Ассирийская диаспора на Ближнем Востоке



В Ираке живёт 850 тысяч местных ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.

70 тысяч ассирийцев живут в Иране. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни». В Сирии насчитывается более 100 тысяч ассирийцев[33].

Хасеке (араб. الحسكة) — город на северо-востоке Сирии, административный центр одноимённой мухафазы. Второй по населению город мухафазы (81 809 человек) после г. Эль-Камышлы. Большинство населения составляют ассирийцы и курды. Через Хасеке протекает приток Евфрата Хабур. Расстояние до Дамаска — 600 км, до Алеппо — 494 км, до Дейр-эз-Зора — 179 км.

Первые поселения в Хасеке появились в османскую эпоху, ввиду выгодного географического положения. В 20-е годы прошлого столетия город перешел, как и остальная часть Сирии, под контроль Франции. Изначально все население города было христианским и представлено только ассирийцами. Затем в Хасеке переехали сирийцы из других частей страны и курды с юга Турции. Сегодня в городе большое число церквей, самая известная из которых — собор Св. Георгия.

Экономика города основана на сельском хозяйстве. Хасеке держит первое место в Сирии по выращиванию пшеницы и второе — по хлопку[34].

 

Ассирийская диаспора в Армении

Ассирийцы являются третьим крупнейшим этническим меньшинством в Армении после езидов и русских. По данным переписи 2001 года в Армении насчитывалось 3409 ассирийцев, а по данным главы ассирийской общины Арсена Микаелова на июнь 2011 года в Армении проживало 7000 ассирийцев.

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826—1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койласар (Димитров) и Верхний Двин.

История появления ассирийцев в Армении восходит ко времени более раннему, предшествующему принятие армянами христианства. Обратясь к истории армянского народа (изд. в Ереване в 1971 г., том I, стр. 760-764), мы читаем, что ассирийское влияние ассирийцев - их участие в государственном и культурном строительстве Армении – замечается, начиная со времени царствования зачинателя аршакидской династии Трдата I, т.е. с середины I в. н.э. Доказательством этого служат писания армянских историков, начиная с самого первого из них - Агатангехоса, затем последующих за ним - Фавстоса, Корюна, Хоренаци, Парбеци и др. Все они указывали на то, что в Армянской Церкви особенно впервые века христианства превалировать влияние ассирийцев. Это выражалось в многочисленности пришлого ассирийского духовенства, занимавшего высокие ступени в церковной иерархии, зачастую вплоть до высшей - католикоса всей Армении, в преобладании школ с обучением на ассирийском языке, в переводах ассирийской литературы, в распространенности проассирийских настроений среди армянских светских и духовных лиц. Например, Тер-Миносян, армянский историк советского периода отмечал тот факт, что порой ассирийский язык становился языком армянской церкви, вытесняя во многом даже греческий. Это влияние продолжалось вплоть до VII века. Ассирийские монахи устремляются в Армению, многие из них оседают там навсегда. В армянских хрониках мы часто встречаем имена которые являются явно ассирийскими - Мармара, Брикишо, Шалыта, Авдышо. После осуждения и ссылки Нестора и преследования его сторонников, среди которых были ассирийцы, влияние их в Армении заметно ослабло, а затем и вообще прекратилось[35].

 

Традиционное занятие ассирийцев Армении — земледелие, садоводство, виноградарство, в Иране, Турции, Сирии и Ираке превалирует отгонное скотоводство, в России — ремесла. В Армении значительную прослойку составляет также интеллигенция, в том числе чиновничий класс. Отмечена в целом высокая степень интегрированности[36].

Достаточно высок процент смешанных ассирийско-армянских браков. Среди ассирийцев Европы и Закавказья существует высокий процент ассимиляции с другими народами. Однако особенным образом эта тенденция отмечается в Армении и в диаспоре, где соседствуют армянские и ассирийские общины[37].

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!