В)Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих.
По словам преп. Иоанна Дамаскина, «то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству»230, т. е. положительное знание о Боге не есть знание Его неприступной сущности, это знание соотносится не с сущностью, а с Божественными свойствами (силами, способностями) и действованиями (энергиями). Соответственно действованиям Бога, посредством которых Он открывает Себя «вовне», Священное Писание содержит ряд катафатических имен, каждое из которых характеризует Бога положительным образом. С помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.
Катафатические имена Божии можно разделить на две группы:
1. Имена, обозначающие положительные Божественные свойства, т. е. вечные божественные силы и соответствующие им действия Бога: Любовь, Слава, Благость и т. д. Эти имена будут рассмотрены далее.
2. Имена, характеризующие отношение Бога к миру и человеку: Господь, Творец, Спаситель, Промыслитель и т. д.
Катафатические свойства Божии
Разум, премудрость и всеведение
Рассматривать свойства Божии целесообразно по группам, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства. Например, разум и премудрость.
В Священном Писании эти два имени являются взаимозаменяемыми:
|
|
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? (Притч.8:1).
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! (Рим.11:33).
Я, премудрость [Божия], обитаю с разумом (Притч.8:12).
Таким образом, премудрость и разум – свойства, теснейшим образом связанные друг с другом.
Божественный разум, в силу нашей ограниченности, мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны. Пророк Исаия прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным существует огромное различие: Как небо выше земли, так... и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:9).
Чем именно Божественный разум отличается от человеческого и в чем заключено превосходство Божественных мыслей над нашими, во всей полноте мы сказать не можем, но одно важнейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным назвать можно. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением, или знанием. Иметь способность познавать и иметь знание – для нас вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение (ведение) совпадают.
Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в самой этимологии термина: Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Самого Себя:
|
|
...Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына... (Мф.11:27).
...(Святой) Дух все проницает, и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор.2:10–11).
Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о Своих делах:
...Бог больше сердца нашего и знает все (1Ин.3:20).
Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр.4:13).
Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования.
Одним из аспектов Божественного всеведения является предведение, т. е. знание Богом того, что для нас является будущим.
Поскольку Бог вечен и для Него не существует ни прошлого, ни будущего, но все есть настоящее, «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18). Бог есть «знающий все прежде бытия его [мира]» (Дан.13:42). Ему [Богу] известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении (Сир.23:29).
|
|
Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость – это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку: Все соделал Ты премудро (Пс.103:24), – говорит Псалмопевец.
В Священном Писании понятие премудрости Божией часто имеет энергийный характер. В Книге Премудрости Соломоновой (см.: Прем.7:14, 9:17) о премудрости говорится как об одном из высших даров Святого Духа.
Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называется в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской (см.: Иак.3:15). Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием: Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу (Притч.21:30).
Святость
Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло.
|
|
Слово «Святый» как имя Бога в Священном Писании встречается неоднократно (например, см.: Пс.98:9; Евр.7:26). Пророк Исаия в Иерусалимском храме в видении созерцал серафимов, непрестанно славословящих Бога: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф... (Ис.6:3).
Будучи Сам свят, Бог требует святости от Своего творения: ...будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1:16).
По словам свят. Кирилла Иерусалимского, «поистине един Свят, Кто по естеству свят. И мы святы: не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве»267.
Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла: Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути (Притч.11:20).
Всемогущество
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия, не существует ничего внешнего, что могло бы препятствовать воле Божией.
Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога:
Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт.17:1).
Бог творит все, что хочет (Пс.134:6).
Он [Бог] делает, чего хочет душа Его (Иов.23:13).
В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк.1:37), т. е. никакое желание Божие не останется неисполненным.
Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что в Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом он прикладывает некоторые усилия, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 716; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!