Раздел 1. Введение в изучение искусства Древнего Востока.
История открытий памятников искусства Древнего Востока. Выдающиеся ученые-исследователи искусства Древнего Востока: Ж.-П. Шампольон, Г. Масперо, Г. Картер, Г. Роулинсон, П.-Э. Бота, О.Г. Лэйярд, Э. де Сарзек, Л. Вулли, В. Андрэ, Р. Кольдевей, С. Ллойд, О. Генри, А. Парро, Р.М. Гиршман, А. Годар и др. Российские исследователи (В.В. Бартольд, М.И. Ростовцев, В.С. Голенищев. В.Г. Луконин, М.Э. Матье, В.В. Павлов, В.К. Афанасьева) и их вклад в изучении искусства Древнего Востока.
Основная профессиональная литература, периодические издания. Основные научные центры по изучению древневосточного искусства.
Источники для изучения искусства Древнего Востока. Методы, применяемые в изучении древневосточного искусства: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Сочетание словесного и изобразительного описаний.
Периодизация искусства Древнего Востока.
Функции искусства в культуре обществ Древнего Востока. Основные темы и сюжеты древневосточного искусства. Стили и стилизации в искусстве цивилизаций Древнего Востока.
Основные черты мировоззрения древневосточных обществ. Религиозные системы, культы и мифо-ритуальная практика в цивилизациях Древнего Востока и их отражение в искусстве. Религии Древнего Востока и их основные черты.
Компаративный анализ месопотамских и древнеегипетских цивилизаций: особенности устройства религиозных систем, представления о царях и героях культуры, роль письменности, основные тексты культуры и их взаимосвязь с основными темами и сюжетам в искусстве, основные этические нормативы, система трансляции опыта культуры.
|
|
Раздел 2. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран.
Более открытый тип культуры, по сравнению с Египтом, как результат постоянных смешений племен, вторжений кочевников. Специфика этнической истории Месопотамии. Многообразие видов художественной формы, привнесенных различными этносами. Характерная черта искусства Месопотамии - органическая переработка заимствованных художественных образцов. Специфика канона и причины её породившие.
Тема 1. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
Специфика политической истории и её отражение в культуре и в искусстве. Основные центры Двуречья в III тыс. до н.э.
Мир и человек в восприятии шумеров и аккадцев. Восприятие Вселенной как организованного целого (организованное общество, государство) и Творца как бога, избранного собранием богов. Отсутствие в человеческом сознании момента постоянства как важная черта культурного сознания (проблема божественной благосклонности). Отражение этих моментов в художественной практике (поклонение и служение божеству как главная тема храмового искусства). Понятия «Ме», «Нам», «Биллуда».
|
|
Основные религии и культы. Особенности погребального культа и их отражение в культуре и искусстве Месопотамии. Понятие добронравной жизни (первая добродетель - послушание) как главная этическая категория. Представления о времени и сакральный календарь.
Специфика формирования и эволюции представлений о царственности и о герое-правителе. Отражение этих процессов в искусстве. Появление идеологического канона.
Основные этапы развития искусства государств Двуречья в III тыс. до н.э.:
1. Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.).
Важность подпериода Убайд как этапа сложения новой системы изобразительности в скульптуре и керамике.
Подпериод Урук(сер. IV – кон.iv тыс. до н.э.). Сложение письменности. Формирование основных культовых практик. Ритуал сакрального брака и его место в культуре Шумера.
Выработка в рельефе характерных для Месопотамии выразительных средств (четкая регистровость; пропорциональное выделение главного; рассказ-повествование, читаемый снизу вверх). Сложение способов передачи объемных изображений на плоскости. Специфика взаимоотношений визуального и вербального текстов.
|
|
Женская голова из Урука (Инанна?) как пример культовой пластики: взаимосвязь рельефа и живописи; построение художественной выразительности за счет скупых средств (акцент на глазах, на взгляде как показ божественной Мудрости); использование инкрустации.
Культовая пластика из Храма Глаза в Телль-Браке: гипертрофия взгляда, условность поз и передачи частей тела.
Появление глиптики: выработка приоритетных тем и сложение стилистических и технологических приёмов.
Памятники: культовый сосуд богини Инанны из Урука, женская голова из Урука (Инанна?), идолы из Храма Глаза в Телль-Браке, печати.
Подпериод Джембет-Наср (кон. IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.).
Рельефы времени Джембет-Наср: основные сюжеты, композиционные и стилистические приёмы.
Сложение художественно-образной программы круглой пластики: вотивный характер статуэток, специфика поз, жестов и пропорций.
Широкое распространение цилиндрических печатей. Превращение глиптики в предмет массового потребления: соседство уникальных образцов с однотипными по сюжету и рисунку экземплярами. Появление повествовательных композиций.
|
|
Памятники: "Камень Блау" или "Стелла охоты из Урука", статуэтка бородатого мужчины (Лувр, Париж), алебастровый сосуд из Урука с шествием животных, мужская алебастровая статуэтка из Урука,цилиндрическая печать с изображением людей и животных (Иракский нац .музей, Багдад),оттиск печати с изображением ткачих (?) (Гос.Эрмитаж, СПБ),оттиск печати с изображением пастуха, священного стада и символов богини Инанны (Гос. Музеи. Берлин), храмовая печать с навершием в виде фигурки барана (Гос. музеи, Берлин)
2.Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?).
Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), функциональная выразительность всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда и жеста. Начало усиление символичности, переход к схематизму, уход в сторону условных изобразительных черт.
Завершение сложения основных художественных качеств шумерского рельефа: развернутая в пространстве и во времени строка летописи как отображение представления о поддержании городом-государством и его правителем упорядоченного Космоса и его сил; последовательность изобразительного повествования о событии; выделение главного персонажа размером (больший акцент на правителя как на героя, а не как на воплощение Бога); условно-декоративная, плоскостная передача этнически характерных фигур (фигура-символ).
Храмовый рельеф и его качества: геральдическая композиция, статичность и однотипность поз.
Изменения в трактовке образа правителя в III Раннединастическом подпериоде как свидетельство сложения представлений о царе-герое, о героической славе. Сложение героического эпоса.
Предметы из Урских гробниц как примеры косвенного представления об особенностях сложения живописи в шумерском искусстве. Преимущественное использование ярких цветовых пятен (комбинации цветов естественных камней и перламутра). Композиции на мифологические сюжеты с резонатора урской лиры.
Основные стили глиптики («парчовый стиль», «линеарный», «декоративно-рельефный») и школы («натуралистическая» - мастерские Ура и Урука; «схематическая» - мастерские Фары и Ура; «классическая» - мастерская Ура). Появление новых образов и сюжетов («фризы сражающихся», сцен «превращения», человека-быка, быка-андроцефала) как свидетельство записи мифологических текстов.
Памятники: статуэтки богов и адорантов их храма Аб-У в Телль-Ахмаре, статуэтка Эбихила из храма Иштар в Мари, статуэтка Курлиля, стелла Эанатума (т. наз. "Стела коршунов"), стела Ур-Намше, медный рельеф с изображением Анзуд из Ура,Урский штандарт; Голова Быка на детонаторе арфы, фигурка козы, шлем Мескаламдуга из Урских гробниц; печати с изображением «фриз сражающихся» (Британский нац.музей, Лондон; Гос.музеи, Берлин).
3. Аккадский период (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э).
Впервые создание централизованного государства. Общегосударственный, жёстко иерархизированый пантеон. Новое значение личности правителя. Введение понятия богоподобности царя и установление прижизненного культа во время правления Нарам-Суэна. Определённая политическая идеологичность вербальных и визуальных текстов. Запись "Эпоса о Гильгамеше" как нового источника художественных образов.
Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно, но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции.
Новые черты в аккадском рельефе: расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и динамичность композиции); высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени, отказ от стилизации.
Высокий уровень глиптики: замена орнаментальности изобразительностью; стремление к продуманным и лаконичным композициям; выделение композиционного центра; контраст статичных композиций и динамичных фигур; точная передача деталей; разнообразие в использовании фольклорно-эпических тем.
Памятники: Голова Саргона Аккадского,алебастровая голова семита из Адаба, стела Нарам-Суэна, печати с изображением мифологических сцен из собраний Британского национального музея, Гос.Эрмитажа, ГМИИ им. А.А. Пушкина и Государственных музеев Берлина.
4.Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура).
Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э.
Нашествие кутиев и II династия Лагаша. III династия Ура - создание консолидированного государства. Специфика представлений о роли правителя и их эволюция: от царя, избираемого народом до царя, созданного богами специально для «царской судьбы» и равного им. Культовые поэмы-гимны о деяниях правителей.
Скульптура позднешумерского периода: взаимосвязь формальных черт аккадской и шумерской пластики как попытка создать новый образ. Шумерская иконография молящегося правителя. Аккадское влияние в стремлении передать интерес к отдельной личности. Ограниченность тем и сюжетов для статуй и посвятительных рельефов. Взаимосвязь литературных и изобразительных текстов.
Искусство III династии Ура как выработка в официальном придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации художественной формы (теократический канон). Однообразие художественных форм, их стереотипность, сухая моделировка образа, отсутствие динамики при технической виртуозности, скудность тематических программ. Специфика композиционных построений и передачи действия во времени и пространстве в рельефах.
Виртуозное качество исполнения и сухость художественных решений в шумерской глиптике.
Памятники: статуя Ур-Бау, статуя Гудеа с кувшином в руках, статуя сидящего Гудеа (Лувр, Париж), правителя Лагаша; статуя правителя Лагаша; статуя женщины из Лагаша; статуя Ур-Намму в виде строителя храма, стела Ур-Намму.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!