предлагалось строго соблюдать установленные процедуры издания законов и введения налогов (что предполагало контроль со стороны регистрировавших королевские указы верховных судов), как можно реже вмешиваться в традиционную компетенцию судебных органов проявлять умеренность в назначении и смещении чиновников. . Основы системы налогообложения оформились во Франции в XV в. – постоянный прямой налог (талья) и косвенные (габель, эд). В XVI в. дополнительным источником доходов стала продажа должностей и гос. рент;

 

В 20-е гг. в XVI в. во Франции начали распространяться реформационные идеи. В идейной подготовке реформации важную роль сыграло гуманистическое движение, центром которого с 1530 г. стала Коллегия королевских лекторов (College de France) в Париже. Под их влиянием во Франции задолго до реформации распространились идеи реформы церкви. Магистр свободных искусств Лефевр д΄Этапль (1450/1455 – 1536/1537) сторонник очищения церкви еще в 1512 г. сформулировал 2 основополагающих принципа будущей реформации – оправдание верой и понимание священного писания как единственного источника религиозной истины. Французское реформационное движение делится на 3 периода: 1. 20-30-е гг. XVI в. – умеренное распространение лютеранства (в городах). В 1521 г. был осужден Лефевр д΄ Этапль и его единомышленники. Французский король был веротерпим; 2. 1534-1559 гг. – выступлениями сторонников новой веры, ростом числа еретиков, расширением социальной базы реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши, составленные протестантами были расклеены в королевском дворце, веротерпимость Франциска I кончилась. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков (Этьен Доле) и около 300 было заключено в тюрьму. В 1536 г. вышло первое издание Кальвина «Наставление в христианской вере» (посвященное Франциску I), и кальвинизм стал вытеснять лютеранство. В 1547 г. Генрих II учредил «Огненную палату» для суда над еретиками, преследовалось черное духовенство и ремесленники. В 1559 г. в Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции, к этому времени в стране было 12 кальвинистских общин в Париже, Орлеане, Руане и др.

3 период с 1560 г. по 1598 гг. – гражданские, религиозные, гугенотские войны. (1562-1598 гг. 8 войн – 1562-1563 гг.; 1567-1568 гг.; 1568-1570 гг.; 1572-1573 гг.; 1574-1576 гг.; 1577 г.; 1580 г.; 1585-1598 гг.) были непродолжительными, с периодами умиротворений, когда наступала перегруппировка сил, заключались тайные сговоры, имели место открытые переходы из одного лагеря в другой; принимали участие иноземцы. Чаще всего испанцы, т.е. политическая картина – постоянное динамическое неравновесие. Лидеры – дворянство, духовенство, часть буржуазии, ремесленники, широкие народные массы – страдающая сторона. Реформационное движение было неоднородно, в нем было 2 направление – буржуазное и дворянское.

Особенности социально-политического развития Франции обусловили распространение кальвинизма в южных и юго-западных городах страны. Хотя сторонники нового учения были и в других городах страны. Но в Лангедоке было сосредоточено 2/3 протестантов Франции, города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье, Ним – стали центрами протестантов. В северных, западных, центральных провинциях Франции причиной распространения реформации была налоговая политика государства.

Что касается крестьянства, то оно в основном осталось католическим. Ядром антиабсолютистской оппозиции стала часть феодальной аристократии при дворе и в провинции – опора – рядовое дворянство, еще сохранившее зависимость от аристократии. В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

В 1560 г. на престол взошел Карл IX (ему было 11 лет, за него правила мать Екатерина Медичи), была сделана попытка примирить страну, использовав теорию веротерпимости и третьей партии канцлера Мишеля Лопиталя. Но борьба шла повсюду, было неспокойно на юге, в Бретани. В 1561 г. был составлен триумвират для охраны католической веры, в него вошли Франсуа Гиз, коннетабль Анн де Монморанси и маршал де Сент-Андре, первые сановники государств.

В 1562 г. после резни гугенотов, распевавших псалмы в риге, в местечке Васси, было положено начало религиозным войнам.

Начался 1 период религиозных войн1562-1572 гг. (1562-1563 гг., 1567-1568 гг., 1569-1570 гг.). Первые три войны были однотипны: люди брались за оружие, проходили отдельные военные операции, затем наступало хрупкое перемирие, в ходе которого каждая сторона готовилась к реваншу. Первая война противопоставила друг другу две столицы – Париж, верный Гизам, и Орлеан, центр реформации. Сражения, происходившие в основном вдоль главной водной артерии Франции – Луары, были отмечены успехами католиков и гибелью вождей обеих сторон: Антуан Бурбон, сначала благосклонно относившейся к реформации, потом вернувшийся в лоно католицизма, Сент-Андре, убитый под Дре, Конде, попавший в плен, Франсуа Гиз смертельно раненный 18.02.1563 г.

19.03.1563 г. Амбуазский эдикт примирения признает за всеми гражданами государства свободу совести, но ограничивает свободу культа для некоторых лиц в некоторых местах; исключение было сделано для Парижа, где разрешен только католический культ. Этот мир был передышкой.

Начинается второй этап религиозных войн(1572-1576 гг.). Демократические элементы заявляют о себе. Городские судьи и пасторы организуют сопротивление на западе и юге страны. В Ла-Рошель толпами прибывают беглецы: до 54 пасторов со своими прихожанами явились в этот город, где в 1571 г. жители, принадлежавшие к двум разным конфессиям, заявляли, что хотят жить в «добром мире и согласии». Этот город сначала защищал де Ла Ну, затем он выдержал осаду герцога Анжуйского и был спасен вмешательством делегатов от Польши, в которой только что королем избрали Генриха Валуа. Булонский эдикт завершает в июле 1573 г. четвертую религиозную войну (1572-1573 гг.). Свобода совести предоставляется всем протестантам, свобода осуществления культа разрешена лишь в Ла-Рошели, Ниме и Монтобане, а также в домах некоторых высокопоставленных сеньоров. Протестанты на юге не складывают оружие. На собраниях в Ниме и Монтобане они требуют реабилитации жертв Варфоломееской ночи, свободы отправления культа во всем королевстве, гарантий со стороны протестантской Европы. Они находят себе союзников в королевской семье. Герцог Алансонский, четвертый сын Екатеины, руководитель партии «политиков», думает о короне и сближается с гугенотами. Раскрыт заговор, арестованы маршалы Монморанси, де Коссе. Брат Монморанси, Дамвиль, губернатор Лангедока, освобождается от должности и заключает союз с гугенотами юга. Смерть 24-летнего Карла IX (30.05.1574 г.) положила конец политике равновесия.

С 1573 по 1584 г. следуют три войны (1574-1576 гг., 1577 г., 1580 г.). Генрих III был коронован в Реймсе в феврале 1575 г. 15.09.1575 г. вождь «политиков» герцог Алансонский бежит из Лувра, где его удерживал брат. Пришедшая на помощь немецкая армия угрожает Парижу. «Мир брата короля», подписанный в Болье 6.05.1576 г., выглядит как капитуляция правительства. Жертвы Варфоломеевской ночи реабилитированы. Отправление протестантского культа запрещено лишь в Париже и в городах – королевских резиденциях. Протестантам предоставлено 8 крепостей. В каждом местном парламенте созданы смешанные палаты из католиков и протестантов. Политические вожди гугенотов получают прощение и милости.

Третий период войн 1576-1598 гг.Этот компромиссный мир привел к католической реакции, которая решает организовать «священный христианский союз», вождем которого будет герцог Гиз, одержавший в Дормансе единственную победу в последней войне. У этого союза возникнет хартия – «Перонская декларация», в которой объявляется о создании Католической Лиги. У этого союза есть программа Генеральных штатов, которые должны быть созваны как можно скорее. Генрих III попытался взять это движение под свой контроль, возглавив Лигу. На собрании Генеральных штатов в Блуа он заявил, что не потерпит больше одной веры в королевстве «в соответствии с клятвами которые он принес на коронации». Дворянство и духовенство его поддержало, третье сословие устами Ж.. Бодена объявляет себя сторонником восстановления религиозного единства, но «самыми мягкими и богоугодными методами, которые Его Величество сочтет возможными», т.е. без войны. Герцог Анжуйский отошел от своих союзников, Дамвиль поступил так же. Король Наварры, вернувшийся в протестантизм после Варфоломеевской ночи, пытается поддержать единство. Эта война ведется без денег, она отмечена успехами католиков и приводит к миру, заключенному в Бержераке.

Эдикт, подписанный в Пуатье, подтверждает заключение этого мира 8.10.1578 г. По этому эдикту, свободы, предоставленные «миром брата короля», ограничиваются: отправление протестантского культа разрешается только предместьях одного города на бальяж, а также в больших и малых городах, пользовавшихся этим правом «до последнего возобновления военных действий», а также взятых в день заключения мира. Упраздняется половина палат, в которых протестанты составляли 50 %; в тех смешанных палатах, которые сохраняются, они могут иметь теперь только 1/3 мест. Свои 8 крепостей они сохраняют на 6 лет. Эдикт Болье и эдикт Пуатье содержат предпосылки Нантского эдикта.

 ГЕНРИХ IV (Henri IV Bourbon; Генрих де Бурбон) (13 декабря 1553, По, Беарн - 14 мая 1610, Париж), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов; король Наварры с 1562 (Генрих Наваррский), сын Антуана Бурбона.

Правление Генриха IV способствовало укреплению абсолютизма. Он перестал созывать Генеральные штаты, ограничил права провинциальных собраний. Соответственно возросла роль бюрократического аппарата, чиновники добились права наследования и продажи своих должностей (при условии уплаты полетты). Губернаторы провинций лишились значительной части своих прерогатив и превратились преимущественно в командующих войсками. Гражданская власть на местах сосредоточивалась в руках генеральных наместников и интендантов провинций.

В экономической сфере Генрих IV проводил политику протекционизма, в 1599 ввел покровительственный таможенный тариф, поощрял развитие мануфактур, при нем проводились работы по улучшению дорог, строительству каналов. Для облегчения жизни сельского населения король отменил недоимки с крестьян за прошлые годы, снизил размер тальи. Потери бюджета Генрих IV компенсировал увеличением косвенных налогов (на соль, вино).

 

Генрих подготовил такой договор к 1598 г.; по городу Нант, где он был обнародован, документ стали называть Нантским эдиктом. Этот эдикт сохранял господствующие позиции католицизма во Франции, но предоставлял гугенотам обширные права церковного и светского самоуправления. Мирный договор остановил разорение страны и бегство французов-гугенотов в Англию и Нидерланды. Нантский эдикт был составлен очень хитро: при изменении соотношения сил католиков и гугенотов он мог быть пересмотрен (чем позднее и воспользовался Ришелье).

Второй урок гражданских войн заключался в том, что нельзя было строить сильное французское государство, опираясь только на дворянство. Генрих IV принял к сведению и это. Он поддерживает крупных чиновников, профессионалов-бюрократов - судей, адвокатов, финансистов. Генрих IV разрешает этим людям покупать себе должности и передавать их по наследству сыновьям. В руках короля оказывается мощный аппарат власти, позволяющий править без оглядки на капризы и прихоти дворян. Генрих привлекает к себе не только чиновников, но и крупных торговцев - он всячески поощряет развитие крупного производства и торговли во Франции, основывает французские колонии в заморских землях. Генрих IV первым из французских королей начинает руководствоваться в своей политике национальными интересами Франции, а не одними лишь сословными интересами французского дворянства.

Наконец, Генрих понял, что Франции предстоит длительная полоса войн с испанскими и немецкими Габсбургами, и успешно готовился к этому противоборству. Генрих позаботился о значительном снижении тальи (прямого налога) с крестьян, почти полностью разорённых и обнищавших за годы религиозных войн. Крестьянство было основой экономической и военной силы Французского королевства - нищие крестьяне не могли содержать сильную армию.

Военная мощь возрождающейся Франции была подтверждена уже первой войной Генриха IV с Ис-панией (1595-1598 гг.). Преемники же Генриха IV на французском престоле создали грозную армию, которая на протяжении 200 лет (до наполеоновских войн) была лучшей армией Европы.

Та выдающаяся роль, которую Генрих IV сыграл в истории Франции и Европы, определяется не-сколькими обстоятельствами. Во-первых, Генрих смог выйти живым из религиозных войн, в которых сложили головы все его противники. Он добился этого своим умом, изворотливостью и хитростью, способностью резко менять политический курс. К тому же Генрих был попросту удачлив, что сильно возвышало его в глазах французов. Во-вторых, свой опыт ловкого политика Генрих IV, взойдя на престол, смог поставить на службу державе, которую он разрушал большую часть своей жизни. Первый из Бурбонов нашёл новую, прочную основу королевской власти - интересы нации.

 

Испания в XVI-XVII вв. Основные тенденции развития.

В начале XVI в. испанское государство состояло из Кастильского королевства, Арагоно-Каталонского королевства, в состав которого и Валенсия. Проживало 10 млн. человек.

В свою очередь по типу аграрного развитияКастилия подразделялась на 3 области: Север (Страна басков, Астурия, Галисия), Центр (Старая и Новая Кастилия, Эстремадура), Юг (Андалусия, Мурсия). На экономическое развитие Валенсии и Каталонии большое влияние оказала средиземноморская торговля. К началу XVI в. крестьянство в Кастилии было свободным от лично наследственной зависимости. Лишь изредка встречались платежи, генетически связанные с этой формой зависимости. Особенно редкими они были в Новой Кастилии, где еще шла внутренняя колонизация. Наиболее распространенной формой крестьянского владения в Кастилии стал эредад – наследственное держание, приближающее к французской цензиве. Владельцы эредада (эредеро) обладали широкими правами по отношению к своему наделу, они могли продавать его, закладывать, дарить. В случае продажи покупатель брал на себя уплату сеньориальных платежей. Хотя кое-где сохранились держания типа «солар». Владельцы эредада и солара уплачивали феодалам фиксированную поземельную ренту. Если юридические формы крестьянских держаний становились однородными, имущественное расслоение крестьянства усиливалось.

Если Южная Каталония по типу аграрных отношений напоминала Кастилию, то в Северной Каталонии вплоть до конца XV в. большинство крестьян составляли ременсы, находившиеся в личной зависимости от феодала и прикрепленные к земле. Ожесточенная борьба крестьян в Северной Каталонии привела в 1486 г. к изданию Фердинандом Католическим Гваделупской сентенции, по которой эта форма зависимости была отменена.

Завершение объединения страны, открытие Америки, усиление колониальной торговли вызвали значительные изменения в экономике. До начала XVI в. главную роль в хозяйстве Кастилии играли северные и центральные районы, экономическая жизнь шла по оси Бильбао_бургос-Медина-дель-Кампо. В начале XVI в. экономический центр Кастилии смещается на юг – в Андалусию, Гранаду, Мурсию. Этот процесс был ускорен упадком второй половины XVI в. испанской морской торговли в результате Нидерландской революции. Стало меняться и основное направление с/х Кастилии. Если раньше главной отраслью было перегонное овцеводство, то с начала XVI в. на первый план выходит товарное земледелие.

Происходит специализация областей. Большинство областей Старой и Новой Кастилии было занято производством зерна, на этом же специализировался Арагон, на севере выращивали лен, коноплю, овощи, поставляли древесину, рыбу, в Новой Кастилии разводили оливки. Старейшими центрами виноделия были Леон и Старая Кастилия (р-н Вальядолида, Медина-дель-Кампо), вторым центром виноделия была Андалусия, Гранада. Здесь изготовлялись дорогие вина, шедшие на экспорт – в Америку, Нидерланды, Италию, Северную Африку, Англию, Германию, Польшу.

На протяжении XVI в. права и привилегии Месты подтверждались и расширялись. Новые полномочия были предоставлены ее разъездным судьям – алькальдам-энтрегадорам, которые получили право пролагать по своему усмотрению каньяды (дороги для стад шириной – 50-100 м), определять маршрут прохождения, разрушать изгороди, которые содержали крестьянские общины и отдельные землевладельцы, чтобы защитить поля. Карл V в 1552 г. издал закон «о владении», по которому пастбище, арендованное однажды членом Месты, закреплялось за ним в наследственное пользование. Если же на каком-либо пастбище стада паслись в течение сезона, а владелец не заявил протеста, то такое пастбище переходило в пользовании Месты безвозмездно. Захват Местой общинных пастбищ к концу XVI в. привел к упадку крестьянского животноводства и земледелия, особенно в Эстремадуре и Андалусии. Захват общинных земель принял такие размеры, что в 50-х гг. XVI в. было издано несколько постановлений, запрещавших разрушение общин и отчуждение у них пастбищ на землях королевского домена, приобретенных частными лицами. Вопрос о расхищении общинных земель и угрозы крестьянскому хозяйству поднимался на кортесах в 1579, 1583, 1587 гг.

Вся экономическая и политическая структура Испании, где ведущая роль принадлежала дворянству и католической церкви, препятствовала прогрессивному развитию хозяйства. Налоговая система в Испании также стесняла развитие кап. элементов в экономике страны. Наиболее ненавистной была алькабала – 10 % налог с каждой торговой сделки, кроме того существовали огромное количество постоянных и чрезвычайных налогов, поглощая до 50% доходов крестьянина и ремесленника.

Испания была первой страной, испытавшей на себе воздействие революции цен. В течение XVI в. цены выросли в 3,5 -4 раза. Уже в первой четверти XVI в. шло повышение цен на хлеб, но в 1503 г. были установлена система такс на хлеб, которые сдерживали цены на хлеб, в то время как остальные продукты дорожали. Это привело к сокращению посевов зерновых и к резкому падению производства зерна в середине XVI в. Начиная с 30-х гг. XVI в. большинство районов страны ввозило хлеб из-за границы – Франции и Сицилии. Привозной хлеб не подпадал под действие закона о таксах и продавался в 2-2,5 раза дороже, чем зерно, производимое испанскими крестьянами.

Завоевание колоний и расширение колониальной торговли способствовало росту ремесленного производства в городах и возникновению отдельных элементов мануфактур, особенно в сукноделии. В главных его центрах – Сеговии, Толедо, Севилье, Куэнке – появились мануфактуры. Испания славилась своими шелками, бархатом, парчей, перчатками, шляпами, которые в основном шли на экспорт. В то время как грубые шерстяные дешевые ткани, льняные ввозили из Нидерландов и Англии.

Важной отраслью хозяйства с зачатками мануфактуры являлась металлургия, Северные области Испании занимали важное место в производстве металлов в Европе – оружие – холодное и огнестрельное.

Несмотря на экономический подъем первой половины XVI в. Испания оставалась аграрной страной со слаборазвитым внутренним рынком, а со второй половины XVI в. (Бродель считает, что с XVII в.) Испания начинает переживать длительный экономический упадок, который сначала охватил с/х, а затем промышленность и торговлю. Этот упадок наступил после него, как в первой половине XVI в. завершилось объединение страны, и развитие торговли с колониями дали мощный толчок экономическому развитию Испании. Но в XVI-XVII вв. Испания не смогла пойти по пути создания кап. форм хозяйства. Огромные средства, получаемые от ограбления колоний в Америке, использовались не для развития мануфактурного развития и кап. торговли, а для удовлетворения потребностей господствующего класса, на проведения внешней политики, продиктованной гегемонистскими устремлениями испанской монархии. В 1516 г. после смерти Фердинанда Арагонского на испанский престол вступил КарлI(1519 (1516)-1556). По матери он был внуком Фердинанда и Изабеллы, а по отцу – внуком императора Максимилиана I Габсбурга. От своего деда и отца Карл унаследовал владения Габсбургов в Германии, Нидерланды, земли в Америке. В 1519 г. он добился своего избрания на престол СРИГН и стал императором Карлом V. Современники говорили, что в его владениях «никогда не заходит солнце». Но объединение огромных территорий под властью испанской короны не завершило процесса экономической и политической консолидации. Арагонское и Кастильское королевства оставались политическими разобщенными. В самом Арагоне его составные части – Арагон, Валенсия, Каталония, Наварра также сохраняли политическую самостоятельность. Не существовало и единого политического центра, роль которого выполняли Вальядолид, Толедо, с 1605 г. столица – Мадрид.

В первой четверти XVI в. деятельность оппозиции сконцентрировалась вокруг вопроса о принудительных займах, к которым часто прибегал король. В феврале 1518 г. для расплаты с Фуггерами Карл V получил субсидию на 3 года на 600.000 дукатов у кастильских кортесов при условии соблюдения кастильской конституции, на таких же условиях у арагонских кортесов в мае 1518 г. в Сарагосе, в феврале 1519 г. у каталонских кортесов в Барселоне. Кортесы потребовали не назначать на гос. посты иностранцев и не покидать Испанию. Король деньги получил, уехал из страны и назначил наместником кардинала Адриана Утрехтского, что явилось грубым нарушением обещания Карла, данного кортесам, что регентом должен стать истинный испанец. Это явилось сигналом к восстанию городских коммун против королевской власти, получившим название восстание коммунерос (1520-1522 гг.). Программа движения коммунеро – стала приобретать антидворянскую направленность, но она не была открыто направлена против королевской власти как таковой. Требования – удаление всех иноземцев с должностных мест, роспуск существующего регентства, обложение податями дворянства и духовенства, прекращение продажи коронных земель. Восставшие рассчитывали, что эти меры улучшат финансовое положение государства и приведут к ослаблению налогового бремени, а также ограничению власти королевской администрации в городах, восстановление городских вооруженных отрядов и т.д.

Весной и летом 1520 г. под контролем Хунты оказалась почти вся страна. Карл V приказал выполнить требования некоторых городов, чтобы внести раскол в движение. Осенью 1520 г. от восстания отошли 15 городов, их представители, собравшиеся в Севилье, приняли документ об отходе от борьбы. Этой же осенью кардинал-наместник начал открытые военные действия против восставших.

В октябре 1522 г. Карл V с войском (4.000 наемников) вернулся в страну, но восстание к этому времени было подавлено, учинил расправу над наиболее активными участниками восстания комунерос – последовали казни, изгнания, конфискация имущества. Объявленная через 3 месяца амнистия не была всеобщей, так как исключала 293 человека, обреченных нам казнь. Одновременно с восстанием коммунеро разгорелась борьба в Валенсии и на о-ве Майорка, кончилось тем же.

Поражение восстание коммунеро имело самые отрицательные последствия для дальнейшего развития Испании. Крестьянство Кастилии было отдано в полную власть грандам, движение горожан было разгромлено, удар был нанесен нарождающейся буржуазии, исторические вольности испанских городов перестали существовать, послужили уроком для Карла V, показав, что может произойти, сели образуется широкая коалиция, противоборствующая ему и его политике, восстание стало поводом, чтобы обезвредить и разоружить те категории населения, которые могли составить оппозицию правящей династии.

В период правления Карла V (1516-1555) и Филиппа II (1555-1598) произошло усиление центральной власти, но испанское государство представляло собой в политическом отношении пестрый конгломерат разобщенных территорий. Управление отдельными частями этого огромного государства воспроизводило тот порядок, который сложился в самом Арагоно-Кастильском королевстве, составлявшего ядро испанской монархии. Во главе стоял король, власть которого была неограниченной (относительно). Король обладал законодательной инициативой, мог раздавать церковные бенефиции, был главой церковных орденов, назначал правителей, наместников, губернаторов, военачальников, мог назначать кардиналов.

Со времени Филипп II складывается единый центр управления государством. Для этого были созданы т.н. Верховные советы для каждой из составных частей монархии, образованные при королевском дворе. Они состояли из министров, главой каждого совета был король. В ведении Верховного совета были все дела в государстве, кроме этого совета были – Военный Совет, «Казначейство», Совет по делам орденов, Совет по делам Индий, Совет по церковным делам, Совет Арагона, Совет по делам Италии, Совет, занимающийся населением, выселением морисков и маранов и т.д. При Филиппе II таких советов было 12, при Изабелле и Фердинанде – 5.

Усиление абсолютистских тенденций в XVI в. – первой половине XVII в. привело к упадку кортесов. Уже в первой четверти XVI в. их роль была сведена к вотированию новых налогов и займов королю. На их заседаниях все чаще стали приглашаться только представители городов. С 1538 г. дворянство и духовенство официально не было представлено в кортесах. В то же время в связи с массовым переселением дворян в города вспыхнула борьба между бюргерством и дворянством за участие в городском самоуправлении. В итоге дворяне добились закрепления за собой права на занятие половины всех должностей в муниципалитете.

Абсолютизмв Испании имел весьма своеобразный характер. Время складывания относится к периоду правления Изабеллы и Фердинанда, утверждения при Карле V. При Изабелле и Фердинанде было сделано – укрепление власти короля (королевскую персону окружал почти божественный ореол, как и во Франции, молва приписывала королю дар исцеления некоторых болезней (золотухи, эпилепсии), что привело к появлению системы советов при короле, где важную роль играли чиновники – летрадо. Централизованный и подчиненный единоличной воле монарха или его всесильных временщиков гос. аппарат обладал значительной долей самостоятельности. Черты испанского абсолютизма – специфическое положение дворянства, которое занимало муниципальные должности, служило в королевских советах; слабость торгово-предпринимательских кругов; незавершенность централизации, здесь даже не действовала система советов; огромный бюрократический аппарат, чиновники-летрадо, юристы или теологи. Стать чиновником - это был способ социального продвижения, так как летрадо были свободны от налогов, могли получить идальгию, майорат.

Абсолютизм в Испании в отличие от других европейских стран не сыграл прогрессивной роли, в своей политике ориентировался на интересы класса феодалов и церкви, не смог обеспечить подлинной централизации. В Испании не выработался единый национальный язык, сохранялись обособленные этнические группы – каталонцы, галисийцы, баски, основу литературного языка составил кастильский диалект.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!