Понятие, принципы и предпосылки формирования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России)
Кафедра гуманитарных дисциплин
Лекция по дисциплине «Правоведение»
Тема №1. Основы теории государства и права.
1. Понятие, сущность и теории происхождения государства.
2. Функции государства.
3. Типы и формы государства.
4. Понятие и принципы правового государства.
5. Понятие, сущность и теории происхождения права.
6. Формы (источники) права.
7. Правоотношение: понятие и ее структурные элементы.
8. Правонарушение и юридическая ответственность.
(2 часа)
Понятие, сущность и теории происхождения государства.
Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);
|
|
Общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
1) наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения),
|
|
2) население (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию),
3) территория (государство реализует свои властные полномочия),
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях),
5) система налогов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).
6) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).
|
7) Национальная валюта.
8) Бюджет
9) Государственная символика (герб, флаг, гимн).
Вопрос о происхождения государства является дискуссионным. Причины показываются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально – экономические факторы); в теории насилия (военно – политические факторы) и т.д.
|
|
Названные теории являются наиболее распространенными учениями о способах и процессе появления такого социального института, как государство, включая в себя системы взглядов, выделяющие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.
Основные теории происхождения государств:
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинсвкого. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Существующее социально – экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивление продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Особое место здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – Церкви и религиозным организациям.
Патриархальная теория происхождения государства - к наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образованию государства.
|
|
Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиниться государю.
Договорная теория происхождения государстваполучила распространение в XVII – XVIIIвв. в трудах Ж.Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Теория насильственного происхождения государства в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели в военно – политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы, завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение в XIX в. в трудах Спенсера, Вормса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между органами живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Материалистическая теория происхождения государства – к представителям относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняли возникновение государственности, прежде всего социально – экономическими причинами (возникновение частной собственности).
Психологическая теория происхождения государства – Среди наиболее известных представителей можно выделить Петражицкого, З. Фрейда. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Вместе с тем существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психологических начал личности и возникает государство.
Функции государства
Функции государства— это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся:
1) постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер);
2) в зависимости от значения — на основные и неосновные;
3) в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);
2) экономическая функция (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);
3) функция налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);
4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
5) экологическая функция (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на
себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);
6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).
К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следущие:
1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);
2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);
3) функция сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.
Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
Типы и формы государства.
Типология государства— это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В замости от типов экономического базиса выделяют следующие государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Достоинство данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально – экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) показывает поэтапность, естественно исторический характер развития государства.
В рамках цивилизационного подхода, основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые
характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземлённая» типология государств.
Форма государства— это способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
форма государственного правления — это элемент формы государева, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
власть передается по наследству;
осуществляется бессрочно;
не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Признаки республики:
выборность власти;
срочность;
зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент.
Форма национально-государственного и административно-территориального устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Различают следующие формы:
1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);
2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);
3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся Субъектов центральный государственный аппарат иединая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Политический режим— это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства.
Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;
5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность государственной власти;
7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;
9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
11) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
12) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
13) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную Политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими ре
жимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
4) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
5) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
6) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
7) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).
Тоталитарный режим
Понятие «тоталитаризм» — от лат. «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;
7) господство одной партии, фактическое сращивание его фактического аппарата с государством, запрет оппозиционно запретных сил.
Понятие, принципы и предпосылки формирования
правового государства.
Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения права и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущение злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Можно выделить следующие основные принципы правового государства:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства (Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной);
- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
- верховенства закона ( закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен или приостановлен актами исполнительной власти);
- взаимной ответственности государства и личности;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
- наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!