Сосредоточение взгляда на отражении солнца
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только смотреть надо не на само солнце, а на его отражение в воде — в пруду, реке, озере. Можно делать в любое время дня.
Комментарии. Сосредоточение взгляда на солнце и на его отражении очень полезно для глаз. Орел может смотреть прямо на солнце, поэтому йоги считают, что систематическая практика в рассматривании солнца уподобляет человеческое зрение орлиному. В Индии соляризация применяется для устранения близорукости, дальнозоркости (в том числе и старческой), воспаления глаз, астигматизма, трахомы.
Сосредоточение взгляда на луне и ее отражении
Выполняется точно так же, как и сосредоточение взгляда на солнце. Смотреть от 3 до 10 минут. Желательно, чтобы луна находилась к глазам под углом в 45 градусов: так глаза меньше устают. Здесь только необходимо сказать, что людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну с сосредоточением взгляда нельзя. Вполне здоровым людям на луну или ее отражение (последнее, надо сказать, предпочтительнее) сосредоточиваться рекомендуется не чаще одного раза в неделю.
Большую пользу зрению приносит также фиксирование взгляда на звездах, облаках, на вершинах гор, на морских просторах и красотах ландшафта.
Пранаямы, асаны и банахи
Несомненно, все упражнения Хатха-Йоги, оказывая оздоровляющее и укрепляющее действие на тело, исключительно полезны и для глаз. И все же среди них мы особо отметим: очищающее дыхание йогов, полное дыхание йогов, Сукху-Пурвак, Уджайи, Капалабхати, Бхастрику, Сурьянамаскар, Випариту Корани, Сарвангасану, Матсиасану, Панасану, Дханурасану, Пашимоттанасану, Бхуджангасану, Вирабхадрасану, Уштрасану, Триконасану, Биллиасану, Антариксана-Гарудасану, Ширсасану, Уддияна Бандху и Наули.
|
|
Красота глаз
Завершая наш трактат о глазах, скажем несколько слов о внешней стороне вопроса, то есть о красоте глаз. Их форма и цвет, как оказывается, не имеют решающего значения. Красота глаз определяется их выразительностью и живостью, их яркостью и блеском. «Глаза — зеркало души»,— сказал мудрец. И это воистину так. Чем богаче и шире духовный мир человека, чем чище его душа, тем сильнее невыразимый, яркий и спокойный свет, исходящий из его глаз, тем больше такие глаза останавливают на себе внимание и заставляют всех тянуться к этому человеку.
Нередко те люди, которые восхищают и поражают всех своим запоминающимся, исполненным внутренней силы, необыкновенно красивым лицом, обладают, как оказывается при более пристальном рассмотрении, лишь большими, выразительными и лучистыми глазами, тогда как само по себе лицо не отличается особой красотой и правильностью черт. И наоборот, чем бессодержательнее, беднее личность человека, тем тусклее, невыразительнее его глаза — отсюда и выражение «рыбий взгляд». Здесь уж никакая физическая красота не поможет.
|
|
Таким образом, на примере глаз мы еще раз можем убедиться, что причиной подлинной внешней красоты человека является его внутренняя, духовная красота[20].
Вред косметики и моды
В свете только что сказанного выше всякий может по достоинству оценить дурную привычку, от веку укоренившуюся в самых широких массах народа и яростно имеющую место быть среди женщин,— мы имеем в виду подкрашивание глаз, вернее, того, что их окружает. Воистину нет такой глупости, которая бы рано или поздно не стала достоянием моды, а став им, не возвела бы себя в степень дурной привычки. Та простая истина, что мода приходит и уходит, а дурные привычки остаются, подтверждается печальной живучестью нелепого женского обычая подкрашивать глаза. Между тем само по себе подкрашивание глаз совершенно бесполезно, поскольку оно не достигает своей цели — придать красоту той женщине, у которой ее нет, а лишь подчеркивает ее безобразность, что происходит вследствие женской неумеренности в дурном. Эти красильные работы не только совершенно бесполезны, но и отменно вредны, поскольку разные вредные вещества, входящие, как правило, в состав красящих снадобий, нарушают нормальные функции кожи век, в результате чего на ней появляются преждевременные морщины, а попадая в глаза, что особенно часто происходит, если грим не смывают на ночь (бывает и такое!), вызывают раздражение их оболочки.
|
|
Всякая женщина, набравшись необходимой смелости и преисполнившись здравого смысла, должна раз и навсегда для себя решить: необходимо ли ей в самом деле подводить себе глаза? Ведь слишком часто это делается безо всякой действительной надобности и только как дань обычаю, ибо физические черты нередко оказываются несравненно привлекательнее всего того, что рисуется на их месте. По крайней мере, так это всегда выглядит в глазах человека с неиспорченным вкусом, и мы, йоги, в этом вопросе, как и во многих прочих, призываем к простоте и близости с Природой.
Если же все-таки необходимость подводить себе глаза у женщины существует, то пусть она делает это весьма умеренно, скупо, ограничиваясь немногими штрихами. После удаления грима перед отходом ко сну необходимо смазывать кожу век жирным кремом или растительным маслом.
|
|
Что же касается время от времени появляющейся моды напрочь выщипывать брови, а то и ресницы, то это извращение, как нам представляется, вообще не нуждается в каких-либо комментариях. Пусть просто каждая женщина спросит себя, каковы здесь были намерения Природы и стоит ли уродовать ее прекрасное произведение. Ответ не может не быть однозначным и твердым.
* * *
Своим заглавием «ГЛАЗА — ЗЕРКАЛО ДУШИ» мы желали указать на то, что понимаем зрение как процесс, в котором выражается Сущность Смотрящего. Пусть мысль о Сущности Зрителя сопровождает ученика в его размышлениях о зрении и работе над своими глазами.
МИР ВАМ!
Москва—Алабино
1975–1991 гг.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1] Кстати, о мнимой занятости. Не будем забывать, друзья, что жизнь человека «занятого» тем и глупа, что он целый день ничего путного не делает, а ему всегда некогда. Об этой породе людей в «Агни-Йоге» сказано: «Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость прежде всего указывает на неумение пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию... Скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни: они заняты, как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны, как индюки, ибо пересчитывают количество смрада курения, они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть Для них самое существенное». — Здесь и далее примеч. автора.
[2] В дальнейшем вы не раз еще встретитесь с этим термином. Под рефракцией понимается степень преломления световых лучей в оптической системе глаза.
[3] Аккомодация — приспособление глаза к видению на различных расстояниях.
[4] Гиперметропию обычно, но неправильно называют дальнозоркостью , а миопию — близорукостью , хотя человек с такими нарушениями зрения не может видеть ни удаленные, ни, соответственно, близкие предметы с той же четкостью, как видит их человек со зрением здоровым.
[5] Шрифт диамант — мельчайший размер используемого шрифта. Высота литеры в шрифте диамант составляет 1,5 мм для заглавной буквы и около 1 мм для строчной.
[6] Ретиноскоп — инструмент, предназначенный для определения рефракции глаза. Выводы, сделанные на основе ретиноскопии, совершенно объективны и ни в коей мере не зависят от субъективных ощущений обследуемого.
[7] Заратустра у Ницше говорит в одном месте так: «То, что каждый имеет теперь право учиться читать и писать, портит надолго не только письмо, но и мысль». О том, сколь пагубное влияние на зрение оказывают эти так называемые школы, мы еще скажем в дальнейшем.
[8] Здесь интересно было бы проследить зависимость между недостатками характера и темперамента человека и тем, к напряженности каких мышц глаза эти недостатки необходимо приводят. Но не будем отвлекать на это внимание читателя. Несколько забегая вперед, скажем лишь, рискуя, правда, навлечь на себя неудовольствие некоторых: чистота совести означает спокойствие психики, спокойствие психики является выражением ее здоровья, а здоровье психики имеет своим неизбежным следствием здоровье глаз.
[9] Ссылка на сделанный автором перевод книги Йога Рамарачаки «Хатха-Йога». — Примеч. ред.
[10] «Нет большей муки, как вспоминать в годину невзгод счастия время».
[11] Мимоходом отметим, что Эдгару По принадлежит следующее изречение: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите, что вы должны это запомнить». Ж.-Ж. Руссо, словно развивая эту мысль, писал несколько ранее: «Память служит мне только до тех пор, пока я на нее полагаюсь; как только я доверю то, что она хранит, бумаге, она изменяет мне, и я уже больше не помню, что записал».
[12] Нам бы не хотелось раздражать некоторых из наших читателей, но мы не можем, хотя бы петитом, не отметить, что знание законов о взаимосвязи между психикой и зрением неизбежно приводит к следующему печальному выводу: очки — свидетельство инвалидности не только зрения, но и мышления, ибо человек, хронически находящийся в состоянии психического напряжения, мыслит неполноценно и у него в значительной мере парализованы способности памяти и внимания. Право, мы полагаем, здесь не повод для обид, а пища для серьезных размышлений!
[13] Пресбиопия (греч. ) — буквально: старческое зрение, возрастное ослабление способности глаза ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях, то есть возрастное ослабление аккомодации; излюбленный термин западной офтальмологии.
[14] При передаче иноязычных слов, в том числе и английских, в современном русском языке в основу положен принцип транскрипции, а не транслитерации, как то было ранее, то есть произнесение, а не написание. Поэтому «паминг» всегда правильнее и предпочтительнее «пальминга».
[15] Эта идея в сегодняшних условиях таит буквально золотые горы для государственной казны. Осуществление ее мало того что позволило бы государству получить дополнительный источник доходов, но и наконец навело бы порядок в российском издательском деле: подавляющая часть пачкателей бумаги безвозвратно бы разорилась, выжили бы лишь сильнейшие и те, кто работает добросовестно, и все это — к полной выгоде российского читателя и русского языка.
[16] См.: Йог Рамачарака. Хатха-Йога, гл. «Свежий воздух». — Примеч. ред.
[17] Говоря о продуктах питания, мы намеренно избегаем термина «витамины». По разумению йогов и натуропатов, модная теория о витаминах является очередной неудачной выдумкой западной науки. Она вполне заслуживает того, чтобы ее поставили в один ряд с той теорией, которая учит, что жизнь есть форма существования белковых тел, или той, которая считает, будто физическое тело человека и есть сам человек. С точки зрения йогов, все эти теории достойны улыбки и стоят не больше, чем утверждение, будто Солнце вращается вокруг неподвижной и плоской Земли, которая к тому же покоится на четырех слонах.
[18] M. D. Corbett. A Quick Guide to Better Vision (How to have good eyesight without glasses).
[19] О напряжении речь пойдет далее, в специальных упражнениях.
[20] Мы были поражены, встретив впоследствии весьма сходные мысли в Книге Духов Аллана Кардека. Нам очень приятно, что столь высокий авторитет подтверждает правильность нашего свидетельства. У Кардека сказано: «Дух отражается в теле; конечно же, тело — не более чем материя. Но, несмотря на это, оно скроено по качествам оживляющего его духа, который сообщает телу определенный облик; главным образом проявляется это в лице, и истинно глаза были названы зеркалом души, то есть душа более всего отражается в лице. Так, иное лицо чертами своими до крайности некрасиво и, однако, имеет в себе нечто такое, что заставляет нравиться, ибо оно — отражение духа благого, мудрого, человечного; и в то же время бывают лица физически очень красивые, но не производящие никакого впечатления, более того, которые, несмотря на всю красоту их, вызывают даже отвращение».
Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!