III.  КОРНЕЛIЙ ТАЦИТЪ  О  ГЕРМАНАХЪ. 4 страница



 

(*) Гора Blockberg, по стариннымъ картамъ называется Bructerus mons: она была въ Браниборскои области.

Въ Индiи срадва или срадга, а у Славянъ страва — приношенiе номинальной пищи (корма богамъ) на могилы, совершалось въ Декабре месяце и соответствовало стариннымъ Святкамъ, а также зеленымь святкамъ въ месяце Mapте; (Мarec. Marak, — въ Индiи ), когда въ память умершихъ употреблялись пироги изъ рису; а у Славянъ изъ гречихи.(*)

Приношенiе въ жертву людей —  или  (мыть, дань людьми), действительно существовалъ у Славянъ, а равно и сожженiе телъ царей или князей, а вместе съ ними женъ и близкихъ, нехотевшихъ пережить покойнаго. Подобный обрядъ, по Ибнъ-Фосслану, совершился у Волжскихъ Славяно-руссовъ (Болгаръ), когда при погребенiи неизвестнаго князя сожжена была на гробе жена его. По Iорнанду, .на страве Аттилы погребены были вместе съ нимъ его приверженцы.

Обрядъ сожжёнiя княжескихъ телъ упоминается и въ Кралодворской рукописи:

«Ай, выйде душа (Власлава) з ревучихъ губъ,

Вылетена древа, а по древехъ

Семо тамо, донежъ мертвы не сженъ.»

По Нестору приношенiе человеческихъ жертвъ, искорененное христiанствомъ, существовало еще въ 10 веке: «творяще (Владимиръ) требу кумиромъ съ людьми своими, pешa старцы и бояре: «мечемъ жребьи на отроки и на девици; на него же падеть, того зарежемъ богомъ.»

Поклоненiе Марсу или Арею и Геркулесу, понято Тацитомъ изъ однозначительныхъ знаменованiй поклоненiя Вишну э— богу Харэ, и олицетворенiя его въ свойство победы — Витязя, Световида .

Марсъ по толкованiю Чешскаго Словаря Соломона, IX века, и соответствуетъ Светоовиду.

Поклоненiе Изиде, почитаемое Тацитомъ за занесенное къ Сайванамъ, по изображенiю въ лике молодаго месяца, объясняется слeдующимъ:

Иса у Полянъ, въ Залесье Jess (**), есть названiе Сивы (Siwa, Жива, Ciевa; Сибогъ, Живбогъ, Жилбогъ, Ziwiena). Онъ есть  или  (луна, лоно). Ликъ луны и былъ его символомъ, въ свойстве нарожденiя.

Замечанiе Тацита, что Сайване считали недостойнымъ божественнаго величiя изображать божество въ образе человеческомъ, относится до верховнаго божества , . Индейцы изображали Парабраму, , въ эмблемахъ; лики же относились только до аватаръ (воплощенiй) и до силъ стихiйныхъ, какъ, деятелей живой природы — Сивы. Въ этомъ знaченiи было и поклоненiе силамъ: Индре (Ютpу, Ютробогу) правителю воздуха, востока; Aгни — огню — правителю Юга; Варуну (или — ) — воде, и Ямо (humus) — земли.

Здеcь въ сущности тоже тримурти, заключающееся въ единстве Парабрамы; ибо Индра — утро, просветъ, прабогъ — , воздухъ, обнимаетъ все прочiя cтиxiи и заключается во всехъ;  —проявленiе Брамы; почему онъ и называется предходящiй;  — проявление Вишну;  — Сива, бытiе, сочетанiе стихiй.

«Neс сohibere parietibus Dеos.» Хотя, казалось бы, Тацитъ и противоречитъ сeбе при oпиcaнiи победъ Германарика и раззоренiи храма (templum) Марсовъ на p. Beppе (Werra — верховье Visurgis, Visura, Везера); но въ понятiяхъ Сайванъ действительно храмы не имели ничего подобнаго съ пантеонами Грековъ и Римлянъ. Ихь святыяместа, обители жрическiя, были, какъ и въ Индiи, кладбища родовъ(***). При могилахъ отцовъ, родоначальниковъ, совершались у нихъ жертвоприношенiя (поминки, приношенiе пищи богамъ духамъ, или душамъ умершихъ); тутъ были судилища, снемы или сонмы, и прiюты для странниковъ. Сборныя(****) зданiя назывались гостинами или гостинницами, откуда и Римское Hostia, Hôtel — Hostel, Kosciol.

Въ «Vita S. Ottonis, упоминается о Штетинскихъ (Стадинскихъ) гостинахъ, названныхъ по описке гонтинами.

«Тамъ были четыре храма; главный изъ нихъ отличался по художеству и былъ украшенъ внутри и съ наружи выпуклымъ (барельефнымъ) резнымъ изображенiемъ людей, птицъ и зверей, столь сходныхъ съ природою, что они казались живыми; краски же на внешности храма не смывались дождемъ, не бледнели и не тускнели. Следуя древнему обычаю, Штетинцы отдавали въ храмъ десятую часть военной добычи и оружiе побежденныхь непрiятелей. Въ святилище храма хранились серебряныя и золотыя чаши (изъ коихъ при торжественныхъ случаяхъ знатнейшiе люди пили и ели), также буйволовые, оправленные золотомъ рога, которые служили и кубками и трубами. Ножи и прочiя драгоценности находившiяся тамъ, удивляли своимъ художествомъ и богатствомъ.»

 

(*) Въ Индiи, при обрядахъ поминальныхъ, призывались на могилу кроме Брамина отправляющаго поминки, свободные Брамины, которые угощались, представляя на срадве тени покойныхъ предковъ. Число ихъ зависело отъ числа поминаемыхъ лицъ. Отсюда произхожденiе машкаръ, или нарядовъ въ образе теней.

(**) — изтокъ, творецъ;  — истый, истинный (у Венг. Isten).

(***) Употребленное названiе Тацитомъ templum и значитъ: место посвященное божеству, и вместе съ темъ кладбище.

(****) Въ законе и уставе Стефана Сербскаго, эти сборы запрещаются; «Сбора Себрова да несть, тколи се обрящетъ у сабору Себрову, да му се уши обрежутъ и да му се осмудитъ образъ.»

Въ трехъ прочихъ гόстинахъ, не столь украшенныхъ, и менее священныхъ, стояли только одне лавки въ виде амфитеатра, и столы для народныхъ сходбищъ; ибо Славяне, въ некоторые часы и дни веселились, пили и важными делами отечества занимались въ этихь гостинахъ.»

Въ этомъ значенiи должно понимать и упоминаемый Тацитомъ templum Tanfana на Beppе, противъ Милибожскихъ горъ (μηλίβοнον öρος) подъ Чернолесьемъ (sylva Semana, sylva Dominae, Bacenis sylva, Buchovia, Fagonia, — Буковина.)(*) называемымъ Тацитомъ Caesia sylva, безъ сомненiя Cassia sylva — Чешскiй лесъ. Въ этомъ же месте по Птоломею означено Δευφανα, Δεφανα (по описке Λεφανα) т.е. Девино; ибо это названiе места или города встречается по всему населенiю Славянъ: Devona Девино, на Рейне, противъ бывшей Аrgentoaria Сребренницы, переименованное Готами въ Freyburg (градъ девы). Devona, въ верховьяхъ Майна; Divona близъ оз. Лемана; Девно въ Булгарiи; Devin — местечко выше Пресбурга, при Дунае; Нем. назв. Theben. Magdeburg т.е. Deveihrad, въ Богемiи, на р. Тейе. Marionia Птоломея — Parthenopolis — Magdeburg, или бывшiй Девинь градъ на Эльбе. Такимъ образомъ и названiе Tanfапа, Defana — есть собственно Девино, во имя божества Девана, Dzevanna; отъ й , й судьба, предопределенiе, фортуна,(**) соответственно Чешскому daufani, dufani упованiе, надежда, и Польскому dufanie — ввериться, положиться на судьбу.

Что храмъ Tanfana или Девино, была гόстина, сходная съ вышеприведеннымъ описанiемъ въ жизни С. Оттона, то это можно понять и изъ словъ Тацита: «Ночь, озаренная звездами, способствовала приблизиться къ весямъ Марсовъ и окружить постами распростертыхъ на ложахъ вокругъ столовъ, безъ малейшей предосторожности, безъ часовыхъ. Повсюду была полная беззаботность, не опоeнiе войны, и даже не успокоенiе, a yпoeнiе со всей негой и свободой.»

Обеты бгамъ, или жертвенные костры, возжигаемые на горахъ, упоминаемые въ древнихъ Чешскихъ стихотворенiяхъ, совершенно уподобляются голокостамъ, или древнейшимъ жертвоприношенiямъ.

«Прелети леси еленьимъ скокомъ

Тамо въдубраву, тамъ неприступная cкaлa,

Богомъ змилена; на ея верхе

Обетуй богомъ, богомъ своимъ спасамъ,

За витяжство (победу) въ задехъ (прошедшее) за витяжство въ преди.»

«И вседе Воимиръ на ретиваго коня,

Прелете леси еленьимъ скокомъ,

Тамо въ дубраву на драгу (дорогу) къ скале,

На версе скалы занети (занялъ, возжегъ) обетъ

Богомъ своимъ спасамъ....

И имъ обетова кравицу буйну,

Шерсть червена по ней се лоскне се,

И яловку сю купи отъ пастухи,

Въ увалетамъ въ высокой траве,

Дада за ню конь и съ узду.

Плапыласе (вспылалъ) обетъ, и близи се вои

Къ увалу, изъ увала взгору въ дубраву,

Вои озвучени глукемъ (восклицанiями )


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!