Причины и ход Первой мировой войны. Причины поражения России.



Причины: стремление ведущих европейских держав к колониальному разделению мира, связанному с борьбой за рынок сбыта и источником сырья; изменение старой политической системы Европы и появление новых национальных государств Германии и Италии, активно включившихся в борьбу за перераспределение сфер влияния.

Народы Австро-Венгрии и Османской империи включились в борьбу за национальную независимость => национализм и националистические теории.

В ряде европейских государств у власти стали агрессивные экстремисткие партии. На канун войны сформировалось два политических блока: Антанта (Франция, Россия, Великобритания); Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) + Османская империя.

Характер: империалистический (несправедливый, захватнический с обеих сторон).

Цели России: сокрушение военно-политической мощи Германии и недопущение ее господства в Европе; создание единой Польши, захват Константинополя или Черноморского пролива, или контроль над ними.

Ход:Убийство в столице Боснии и Герцеговины городе Сараеве наследника австро-венгерского престола стало поводом для начала военных действий. В 1914 г. одновременно с действиями германских войск на западном фронте русское командование предприняло вторжение в Восточную Пруссию. Оно было остановлено германскими войсками. Зато в районе Галиции войска Австро-Венгрии потерпели серьезное поражение. Итогом кампании 1914 г. стало установление равновесия на фронтах и переход к позиционной войне.

В 1915 г. центр тяжести боевых действий был перенесен на Восточный фронт. С весны по август русский фронт по всей своей протяженности был взломан германскими войсками. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву и Галицию, понеся тяжелейшие потери.

В 1916 г. ситуация несколько изменилась. В июне войска под командованием генерала Брусилова прорвали австро-венгерский фронт в Галиции на Буковине. Это наступление было остановлено противником с большим трудом. Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране. В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.

Причины поражения России: экономическая и индустриальная слабость России => низкий уровень военно-технического оснащения русской армии, мобилизационные ресурсы России были исчерпаны к концу 1914 года.

После вступления в войну Турцией для России закрылись Черноморские проливы => осложнение импорта из стран-союзников. Слабость царского правительства, потеря императором авторитета из-за министерской чехарды и деятельности Распутина. Подрывная деятельность в обществе и армии большевиков, стремившихся превратить войну империалистическую в войну гражданскую.

После прихода к власти большевики взяли курс на заключение мира на основе декрета о мире без аннексии и контрибуций. После отказа участников советское правительство пошло на заключение мира в одностороннем порядке.

3 марта 1917 -в Брест-Литовске был подписан мирный договор с Германией: от России отторгалась Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина, Бату, часть Белоруссии .... Советское правительство должно было демобилизовать армию и флот, выплатить контрибуцию немецким гражданам за ущерб, нанесенных их собственности.

Причины, ход, итоги февральской революции о октябрьского переворота 1917 г. А.Керенский, Л.Корнилов. В. Ленин. Причины победы большевиков.

 

Причины февральской революции: милитаризация промышленности, закрытие мирных предприятий => массовое увольнение рабочих, упадок с\х производства => продовольственный кризис и спекуляция, дороговизна и нехватка продовольствия => снижение жизненного уровня (постоянное); распад финансовой системы из-за увеличения массы бумажных денег => рост цен и инфляция; неудачи на фронте обострили внутренние противоречия, обозначился политический кризис, антивоенная и антиправительственная агитация социалистических партий. В результате 26 февраля разрозненные выступления рабочих в Петербурге переросли во всеобщую политическую стачку. В ответ власти произвели аресты и применили оружие против демонстрантов. В итоге стачка переросла в восстание. Родзянко объявил о создании временного комитета гос. думы и что новый орган власти берет в свои руки восстановления власти. В ответ царь отправил карательную экспедицию, но на сторону думы перешла большая часть питерского гарнизона. 2 марта Николай II написал отказ от престола сначала в пользу сына, потом - брата Михаила.

Ход: Первая мировая война резко обострила все противоречия, которые назревали в России с начала XX века. Человеческие жертвы, разруха хозяйства, голод, недовольство народа мерами царизма для преодоления назревавшего общенационального кризиса, неспособность самодержавия пойти на компромисс с буржуазией стали основными причинами Февральской буржуазной революции 1917 года. 23 февраля в Петрограде началась забастовка рабочих, которая вскоре переросла во всероссийскую. Рабочих поддержала интеллигенция, студенчество,

армия. Крестьянство также не осталось в стороне от этих событий. Уже 27 февраля власть в столице перешла в руки Совета рабочих депутатов, во главе которого стояли меньшевики.

Петросовет полностью контролировал армию, которая вскоре полностью перешла на сторону восставших. Попытки карательного похода, предпринятые силами снятых с фронта войск, оказались неудачны. Солдаты поддержали Февральский переворот. 1 марта 1917 года в Петрограде было образовано Временное правительство, состоявшее в основном из представителей буржуазных партий. Николай II отрекся от престола. Таким образом, Февральская революция свергла самодержавие, тормозившее поступательное развитие страны. Относительная легкость, с которой произошло свержение царизма в России, показала, насколько режим Николая II и его опора — помещичье-буржуазные круги — оказались слабы в своих попытках удержать власть.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года имела политический характер. Насущных экономических, социальных и национальных проблем страны она решить не могла. Временное правительство реальной силой не обладало. Альтернатива его власти — Советы, созданные в самом начале февральских событий, контролируемые пока эсерами и меньшевиками, поддерживали Временное правительство, однако пока еще не могли взять на себя ведущую роль в осуществлении радикальных преобразований в стране. Но на этом этапе Советы поддерживала и армия, и революционный народ. Поэтому в марте — начале июля 1917 года в России сложилось так называемое двоевластие — то есть одновременное существование в стране двух властей.

Окончательно мелкобуржуазные партии, имевшие тогда большинство в Советах, уступили власть Временному правительству в результате июльского кризиса 1917 г. Дело в том, что в конце июня — начале июля на Восточном фронте германские войска перешли в мощное контрнаступление. Не желая отправляться на фронт, солдаты Петроградского гарнизона решили организовать восстание под руководством большевиков и анархистов. Отставка некоторых министров Временного правительства еще больше накалила обстановку. Среди большевиков по поводу происходящего не было единого мнения. Ленин и часть членов центрального комитета партии считали восстание преждевременным.

С 3 июля в столице начались массовые демонстрации. Несмотря на то, что большевики старались направить действие демонстрантов в мирное русло, начались вооруженные столкновения между демонстрантами и войсками, подконтрольными Петросовету. Временное правительство, перехватив инициативу, с помощью войск, прибывших с фронта, пошло на применение жестких мер. Демонстранты были расстреляны. С этого момента руководство Совета отдало всю полноту власти Временному правительству.

Двоевластие окончилось. Большевики были вынуждены уйти в подполье. Началось решительное наступление властей на всех недовольных политикой правительства.

Итоги февральской революции: Свержение самодержавия; установление демократической республики; введение демократических свобод, гражданского равенства и неприкосновенности личности => демократизация общественно-политической жизни в стране.

 

Причины Октябрьского переворота: нерешенность аграрного вопроса, продовольственный кризис, инфляция и рост цен, кризис власти (в стране сложилось двоевластие), участие в войне вызвало недовольство, которое усиливалось агитацией большевиков.

Ход:К осени 1917 года в стране вновь назрел общенациональный кризис, создавший почву для новой революции.

Постепенная большевизация Советов, армии, разочарование пролетариата и крестьянства в способности Временного правительства найти выход из кризиса сделали возможным выдвинуть большевикам лозунг «Вся власть Советам», под которым в Петрограде 24-25 октября 1917 года им удалось совершить переворот, названный Великой Октябрьской революцией. На II Всероссийском съезде Советов 25 октября было объявлено о переходе власти в стране к большевикам. Временное правительство было арестовано. На съезде были обнародованы первые декреты советской власти — «О мире», «О земле», образовано первое правительство победивших большевиков — Совет народных комиссаров, которое возглавил В.И.Ленин. 2 ноября 1917 года советская власть утвердилась в Москве. Почти повсеместно армия поддержала большевиков. К марту 1918 года новая революционная власть утвердилась по всей стране.

Создание нового государственного аппарата, наталкивавшееся на первых порах на упорное сопротивление прежнего чиновничьего аппарата, было завершено к началу 1918 года. На III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года Россия провозглашалась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Российская Советская федеративная социалистическая республика (РСФСР) была учреждена в качестве федерации советских национальных республик. Ее высшим органом стал Всероссийский съезд Советов; в перерывах между съездами работал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), обладавший законодательной властью.

Правительство — Совет народных комиссаров — через образованные народные комиссариаты (наркоматы) осуществляло исполнительную власть, народные суды и революционные трибуналы — власть судебную. Были образованы особые органы власти — Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), отвечавший за регулирование экономики и процессы национализации промышленности, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) — за борьбу с контрреволюцией. Основной особенностью нового государственного аппарата было слияние законодательной и исполнительной власти в стране.

Причины победы большевиков: Среди множества факторов стоит отметить, прежде всего то, что сила российской буржуазии не соответствовала уровню развития капитализма (из-за огромной роли иностранного капитала и государства в экономике). Это предопределило относительную слабость либеральных политических сил. В то же время отсутствие полноценного частнособственнического строя в деревне, мощные пережитки традиционного, общинно-уравнительного сознания и глубокое недоверие народных масс к “барам” (т.е. высшим и образованным слоям общества) — все это способствовало быстрому распространению социалистических идей, близких массам своим радикальным и “коллективистским” духом, и колоссальному усилению социалистических партий. Огромный “левый флюс” крайне затруднял формирование стабильного политического режима.

Важнейшими дестабилизирующими факторами являлась продолжавшаяся мировая война (выйти из которой можно было, лишь заключив сепаратный мир, что единодушно осуждалось тогда всеми политическими силами), нерешенность аграрного вопроса, сложное экономическое положение и, наконец, острейший кризис власти, вызванный падением самодержавия и двоевластием. Кадеты даже в коалиции с меньшевиками и эсерами не могли заполнить этот вакуум власти, а противоречия между ними не позволили быстро реформировать страну, ни решительно бороться с революционной стихией.

В результате быстрой радикализации масс, отсутствия твердой государственной власти формировавшаяся демократия быстро превращалась в безвластие и охлократию (власть тьмы). Большевики в этих условиях сумели полностью реализовать свои преимущества: твердую политическую волю, стремление к власти, гибкую, но единую партийную организацию и широчайшую сверхпопулистскую агитацию. Они сумели решительно оседлать революционноанархическую стихию (которую сами же всемерно поощряли) с ее огромным зарядом социальной ненависти, нетерпения, жажды уравнительной справедливости и, используя слабость Временного правительства, прийти к власти.

Главной причиной победы большевиков была массовая поддержка населением страны первых советских декретов, носивших общедемократический характер и отвечавших жизненным интересам большинства населения страны. На национальных окраинах победе советской власти способствовали Декларация прав народов России, Обращение к трудящимся-мусульманам Востока, обещавшие народам суверенитет, равенство, право на самоопределение, свободное развитие национальных культур и традиций. У большевиков была хорошая партийная организация, их лидеры отличались целеустремленностью, хорошими организаторскими способностями, стремились к власти. В результате они сумели создать, как говорил В.И. Ленин, «подавляющий перевес сил в решающий момент в решающих пунктах». Немаловажно, что они сумели установить свой контроль над армией. Что касается антибольшевистских сил, то они, напротив, были разобщены, инертны и дезорганизованы еще в дооктябрьский период, не имели ярких политических лидеров.

 

«Серебряный век» русской культуры: литература, музыка, живопись..

Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова.

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители "Голубой розы" были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет-ров-Водкин и другие.

Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Музыка, балет, театр.

Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!