Русский космизм и педагогическая мысль.



 

Говоря о влиянии идей космизма на педагогику хотелось бы отметить два имени: Н. Федоров и Д. Андреев. Их педагогические концепции наиболее полно характеризуют педагогику космизма, поэтому заслуживают более пристального к себе внимания.

Н.Ф. Федоров долгое время работал учителем. Естественно, в своих работах, он не оставил область просвещения без своего внимания. Можно сказать, что здесь он предлагает триаду: библиотека, школа, музей. В одной из своих работ он пишет: "При объединении же музея и библиотеки с учебными заведениями, без всяких новых трат, распространение просвещения естественно соединилось [бы] с расширением самого знания, создались бы школы, где не только учились бы, но и научали, приучали к изучению, которые, работая для будущего, в то же время являлись бы и хранилищами прошедшего" [п.8, т.4, с.352.]. Просвещение также должно служить делу единения человечества, поддерживать у учеников уважение к предкам, любовь к истории родного края, страны. Основными элементами педагогического мировоззрения Н. Федорова являются: гуманизм, патриотизм и объединение людей, происходящее с помощью первых двух компонентов. Исследователь А.В. Хуторской пишет: "Н.Ф. Федоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, имеющих определенное значение для системы обучения: а) принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начиная с "малой родины", представленной отцами, дедами, местом жительства, до "большой родины", а затем и всей Вселенной; в) звездное небо - первый учебник для детей - земных путешественников во Вселенной; г) замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея [п.18].

Что касается педагогических идей Д. Андреева, он изложил их в работе "Роза Мира". Цель педагогики по Андрееву можно изложить одним предложением "воспитание человека облагороженного образа" [п. 19, книга XII, глава 1]. Именно так он назвал главу в своей книге.

Далее Д. Андреев дает следующую характеристику человека облагороженного образа:

Чем же может характеризоваться умственный облик такого человека?

Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного мышления и интеллектуальной независимостью; свободными счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого.

Что характеризует его эстетический облик?

Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного.

Что характеризует его облик нравственный?

Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого.

Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный облик такого человека?

Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка лёгкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. [п. 19, книга XII, глава 1, с.415].

Современную педагогическую интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской. Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова, он выдвигает следующие тезисы:

Образование - это не столько "заказ" социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение - вселение в свой мир.

Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека.

Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.

Образование - это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образование - суть творение, а не присвоение.

Образование человека имеет смысл связи времен, создавая будущее, он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое - создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества.

Содержание образования заложено в реальной действительности.

Образование начинается с "малой родины", постепенно расширяемой вовне.

Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия.

Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от физических органов чувств до духовных и душевных.

Подытоживая свои тезисы, он указывает, что "Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии". (А.В. Хуторской).

Остается только добавить, что все это поможет нам воспитать человека - гражданина и патриота, готового трудиться на благо своей страны.

Заключение

 

Тема русского космизма слишком объемная и многогранная, чтобы можно было её рассмотреть в рамках реферата. На эту тему пишутся статьи и диссертации, монографии, проводятся федоровские чтения и семинары по проблемам, охватываемым космизмом. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история и просвещение и естествознание и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности. На наш взгляд это следующие моменты:

Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем.

Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов - родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано.

Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или иных проблем.

Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия".

Все эти идеи получили развитие в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества.

Но наиболее ценным, на наш взгляд, является тот факт, что русский космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных и вселенских проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа. Закончить работу о космизме хотелось бы словами, которые сказал об этом своеобразном течении русской философской мысли исследователь А.И. Субетто: " Он как мощнейший пласт мировых духовных исканий, неожиданно заблиставший драгоценными камнями (бриллиантами и изумрудами) проникновения в суть космического бытия, оплодотворен русской культурой, корни которого не только в культуре Киевской и Московской Руси, в "Повести временных лет", в Ярославской "Правде", в "Слове о полку Игореве", в мощнейшей летописной культуре, живописи Феофана Грека и Андрея Рублева, но и в дохристианской эпохе жизни наших пращуров, с их виденьем Малого Сварожья, с их глубоким пониманием творчества Космоса, единства Космоса и Жизни, с их фрактально-голографическим видением (выражаясь современным языком) устройства космического миропорядка".

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!