Как выглядят элементалы: их формы и проявления



Хорхе Анхель Ливрага

Элементалы – духи Природы

Посвящаю эту книгу моему другу Гемону, открывшему для меня мир элементалов.

Х.А.Л.

Пролог

По законам классической традиции (которая остается живой вот уже тысячи лет) любая форма передачи информации имеет три вполне естественные и взаимосвязанные части:

1) пролог – в нем автор объясняет, как родилась его тема и в какой форме он собирается ее развивать;

2) собственно тему, или логос; если речь идет о книге – это именно то, что автор хочет сообщить читателю;

3) эпилог – это последний штрих, заключительное обоснование изложенного, одновременно и его синтез, и мораль.

Наша небольшая книга будет следовать этим правилам, поскольку претендует на то, чтобы быть полезной читателю – несмотря на специфику самой темы и заведомо ограниченные возможности автора.

XX столетие представлялось золотым веком тем, кто о нем мечтал, но для тех, кто его пережил, век оказался железным. В эти сто лет разразились самые чудовищные из войн, обесценились самые высокие этические идеалы и была отравлена естественная среда обитания человека – Природа, а вследствие этого – и сам человек. И чем выше из хаоса коллективного бессознательного поднимаются тысячелетние призрачные чудовища материализма, атеизма и ненависти, тем более – в силу извечного и неумолимого закона компенсации – начинает расти интерес к иной, скрытой, сокровенной стороне жизни.

Этот вновь пробудившийся интерес мог бы стать толчком для невиданных социальных изменений, если бы и на нем не оставила свой отпечаток среда, его породившая. Сегодня каждый считает себя вправе высказывать собственное «оригинальное» суждение об Оккультных Науках, считая истинным только его и забывая, что любая наука, экзотерическая или эзотерическая, имеет свои Корни, свою Теорию и свою Практику. Однако импровизировать и «оригинальничать» опасно, и, если кому-то хочется что-то изобрести, он должен следовать естественным законам, управляющим любым творческим процессом. Иначе получается «научная фантастика» – несуществующее начинает рассматриваться как реальное. В сознании человека возникает мешанина невежества и неуверенности и заставляет его цепляться за инстинктивное и эфемерное. А это дает много «дыма», но очень мало «огня», и в этом «огне» сгорает то, что могло бы стать маяком надежды, стержнем познания – реальной альтернативой интеллектуализму, сухому интеллектуальному восприятию, погубившему XX век и превратившему его в камеру пыток для миллионов людей.

И в этом апогее фальши, в этом хаосе лжи, выдаваемой за правду, мы хотим подарить читателю частичку Света, пусть маленькую, но зато истинную. Этот дар не преследует никакой корыстной цели, не ждет ни одобрения, ни вознаграждения – это простое и чистое действие Любви.

Честно говоря, мы никогда не собирались писать книгу на подобную тему и выносить ее на суд читателей. Но, наблюдая за тем, как досужие шутники упражняются в фантазиях на эту тему, как в своих домыслах превращают в дьявольские окровавленные шипы эти совершеннейшие розы, чье тончайшее благоухание даже в темноте способны ощутить чувствительные души, мы решили приподнять маленький краешек тысячелетней, древней вуали. Эта вуаль не нужна была в те времена, когда люди жили в дружбе с иными, тонкими мирами и их обитателями, когда не боялись их, когда не пытались использовать их и делать инструментами своих страстей и интересов.

Эта маленькая книга – шаг к надежде, к вере в новый и лучший мир.

Ее основная тема – элементалы, духи Природы. Она изложена как можно более просто, исходя из древнего философского представления о Космосе как о едином целом. Это позволит духовно подготовленному читателю открыть для себя мир иных существ – не сверхъестественных, но живущих в своем собственном измерении. Живущих – независимо от того, способны ли воспринимать их люди, которые продолжают познавать мир лишь только в рамках своих ограниченных телесных ощущений.

Материализм XIX века не мог предвидеть ни телевидения, ни передачи звука на расстоянии с помощью энергетических волн, для которых физические препятствия, даже самые толстые стены, не являются преградой. Тогда никто не подозревал, что можно видеть кости живого существа сквозь его плоть. Мы не хотим утомлять читателя общеизвестными примерами, но следует напомнить, что «сверхъестественное» является таковым лишь для тех, кто имеет узкое представление о «естественном». Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи существуют несмотря на то, что глаз человека их не воспринимает и не может придать им определенную форму или образ. Элементалы существуют несмотря на то, что большинство людей потеряло способность их видеть. В современном эзотеризме эти существа получили наименование «элементалы», в индуизме – «дева», в христианстве – «ангелы»; они многочисленны и разнообразны и так же сильно отличаются друг от друга, как отличается, например, кипарис от клевера (а ведь ни тот, ни другой никогда не переставали принадлежать миру растений).

Давайте вместе сделаем усилие и попытаемся вновь стать детьми, вновь обрести способность верить и понимать. Посреди великого крушения XX века давайте попытаемся создать модуль выживания, который, словно Ноев ковчег, помог бы нам отправиться к новым, более светлым и более истинным горизонтам, оставить позади ночные кошмары и не чувствовать дыхания Великого Зверя невежества, бесплодного умствования и отчаяния.

Глава 1

Мегакосмос

Древние считали, что во Вселенной существуют столь продолжительные циклы времени, что, с точки зрения людей и их представления о времени, любой из них может обозначаться словом «Вечность». Это очень расплывчатый термин, потому что человеческий разум способен воспринять Вечность только как Постоянную Длительность. Но и это понятие остается для нас туманным и неопределенным, поскольку мы не можем представить ни когда эта «Вечность» началась, ни когда она закончится, хотя при этом осознаем, что существуем в рамках непрерывного потока Времени.

Любая попытка логически понять смысл этого феномена терпит поражение, подобно тому как вода утекает сквозь пальцы. Мы успеваем заметить лишь оставшийся на них мокрый след. И это единственное, за что мы можем зацепиться, чтобы получить хотя бы тень представления о том, что выходит за границы нашего сознания.

То, что мы называем Мегакосмосом – этот термин лучше всего передает наше представление о нем, – является совокупностью галактик, на материальном плане отделенных друг от друга миллионами световых лет. Но помимо этого понятие «Мегакосмос» включает и некое «нематериальное», «невидимое» существование. Оно вполне реально для человеческого сознания, однако наши чувства и ум, не способные подняться выше собственных ограничений, отрицают эту «нематериальную» действительность. Это – великое Таинство. Истинные эзотерики о нем никогда не рассказывают. Даже если их принуждают, они говорят об этом так, что из сказанного невозможно извлечь никаких определений, которые могли бы ограничить или исказить понимание этого Таинства или привести к его полному отрицанию.

Происхождение и конечная цель существования Мегакосмоса тоже остаются великой загадкой, которую мы так и не разгадали и не разгадаем до тех пор, пока будем оставаться в рамках нашего ограниченного человеческого понимания. Мы не можем дать ему какое-либо определение даже путем отрицания, поскольку, если мы что-то отрицаем, значит, мы придаем этому «чему-то» какой-то статус и высказываем по его поводу мнения.

Единственное, в чем мы глубоко убеждены, – что в сердце этого Таинства есть Бог. Но это не тот «добрый боженька», которого наше воображение наделяет человеческими атрибутами. Это просто Бог. Просто Таинство. Это то, о чем мы ничего не знаем. То, что становится священным для нас просто в силу своего «сверхчеловеческого» масштаба, далеко превосходящего любые человеческие представления. Таинство Бога надрационально и абсолютно недоступно нашему пониманию. В Индии его называли «Невещь», и точно так же его описывали эзотерики всех народов мира. В нем есть все, и в нем нет ничего. И мы, люди, также являемся частью этой Великой Загадки.

Космос

Из первой Дуальности – Теоса и Хаоса, Пуруши и Пракрити (можно назвать эту Дуальность и другими именами) – рождается умопостигаемый Космос, тот, который мы можем познать и понять. От вечной энтропии Мегакосмоса мы переходим к энтропии Космоса – динамичного, подвижного, постоянно меняющегося, отражающегося в тысячах зеркал Великой Игры Майи. В нем мы рождаемся, умираем и снова появляемся на свет мириады раз.

Все в Космосе имеет свое место согласно собственному предназначению; в основе его устройства лежит пирамидальная структура, позволяющая выбирать наиболее способных, чтобы они помогали менее способным. В этом мире есть правда и ложь, удовольствие и страдание, жизнь и смерть. В нем все проходит согласно определенным циклам, в соответствии с законом Кармы. Что-то приобретается, что-то теряется. Количество элементов, составляющих Космос, точно определено и всегда одинаково, но их комбинации столь многочисленны, что мы можем лишь констатировать: их бесконечно много.

Здесь все имеет свое значение, свои свойства и характеристики, но в то же самое время все относительно. Мы способны представить большое, только соизмеряя его с малым, которое, в свою очередь, становится бульшим в сравнении с еще меньшим. Мы представляем себе движение только через отношения между двумя или более телами, а если сосредоточим свой взгляд на одном из них, то будем считать, что оно неподвижно. Например, если мы едем на машине и смотрим на придорожный холм, нам кажется, что движется машина. Но достаточно перевести взгляд на приборную доску – и начнет двигаться холм.

Счастье и беда нашего существования в Космосе – в том, что, как только нам удается достичь желаемого, мы принимаем его за истину, и наоборот, если мы не можем достичь чего-то, мы считаем это ложным. Мы воспринимаем Бога, если верим в Него; вера – сердце разума.

Этот Космос, который мы способны познать сами, без помощи посредников, является нашим домом, будь то наша Галактика, Солнечная система, планета, страна или земля, по которой мы ходим.

Мы слишком сильно отождествляем себя со своим физическим телом и окружающей материальной средой, и поэтому наша способность восприятия, за исключением пяти основных чувств, стала слишком ограниченной. Мы не в состоянии воспринимать – или воспринимаем искаженно – всю ту жизнь, которая развивается на вибрационных частотах, выходящих за пределы семеричного спектра – более грубых или более тонких, чем наш собственный план существования. Из этого семеричного спектра у нас развиты только четыре луча, и наше сознание зафиксировалось на четвертом из них, ставшем основной «вибрационной частотой» восприятия человека, в то время как остальные шесть геометрически представлены как углы гексаграммы, окружающие центральную точку.

Микрокосм

В широком смысле слова Микрокосм – это Человек, в узком – каждый мужчина и каждая женщина. На нынешней стадии эволюции вся схема нашего существования строится на основе дуальности: Я и мое Окружение. «Я» – центральная точка этой схемы. В результате шесть способностей моего сознания, включая Аурическое яйцо, созданное моим Окружением, сводятся к пяти – моим пяти основным чувствам. Так рождается Пентаграмма – так появляется символ человека!

Инструменты человека XX века, при всей их изощренности, являются простым продолжением его рук и ног. Радио – продолжение нашего слуха, телевидение – нашего зрения. Принцип действия искусственного спутника основан на законе, которому подчиняется летящий камень, подброшенный рукой ребенка. Все эти приспособления расширяют границы наших возможностей, но не увеличивают глубину нашего восприятия.

Культура XX века – это «горизонтальная культура», быстро расползающаяся, подобно масляному пятну. Но чем шире она распространяется, тем тоньше ее слой, и в этой пленке появляются разрывы и прорехи. В результате ускоренного распространения культуры «в ширину», но не «в глубину» рождается множество самых разнообразных спекуляций. Создается настоящий калейдоскоп художественного, социального, экономического, психологического и религиозного сюрреализма. А в подобной системе не остается ни корней, ни перспектив. И сама система блокируется и останавливается в развитии.

Современный человек перемещается в пространстве с огромной скоростью, но, путешествуя, остается в плену у самого себя. Он глух, слеп, не способен к философскому удивлению и еще меньше способен к метафизическому поиску. Он все оценивает не с позиции добра, а с точки зрения полезности; он не представляет спокойствия души без комфорта для собственного седалища; он не умеет размышлять не умствуя. Мир превратился в большую корзину, полную сверчков. Они много шумят и не могут вырваться из пут безнадежной болтовни, оглушенные собственными проблемами и столкновением интересов.

Выбор прост и жесток: либо мы сойдем с ума и так закончим свою жизнь, либо прекратим болтать и попытаемся жить полной жизнью во всех измерениях Пространства-Времени.

Прекрасным началом для этого было бы знакомство с другими измерениями, где живут существа, не похожие на нас. Человек был способен воспринимать их в те времена, когда был достаточно чист душой и сердцем, когда еще не был до конца заражен «болезнями», порожденными хаосом и материализмом в себе самом и в окружающем мире.

Для этого нужно, чтобы человек вновь почувствовал себя частью Вселенной – не хозяином и не рабом, а частичкой Макробиоса, того Космоса, в который включен Микрокосм, «Антропос» – сам Человек. Давайте отбросим все противоречия, рожденные в Зеркальном Зале Иллюзии, и направим свои усилия на достижение гармонии, столь естественной для всех нас.

Глава 2

Вселенная как живое существо

Это не рабочая гипотеза и не теория – это действительность. Единая Жизнь существует и проявляется во всем. То, что упрощенно понимается как рождение и смерть, – не что иное, как циклы Единой Жизни, процесс преображения из одной формы существования в другую. Что из этого мы назовем жизнью, а что смертью, зависит от того, с какой точки смотреть.

Ранее упомянутая нами энтропия – это свойство Вселенной, благодаря которому ничто не теряется, ничто не приобретается, но все трансформируется. Материальные тела – лишь тени сокровенных духовных сущностей; они возникают в тех измерениях, где эти сущности приобретают сознание и действуют благодаря ему.

Если человек жаждет обрести тело, он снова рождается на физическом плане, ибо его желания и страхи создают соответствующие кармические последствия. В конечном итоге он всегда попадает либо туда, где очень хочет быть, либо туда, куда очень боится попасть.

Это возможно – несмотря на то что материальные объекты кажутся отделенными друг от друга, а сама материя представляется конечной, ограниченной и дискретной. Причина в том, что все во Вселенной связано посредством широчайшего спектра энергий. Энергия обладает свойством непрерывности, независимо от того, в каких формах и с какой интенсивностью она проявляется. Во время шторма и штиля, прилива и отлива море всегда остается морем. Не следует путать Сущность с ее свойствами. Даже Существование – это лишь первое, но не единственное из свойств Сущности.

Сущность по своему определению означает способность Существовать, или, иначе говоря, жить. Жизнь Сущности, или Бога (того самого Бога, которого нам дано постичь и познать через Его Творения, ибо он Бог-в-Космосе, или Космический Бог, или Анима Мунди), отражается в индусских понятиях Дживы или Махапраны. Из Махапраны, этого бесконечного источника Энергии, исходят все формы и модели, посредством которых в Космосе проявляется прана. Сколь бы незначительными и маленькими ни казались эти формы, все они создаются Высшим Разумом, а поддерживаются благодаря принципу Воли.

Минерал, растение, животное, человек, герой, существо из мира Богов и сокровенная Колонна Света, которая их объединяет, – все живет, все дышит, все вибрирует и движется или пребывает в покое.

Тот, кто смог однажды прозреть и увидеть полноту Жизни, будет созерцать ее и впредь, везде и во всем, когда его сердце и ум захотят этого. Перед ним раскроется Жизнь разумная, упорная в своем желании быть. Она принимает те формы и ту интенсивность, какие необходимы в данный момент. Она становится рыбой в воде, оленем в лесу, скалой в горной цепи, молнией в небе, поцелуем на губах, сверканием меча, шепотом в тишине, прозрачными и мимолетными видениями в ночи, голосами, которые обращаются к нам из глубин нашей души, музыкой камня в древних храмах и нематериальной архитектурой звуков и образов в произведениях Вагнера.

Все вечно живет в этом великом Цикле Жизни, в этом Макробиосе, имеющем не только тело, но и Дух, пронизывающий все сущее. Дух, которым является Господь наш Бог. Смерти не существует.

Вибрационные планы вселенной

Хотя Субстанция едина, она вибрирует и полна оттенков, создающих бесчисленные возможности для появления различных форм жизни. В нашей Вселенной, а точнее в Солнечной системе, есть десять вибрационных планов, доступных нашему пониманию. Три высших плана мы описывать не будем. Перечислим («сверху вниз») семь оставшихся, имеющих огромное значение для самого Человека.

• ПЛАН ДУХОВНОЙ ВОЛИ, называемый индусами атма. Это самый высокий план, являющийся в определенном смысле частью третьего космического плана Триады, или Солнечного Логоса. Мы не можем дать плану Духовной Воли более подробного описания, поскольку он намного превосходит возможности человеческого понимания. Он находится далеко за пределами разума и даже за пределами интуиции. Это Великий Аменти египтян; это вершина Ромба Магов, Магического Квадрата, омытого Светом Амона; это Великая Синева, Небесный Нил, по которому плывет Ладья Миллионов лет (одно из имен Ладьи-Которая-Плывет-в-Вечности).

• ПЛАН ИНТУИЦИИ, называемый индусами буддхи. Это план Света, источник любого Духовного Просветления, символизируемого ореолом (нимбом) над головой Христа и Будды. Это Мир, где пребывают Дева, или Ангелы, и те, кто достиг состояния Высочайшей Святости. На этом плане субъектнообъектные отношения не развиваются последовательно. Они осуществляются параллельно и мгновенно, поскольку Времени, по крайней мере в человеческом понимании, здесь не существует. Это Обитель Любви и Согласия. Здесь находится Шангри-Ла, Чудесный Сад, где лотосы никогда не закрывают свои лепестки, – так говорит буд, древняя религиозная традиция китайцев и тибетцев.

• ПЛАН РАЗУМА, называемый индусами манас. Этот план является обителью Архетипов и соответствующих им числовых рядов. Частью этого плана также является «Ментальная Искра» человека, или так называемое Каузальное тело, – светящееся отражение скрытых потенциалов человека, пока еще не развитых на тех двух высших планах, которые находятся за пределами плана Разума. Это Чертог «Я», «Эго», полностью дифференцированного. Это план Идеалов, Чистых Идей и нашей человеческой Индивидуальности. Для египтян это Гор-на-Горизонте. Этот план называется также и носителем Святого Духа, а из его Субстанции сотворена верхняя часть Чаши, или Грааля.

• ПЛАН УМА, обладающего ЖЕЛАНИЯМИ, называемый индусами камаманас. Это Зеркальный Зал. Мир множественности и умножения форм. Это Ларец с Драгоценностями, полный блеска отраженного света и темноты. Это Ящик Пандоры. Надежда и Страх. Это Кузница Вулкана, где выковываются артефакты, где идеи сталкиваются и вытесняют друг друга, объединяются и разделяются. Майяви-рупы (идеи-формы) рождаются и развиваются здесь, прежде чем упасть вниз или подняться вверх. Здесь живут желания, здесь познаются тревога и печаль.

• ПЛАН ПСИХИКИ, ИЛИ ПЛАН СВЕТЯЩИХСЯ ДВОЙНИКОВ, – мир вибраций, где Архетипы и желания приобретают организованные формы, своего рода оболочки, состоящие из тонкой материи или концентрированной и поляризованной энергии. Многие из этих форм имеют свои точные копии в более плотном, физическом мире; и хотя первых называют двойниками, настоящие двойники – это органические «роботы», являющиеся их тенью. Поэтому египтяне называли человеческие оболочки на этом плане ка, светящимися двойниками, и признавали их власть над материей. Индусы называли оболочки, созданные из этой психической материи, линга шарира – это тела, которые невозможно ни воспринимать обыкновенными органами чувств, ни измерять физическими приборами. Средневековые каббалисты знали о существовании особого вида энергии, которая концентрируется в архетипах и дает им импульс жизни. Наиболее грубую форму проявления этой энергии они называли Астральным светом (на самом деле существует еще и другой, более тонкий Астральный свет, находящийся на втором плане – там, где развиваются Самбхогакайи святых и будд).

Помимо собственных качеств в каждом из перечисленных планов отражаются свойства всех остальных; благодаря этому у каждого плана имеются и свои «подпланы». В частности, внутри Психического мира среди прочих существует также и ментальный «подплан», где отражаются воспоминания, позволяющие человеку осознать и увидеть свои прошлые воплощения. Хотя Анналы памяти, известные в Индии как Анналы1 Акаши, не имеют в психическом мире своих корней (поскольку, чтобы любой след мог запечатлеться в памяти, необходима ментальная субстанция), все же для того, чтобы пробудить далекие воспоминания, нужен Астральный свет. Эти воспоминания похожи на фильм, снятый на пленку. Чтобы увидеть изображение, нужен яркий луч проектора.

Только с помощью Астрального света на прозрачном фоне «пленки» начинают выделяться записанные «детали», и чувствительные люди могут довольно легко увидеть их. Также внутри Психического мира отражены грядущие события – те, которые еще не произошли на Земле: находясь рядом с Каузальным планом, Психический план играет роль «транзитной сферы», и все импульсы, исходящие из Каузального мира, прежде чем достичь физической Земли, проходят через план психики.

Здесь, в этом мире, – родина звуков, цветов и некоторых ароматов. Позже мы увидим, как элементалы извлекают из этого плана изысканные и тончайшие субстанции и «материалы», которые необходимы им для создания гармонии и красоты в Природе.

• ПЛАН ЭНЕРГИИ, называемый индусами праническим планом. Египтяне считали, что этот план содержит в себе Ключ Жизни в его самом земном выражении, принимавшем форму анха. Здесь энергия постоянно сгущается и разреживается весьма сложным образом – посредством «электротермодинамики» (если использовать современные термины, которые хотя бы отчасти отражают то, что мы хотим сказать); средняя плотность материи поддерживается путем регуляции расстояний между частицами и за счет взаимодействия относительных скоростей и векторов сил.

Именно под воздействием этих сил создаются физические тела, так же как кучка металлических опилок обретает форму под действием магнитного поля. На этом плане находятся самые плотные оболочки элементалов, и здесь же происходят связанные с ними феномены.

• ПЛАН МАТЕРИИ, где индусы помещали физическое тело человека, штула шарира, которое вместе с окружающим физическим миром составляет его обычную «среду обитания», поле всех его действий. Это мир Субстанции, каббалистический Малхут; его всегда приводит в движение и наполняет красками жизни Шехина. И потому этот мир дуален. Материя, согласно классическому определению, – это некое место в пространстве; давайте условимся, что это пространство физическое. Столь же физическое, как сама материя, и являющееся не более чем Тенью Энергии. Существование пространства предполагает, что абсолютное и беспредельное понятие Свободы ограничивается определенными рамками. Мы полагаем здесь, что это весьма сложное и противоречивое понятие не сводится к материалистической модели мира, где все существа объединены в некое диалектическое многообразие. В этом многообразии ни одно из них не способно существовать «само по себе», независимо от окружения и условий, поскольку не обладает собственным подлинным Бытием. Мы считаем, напротив, что понятие свободы является атрибутом истинного Бытия.

Замедлившая свое движение Энергия превращается в Материю, видимую для физических глаз. Энергия, уловленная и собранная в гравитационные узелки, превращается в предмет, обладающий определенными свойствами; некоторые из этих свойств присущи ему изначально, а другие появились в результате деятельности более тонких планов. К примеру, в случае радиоактивности регистрируемые внешние изменения являются следствием внутренней деятельности, присущей Материи.

Но то, что мы называем внутренним, органично присущим, является в то же время глубинны1 м и сокровенны1 м, которое хотя и заключено в тесную темницу материи, однако до такой степени превосходит ее, что ускользает из материального плена. Стены этой темницы в действительности всего лишь решетки, поскольку сквозь них постоянно циркулируют энергетические ветры. Также следует учесть, что сами решетки – это те же ветры, просто замедленные или остановленные.

Для эзотериков два из перечисленных нами миров не обладают свойствами «реальности» в общепринятом понимании этого слова. Речь идет о первом упомянутом нами мире: он находится далеко за пределами нашей способности восприятия, и о нем мы говорим только для того, чтобы объяснить, что этот план является обиталищем принципа Воли, который в философии отождествляется с основным Законом, руководящим Существованием. Речь идет также и о последнем плане – о мире физическом. Все существующее на этом плане рассматривается лишь как тени, отбрасываемые Божественными Объектами и Сущностями, живущими в более тонких мирах, когда они движутся к загадочным Целям, недоступным восприятию с позиции материализма. Но, с другой стороны, нельзя забывать, что в этом «нереальном» мире живут наши тела, созданные из плоти, к которым мы, люди, очень привязаны. Один только этот факт является уважительной причиной для того, чтобы придать физическому миру должную значимость, ибо любая вещь на этом плане имеет ту ценность, которую ей придают люди. Независимо от того, какова Истинная Ценность каждой вещи, человек всегда руководствуется лишь собственными критериями и соображениями, а они определяются потребностями данного момента и обстоятельствами. Если человек умирает от жажды в пустыне, глоток воды будет для него дороже, чем тонна бриллиантов или фреска из Помпеи. Жизнь расценивается как благо, а смерть – как зло. Все остальное вытекает из этой извечной двойственности. Сам факт, что и жизнь, и смерть являются всего лишь частью Великой, Единой Жизни, как правило, не воспринимается и не осознается.

Глава 3

Что такое стихии

Согласно представлениям, насчитывающим тысячи лет, в основе Космоса лежит единственный Элемент. Это приводит нас к концепции об изначальном единстве мироздания, с которого начинаются все процессы, происходящие в постижимом мире, – процессы создания и гармонизации двойственных пар противоположностей. Но поскольку Архетип един, то и Субстанция обязательно должна быть единой по своей сути. То же говорит Демокрит в учении об атоме, неделимой частице, основе всего Космоса. Атомы, на которые расщепил материю человек середины XX столетия, не имеют ничего общего с атомом древних греков. То, что мы сегодня называем атомом (буквально это слово означает «нечто, не имеющее частей» и, следовательно, неделимое), лишь микромолекула, состоящая, в свою очередь, из множества различных элементов. Атом древних находится за пределами известного современной науке.

Но мы можем с уверенностью утверждать, что на плане проявленном, на том плане, где нам дана возможность двигаться, воспринимать и осознавать, существуют четыре элемента, или стихии: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Эти четыре стихии составляют две пары, взаимопроникающие и создающие крест: Земля и Воздух представляют горизонтальное движение, а Вода и Огонь – вертикальное. Таким образом, Земля оплодотворяется Водой, а Воздух – Огнем. Из этого энергетического креста рождаются жизненные элементы, отличающиеся большой силой воздействия и способностью оказывать на людей благотворное влияние; они порождают изобилие и плодородие как на материальном, так и на энергетическом плане.

Не следует понимать эти четыре стихии буквально – как физическую землю, физическую воду, физический воздух и физический огонь. Под этими экзотерическими названиями скрываются гораздо более глубокие понятия. В частности, они соотносятся с четырьмя низшими планами Природы: Земля – с физическим планом, Вода – с энергетическим, Воздух – с психическим и Огонь – с ментальным. В алхимии это те четыре пласта, которые помещены внутри алхимической печи – Атанора. Внизу – Соль, в середине – две формы Меркурия, а в верхней части – Сера, увенчанная Огненным Фениксом, представляющим пятую Стихию, которую в ее естественном состоянии выявить невозможно, поскольку она весьма нестабильна, даже в момент своего образования.

Свойства этих четырех стихий воздействуют на свойства предметов и явлений окружающего мира, и мы можем услышать, как люди, не всегда понимая причину, говорят о растениях Воды, камнях Воздуха или огненных знаках Зодиака. В действительности четыре стихии подобны четырем силам или основным музыкальным нотам нашей Природы, составляющим тонику ее динамического Единства. Благодаря ему четыре основные Стихии, или Модальности, в Природе проникают друг в друга, а бесчисленные формы их проявления и взаимодействия регулируются Божественным Промыслом, который также правит и нами.

Что такое элементалы

Элементалы являются формами жизни внутри Стихий, или Элементов. Очевидно, что очень сложно дать им определение, описать их характеристики, поскольку они не имеют тел на том чисто физическом плане, на который распространяется наша способность видеть и слышать. Будет лучше сказать, что у нас нет условий, которые позволили бы нам с легкостью видеть и воспринимать существа и явления, принадлежащие другим, более тонким планам Природы. И именно поэтому мы продолжаем считать их порождением фантазии, выдумкой простодушных людей и неразумных детей.

Эти формы жизни обладают телами на праническом плане, и никак не ниже. Однако планы Природы не отделены один от другого – между ними существует почти бесконечный спектр промежуточных состояний. К тому же, если учесть изменения природных условий, оказывается, что в некоторых случаях элементалы способны материализовываться сильнее и принимать более четкие формы, благодаря чему их легче увидеть (к переменным факторам можно отнести время суток, время года, высоту, глубину, величину заряда статического электричества, атмосферное давление и температуру, изменяющиеся компоненты воздуха, такие как концентрация воды, озона и т. д.; сюда же входит влияние на Землю звезд и других небесных тел, в особенности Солнца и Луны). Но даже при столь благоприятных условиях очень трудно увидеть их невооруженным глазом.

Приведем такой пример: мы прекрасно увидим при свете дня лист бумаги на расстоянии 25 метров, если он обращен к нам своей плоскостью. Но если лист повернут боком и при этом висит неподвижно или движется с той же скоростью, что и фон, то он окажется практически невидимым для того, кто не знает о его существовании. А тот, кто априори отрицает существование этого листа и не приложит ни малейшего усилия к тому, чтобы его обнаружить, никогда его не увидит. Это объясняет – и дальше мы подробнее рассмотрим эту тему, – почему страницы древних книг, глиняные таблички, папирусы и пергаменты полны упоминаний о духах Природы и почему, напротив, культурные элементы нашей цивилизации – материалистической и позитивистской – абсолютно их лишены.

Множество людей сегодня отрицают, что те самые растения и животные, которых они видят, трогают и употребляют в пищу, имеют душу. Для таких людей любовь и преданность домашнего животного, живительное присутствие дерева или розового куста ни о чем не говорят – все объясняется случайным сочетанием форм и цвета или простым проявлением законов генетики, часто искаженных или выдуманных самим человеком. К тому же все эти теории и представления систематически и сознательно избегают даже намека на существование сокровенного, метафизического. Всем этим людям сложно доказать существование духов Природы. Вот почему, несмотря на все трудности, наша книга – это попытка поговорить на эту весьма сложную тему.

Она предназначается не нескольким «посвященным» читателям, но всем, кто интересуется данной проблемой. Однако автор совершенно уверен в том, что, пока мы не избавимся полностью от материалистического подхода, доставшегося нам в наследство от недавнего прошлого, многие читатели сами лишат себя возможности глубже понять все, что сказано в этой книге.

Что говорят об элементалах древние источники

Согласно эзотерическим учениям, элементалы появились на Земле гораздо раньше самого человека. Они – обитатели и хранители стихий, их неотъемлемая часть – существуют с момента возникновения мира. В те времена, когда мир был лишь массой радиоактивных газов и раскаленной материи, о нем заботились элементалы Огня. Когда стабилизировался газовый химический состав и наступила эпоха великих ветров, элементалы Воздуха помогали первичным формам газов проходить свою эволюцию и создавать атмосферу вокруг молодой земной коры, подготавливая условия для планируемой физической жизни. Когда тяжелые газы осели в виде первичных вод и покрыли почти всю поверхность планеты, готовя условия для порождения первых форм материальной жизни, элементалы Воды работали над преобразованием изначального жидкого элемента. В то время он представлял собой особую суспензию – жидкость, перенасыщенную тяжелыми веществами. Внизу она образовывала почти желеобразную массу, в то время как высокие волны касались своей пеной, еще совсем не белой, низких и плотных облаков. Гораздо позже из вод поднялись континентальные щиты, подобные огромным сонным черепахам, и элементалы Земли внимательно наблюдали за тем, чтобы почва на них становилась плодородной, чтобы бескрайние леса населялись более совершенными формами жизни и готовились к появлению Человечества.

Всякая вещь во Вселенной имеет своего Духа-Хранителя. Наша планета также имеет своего. С тех пор как дни стали сменяться ночами, ему подчиняются все иерархии духов Природы, населяющих Землю. Есть он у Земли и сейчас, и будет до тех пор, пока она не исчезнет. Тибетская книга «Дзиан» называет его Дхиан Чоханом, Сияющей Душой, правящей Землей; древние римляне называли его Анима Мунди, поскольку онодушевляет Землю и движет ею (не следует путать его с Планетарным Духом, или Планетарным Эго, для которого планета Земля является физическим телом).

Это знание исходит из глубин тысячелетий, и мы не знаем, когда оно возникло. И уже упомянутая тибетская книга «Дзиан», и все другие древние источники рассказывают нам о явлениях, которые, если смотреть на них сквозь призму современного «научного» высокомерия, могут показаться лишь сказками, рассказанными на ночь.

Элементалы заполняют страницы древних книг – особенно часто описываются те духи Природы, которые, благодаря своему маленькому росту и хрупкости, могут общаться с человеком. В Шумере и Египте, Китае и малоизвестных культурах Америки и Африки, у жителей Полинезии и обитателей приполярных областей, у европейских народов, – во всех этих культурах, с более естественным образом жизни и не столь испорченных плодами цивилизации, как наша, духи Природы играли весьма значительную роль.

Рассказы о духах, гномах, ундинах, эльфах и великом множестве других элементалов наполняют историю человечества, без этих существ невозможно представить и само его развитие, и рассказ о нем. О сотрудничестве элементалов и людей говорится везде, начиная с мифа об Энкиду и Гильгамеше, с «Одиссеи» Гомера, с легенд об Артуре и Мерлине и заканчивая элементалами, которые научили танцевать Айседору Дункан и вдохновили Галле на создание его стеклянных фантазий.

Еще совсем недавно их резные изображения венчали носы кораблей, еще совсем недавно сотни их каменных изваяний украшали мир – статуями в парках и на прибрежных скалах.

В те времена, когда дети были детьми, взрослые – взрослыми, старики – стариками, бабушки (независимо от того, имели ли они университетские дипломы и благородное происхождение или не умели читать) рассказывали своим внукам истории о духах Природы. Героями этих прекраснейших историй были русалки, гномы, феи, эльфы, и в них описывались их внешность и образ жизни, их чудеса и явления.

Даже вера христиан в Ангела-хранителя, оберегающего детей до тех пор, пока им не исполнится семь лет, имеет корни гораздо более древние, чем само христианство. Повсюду – от Аркадии до Америки – люди одинаково верили, что у детей, ибо они чисты и уязвимы, есть Дух-Хранитель, который защищает их от несчастных случаев, спасает от диких зверей и даже помогает добраться домой, если они заблудились.

Но особенно интересно, что у таких разных народов сохранились столь сходные представления о духах Природы и столь сходные их изображения – даже в произведениях, которые весьма отличаются по стилю и художественным канонам. Об одних и тех же существах – элементалах – говорят традиции и Центральной Европы XV века, и Индии II тысячелетия до нашей эры.

Если принять во внимание, что многие из этих народов не только не знали, но даже и не подозревали о существовании друг друга, получается, что детальные совпадения в описании элементалов неслучайны. Очевидно, что все эти люди наблюдали одни и те же или подобные явления и относились к ним очень похоже. Элементалы привлекали или отталкивали, их заклинали или боялись – но всегда одинаково. И это подтверждает, что разные народы сталкивались с одним и тем же феноменом и человеческая логика расценивала его сходным образом.

Когда люди хотят перебраться через реку, они строят мост – он может быть более или менее сложным по конструкции, но это всегда будет мост. И если все древние люди говорят о реках и о мостах через них, очевидно, что река – это нечто реально существующее. То же можно сказать и об элементалах: для народов древности они были вполне реальными, о чем свидетельствуют фольклор и древние книги.

Глава 4

Как выглядят элементалы: их формы и проявления

Следуя задаче этой небольшой книги, поговорим теперь о том, в каком облике элементалы предстают перед человеком.

Выше мы уже сказали, что тело духов Природы состоит из различных видов энергии и, хотя энергия вполне материальна, они не являются физическими, материальными в общепринятом смысле слова. Ежедневно мы видим, как энергия проявляется на самом плотном плане – плане действия. То, что мы называем электричеством, является энергией и само по себе невидимо, но, проходя по поверхности металлического провода, может производить различные материальные феномены. Например, с его помощью приходят в движение громоздкие механизмы, которые перемещают грузы весом в несколько тонн. И все мы знакомы с такими метеорологическими «феноменами», как молнии, зарницы и «огни святого Эльма».

С другой стороны, между невидимой энергией и видимой материей существуют промежуточные вибрационные состояния, и это дает человеку больше шансов увидеть элементалов, даже если он не задается такой целью. Несмотря на то что самая плотная оболочка, или «тело», элементалов, как правило, существует на плане энергии, все же при определенных благоприятных условиях, о которых уже говорилось, они могут принимать почти телесную, «материализованную» форму. Это происходит в эфирных зонах, где взаимодействуют и смешиваются друг с другом то, что мы называем энергией (ее отличает отсутствие формы, воспринимаемой органами чувств), и то, что мы называем материей (свойства которой для нас очевидны и могут легко быть изучены и измерены). Из этого мы можем заключить, что элементалы гораздо пластичнее нас, поскольку их формы менее устойчивы и более подвижны. Они меняют свой облик и переходят из одной формы в другую очень быстро. Когда это движение замедляется, они уплотняются и их становится легче увидеть – благодаря тем естественным факторам, о которых мы уже говорили, или же благодаря воле и желанию человека. Проявление воли в данном случае должно быть очень сильным, но не агрессивным, поскольку малейшая психическая нестабильность мгновенно улавливается элементалами и отпугивает их, заставляя отступить в свои энергетические «убежища» и прибегнуть к оптическим иллюзиям, которые они создают с большой легкостью. Они проявляют удивительную способность прятаться и становиться невидимыми, сливаясь с теми стихиями, в которых обитают.

Хотя разнообразие видов элементалов практически бесконечно, как, собственно, и у всех живых существ, мы перечислим лишь основные из них.

Элементалы земли: гномы, феи и карлики

Их название происходит от греческого genomos – «тот, кто живет в земле». Существует великое множество этих духов Природы – от маленьких карликов, встречающихся в фольклоре всех народов, до настоящих монстров (в том смысле, в каком это слово употребляется в латинском языке, – как нечто чудесное, отличающееся от нормального). Последние с такой же легкостью перемещаются в твердой и плотной земле, как мы – в воздухе, а столкновение со скалой вызывает у них такие же ощущения, как у нас – сильный порыв ветра. Они находятся в постоянном движении, то увеличиваясь, то уменьшаясь, и способны достигать размеров самых крупных из известных нам млекопитающих. Карлики же имеют человеческий облик, но ростом они не больше двух ладоней.

Эти маленькие простодушные человечки, то добрые, то жестокие, как дети, известны людям лучше остальных духов Природы. Они лишены этических принципов, и нельзя говорить, что они «хорошие» или «плохие».

Живые и непоседливые по своей природе, они любят подшучивать над теми, кто неуклюже пытается их искать, и, напротив, преданно служат настоящим Магам. Хотя они должны быть обоих полов, однако ни рассказы о них, ни мои собственные наблюдения пока не зафиксировали гномов-женщин. Выглядят они существами зрелого возраста, хотя у них нет возраста в нашем понимании: они живут столетиями и не проходят, как мы, через детство, зрелость и старость, поэтому внешность их всегда одинакова.

Их отличает пропорциональное сложение, за исключением слишком большой головы, как это бывает и у карликов-людей.

Они всегда одеты; похоже, что, помимо популярной у них модели крестьянского костюма, они копируют одежду той эпохи, в которую родились, и носят ее несколько веков – всю свою жизнь. Эта одежда не производит впечатления ни ветхой, ни новой; мятая и выцветшая, она выглядит очень старой, но неизнашиваемой.

Даже при высокой степени материализации, достигаемой лишь при особых условиях и только в безлюдных местах, они не издают никаких звуков и не слышат их.

Они избегают солнечных лучей и любят свет Луны, маленьких светильников и светлячков.

Отличаясь спокойным характером, они много времени проводят без движения.

В детских сказках говорится, что карлики не больше кулака, не выше пальца. Взрослым очень трудно их увидеть, хотя сами они, пожалуй, считают иначе. Поэтому в присутствии взрослых или оказавшись поблизости от них эти маленькие существа прячутся за предметами, в самых темных уголках или, используя свою способность проходить сквозь материю, забираются в какой-нибудь старый шкаф. Они любят быть рядом с детьми, подсказывают им место для игрушек, учат танцам и песням, хороводам и пряткам. Им нравится шутить и устраивать всякие психические «фокусы», пряча от взрослых разные мелочи – карандаши, очки, иголки, ключи. Потом, «сняв чары», как будто приподняв завесу, скрывавшую предмет, они радуются и забавляются, наблюдая за тем, как люди находят потерянные вещи, причем часто совсем не там, где потеряли. Из этого можно заключить, что они владеют способностью перемещать предметы. Но гораздо чаще под воздействием этих «чар» у людей возникает чувство замешательства и растерянности, и они сами бессознательно переносят и перекладывают вещи.

В те времена, когда существовали Братства мастеров и цехи ремесленников, когда труд не был механизирован, когда люди выполняли свою работу с подлинным вдохновением – как это всегда делали настоящие мастера, – маленькие гномы были их товарищами и невидимыми помощниками. В исключительных случаях некоторым оккультистам удавалось посредством магии призывать на помощь целые отряды гномов, хотя бы частично материализованных, чтобы те трудились вместе с ними. Однако «принудительный» труд гномы не любят, они предпочитают проявлять хотя бы немного инициативы, чтобы работа была похожа на игру или развлечение.

На Востоке традиция отмечает еще один тип гномов (или разновидность того же самого типа). Эти существа выглядят как обычные люди и помогают путникам на дорогах, могут разговаривать и давать советы, но никогда не едят, не спят и не стареют. Они всегда появляются в одиночку, и их часто путают с монахами. Тот же тип мы встречаем в Древней Греции: там подобные «монахи»[1] являлись посланцами Гермеса, имевшими свои тайные укрытия на перекрестках дорог и заботившимися об одиноких странниках. В древности об этих гномах рассказывалось, что они не едят, не любят разговаривать и предпочитают объясняться знаками. Согласно некоторым свидетельствам, от человека их отличает одна анатомическая особенность – заостренные кончики ушей, которые роднят их с другим типом элементалов, живущих в лесах и называемыхсильванами. Чтобы скрыть эту особенность, а также по некоторым другим причинам, они носили характерную шапку Гермеса. Эту шапку часто связывали с мифом о царе с ослиными ушами, обладающем огромными парапсихологическими способностями, подобно царю Мидасу.

Гномы и карлики могут перемещаться с огромной скоростью и мгновенно появляться там, где пожелают. Они оказывают небольшие услуги Магам: предупреждают о приходе посетителей, подают сигналы легким постукиванием по мебели и другими способами, о которых мы поговорим позже. Хотя у них нет души, дифференцированной до такой степени, как у человека, все же они могут достичь состояния, в чем-то похожего на человеческую душу, если с ними постоянно общается и работает искусный оккультист-практик.

Феи также являются элементалами Земли, и существует огромное их разнообразие. Правда, литературные и народные традиции во многих странах прославили их до такой степени, что слово «фея» стало синонимом колдуньи, волшебницы. Так, например, во времена средневековья и в эпоху Возрождения в легендах о Мерлине, об Артуре Моргану называли феей.

Внешне они похожи на людей, а их размеры колеблются от маленького до нормального человеческого роста.

Управляемые Луной, они любят собираться в безлюдных, глухих уголках и на лесных полянах водить хороводы. В народе считается, что на месте этих хороводов грибы растут в виде концентрических колец. Феи действительно больше всех знают о тайных свойствах растений и минералов. Они владеют волшебством, колдовством и магией и могут передавать народным целителям их необычное и в чем-то примитивное искусство, состоящее из интуитивных открытий и осколков давно забытой науки.

 

Один из видов фей тесно связан с людьми, и во времена древних королей они приносили новорожденным свои дары в виде благословений или проклятий (если к этому их принуждали обстоятельства, складывавшиеся неблагоприятно для людей). Вообще они любят детей, подсказывают им игры, защищают от опасностей, телепатическим внушением помогают малышам оставаться веселыми и счастливыми.

Феи любят лакомства и сладости, запах и эфирные двойники которых манят их и заставляют искать общества не всегда приятных им людей. Они любят гармоничные звуки и округлые, плавные геометрические фигуры. Все они имеют женский облик, и я не знаю, есть ли среди них элементалы мужского пола. Обычно считается, что они являются «женской половиной» гномов, но в действительности это не так, поскольку их свойства и природа различны, и они даже не замечают друг друга, как часто происходит с животными разных видов.

Элементалы воды: сирены, нереиды, ундины, нимфы

Так называемые сирены являются элементалами поверхности моря. Имя их происходит от латинского siren и греческого seiren и означает «те, что очаровывают и соблазняют». В древности их связывали с музыкой и считали дочерьми Мельпомены. Их описывают как существ с женской головой и телом птицы или рыбы. Они управляют морскими бризами и могут издавать гармоничные звуки, с помощью телепатии создавая иллюзию человеческого голоса. Их можно поместить на самой вершине иерархии элементалов стихии Воды, которые для существования нуждаются в элементе Воздуха. На другом полюсе этой иерархии находятся крошечные существа, живущие только в морской пене. Они рождаются и снова растворяются в ней, особенно в ночи полнолуния, и, по свидетельству древней медицины, оказывают сильнейшее исцеляющее воздействие на тех, кто купается. Также они служат Магам, читающим прорицания в бликах лунного света на воде или в серебряной лунной дорожке на спокойной поверхности моря в полнолуние.

Существует еще одна разновидность сирен. Они появляются ночами, когда морские волны фосфоресцируют, наполненные светом маленьких существ – морских инфузорий. Эти сирены приносят дурные предчувствия и плохие воспоминания. Они связаны с древним таинством Утонувшей Луны (о котором мы говорить не будем).

Нереиды – это могущественные духи Природы, имеющие женский облик и составлявшие свиту Афродиты Пенорожденной. Они могут достигать больших глубин и обитают в подводных гротах. Их высокое положение в иерархии элементалов Воды позволило им также стать спутницами Амфитриты, супруги Посейдона, царя морей и подземных пещер, древнего повелителя землетрясений, владыки коней – кудрявая пена вздымающихся волн отождествлялась с гривами коней Посейдона. Нереиды издавна связывались с величием и королевской властью и охраняли во время опасных маневров корабли, на которых плыли короли и императоры.

Мужской противоположностью нереид являются тритоны, входившие в свиту Нептуна. Символически они связаны с «Великим Зеркалом», или «Черным Кристаллом», в котором отражается Тройная Сила Солнечного Логоса. Согласно древним традициям, это «Великое Зеркало» создано одновременно стихиями Огня и Земли и охраняется в Туле для короны Короля Мира. Как и у нереид, верхняя половина тела тритонов похожа на человеческую, а нижняя – на туловище длинной рыбы, что-то вроде морской змеи. Они украшены водорослями и кораллами, жемчужинами и раковинами и, оглашая путь триумфаторов, дуют в эфирные раковины, ультразвуковые вибрации которых недоступны для человеческого слуха. Им ведомы тайны затонувших сокровищ, а иногда они выступают неистовыми и яростными исполнителями воли своего Повелителя, который силой магического трезубца может удержать корабль на волнах или, бросив его на скалы, отправить на верную гибель. В давно ушедшие времена они давали советы путешественникам, приоткрывая тайны древних утраченных Наук – наследие затонувших континентов.

Ундины обязаны своим именем латинскому unda (буквально «волна»). Они живут в реках, особенно там, где поток струится между скал, образуя водопады и бурлящую пену. Другие их виды живут на побережье моря и в заливах, особенно в уединенных местах и гротах. Верхняя часть их тела имеет женский облик, а ниже талии их форма неопределенна – создается впечатление, что они обернуты влажной тканью. Волосы ундин очень длинные. Они могут перемещаться с огромной скоростью, и очень часто их путают с нереидами. В преданиях они описываются как обольстительные женщины, расчесывающие длинные волосы. Обычно они производят впечатление слабых и хрупких существ, особенно в сравнении с мощной и гордой силой нереид. В древности считалось, что они очаровывают путников, остановившихся в уединенном месте у потока воды. Жертву заманивали в грот и давали выпить магического напитка, под воздействием которого перед глазами путника появлялась его собственная «тень» – чудовище, обитающее внутри его души, которое он должен был одолеть. Только чистые и сильные могли победить ундину и освободиться от опасного союза с ней, противостоять воздействию ее гипнотизирующих глаз и отвергнуть опасные дары. Ундина всегда дарит драгоценности, чаще всего кольца, чтобы навсегда поймать в свои чарующие сети тех, кто решился их принять, и навеки превратить их в своих рабов.

Нимфы, чье имя происходит от латинского lynpha, «вода», и греческого nymphe, связанного с источниками и родниками, – это элементалы с внешностью прекраснейших женщин, обитающие в озерах и спокойных водах. Также они охраняют лесные родники. Нимф практически невозможно отличить от людей. В древности они считались хранителями водоворотов и существами столь же добрыми, сколь и злыми, с причудливым и прелестным характером, способными очаровать самих Богов. Очень выразительный образ одной из нимф – Аретусы – сохранился на керамических сосудах эпохи эллинизма из Великой Греции (обычно в таких сосудах хранили чистую или смешанную с вином воду). Нимф отличает сложный головной убор, украшенный жемчугом и лентами и венчающий замысловатую прическу. В мифе об Артуре, связанном с легендой о Короле Мира и магом Мерлином, именно нимфа достает из озера и возвращает волшебные мечи, возродившие в сердцах доблестных рыцарей веру в непобедимость короля и величие идеалов. Нимфы появляются также в германской мифологии в легендах о Тангейзере. Нимфы символизируют красоту Венеры, они связаны с силой любви, одновременно возвышенной и ревнивой, весьма отличающейся от любви плотской. Их месть изменившим рыцарям может быть поистине страшной. Прекрасные и юные, они владеют тайной вечной молодости, на которую осуждены; но иногда они сами наказывают смертных, наделяя их столь сомнительным даром – даром бессмертия. Однако их бессмертие не духовное и не сознательное, оно лишено человеческих чувств, усилий и стремлений. В преданиях говорится о том, что их попытки влюбиться и завоевать любовь смертного вызваны стремлением пробудить в себе человеческие качества и обрести человеческое осознание жизни и смерти. Эти загадочные создания владеют тайнами магии и чародейства, магических металлов и драгоценных камней, заглядывая в которые они видят события давнего прошлого и далекого будущего.

Элементалы воздуха: сильфы и эльфы

Этимологию имени сильфов проследить нелегко. Возможно, это слово галло-романское и происходит от звуков, которые издавали арфы друидов под дуновением ветра; эти инструменты, подобно греческим эоловым арфам, подвешивали к священным деревьям, чтобы улавливать загадочную, нечеловеческую музыку Природы. Эти элементалы замечательны тем, что живут исключительно в воздухе; их очень трудно заметить, поскольку их натура изменчива, неустойчива и они движутся столь быстро, что исследователь должен буквально «приколоть» сильфа к чему-то неподвижному, чтобы хотя бы бегло его изучить. Но такое обращение приводит сильфа в ярость и причиняет ему боль – лишенный движения, элементал теряет силы и может даже погибнуть. Ему необходимо постоянно двигаться и перемещаться. У сильфов «человеческая» лишь голова, а остальная часть тела почти не поддается описанию и в нашем представлении больше всего похожа на ангельскую; однако сильфы не столь спокойны, как ангелы, и имеют иногда больше двух крыльев. Кроме того, крылья у описываемого нами типа элементалов не такие белые, перистые, красивые, как их изображали греки, римляне и христиане. Такие крылья – принадлежность высших разрядов элементалов, о которых мы поговорим позже.

Эльфы (от кельтского faeries) – очень маленькие и очень красивые элементалы. Они похожи на эфирных бабочек, живущих в венчиках цветков и поблизости от них. Их тела похожи на человеческие и выглядят как мужские и женские фигурки. Однако напрямую это не связано с воспроизводством, они просто копируют человеческий облик. Эльфы одеты в подобие легкой короткой туники. Они постоянно движутся и в движении напоминают пчел, пьющих нектар из цветка. Эльфы обладают исключительной энергией и огромной исцеляющей силой, хотя подобная деятельность настолько истощает их, что приводит даже к смерти. Эльф способен действовать только там, куда доносится аромат цветка. В цветах без запаха они не живут. Некоторые виды эльфов очень привязаны к людям, особенно к детям и тем из взрослых, кто сохранил чистоту души и обладает тонким художественным восприятием. Свет возбуждает их, а темнота успокаивает. Они любят мягкие, нежные звуки и цвета, а также свет, отражающийся в слегка запыленных зеркалах. Их фигурки грациозны, у них есть крылышки, похожие на крылья стрекоз или бабочек, но гораздо более красивые, эфирные и постоянно движущиеся, как у колибри. Взявшись за руки, они изящно танцуют, описывая в воздухе круги, и издают чарующие звуки, способные исцелять. Их рост колеблется от нескольких дюймов до сантиметра и меньше. Иногда они замирают, как бы засыпая, в очень милых и трогательных позах, а иногда будто размышляют и прислушиваются к чему-то, что человек не способен услышать. Эльфы – воплощение ангельской грации, тонкости и красоты.

Элементалы огня: саламандры

Эти элементалы по своему виду менее всего напоминают человека. Этимология их названия весьма загадочна и имеет восточное происхождение, связанное с арабской культурой и со знаменитым университетом Саламанка: во времена позднего европейского средневековья он представлял ислам во всем его великолепии и полноте. Здесь, без сомнения, изучалась алхимия и шли работы в этой области. Под общим названием алхимии скрывается целый комплекс знаний, в том числе и о духах Природы, в особенности тех, которые разогревают Атанор (алхимическую печь) и символизируют венец алхимических процессов, происходящих в нем.

В огне печей и каминов саламандр можно увидеть в виде черных змеек, стоящих вертикально и очень быстро движущихся, извиваясь вокруг своей оси.

Размер саламандр варьируется от маленьких «червячков», живущих в очагах и кострах, до огромных существ, принимающих причудливые формы молний и лучей.

Не имея достаточного опыта и духовной чистоты, человек не должен даже пытаться войти в контакт с этими могущественными существами, ибо они также управляют электробиологическими импульсами нервной системы человека.

Существуют металлы, которые действуют на этих элементалов усыпляюще и способны сдерживать их. Это позволяет создавать действенные амулеты, в которых работа элементала сочетается с магией. Однако эти формы слишком опасны, чтобы рассказывать о них людям, не давшим предварительно обетов нравственной чистоты.

Другие разновидности элементалов

Хотя эта тема будет глубже раскрыта в другой главе, я полагаю уместным подчеркнуть здесь, что духи Природы, о которых мы уже говорили, – лишь наиболее типичные представители многочисленных видов элементалов, которые нашли яркое отражение в фольклоре и традиции человечества.

Гамма элементалов огромна – от Правителей планет и звезд до тех, кто поддерживает своей жизнью жизнь атомов.

В Мистериях древности упоминалось о них. Их представляли в виде геометрических фигур, слов, не имеющих очевидного смысла, и числовых сочетаний, которые сегодня недоступны для понимания. Упоминания эти смутны и неопределенны. Этих элементалов невозможно отнести ни к одной из стихий.

Существуют элементалы, управляющие моментом рождения и смерти всех существ и предметов, переходом Души через различные пороги. Они перемещаются в пространстве-времени, неведомом нам и непохожем на то, в котором мы живем.

Есть элементалы, охраняющие ход Часов Истории и находящиеся при этом вне механизма причин и следствий, логически связанных в единую цепь. Существуют хранители Анналов, в которых записано прошлое и будущее.

Есть среди них ангелы и демоны. Есть также драконы, своим дыханием согревающие Землю. Есть элементалы, которые являются душами кристаллов: они управляют стратификацией (напластованиями) минералов и собирают свет давно исчезнувших звезд. Есть Гении-Хранители драгоценностей и сокровищ. Есть элементалы, заключенные внутри ментальных форм Богов и на протяжении эонов ожидающие часа, когда им придется управлять сложным и тонким процессом рождения и смерти галактик. Есть среди них те элементалы, что населяют кометы и оплодотворяют определенные зоны пространства, давая рождение новым мирам, и те, что собирают последние останки угасших светил и направляют их к кладбищам звезд. Есть также простейшие кометы, которые, подобно валентным электронам, связывают одну солнечную систему с другой.

Гораздо ближе к нам элементалы, обитающие внутри вулканов и облаков. Те, что невидимыми кистями рисуют закаты и восходы. Те, что пробуждают растения весной и погружают их в сон при приближении зимы. Те, что направляют человеческую судьбу на перекрестках дорог, в волшебных гротах и магических горах.

Это гении, которые приносят дары и забирают их обратно. Они дотрагиваются до чела избранных и низвергают тех, кто впал в немилость.

Автор прекрасно осознает: то, о чем он говорит, звучит в наш материалистический век как детская сказка или научная фантастика. Так и должно быть, ибо эти знания – из прошлого и из будущего. В настоящем они не принимаются и остаются непонятыми. Но так или иначе – это реальность, которую можно почувствовать в жизни, и эта невидимая реальность служит источником вдохновения многим людям. К сожалению, современная система образования лишает человека способности понимать причины происходящего с ним, и он принимает любое событие либо с тупым, пассивным смирением, либо с характерным для нашего времени скептицизмом, либо с какой-то животной радостью. И это неудивительно, учитывая доминирующую сегодня везде и во всем «карликократию», власть мелкого и незначительного. Тот, кто не в силах вырваться из клетки материализма, никогда не сможет ни воспринять эти удивительные тайны Природы, ни увидеть следы «Шагов Бога» на Земле.

Глава 5


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!